Объяснительная записка.
Основная цель ученического самоуправления - подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает нам сделать процесс воспитания в гимназии поистине демократическим, открытым, гуманистическим.
Через самоуправление решаются задачи:
- развитие, сплочение и координация ученического коллектива;
- жизненное самоуправление;
- формирование культуры деловых отношений, навыков ведения деловой документации;
- умение решать проблемы;
- самораскрытие и самореализация личности;
- принцип равноправия в совместной деятельности;
- умение планировать свою деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда;
- повышение требовательности к себе и товарищам;
- воспитание нетерпимого отношения к нарушителям дисциплины;
- адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям;
- разноуровневый подход в организации самоуправления с учетом личностных потребностей школьников, определяющих их цели и профессиональную ориентацию;
- раскрытие школьников как мыслителей, способных прогнозировать свою жизнь;
- формирование готовности участвовать в различных проектах.
Самоуправление учащихся выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива. Самоуправление осуществляется в интересах своего коллектива благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным учащимися по отношению к своей деятельности. Как правило, в повседневной деятельности самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива; организации этой деятельности; в анализе своей работы; подведении итогов сделанного и принятии решений.
Добровольный процесс.
Воспитания по принуждению нет. У каждого участника воспитательного процесса, у педагогов и воспитанников есть потребность и желание совершенствовать самих себя, строить свою жизнедеятельность на основе высоких нравственных ценностей, вырабатывать нормы, обычаи, то есть основы поведения. Отсюда главная функция самоуправления – создавать эти основы.
Задача педагога – воспитать у учащихся уважительное отношение к членам коллектива и на этой основе укреплять сферу дружеских отношений.
Демократический процесс.
В организации воспитательной деятельности учитываются интересы и потребности каждого члена, меньшинства, всего коллектива путем стремления к общему согласию. Функция самоуправления – строить жизнедеятельность коллектива, идя от ученика, его интересов, запросов, идеалов.
Гуманистический процесс.
В воспитательной деятельности должно быть все во имя ребенка и для ребенка. Самоуправление формирует в коллективе атмосферу защищенности каждого его члена. Функция самоуправления – разрабатывать и утверждать нормы гуманистических отношений друг к другу. Эти отношения помогают воспринимать каждого как уникальную личность и способствуют самореализации ее неповторимости. Задача педагога – научить каждого выполнять поручения коллектива через осуществление самоучета, самоконтроля по отношению к окружающим; признавать самоценность человека.
Социальный процесс.
Самоуправление следует рассматривать как фактор социализации личности ребенка, поскольку оно способствует реализации в коллективе социальных функций: информационной, ценностно – ориентационной, нормативной и др. Задача педагога – через самоуправление расширять социальные связи и, используя их, обеспечивать каждому индивиду освоение социального мира, формировать у учащихся умения преобразовывать его, строить свой собственный социальный мир.
Творческий процесс.
Самоуправление способствует социальному, индивидуальному, нравственному творчеству. Инициативное самоуправление – одно из условий проявления учащимися творческой энергии. Задача педагога – направить самоуправление на формирование у воспитанников индивидуального стиля жизни.
Самостоятельный процесс.
Самоуправление, построенное на творческом педагогическом управлении и инициативной самодеятельности учащихся, делает воспитательный процесс самостоятельным, то есть не зависимым от существующих установок, программ. Предоставление педагогической самостоятельности воспитателям и воспитанникам – необходимое условие развития самодеятельности, инициативы, творчества. Задача воспитателя – формирование у учащихся потребности и желания реализации пяти «само»: самоорганизации, самодеятельности, самоуправления, самовоспитания, самообучения.
Самоуправление, на наш взгляд, базируется на следующих принципах:
1. Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.
2. Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов.
3. Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.
4. Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.
5. Целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.
6. Гуманность - действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.
7. Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся.
8. Ответственность - необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.
«Модель ученического самоуправления».
1.1. Структура гимназического ученического совета.
1.2. Нормативно – правовая база, регулирующая функционирование ученического самоуправления.
Основные документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления в нашей гимназии:
- Устав гимназии.
- Правила для учащихся.
- Положение о Совете гимназистов.
В основу этих документов положены нравственные ценности, направленные на уважение личности ребенка, его самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести.
Положение об ученическом Совете гимназистов МОУ Новохоперской гимназии № 1.
Совет гимназистов является высшим органом ученического самоуправления (его решениям подчиняются старосты классов, советы классов и все учащиеся).
Во главе Совета гимназистов стоит Президент. Совет гимназистов состоит из представителей классных ученических собраний (учащиеся 5 – 11 классов).
Заседание Совета гимназистов может проводиться расширенно (с участием старост классов, представителей администрации гимназии, родителей, учителей) и отдельно.
Совет гимназистов обязан:
Отчитываться о проделанной работе на ежегодной отчетной линейке.
1. Принимать и рассматривать все предложения и положения учеников и учителей.
2. Информировать учеников гимназии обо всех принятых им решениях.
3. Отвечать за соблюдение Устава гимназии.
4. Организовывать работу классов и предпринимать действия по сплочению школьного коллектива.
5. Контролировать соблюдение прав учеников, а также выполнение их обязанностей.
6. Организовывать работу Центров ученического самоуправления.
Совет гимназистов имеет право:
- Проводить заседание Совета.
- Выносить ответственные решения (объявлять благодарности, выносить взыскания).
- Вызывать на свое заседание любого ученика.
- Приглашать на свое заседание родителей ученика, учителя или классного руководителя.
- При Совете гимназии создаются центры, каждый из которых отвечает за свой участок работы:
Центр Охраны знаний – следит за соблюдением Устава гимназии, отвечает за организацию декад по предметам. Отвечает за создание условий для учебной деятельности школьников, за сбор информации об учебном процессе.
Центр Среды и здоровья – отвечает за выполнение всех трудовых дел в гимназии, санитарное состояние классных комнат, составление графика дежурства по гимназии. Отвечает за подготовку и проведение спортивных соревнований, сбор информации о спортивных достижениях.
Информационный центр – осуществляет оформление стендов по воспитательной работе, написание объявлений, оформление фотоальбома «Летопись интересных дел», выпуск общегимназической газеты «Мир детства». Отвечает за обмен информацией с другими организациями, следит за работой пресс – центра, радиоцентра, за своевременное информирование о предстоящих школьных мероприятиях, информирование учителей и учеников о поделанной работе Совета гимназистов, подготовка данных для прессы.
Творческий центр – отвечает за подготовку и проведение в гимназии вечеров отдыха, праздников, фестивалей, культурных мероприятий, конкурсов, выставок.
Министерство финансов – ведет учет финансовых средств заработанных учащимися на вечерах, ярмарках, дискотеках и осуществляет распределение этих средств по необходимости на нужды Совета гимназистов. Отвечает за материальную сторону издания газеты «Мир детства» и её продажу.
Центр правопорядка – отвечает за охрану порядка на гимназических мероприятиях, ознакомление учащихся с правилами безопасного поведения, осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка. Организует опеку над детьми, стоящими на внутришкольном учете.
Секретарь – протоколирует заседание Совета гимназистов и оглашает решение совета.
Принято на Совете гимназистов 12 сентября 2003 года
Положение о Президенте Совета гимназистов.
1. Президент избирается всеобщим голосованием на общегимназической линейке.
2. Президентом может быть избран активный, успевающий учащийся 11 класса гимназии:
- от каждого 11 класса выдвигается 1 представитель на должность президента Совета гимназистов, проводят агитацию и предвыборную компанию в течение 3 недель, затем на общешкольной линейке представляют своего кандидата. Он зачитывает свою программу президента.
- при вступлении в должность Президент Совета гимназии приносит присягу и произносит клятву: «Клянусь при осуществлении полномочий президента Совета гимназии МОУ Новохоперской гимназии №1 выполнять требования Устава, уважать и охранять права членов совета, заботиться о ее чести и процветании».
- полномочия Президента начинаются с момента принесения им присяги и прекращаются с истечением срока полномочий (1 год).
3. Президент Совета гимназистов обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех центров Совета, является гарантом прав и обязанностей его членов.
4. Президент, как глава Совета гимназистов является ее высшим должностным лицом, представляющим ее перед администрацией гимназии, педагогическом коллективе.
5. Президент может быть отозван от должности с занимаемого поста, если качество его работы признано неудовлетворительным на Совете гимназистов.
Президент вносит на рассмотрение Совета гимназистов предложения о награждении или поощрении членов организации, отлично зарекомендовавшие себя в учебе, спорте, искусстве.
Принято на Совете гимназистов 12 сентября 2003 года