Цели игры:
-проверка знаний учащихся, их сообразительности и находчивости;
-развитие чувства солидарности, здорового соперничества.
Правила игры.
Игра состоит из двух частей: полуфинал, финал. Участие может принимать любое количество групп по 4 человека.
I часть игры – полуфинал.
1 гейм «Гонка за лидером».
Вопросы составлены по темам:
- Софизмы.
- История математики, физики.
- Вычислительная математика, физика.
Для проведения конкурса требуется – трёхцветный кубик, цвет указывает на тему вопроса. По очереди, бросая кубик команды (группы) отвечают на вопросы. Две команды выходят в финал. Утешительный приз, выбывшим командам – кубик-рубик, со словами: «Величие человека в его способности мыслить» (Паскаль).
2 гейм «Ты мне, я тебе».
Вопросы от каждого участника одной команды каждому участнику другой команды.
II часть игры – финал.
3 гейм «Дальше, дальше, дальше!».
За 3 минуты поочередно команды отвечают на вопросы, составленные из области математики, физики. Чем больше правильных ответов на вопросы, тем больше очков. Вопросы диктуются быстро.
4 гейм «Тёмная лошадка».
За 3 минуты команды, вспоминая, одновременно пишут фамилии учёных математиков, физиков. От количества правильно написанных фамилий – количество очков.
5 гейм «Для зрителей».
Вопросы готовят заранее все учащиеся, лучшие вопросы задаются в конкурсе для зрителей.
- Между конкурсами реклама (проводят зрители), связанная со всем, что касается математики, физики.
Призы:
- Самый вкусный приз – победителям.
- Книги со стихами за 2 место («Нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе» - С. Ковалевская).
- Приз зрителям (готовальня, чертёжные инструменты) – «…Всё в природе подлежит измерению, всё может быть сосчитано» - Н. Лобачевский
Задания к конкурсам.
I часть игры - полуфинал.
1 гейм «Гонка за лидером».
Жёлтая сторона кубика (вычислительная математика, физика).
- Почему передняя ось телеги больше стирается, чем задняя? (передние колёса меньше задних. На одном и том же расстоянии малый круг делает большее число оборотов).
- Продеть пятикопеечную монету в кружок от однокопеечной монеты.
- Строительный кирпич весит 4 кг. Сколько весит игрушечный кирпичик из того же материала, все размеры которого в 4 раза меньше? (4 кг: 64, меньше в 64 раза).
- На морозе стоит взрослый человек и ребёнок, оба одеты одинаково. Кому из них холоднее? (предмет, имеющий площадь меньшую, быстрее остывает по принципу охлаждения воды в большом объёме и маленьком).
- Почтальон сказал:
- - Я сегодня 5 раз поднялся на 10-й этаж и 10 раз на 5-й этаж. Если бы я не спускался, а всё время поднимался вверх, то я бы поднялся на Х этаж. (х =86; 5*(10-1)=45 45+40=85 10*(5-1)=40 85+1=86).
- Под действием каких сил Земля вращается вокруг Солнца, и почему она не падает на него? (всемирное тяготение и быстрое движение; ?ср.з=30 км/ч совершенно вечное орбитальное движение).
- Почему человек может бежать по тонкому льду и не может стоять на нем, не провалившись? (во время движения время действия силы тяжести очень мало).
- Космонавт, передвигаясь по кабине корабля, сделал неосторожное движение и стукнулся. Испытывает ли он боль? (важна оценка взаимодействующих сил).
Красная сторона кубика (софизмы).
- Доказать, что 5=6. (Возьмем тождество 35+10-45=42+12-54. Вынесем общий множитель 5(7+2-9)=6(7+2-9), разделим на общий множитель. 5=6 – ошибка деления 7+2-9=0)
- Доказать, что 2=3.
Имеем: 4-10=9-15 ошибка: (2 – 5/2)2 =(3 – 5/2)2 <=>
4-10+6ј=9-15+6 1/4 |2 – 5/2| = |3 – 5/2|
(2 – 5/2)2 =(3 – 5/2)2
2 – 5/2 = 3 – 5/2
2=3 - Доказать, что 2*2=5.
Имеем числовое равенство: 4:4=5:5 - вынесем общий множитель;
4(1:1) = 5(1:1)
(1:1)= (1:1) =>
4=5 => 2*2=5 – ошибка в вынесении множителя - Доказать, что 4=8.
- Доказать, что 5=1.
5-3=2 22=4
1-3=-2 (-2)2=4 => 5=1 (из равенства квадратов не следует, что числа равны) - Доказать, что 4 руб.= 40000коп.
Мы знаем, что: 2руб.=200 коп. ошибка: возведение денег в квадрат не имеет
22 = 2002 смысла, возводят только числа
4 руб.= 40000 коп.
Синяя сторона кубика (история математики, физики).
- Цифры Древнего Рима: I , V , Х , C , D. Что означают? (1,5,10,100,500)
- Цифры Древней Греции: Г, ?, H, / . Что означают? (5, 10, 100, 1)
- Русские единицы измерения длины: верста (1,0668 км), миля (7,4676 км = 7 верст), сажень (2,1336 м = 3 аршина = 7 футов = 100 соток), фут (304,8 мм), аршин (711,2 мм), дюйм (25,4 мм).
- Совершенное число, где его впервые вывели? (Древняя Греция, число равняется сумме всех своих делителей кроме самого себя: 6=1+2+3, 28=1+2+4+7+14).
- Пифагор и его достижения в науке.
- Архимед и его достижения в науке.
II часть игры – финал.
3 Гейм «Дальше, дальше, дальше!».
Вопросы к первой команде:
- Что такое алгоритм? (порядок решения)
- Алгебра. (раздел математики, изучающий свойства, действия)
- Аксиома. (предложение без доказательства)
- Кому принадлежит изречение: «Всё есть число»? (Пифагор)
- Первая русская женщина математик. (С.Ковалевская)
- Разделение чисел на чётные и нечётные. (Пифагор)
- Парабола. (график квадратной функции)
- Вычислительная техника. (средства для облегчения и ускорения решения задач)
- Биквадратное уравнение. (ах4+вх2+с=0)
- Софизм. (ложное доказательство)
- Продолжительность года. (365,366 дней)
- Площадь. (величина, характеризующая размер)
- Кто ввел умножение? (Лейбниц)
- с2 = а2+в2 (теорема Пифагора)
- Цифра. (знаки для обозначения чисел)
- Чему равно ускорение свободного падения? (9,8 м/с)
- Процент. (сотая часть числа)
- Первая печатная книга по математике, в какой стране издана? (Италия)
- Кому принадлежит изречение: «Геометрия – правительница всех мысленных изысканий»? (Ломоносов)
- Чему равно произведение последовательных чисел, начинающихся с -5 и оканчивающихся 5? (0)
- Кому принадлежит изречение: «Нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе»? (С.Ковалевская)
- Во сколько километр длиннее миллиметра? (в 1млн. раз)
- Миллиард. (1012)
- Радиус окружности.
- Расстояние между двумя точками. (отрезок)
- Чем отличается равномерное движение от неравномерного? (постоянной и переменной скоростями)
- Кому принадлежит изобретение первого календаря? (Ю.Цезарь)
- Что быстрее движется в системе отсчёта: Луна или Солнце, относительно Земли? (Солнце в 3 раза быстрее)
- Пишет ли перьевая ручка в невесомости? (да)
- Назвать самое маленькое простое число. (3)
Вопросы ко второй команде:
- Вектор. (направленный отрезок)
- Геометрия. («измеряю землю»)
- Теорема. (предложение, требующее доказательства)
- Кому принадлежит изречение: «Эврика!»? (Архимед)
- В каком веке появилось отрицательное число? (II в. до н.э.)
- Кто разделил числа на простые и составные? (Пифагор)
- Гипербола. (график обратной функции)
- Монотонные функции. (неубывающая или невозрастающая)
- Квадратное уравнение. (ах2+вх+с=0)
- Единица. (первая цифра N ряда)
- Время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца? (год)
- Величина, характеризующая размер? (объём)
- Кто определил число ?? (Пифагор)
- Первые математические знаки. (цифры)
- Формула. (комбинация математических знаков, букв)
- Чему равно ?? (3,14)
- Пропорция. (равенство отношений двух чисел)
- Что тяжелее 1 тонна металла или 1 тонна дерева? (равны)
- В каком веке жил и работал Пифагор? (VI до н.э.)
- Кому принадлежит изречение: «Геометрия является самым могущественным средством для наших умственных способностей»? (Г.Галилей)
- Когда нельзя сокращать обыкновенную дробь? (несократимую)
- Кому принадлежит изречение: «Математика – царица наук, арифметика – царица математики»? (Гаусс)
- Сколько в километре миллионов миллиметров? (1)
- Триллион. (1018)
- Хорда. (отрезок, соединяющий две точки)
- Когда произведение двух чисел равно их частному? (любое число и 1)
- Сколько простых чисел? (множество)
- Кому принадлежит в России доказательство теоремы о параллельных прямых? (Н.Лобачевскому)
- Плавает ли в невесомости пробка на поверхности воды? (нет)
- Минута, секунда, час. (единицы времени)