Школьное экологическое образование призвано решить одну из важнейших задач - заложить основу формирования личности с новым типом мышления и типом поведения - экологическим. Учащиеся должны понять, что многообразие живых организмов и ландшафта необходимо для сохранения естественных ресурсов не только для сегодняшнего поколения, но и для будущего.
Основная цель экологического образования и воспитания состоит в формировании ответственности за состояние окружающей среды.
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. А чтобы человек научился этому, мы прививаем ему любовь к природе с самого детства. Содержание экологического образования богато и разнообразно и может быть развернуто как на уроках, так и во внеклассной деятельности.
В современных условиях развития начальной школы стараюсь работать творчески, проводить уроки увлекательно и разнообразно. Элементы экологического воспитания можно видеть практически на любом уроке.
Для формирования положительной мотивации и познавательных интересов учащихся на уроках окружающего мира использую элементы проблемно - развивающего обучения и учитываю региональный компонент. Это не только расширяет кругозор моих учеников, но и развивает, воспитывает их. Меняется отношение детей к живому и неживому вокруг них, к их собственным поступкам, к высказываниям и действиям других людей. Дети начинают мыслить экологически, видят окружающий мир не так, как привыкли видеть некоторые из нас.
Таким образом можно сделать вывод, что используя элементы экологического содержания и в учебной деятельности и во внеклассной работе, у учащихся повышается интерес к познанию своего родного края, своей страны, планеты. Это способствует расширению кругозора за счет ознакомления с новыми объектами природы, развитию наблюдательности, способности видеть и ценить красоту природы и беречь ее.
Предлагаю разработку урока «Многообразие насекомых» и внеклассного мероприятия «Заколдованные ужастики» на экологическую тему, проведенные в 1 классе.
Тема урока. Многообразие насекомых.
Цели урока:
- познакомить учащихся с многообразием насекомых, выделить их существенные и отличительные признаки;
- сформировать первичные навыки решения проблемных вопросов
- развивать речь, мышление;
- воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
Оборудование: учебник- тетрадь для учащихся О.Т. Поглазовой, предметные картинки, знаки охраны природы, коллекция насекомых.
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой класса.
2. Проверка знаний и умений учащихся.
На доске предметные картинки с изображением птиц, зверей, посуды.
- Какой предмет лишний. Почему?
- На какие две группы можно разделить животных?
(млекопитающие и птицы).
Назовите отличительные признаки млекопитающих и птиц.
3. Целевая установка.
Отгадав кроссворд, мы узнаем еще название группы животных, с которыми познакомимся на уроке. Их часто называют маленькими непоседами. (Учебник, стр. 21)
1. По миру живет скрипач, Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик) 2. Ростом
мал, но работящий. 3. Летит- говорит, 4. Над цветками я жужжу, |
5. Кто за печкой живет, Спать мне ночью не дает?( Сверчок, жук). 6. На
цветке сидит «цветок», 7. Нос долог, голос тонок. 8. Голубой аэропланчик |
- Кого из этих насекомых вы наблюдали?
4. Работа по теме урока.
А) -Почему их можно назвать непоседами? (Насекомых не так-то просто найти, увидеть: они действительно маленькие непоседы, все время бегают, прыгают, летают).
- Почему эту группу животных назвали «насекомые»? (Слово «насекомое» происходит от слова «насечка», «насекать». Если внимательно посмотреть брюшко бабочки или жука, то можно увидеть на нем поперечные полоски, словно брюшко насечено).
Насекомые - самая многочисленная группа животных, более 1000 видов. Они очень разные по внешнему виду и имеют много приспособлений к жизни. Насекомые живут везде: на воде и под водой, на земле и под землей, в траве, в древесине. Одни насекомые умеют летать, другие ползать, третьи прыгать или бегать.
Б) Выделение существенных признаков насекомых. Определение частей тела насекомых на примере муравья в учебнике и тетради.
-Посмотрите внимательно на насекомых, найдите общие признаки.
Число ног -
Число частей тела -
Есть чувствительные усики? -
Проблемный вопрос: Паук – насекомое или нет?(Нет, у паука 8 ног).
В) Обобщение. Чтение текста стр. 22.
Г) Чем питаются насекомые?
Большинство насекомых питаются растениями - растительноядные. Портят одежду, мебель, даже разрушают дома (моль, термиты). Есть насекомые-хищники. Стрекоза - самый прожорливый хищник. Она съедает в день пищи больше, чем весит сама. Она охотится на комаров и мошек, добычу они ловят ногами. Их ноги покрыты шипами и щетинками, в полете согнуты и сближены так, что получается «ловчая корзина». Самые большие стрекозы достигают в размахе крыльев 19 сантиметров. За 1 час может съесть 40 мух или комаров.
Одним из самых красивых существ являются бабочка. Бабочки питаются нектаром - цветочным соком. Бабочки не приносят вреда, вред доставляют их гусеницы, поедающие листья, цветки.
Есть насекомые-метеорологи. Если стрекозы высоко летают над кустами и подолгу «висят» на одном месте, если кузнечики громко стрекочут- погода будет еще долго хорошей.
Д) Что будет, если исчезнут насекомые?
- Насекомые опыляют растения. Ели исчезнут насекомые, исчезнут и растения.
- Если исчезнут насекомые, исчезнут рыбы, птицы, звери, которые ими питаются.
- Если исчезнут насекомые – санитары, лес будет загрязняться.
Е) Как люди должны относиться к насекомым? (Люди должны оберегать насекомых).
Правила поведения в природе. На доске знаки охраны природы.
-Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
-Не разоряй гнезда шмелей.
-Не разоряй муравейники.
5. Итог урока.
Проверим, насколько вы были внимательны на уроке. Если я говорю верное утверждение, вы показываете зеленый светофор, неверно - красный.
- Слово «насекомое» произошло от слова «насечка», «насекать».
- Паук – это насекомое.
- Стрекоза - это хищник.
- У насекомых три части тела.
- Люди должны уничтожать всех насекомых.
- Муравей - это млекопитающее.
А что запомнилось на уроке?
А вы постарайтесь узнать о насекомых как можно больше и не только из книг, но и из собственных наблюдений.
Игровая программа «Заколдованные ужастики» для учащихся начальных классов
Участники: дети 7-10 лет.
Цели:
создать доверительную, дружелюбную атмосферу;
развивать самосознание, уважение к себе и другим,
развивать умение идентифицировать обстоятельства, поведение и принимать благоприятные для себя и окружающего мира решения.
Подготовительная работа: подготовка плакатов, рисунков на экологическую тему, костюмов для героев.
Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поиграем в интересную и необычную игру. Но, хотя это и игра, тема ее очень серьезна – отношения человека и окружающего нас мира. Что такое окружающий мир? Да это все то, что вокруг нас: воздух, вода, животные, растения, и, конечно же, люди. И если мы хотим быть здоровыми, иметь друзей, пользоваться уважением, то мы сами должны бережно и уважительно относиться к окружающему миру, в противном случае… А вот о том, что может произойти в противном случае, мы узнаем из нашей игры-путешествия. Итак, в путь!
(звучит песня «Дорога Добра» из телефильма «Приключения маленького Мука». Музыка М.Минкова, слова Ю.Энтина).
Дорога добра
Спроси у жизни строгой |
Но если с другом худо. |
Ведущий: Вот мы и прибыли за город, в лес. Лес этот необычный, загадочный. Чего тут только не встретишь! (Показывает на карте Страшляндии». И болото, и дремучая чаща, и целые заросли поганок и мухоморов. Да и вечереет уже. Страшновато становится.
Брр-р! Но ведь среди нас нет трусишек? Ой, что это там булькает?
(Появляется Водяной в сопровождении Лягушек. Лягушки квакают, прыгают, поют песни).
Песня лягушек.
Вода как из ушата,
Льет дождик проливной,
Но пляшут лягушата
На кочках день-деньской.
И желтые кувшинки
На озере цветут.
И песенкой смешинкой
Там лилии растут.
Ведущий: Ой, кто это?
Водяной: Ну, что и вы от меня отворачиваетесь? Боитесь? А ведь когда-то и я был обычным мальчишкой. Тогда меня боялись все обитатели этого пруда. Лягушку мог первым камешком припугнуть!
(Лягушки прыгают от Водяного в разные стороны).
А рыбоглушилку какую классную изобрел! Даже мальки всплыли! Родя, изобрази!
(Лягушонок падает на спину и трясет лапками).
Точно, кверху брюхом. Ну, а мелочь лесная из – под колес моего мопеда еле улепетывала. Но однажды все кончилось. Заехал я на железном своем коне сюда, к пруду, помыл мопед, напустил, как всегда, в воду грязи да бензина. Гляжу, а это уже и не пруд вроде, а настоящее болото, и сам я очутился на дне, позеленел, перепонки между пальцами отросли, посмотреть на себя страшно. Теперь мерзну вот тут в сырости, прохожих пугаю. Тоска. А может вы, ребята, мне поможете? Так хочется обратно в мальчика превратиться!
Ведущий: Да как тебя расколдовать-то? Подскажи!
Водяной: Эх, надо одну загадку отгадать.
Ведущий: Ну, что, ребята, поможем Водяному?
Водяной: Слабо вам! Уж больно загадка заковыристая. Ну да ладно, все равно другого выхода нет. Ребус надо отгадать. Водный.
Ведущий: Давай сюда свой ребус. (Показывает ребус).
Водяной: Спасибо вам, ребята. Теперь я на всю жизнь запомню, как нужно к природе относиться, да и вам советую не забывать, чтобы на моем месте не оказаться.
Ведущий: Какие еще необычные встречи обещает нам сказочный лес? Вокруг так таинственно и тихо…
(Появляется Баба Яга).
Ведущий: Вот так встреча! Вот так страшилка! Неужели и она ненастоящая?
Баба Яга: Сама не пойму, что я такое плохое сделала?
(Здоровается со всеми ребятами за руку, проходит, садится на пенек).
Ведущий: А что случилось с вами, бабушка?
Баба Яга: Какая я вам бабушка? Я девочка, только заколдованная. А случилось это так. Ну, любила я это … слегка привра… короче, прихвастнуть. Надеру цветов в лесу, уставлю ими свою комнату, а девочкам хвастаю, что это поклонники их мне прислали. Или вот, к примеру, весь наш класс занимался в кружке юных космонавтов, а я объявила, что меня в отряд настоящих космонавтов приняли. И что я готовлюсь к полету на Луну. Так вот я до сих пор и летаю, только не в ракете на Луну, а в ступе. А так хочется вернуться обратно домой, а не носиться ночью по глухому лесу. Как же я соскучился по своей мягкой кроватке!
Ведущий: Ну что, ребята попробуем ей помочь? Что от нас требуется?
Баба Яга: Я загадаю вам загадки, а вы их должны отгадать.
1.Катится катушка,
Не зверь, не пташка,
Не камень, не вода
Не отгадаешь никогда (Луна).2.Нехожена дорожка
Посыпана горошком. (Небо и звезды).
И это знаете? Ура! Наконец-то расколдована, и я смогу вернуться домой! Спасибо вам, я постараюсь больше в ужастики не попадать.
Ведущий: Уфф, ребята! Давайте-ка немного отдохнем. Давно уже мы путешествуем по лесу, узнаем от ужастиков, как нельзя себя вести в лесу. А вот, что мы знаем о самом лесе и его обитателях?
Викторина «Лесная»
1.Что цветет без всякого цвета? (папоротник)
2.Хоть на кошку не похожа,
Но ты ей не скажешь «брысь».
Буду при встрече осторожен,
Потому что это … (рысь)3.Для чего ежи подбирают и накалывают на свои иголки грибы, ягоды, яблоки?
(Ежи любят сильные ароматные запахи, а питаются они в основном насекомыми)4.Платье потерялось, пуговки остались (Рябина)
5.Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох).
6.Почему в лесу лужи высыхают медленнее, чем на открытой местности?
(В лесу нет ветра и больше тени).
Ведущий: Ну, вот мы и передохнули, а теперь – снова в путь. Может быть, еще кто-нибудь нуждается в нашей помощи.
(Из-за ширмы в зал летят шишки. Появляется Леший. Звучит песня Лешего).
А это еще кто?
Леший: Я – Леший Лишевич. Правда ненастоящий, заколдованный. Сейчас начну вас в чащу заманивать, следы запутывать. Страшно?
Ведущий: Что ты, Леший! Ребята здесь не робкого десятка, правда? Говори, что тебе от нас нужно?
Леший: Дело вот в чем. Был когда-то я туристом. В лес ходить любил, пикники устраивал. А вот лес меня невзлюбил. Не понравилось, видите ли, козявкам, что я банки-склянки везде разбрасывал, муравейники разорял и грибы сшибал. Однажды чуть лесной пожар не начался, когда я костер забыл потушить. Звери удирали со всех ног. Вот и заколдовали меня. Теперь я сам банки за туристами собираю да костры забытые тушу. Думаете, хорошо в грязи жить? Помогите мне, ребята, из леса выбраться расколдоваться. Ведь в таком виде я в городе и показываться не могу.
Ведущий: А что нужно сделать?
Леший: Есть тут у меня одна картина для шибко внимательных. Отыщите на ней всех божьих коровок. Это не так просто, как кажется. (Картина, на который изображены божьи коровки).
Ведущий: Что ж, нам внимательности не занимать. Кто из вас, ребята, хочет выручить Лешего?
Леший: Ура-а-а! Я расколдован! Спасибо! Знали бы, как мне все надоело: и шкура клочьями и совы-сплетницы, и мусор в лесу. В «зеленые» что ли податься? А что, буду природу защищать. Без лесов мы все задыхаться начнем. Пока, ребята! Счастливо оставаться!
Ведущий: Вот и подошло к концу наше путешествие по сказочному лесу. Чему же научили нас его необыкновенные обитатели? Вот и хорошо. Давайте всегда об этом помнить. А теперь я хочу предложить Вам одну маленькую игру на внимательность.
Угадайте героев сегодняшней встречи.
1.Если вымоешь «велик» в речушке,
Кто-то с грустной улыбкой лягушки
Тут же вынырнет из пузырьковой,
Заколдует тебя, так и знай,
А в кого, поскорей угадай. (Водяной)
2.Если выбросишь ржавую банку
И костер не погасишь лесной,
Тут же вместо тебя на полянку
Прыгнет некто с мохнатой спиной.
Быстро имя его угадай –
И в ужастики не попадай! (Леший)
3.Если другу наврешь вдохновенно,
Честным словом. поклявшись опять,
Будешь вечно по темному лесу
Ты с метлою на ступе летать.
Жизнь такая, конечно, не рай.
Как тебя назовут – угадай? (Баба Яга)
Ведущий: Надеемся, что никто из вас, ребята не захочет превратиться в Лешего, Водяного или Бабу Ягу. Мы хотим подарить вам нашу любимую песню.
Если добрый ты.
Слова М.Пляцковского
Музыка Б.Савельева
Дождик босиком по земле прошел,
Клены по плечам хлопал.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот – плохо!Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот – трудно!С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь, с ними веселей.
А когда наоборот – скучно!