Цели:
1) Познакомить учащихся с краткой биографией В.П.Некрасова.
2) Показать поведение, поступки, чувства героя рассказа В. П. Некрасова Сеньки перед лицом смерти.
3) Продолжить работу по формированию умения обобщать, выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Оформление:
1) Выставка книг «ВОВ в художественной литературе».
2) Портрет В. П. Некрасова.
3) Иллюстрации к рассказу: «Налет вражеской авиации»,
«Взорванный мост».
Музыкальное оформление:
1) «Священная война» музыка Александрова
2) «До свидания, мальчики» в исп. Б. Окуджавы.
Эпиграфы:
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Ю. Друнина.
Как ни ужасна война, все же она обнаруживает
духовное
величие человека, бросающего вызов своему
сильнейшему врагу-смерти.
Генрих Гейне.
Ход урока
I. Вступительная часть.
Звучит мелодия «Вставай, страна огромная».
Впервые эта песня прозвучала в 1941 году. Слова этой песни принадлежат Лебедеву-Кумачу, музыка - Александрову.
— Какому событию в истории нашей страны посвящена эта песня?
— Когда началась война?
— Кто встал на защиту Отечества?
Эта песня стала своеобразным народным гимном, объединившим все силы страны на борьбу с гитлеровским фашизмом. И в наши дни эта песня хорошо известна всем и является символом нашей победы.
— Ребята, а откуда вам известно о ВОВ?
Подтверждением ваших ответов прозвучит стихотворение Николая Старшинова:
Война! Твой страшный след
Живет в архивах пыльных,
В полотнищах побед
И в наилучших фильмах.
Война! Твой горький след-
И в книгах, и на полках…
С каждым днем становятся все дальше и дальше от нас героические и трагические годы ВОВ. Скоро наш народ будет отмечать 62-ю годовщину Победы над фашисткой Германией. Это уже более полувека.
Время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа. Литература и искусство выступают как хранители памяти поколений.
В числе ушедших защищать Родину - тысячи писателей и поэтов. Многие из них не вернулись домой.
По горячим следам войны создавали свои произведения поэты, прозаики, надевшие военную форму.
Мы подготовили выставку книг писателей – фронтовиков, с творчеством которых вы уже знакомы и будете знакомиться на уроках. Перед вами книги Г. Бакланова, Василя Быкова, М. Шолохова, В. Астафьева, А. Твардовского, В. Некрасова.
Писатели – фронтовики основной темой своего творчества избрали тему: «Человек на войне». Именно об этом мы сегодня будем говорить на уроке.
II. Основная часть.
Тема нашего внеклассного чтения – «Человек на войне» по рассказу В. П. Некрасова «Сенька».
Чем живет человек на войне, его мысли, чувства, поступки, переживания – все это легло в основу произведений В. П. Некрасова, в основу его рассказа «Сенька». В. П. Некрасов принадлежит к поколению, которое пришло в литературу, опаленное огнем войны.
а) Семиклассник приготовил небольшое сообщение о В.П.Некрасове (доклад).
б) Работа с текстом.
Звучит песня Б. Окуджавы.
Ах, война,
Что ж ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры
На пороге едва помаячили,
И ушли за солдатом солдат…
До свидания, мальчики, мальчики…
Постарайтесь вернуться назад…
На защиту Отечества встали все: от мала до велика. Ушел на фронт и Сенька – главный герой рассказа. Сенька – молодой парень из далекого сибирского села.
— Что еще вы можете сказать о главном герое рассказа?
И вот Сенька попадает в совершенно другой мир, страшный, неизвестный. Он на передовой, один в окопчике.
— Вспомните, каким эпизодом автор начинает рассказ? Почему?
Что изображено на иллюстрации?
— Какое чувство охватывает Сеньку?
Обратимся к эпиграфу нашего урока. Автором этих слов является поэтесса, фронтовик Юлия Дунина.
— Какое слово является главным, ключевым в этих строчках?
Страх!
Именно чувство страха испытывает герой рассказа Сенька, оставшись в окопчике один.
— Чему учили Сеньку перед тем, как отправить на передовую?
Хочу привести воспоминание В. П. Некрасова о том, как он, будучи 30-летним, попадает впервые на фронт.
«Учили солдат тому, что сами не знали. На весь батальон – в нем было около 1000 человек – одна боевая винтовка образца 1891 года. На стрельбах за всю зиму каждому полагалось по одному патрону. В результате, в первом же бою полегла половина ребят».
— Учили одному, а получалось совсем другое. Найдите подтверждение в тексте.
Страх постепенно овладевает Сенькой. Автор стремится к максимальной точности в передаче чувств и мыслей Сеньки.
— Какая мелькнула мысль у Сеньки, когда он увидел проползающего Титкова?
Сейчас Титкова перевяжут, и он будет лежать в медсанбате на соломе.
— Какой поступок совершает Сенька?
— Понимает ли он, что совершил, осознает ли Сенька свой поступок?
— Что движет Сенькой, когда он простреливает себе руку?
Только страх, ни о чем другом Сенька и не думает.
— Слышит ли Сенька, что о его поступке говорят окружающие?
— Вспомните слова лейтенанта, доктора.
Сенька ничего не видит, не слышит. Им руководит только одна мысль – уйти из этого ада, от этого гула самолетов и рвущихся бомб.
— Каким выражением описывает автор психологическое состояние Сеньки?
Осознание того, что он совершил, происходит позднее. И слова, сказанные лейтенантом, только потом доходят до Сенькиного мозга.
— Куда попадает Сенька после «ранения»?
— Чем палатка №4 отличается от других палаток?
— С кем встречается здесь Сенька?
— Что узнаем мы об Ахрамееве из рассказа?
Сенька и Ахрамеев – оба «леворучники».
— Можно ли между ними поставить знак равенства? Если нет, то почему?
— С кем еще встречается в «санбате» Сенька?
— Что мы знаем о Николае?
— Почему Сенька тянется к Николаю, а Ахрамеев вызывает чувство брезгливости?
Важно вспомнить о том, какие взаимоотношения складывались у Сеньки с окружающими до совершения проступка, и как они изменились после того, как все узнали, что Сенька – «леворучник».
Внешне ничего не изменилось, но возникла стена молчаливого отчуждения. А самое страшное – это молчание Николая.
— Как воспринимает это молчание Сенька?
— Что происходит дальше с героем?
(Ученик подробно рассказывает эпизод, который изображен на этой иллюстрации).
Сенька не просто попадает на передовую, он совершает подвиг, при этом не осознавая того, что это подвиг.
— Через что сумел перешагнуть Сенька?
Через свой страх, Сенька сумел победить в себе свой страх.
— Можно ли высказывание немецкого поэта Генриха Гейне (2 эпиграф) отнести к Сеньке?
Да, Сенька сумел обнаружить в себе духовное величие, поборов в себе страх, бросив вызов своему врагу – смерти.
в) Наше время. Вывод.
Более шестидесяти лет отделяет наше поколение от тех трагических событий, почему нужно вновь и вновь говорить о страшной войне?
Потому что опять идут кровопролитные войны.
Звучит песня дальше «До свидания, мальчики».
— Почему и для чего поведал Некрасов судьбу Сеньки?
И сегодня есть судьбы, похожие на судьбу Сеньки. Идут на войну его ровесники. И им страшно, и им нужно преодолеть, перешагнуть свой страх, и они опять стоят перед выбором: выжить или умереть. Работают суды, ведутся следствия по делу «леворучников».
Рассказ «Сенька» был написан В. П. Некрасовым в 1956 году. Но он как нельзя подходит к событиям наших дней.
III. Домашнее задание:
1) Дописать рассказ о судьбе Сеньки.
2) Подбор материалов из газет об участниках сегодняшних войн, об их судьбах, похожих на судьбу Сеньки.