Цели: формирование умения определять тему текста и его частей; формирование умения составлять вопросы к тексту; формирование умения выделять части текста при записи.
Оборудование и материалы к уроку: ноутбук, проектор, презентация, текст “Первая охота”, учебная тетрадь “Моя письменная речь” (автор Г.С.Щеголева).
Ход урока
I. Объявление темы урока.
- Сегодня мы будем писать изложение по рассказу писателя, портрет которого видите на слайде. Кто может назвать его имя, отчество и фамилию? Какие рассказы В.В.Бианки вы знаете? Чем они вам нравятся? В каком произведении В.В.Бианки говорится о следующем герое?
II. Ознакомление с текстом. Обоснование заголовка.
- Прочитай рассказ.. Объясни, почему он называется “Первая охота”?
Первая охота
Ящерка сидела на камне и грелась на солнышке.
К ней подкрался щенок и схватил её за хвост. Ящерка извернулась и убежала. Остался у щенка только хвост в зубах. Щенок фыркнул и отбросил его.
А ящерка сидит под камнем и новый хвост отращивает.
(По В.В.Бианки)
- Какой случай описан в тексте?
- Почему щенку удалось схватить ящерку за хвост? Прочитайте, как об этом сказано.
- Как ящерке удалось спастись? Как об этом сказано в тексте? Как понимаете слово “извернулась”? А вот как толкуется значение слова в словаре Ожегова. - Чего щенок не знал? Прочитайте, что он сделал с хвостом.
- Почему охота была неудачной? (Щенок маленький, он еще не умеет охотиться, многого не знает.)
- Что нужно объяснить после чтения текста? (Обоснование заголовка). Объясните.
III. Постановка учебной задачи. Составление вопросов к тексту.
- Прочитайте вопрос урока. Чему будем учиться на уроке?
- Сегодня будем учиться составлять вопросы к тексту так, чтобы они помогали написать изложение. - Сколько частей выделено в тексте? Как вы догадались?
- Составим вопрос к первой части. Прочитайте в учебной тетради, с какого слова нужно начать вопрос. Какие важные по смыслу слова из предложения отвечают на этот вопрос? (На камне.)
- Какие вопросы можно составить к первому предложению? (Где сидела ящерка? Где ящерка грелась на солнышке?)
- По какому из этих вопросов легче составить предложение? Почему? (Последний вопрос содержит больше слов для ответа.)
- Как составили вопрос к предложению? (Задали слово-вопрос к важным по смыслу словам и добавили слова из предложения.)
- Прочитайте часть, в которой рассказывается о том, как развивались события.
- Сколько вопросов нужно поставить к этой части? (Четыре.) Почему? (В ней четыре предложения.)
- К каким предложениям тетрадь помогает составить вопросы?
- Как тетрадь помогает найти в предложении важные по смыслу слова? (Предлагает слова-вопросы.)
- Кто хочет самостоятельно составить вопросы к предложениям основной части? Сделайте это в тетради.
- Кто хочет поработать в паре с соседом по парте? Работайте.
- Кто будет работать вместе со мной? Прочитайте первое предложение. Чьи действия в нем описаны? Составьте вопрос, включив в него названия этих действий.
На доске появляются коллективно составленные вопросы, а дети записывают их в тетрадях.
- Проверим, какие вопросы вы поставили самостоятельно и работая в паре. (Вопросы сравниваются со словами, написанными на доске, выясняется, по каким их них легче составить предложение, вспомнить, о чем в нем говорится.)
- О чем говорится в последнем предложении? С какого слова начинается это предложение? Это слово соединяет заключительное предложение с предыдущей частью.
- Составьте вопрос к последнему предложению самостоятельно и запишите его в тетради.
IV. Подготовка к записи текста.
- В каких словах нужно подчеркнуть буквы? Какие слова нужно выписать? (Приложение 11). Почему важно найти и выписать трудные слова? - Зачем нужно отделить линиями вопросы к первой и второй частям? (Чтобы не забыть выделить части при записи.)
- Теперь вам нужно закрыть текст и по вопросам написать. Расскажите, как будете составлять предложение по вопросу?
- Предложения в тексте должны быть связаны между собой. Как проверить, связано ли составленное предложение с предыдущим? (Прочитать предыдущее предложение и сказать следующее за ним.)
V. Запись текста по вопросам. Проверка.
- Прочитать записанный текст. Проверить все ли в нем понятно.
- Проверить, правильно ли выделили части при записи. Как это сделать? (Вопросы к каждой части отделены линией.)
- Проверьте грамотность. Прочитайте по слогам каждое слово. Сравните слова в изложении с выписанными и с теми, в которых подчеркнуты и выделены буквы.
VI. Итог урока.
- Почему важно уметь ставить вопросы к тексту?