Развитие письменной речи учащихся 2-го класса на уроках русского языка. Изложение текста по коллективно составленным вопросам

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Цели: формирование умения определять тему текста и его частей; формирование умения составлять вопросы к тексту; формирование умения выделять части текста при записи.

Оборудование и материалы к уроку: ноутбук, проектор, презентация, текст “Первая охота”, учебная тетрадь “Моя письменная речь” (автор Г.С.Щеголева).

Ход урока

I. Объявление темы урока.

- Сегодня мы будем писать изложение по рассказу писателя, портрет которого видите на слайде. Кто может назвать его имя, отчество и фамилию? Какие рассказы В.В.Бианки вы знаете? Чем они вам нравятся? В каком произведении В.В.Бианки говорится о следующем герое?

II. Ознакомление с текстом. Обоснование заголовка.

- Прочитай рассказ.. Объясни, почему он называется “Первая охота”?

Первая охота

Ящерка сидела на камне и грелась на солнышке.

К ней подкрался щенок и схватил её за хвост. Ящерка извернулась и убежала. Остался у щенка только хвост в зубах. Щенок фыркнул и отбросил его.

А ящерка сидит под камнем и новый хвост отращивает.

(По В.В.Бианки)

- Какой случай описан в тексте?

- Почему щенку удалось схватить ящерку за хвост? Прочитайте, как об этом сказано.

- Как ящерке удалось спастись? Как об этом сказано в тексте? Как понимаете слово “извернулась”? А вот как толкуется значение слова в словаре Ожегова. - Чего щенок не знал? Прочитайте, что он сделал с хвостом.

- Почему охота была неудачной? (Щенок маленький, он еще не умеет охотиться, многого не знает.)

- Что нужно объяснить после чтения текста? (Обоснование заголовка). Объясните.

III. Постановка учебной задачи. Составление вопросов к тексту.

- Прочитайте вопрос урока. Чему будем учиться на уроке?

- Сегодня будем учиться составлять вопросы к тексту так, чтобы они помогали написать изложение. - Сколько частей выделено в тексте? Как вы догадались?

- Составим вопрос к первой части. Прочитайте в учебной тетради, с какого слова нужно начать вопрос. Какие важные по смыслу слова из предложения отвечают на этот вопрос? (На камне.)

- Какие вопросы можно составить к первому предложению? (Где сидела ящерка? Где ящерка грелась на солнышке?)

- По какому из этих вопросов легче составить предложение? Почему? (Последний вопрос содержит больше слов для ответа.)

- Как составили вопрос к предложению? (Задали слово-вопрос к важным по смыслу словам и добавили слова из предложения.)

- Прочитайте часть, в которой рассказывается о том, как развивались события.

- Сколько вопросов нужно поставить к этой части? (Четыре.) Почему? (В ней четыре предложения.)

- К каким предложениям тетрадь помогает составить вопросы?

- Как тетрадь помогает найти в предложении важные по смыслу слова? (Предлагает слова-вопросы.)

- Кто хочет самостоятельно составить вопросы к предложениям основной части? Сделайте это в тетради.

- Кто хочет поработать в паре с соседом по парте? Работайте.

- Кто будет работать вместе со мной? Прочитайте первое предложение. Чьи действия в нем описаны? Составьте вопрос, включив в него названия этих действий.

На доске появляются коллективно составленные вопросы, а дети записывают их в тетрадях.

- Проверим, какие вопросы вы поставили самостоятельно и работая в паре. (Вопросы сравниваются со словами, написанными на доске, выясняется, по каким их них легче составить предложение, вспомнить, о чем в нем говорится.)

- О чем говорится в последнем предложении? С какого слова начинается это предложение? Это слово соединяет заключительное предложение с предыдущей частью.

- Составьте вопрос к последнему предложению самостоятельно и запишите его в тетради.

IV. Подготовка к записи текста.

- В каких словах нужно подчеркнуть буквы? Какие слова нужно выписать? (Приложение 11). Почему важно найти и выписать трудные слова? - Зачем нужно отделить линиями вопросы к первой и второй частям? (Чтобы не забыть выделить части при записи.)

- Теперь вам нужно закрыть текст и по вопросам написать. Расскажите, как будете составлять предложение по вопросу?

- Предложения в тексте должны быть связаны между собой. Как проверить, связано ли составленное предложение с предыдущим? (Прочитать предыдущее предложение и сказать следующее за ним.)

V. Запись текста по вопросам. Проверка.

- Прочитать записанный текст. Проверить все ли в нем понятно.

- Проверить, правильно ли выделили части при записи. Как это сделать? (Вопросы к каждой части отделены линией.)

- Проверьте грамотность. Прочитайте по слогам каждое слово. Сравните слова в изложении с выписанными и с теми, в которых подчеркнуты и выделены буквы.

VI. Итог урока.

- Почему важно уметь ставить вопросы к тексту?

Приложение