Цель:
Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.
На занятиях художественно-эстетического цикла решаются задачи творческого развития детей раннего возраста, а именно:
- развивать у детей интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге, картоне, ткани и др.,
- познакомить детей с различной техникой: монотипия, диатипия, витраж, коллаж, печать с картинками и др.,
- способствовать возникновению интереса к экспериментированию,
- использовать полученные навыки и умения для оформления спектаклей, подготовки атрибутов, бутафорий и т.д.
К концу года ребенок должен освоить доступные в раннем возрасте нетрадиционные техники рисования: монотипия, рисование пальчиками, ниткопись, раздувание пятна и др.
Предлагаем некоторые нетрадиционные способы рисования доступные для детей раннего возраста:
Монотипие.
Монотипие – одна из простейших графических техник, происходит от греческих слов monos – один и typos – отпечаток. Количество красок – любое. Результат – изображение, отличающееся мягкостью и легкой расплывчатостью очертаний.
Вместе с ребенком переведите на бумагу рельефный рисунок со значка или монеты, оттисните на бумагу донышко стакана, квадратной коробочки, треугольный предмет. Это позволит вам подвести его к понятиям: “верх” и “низ”, “прямое” и “зеркальное” изображение. Важно выработать у ребенка внимательно смотреть и видеть, наблюдать и задумываться. Форма листа заставляет каждый раз по-новому обдумывать рисунок.
Это один из примеров игры с детьми, способствующий развитию памяти, глазомера, помогающий развивать простейшие мыслительные операции. С такой игры советуем начать с ребенком освоение графики:
Согнув лист бумаги пополам, нанесите несколько капель жидкой краски на одну часть листа, накройте второй половиной листа, развернув, вы увидите необычные узоры. Их можно назвать кляксами, но лучше увидеть цветы и звезды, облака и глубоководные рыбы.
Если нарисовать на одной половине листа бабочку со сложенными крыльями, накрыть изображение второй половиной, то можно увидеть, что бабочка расправила крылья и собирается взлететь.
При помощи этих незамысловатых приемов легко объяснить детям законы симметрии.
Диатипие – разновидность монотипия.
Тампоном или краской нанесите легкий слой краски на гладкую поверхность картонной папки. Сверху положите лист бумаги и предложите ребенку что-нибудь нарисовать карандашом или просто заостренной палочкой, стараясь не давить сильно на бумагу. На той стороне, которая была прижата к картону, получается оттиск – зеркальное отображение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном.
Освоив технику в одном цвете, можно приступать к работе с несколькими красками.
Линогравюра.
На картон наклейте вырезанные узоры, силуэты, затем нанесите тушь или краску тампоном из мягкой тряпочки на весь лист. На поверхность со свеженанесенной краской положите лист бумаги, прижмите рукой и протрите ложечкой. Протрите круговыми движениями, тщательно разгладьте там, где лист соприкасается с картоном. Получилось цветное изображение. А в местах, где протирка сделана не очень плотно, видны широкие штрихи. Силуэты выходят цветные, а вокруг них белый ореол. Фон, в зависимости от шероховатости картона будет, где темнее, а где светлее.
Пальцевая живопись (хэппинг).
У нас есть десять кисточек, которые всегда с нами – это наши пальчики.
На каждый пальчик-кисточку своя краска. Можно рисовать точками, пятнышками, разводами. Освоив живопись пальцами, попробуйте рисовать ладошками или ногами на листе или водой на асфальте.
Ниткопись.
Техника “Ниткопись” - вызывает бурный восторг детей.
Вам понадобятся нитки № 10, набор разведенных гуашевых или акварельных красок, которые необходимо время от времени размешивать. Нужна бумага.
Нитки нарежьте так, чтобы ими было удобно работать. Опустите нить в краску, чтобы она пропиталась. Держа ее за кончик, аккуратно уложите на лист бумаги и накройте другим листом так, чтобы кончик нити высовывался. Держите верхний лист, а нитку вытягивайте. А теперь посмотрите, что получилось и на что похоже это изображение, недостающие детали дорисуйте кистью, карандашом или фломастером.
Бумажная пластика.
Бумажная пластика – это по сути дела художественное конструирование из бумаги, в котором новые целостности – художественные образы, конструкции, модели создаются из достаточно послушного, пластичного и к тому же весьма доступного материала - бумаги.
Существует разная техника работы с бумагой:
- рисование на мятом листе – позволяет без особых усилий добиваться объемного изображения – в результате реальные объекты (лес, горы, деревья и др.) приобретают естественные очертания;
- сминание - достаточно простая техника, позволяющая ребенку изменить форму бумаги и увидеть ее целостный образ: облако, цветок, бантик, птичку. Эти образы рождаются в рассуждениях: на что или на кого это похоже, на что похоже, если повернуть с другой стороны, а если соединить фигурки? Смятые комочки бумаги “превращаются” в пушистых цыплят, одуванчики, новогодние игрушки и др.;
- разрывание и надрывание – одно из самых любимых детских занятий. Поначалу дети просто разрывают бумагу на мелкие кусочки, а взрослые помогают увидеть в получившихся формах что-то из окружающей действительности (листок, жучок, макароны, конфета и др.). Из оборванных форм разной конфигурации, из бумаги разного цвета, различной фактуры дети составляют не только оригинальные поделки (птичку, рыбку, цветок), но и композиции (букет цветов, цирк, море);
- скручивание – такой способ помогает ребенку создавать объемные и фактурные поделки. Чудесно получаются цельные образы: змея, червячок, гусеница, шарфик, улитка, розочка, кукольная бижутерия, а также некоторые части поделок и изображений: косы, уши, бантики, стволы деревьев.