Урок-сочинение. Урок развития речи (2 часа). 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: написать сочинение на основе произведений живописи.

Задачи:

1. Обучающие:

  • формировать умения выражать чувства при составлении текста на основе картины “Три богатыря “;
  • совершенствовать навыки письменной речи;
  • обогащение словарного запаса.

2. Развивающие:

  • развивать у детей любовь к искусству;
  • развивать творческие способности и воображение;
  • развивать речь учащихся.

3. Воспитывающие:

  • воспитывать интерес к живописи;
  • воспитывать чувства патриотизма.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами займёмся очень интересным дедом, а именно, написанием сочинения. Каждый из вас будет сегодня писателем: А. С. Пушкиным или М. Ю. Лермонтовым, а может ещё кем-нибудь, который подарит нам своё изобретение, т. е. сочинение. Лучшие работы будут напечатаны в школьной газете и отмечены памятными подарками.

Сочинение мы напишем по картине В. М. Васнецова” Три богатыря”. Придуманный вами текст должен быть описательного характера, т. е. включает в себя впечатления об увиденном на картине.

Ну, как, вы согласны побыть сегодня маленькими писателями? (да)

2. Подготовитовка к восприятию речи.

-В. М. Васнецов — художник XIX века, прославивший русскую школу живописи. Картину богатыря” Васнецов писал 20 лет. Прежде чем начать, художник перечитал много сказок, слушал рассказы предков, фольклор. Своей работой художник хотел вызвать у народа чувство патриотизма, дома, защиты Родины. “Три богатыря” находится в Третьяковской галерее в Москве. (Учитель достаёт картину)

3. Анализ первичного восприятия.

а) восприятие:

  • понравилась ли вам эта картина? (да)
  • какие чувства при просмотре картины посетили вас ? (чувство смелости, мужества, восхищение над богатырями их силой, которая видна в их внешности)
  • что именно понравилось? (наряд богатырей, кони, доспехи, природа)

б) содержание:

  • что изображено на картине? (богатыри на конях)
  • а кто такие богатыри? (это сильные войны в древней Руси; защитники земли русской, которые прославились в былинах)

Посмотрите как пишется слово” богатырь”. Запишите в своих тетрадях.

- А, что такое былины? (это рассказ, основанный на реальных событиях)

А теперь посмотрите как пишется былина.

4. Этап языковой подготовке

- Молодцы, мои друзья, верно былина – это рассказ, который основан на реальных событиях. Давайте запишем это слово в своих тетрадях. Разберём его по составу (учитель делает разбор на доске, учащиеся в тетрадях).

БЫЛИНА---БЫЛЬ

А теперь выделим безударную гласную Былина.

- Ребята, как вы думаете, зачем Васнецов на своей картине изобразил богатырей ? (чтобы выразить восхищение истории русской).

- Давайте вспомним, какие словосочетания МЫ использовали с вами во время анализа картины. (Сильные войны, защитники земли русской, прославившиеся в былинах.)

- Сейчас используя эти словосочетания и слова, записанные на доске, попробуем с вами составить предложение. (На картине изображены три богатыря — защитники земли русской.)

в) характеристика героев:

- Ребята, посмотрите внимательно на каждого из богатырей по отдельности и опишем их. Начнём с самого центрального героя — Это. . . (Илья Муромец).

Он находится в центре — значит он главный, по возрасту. . . (старше остальных).

- Посмотрите на его лицо, что вы можете сказать? (Лицо мужественное, серьезное, взгляд пристальный, как будто высматривает врага и готов сразиться с ним.)

- Можно, глядя на Илью Муромца, сказать, что он мудрый или нет? (Можно, т. к. он старый, а старики всегда мудрее.)

- Молодцы, увидели его пристальный взгляд со скромным равнодушным опенком. А сейчас прочитайте из былины четверостишие о Илье Муромце и выпишите яркие описания его внешности (учащиеся выписывают строки из текста).

- А теперь давайте охарактеризуем Алёшу Поповича (он молодой, очень красивый, видно, что смелый, храбрый, отважный. Взгляд устремлён в даль).

- Он весел и лукав, способен развеселить песней и выпустить свои стрелы — это говорит о изменчивости его характера, вспыльчивости. Взгляд действительно устремлён в даль, но он с какой-то усмешкой и безбоязливостью. Найдите в тексте четверостишие, где описывается Алёша Попович, прочитайте и запишите. (Дети читают вслух и выборочно записывают в тетрадь.)

- Очень даже хорошо. Остался у нас с вами последний богатырь. . . (Добрыня Никитич).

- Что вы можете сказать о нём? (Он молодой, одетый в красный шлем, очень красиво, богато. Конь у него не такой как у других — он белый.)

- Действительно, он не как все, т. к. принадлежит к очень богатому роду. Поэтому у него белый конь в дорогих доспехах и красный шлем на голове. Видно, что он нетерпелив и готов ринуться в бой сию минуту. Сделайте такую же работу, что и с предыдущими богатырями. (дети читают вслух и выборочно записывают описание богатыря в тетрадь.)

- Каждого по отдельности охарактеризовали, а теперь скажите, что их объединяет? (они защищают землю русскую от врагов. дружны, сплочённые, преследуют одну цель - защиту.)

- Что можно сказать об их взорах? (Видно, что они готовы сразится немедленно.)

- А как вы думаете, почему Васнецов изобразил тёмный фон картины, а не яркий, радостный? (Наверно, потому что всюду враги.)

- Молодцы, верно заметили. Действительно, художник хотел показать, что всюду враги, опасность. Как мы ведем, богатыри не боятся и готовы сразиться с ними.

Мы с вами рассмотрели картину, разобрали образы каждого героя. Что нам нужно, чтобы написать сочинение? (Нужно составить план написания сочинения.)

- Хорошо, о чём мы будем писать? (О художнике, о богатырях и пейзаже.)

- Давайте вместе составим план, а я буду записывать на доске.

1. Общее впечатление.

2. О художнике.

3. Богатыри:

а) Илья Муромец,
б) Алёша Попович,
в) Добрыня Никитич.

4. Пейзаж.

5. Мое впечатление о картине.

— Чтобы было легче работать над написанием сочинения, вспомним опорные слова по каждому пункту плана (Васнецов, художник, живописец, Третьяковская галерея, богатыри, были на, пейзаж). Запишите эти слова в тетрадь.

5. Итоговое восприятие источника речи.

- Ребята, мы проделали огромную работу для написания сочинения. Теперь давайте попробуем составить фрагменты сочинения по каждому пункту плана. (Дети составляют несколько предложений по плану. Примеры: “сегодня на уроке развития речи я познакомился с творчеством В. М. Васнецова на примере картины “три богатыря”.

“Художник работал над своей картиной двадцать лет. Картина находится в Третьяковской галерее в Москве”. “На картине изображены три богатыря, три защитника земли русской. Богатырей звали: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич”. “Илья Муромец самый старший. Он мужественный, мудрый, храбрый. . . ”. ”Другой богатырь Алёша Попович он находится справа. Он самый младший, уступает по силе первому богатырю. Вооружён скромно, луком и стрелами”. “Слева от Ильи Муромца — Добрыня Никитич. Он из богатого рода. Нерешителен и стремителен, и конь вот-вот понесёт своего седока”. “Стоят богатыри в чистом поле. В любую минуту готовы ринуться в бой за Русь”. “Эта картина мне понравилась. Мы гордимся своими богатырями. Эта картина — символ русской силы”.

- Начать сочинение можно следующим образом: “Сегодня на уроке я увидел картину. . . ”, “Мне понравилась картина.

6. Итог обобщающее слово учителя.

- Приступаем к работе. Не торопитесь, будьте внимательны и аккуратны (Учащиеся начинают работу над написанием сочинения в своих черновиках.)

7. Домашнее задание.

Переписать сочинение на чистовик.