Цели урока:
- Познакомить с содержанием рассказа;
- Воспитывать нравственные качества человека: доброту, отзывчивость, чуткость, внимание к окружающим;
- Развивать умение работать в группе, прислушиваться к мнению других, брать на себя ответственность, высказывать и отстаивать свое мнение;
- Развивать выразительное чтение.
Оборудование:
1. На доске текст: весь день ёлш енгс. А ночью чалаьсан тельем. У входа в школу намело шольбой росубг. Ребята илявз поалкит и стали тистьчи дорожки;
2. Пословица на доске: “Славен человек не словами, а делами”;
3. Пословицы для групп (на листочках):
- Славен человек не словами, а делами;
- Хвались не тем, что можешь сделать, а тем, что уже сделал.
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- Делу время – потехе час.
- Добро творить – себя веселить.
- Добро помни, а зло забывай.
- Меньше говори, да больше делай.
- Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить.
- Словами и туда, и сюда, а делами никуда.
4. На плакате слова: Пусть будет добрым ум у Вас, а сердце умным будет.
5. Лепестки красного, зеленого, синего цветов, клей.
6. Сердечко.
7. Слова: доброта, честность, отзывчивость, чуткость, внимание к людям.
Ход урока
1. Проверка д/з
а) Наизусть стихотворение С.Михалкова “Бараны”;
б) Выразительное чтение стихотворения С.Михалкова “Бараны” и сказки К.Ушинского “Два козла”.
2. Подготовительная работа:
а) отредактировать текст (написан на доске)
Весь день ёлш енгс. А ночью чалаьсан тельем. У входа в школу намело шольбой росубг. Ребята илявз поалкит и стали тистьчи доророжки.
б) Как вы оцениваете действия этих ребят? Можно ли сказать, что они сделали хорошее дело? Сегодня мы будем говорить о хороших делах.
3. Работа с текстом:
а) Чтение текста сильными учащимися.
- Кто главный герой рассказа?
- О чем этот рассказ?
б) Чтение текста по “цепочке” с заданием: О каких хороших делах мечтал Юра? О чем просили его сестра, няня и Трезорка?
После чтения – ответы на поставленные вопросы и беседа:
- Какие черты характера проявил бы Юра, помогая сестренке? (внимание к окружающим, чуткость, доброта)
К няне? (уважение, внимание, отзывчивость)
К Трезорке? (доброта, внимание, чуткость).
- Подумайте, есть ли эти черты характера у Вас? Каждый человек должен стремиться к тому, чтобы быть полезным и нужным окружающим.
в) Характеристика Юры
- Сравните мечты и дела Юры. Есть ли в них разница? Что вы можете сказать о Юре? Выразите свое отношение к мальчику. (Наклеивают лепесточки):
- Красного цвета – отношусь очень хорошо
- Зеленого – среднее, немного нравиться, немного – нет
- Синего – осуждаю, дружить с таким мальчиком не хотел бы
Обобщение – вывесить на доску получившиеся цветы, обобщить мнения.
г) Работа с пословицами.
I. На доске пословица
Славен человек не словами, а делами (слова расположены не по порядку, восстановить). Объяснить смысл.
II. Каждой группе дается листок с пословицами. Задание: отметить те, которые подходят к сегодняшнему рассказу.
Проверка.
Физминутка
д) Чтение рассказа по ролям.
е) Работа в группах: Какие советы вы можете дать Юре? Написать на листочках. Проверка.
Вывод – о положительных чертах человека, о том, что надо делать хорошие дела там и в той ситуации, где ты живешь.
ж) Разыгрывание ситуации
Группам дается тема для инсценирования:
I гр. Юра помог старушке перейти через дрогу.
II гр. Юра навестил больного товарища в больнице.
Работа в группах, инсценирование.
- Какие положительные черты характера проявили ребята в этих ситуациях?
3) Работа по заданию п. 2 стр. 97.
4. Итог урока.
а) Какой вывод можем сделать из сегодняшнего урока?
б) Чтение стихотворения С.Маршака.
5. Рефлексия. “Огонек общения”.
Дети сидят по кругу, передают друг другу сердечко, обмениваются мнениями:
- Сегодня на уроке меня порадовало…
- Урок привлек меня тем, что…
- Урок показался интересным…
- Урок заставил задуматься…
- Урок навел меня на размышление…
6. Оценивание.
7. Домашнее задание:
а) Выразительное чтение – индивидуально (слабым учащимся)
б) Набрать группу для инсценировки - сильному ученику.
в) Пересказ – остальным учащимся.