Паспорт программы
Наименование программы: Общешкольная программа “Здоровый ребенок”.
Нормативно-правовые основания для разработки программы
Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.). Федеральное законодательство об охране здоровья школьников: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ (29 декабря 1995 г. № 223 - ФЗ), Трудовой кодекс РФ (30 декабря 2001 г. № 197 – ФЗ), Закон РФ “ Об образовании” (10 июля 1992 г. № 3266-1), федеральные законы, связанные с социальными и поведенческими факторами, влияющими на здоровье школьников, в том числе закон РФ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (1991 г.) (ст. 5 п. 1, ст. 26); законодательство в области охраны детей инвалидов, нормативно-правовые акты Правительства РФ Распоряжение Правительства РФ № 1756-Р от 29 декабря 2001 г. об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, а также приказы Министерства науки и образования России, Министерства здравоохранения РФ № 186/272 от 30.06.92 г. “О совершенствовании медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях”, приказ МЗ РФ о гигиенических требованиях к условиям обучения школьников – САНПиН 2.4.2.576 – 96. Региональное нормативно-правовое регулирование в сфере охраны здоровья школьников, комплексная программа “Развитие образования ЯНАО до 2005 г.” и “План мероприятий по улучшению здоровья детей” департамента образования ЯНАО от 21.01.2004 г. Районная комплексная программа “Основные направления модернизации образования г. Надыма и Надымского района на 2003-2005 г.г.” подпрограмма “Сохранение здоровья и оказание психолого-медико-педагогической помощи детям и подросткам”. “План мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся и воспитанников муниципальных образовательных учреждений на 2003-2005 г.г.”, управления общим и профессиональным образованием мэрии МО г. Надым и Надымский район. Институциональное нормативное регулирование в сфере охраны здоровья учащихся ОУ: Устав МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма”; Положение об организации лечебно-оздоровительного процесса в школе.
Разработчик программы: МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма”. Авторский коллектив: Стоян З.А. – директор, Ткач В.А. – зам. директора по НМР, Дягилева Л.А. – зам. директора по оздоровительной работе, Пефтиев И.А. – зам. директора по УВР, Звозникова Т.П. – педагог-психолог, Светаш Т.Л., Юшта Е.П. – учителя.
Цель программы: Повышение здоровьесберегающего потенциала ОУ.
Задачи программы:
1. Внесение изменений и корректив в нормативно-правовую базу МОУ, разработка новых локальных актов.
2. Формирование банка современных форм и методов здоровьесбережения учащихся в образовательной среде.
3. Использование современных методов и форм при реализации деятельности по формированию здоровьесберегающей среды в ОУ:
- здоровьеобразовательной деятельности для учащихся по формированию у них знаний, умений и навыков о здоровье и ЗОЖ;
- здоровьесберегающей деятельности педагогических работников с целью осуществления образовательного процесса на основе здоровьесберегающих подходов;
- здоровьеохранной, административно-хозяйственной и контрольной деятельности руководящих работников по созданию здоровьесберегающей экологии образовательной среды;
- медико-реабилитационной деятельности медицинских специалистов по охране и укреплению здоровья учащихся в ОУ.
4. Повышение профессиональной компетенции педагогических и медицинских работников ОУ по вопросам здоровьесбережения учащихся.
Повышение творческого потенциала сотрудников ОУ через организацию инновационной и опытно-экспериментальной деятельности по вопросам охраны здоровья учащихся в образовательной среде.
Объект: Система мер по формированию здоровьесберегающей среды в ОУ.
Предмет: Образовательные связи и комплексное взаимодействие образовательной здоровьесберегающей среды и учащихся в ОУ.
База: МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма”
Сроки реализации программы: сентябрь 2005 г. – май 2010 г.
Критерии.
I. Полнота нормативно-правовой базы, локальных актов в области отношений образовательной здоровьесберегающей среды с учащимися ОУ.
Показатели:
1.1. Обновленность и законность нормативно-правовой базы в области отношений образовательной здоровьесберегающей среды с учащимися ОУ.
1.2. Использование нормативно-правовой базы при решении проблем по формированию здоровьесберегающей среды в ОУ.
II. Уровень информированности педколлектива и медицинских специалистов о современных формах и методах формирования здоровьесберегающей среды в ОУ.
Показатели:
2.1. Наличие банка современных форм и методов работы по формированию здоровьесберегающей среды в ОУ в методическом кабинете школы (оформлена тематическая папка “В помощь учителю по здоровьеохраной деятельности с учащимися”), выпущены сборники методических рекомендаций “Как построить оздоровительную работу в классе”, “Интерактивные формы и методы пропаганды ЗОЖ”, рекомендации для учителя “Как организовать обучение детей, имеющих нарушение здоровья”.
2.2. Повышение квалификации (курсовая переподготовка, психолого-медико-педагогические семинары).
2.3. Работа временных творческих групп.
III. Уровень использования педколлективом и медицинскими специалистами современных методов и форм при реализации здоровьеобразовательной деятельности по формированию у школьников знаний, умений и навыков о здоровье и здоровом образе жизни.
Показатели:
3.1. Реализация системы здоровья образовательной деятельности в ОУ (см. схему “Приоритетные направления в воспитательной работы в ОУ”.
IV. Уровень использования педколлективом современных методов и форм при реализации здоровьесберегающей деятельности по осуществлению образовательного процесса на основе здоровьесберегающих подходов.
Показатели:
4.1. Рациональное распределение учебной нагрузки в течение урока, в четверти, в учебном году; устранение в процессе обучения учебной и физической перегрузки через организацию полисубъектного взаимодействия учащихся на уроке, применение приемов здоровьесберегающих образовательных технологий;
4.2. Организация двигательного режима:
- на уроке: физкультминутки, эмоциональная и мышечная релаксация, возможность перемещения по классу, смена статической позы на динамическую, профилактика зрительного утомления и др.;
- во внеурочной деятельности: подвижные игры на переменах, внеклассные спортивные занятия, общешкольные соревнования и Дни здоровья, самостоятельные занятия физкультурой;
4.3. Качественная организация и эффективное проведение Дней Здоровья;
4.4. Осуществление мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся через изучение и использование в своей работе приемов:
|
|
4.5. Систематическая работа по профилактике употребления ПАВ и формированию установки на ЗОЖ;
4.6. Внедрение в УВП безотметочного обучения, апробация формы индивидуальной накопительной оценки “Портфолио” ученика;
4.7. Индивидуальное повышение квалификации педагогов по здоровьесбережению.
V. Уровень использования современных методов и форм при реализации здоровьеохранной административно-хозяйственной и инспекционно-контрольной деятельности руководящих работников по созданию здоровьесберегающей экологии образовательной среды.
Показатели:
5.1. абота творческих групп по вопросам здоровьеохранной среды, обучение в первой половине дня.
Обеспечение сокращения учебной нагрузки за счет выхода на пятидневку с 1 по 5 классы и 6-7 классов коррекционно-развивающего обучения.
5.2. Ранжирование учебных предметов по балльной нагрузке.
5.3. Соблюдение санитарно-гигиенических требований: проветривание, освещение, влажная уборка учебных кабинетов, воздушно-тепловой режим в школьных зданиях, содержание в чистоте пришкольных участков и их ограждение.
5.4. Создание условий для качественного проведения уроков физкультуры и спортивно-кружковой работы: улучшение материально-технической базы, своевременный ремонт спортзалов, предоставление учителям физкультуры всех сведений медицинского и психологического сопровождения для определения оптимальной индивидуальной физической нагрузки для каждого ученика.
5.5. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств обучения и воспитания; учебников и иной издательской продукции при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным требованиям.
5.6. Обеспечение учебной мебелью в соответствии росто-возрастным особенностям обучающихся.
5.7. Организация рационального питания учащихся.
5.8. Уменьшение наполняемости учащихся в классах в соответствии с Положениями о коррекционно-развивающем и компенсирующем обучении.
5.9. Организация двигательного режима (увеличение времени на перемены, включение в режим дня динамического часа, организация внеклассных спортивных секций и кружков).
5.10. Организация работы групп корригирующей гимнастики и лечебной физкультуры.
5.11. Совершенствование методической работы в направлении здоровьесбережения:
- организация повышения квалификации педагогических кадров по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;
- организация практико-методических спецкурсов по проблеме здоровьесбережения для педагогических работников школы
- создание условий для эффективной работы временной творческой группы “Здоровье и образовательная среда”;
- стимулирование осуществления исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности в области здоровьесбережения;
- обобщение педагогического опыта работы по здоровьесбережению.
Организация прохождения педагогическими работниками углубленных медицинских осмотров.
VI. Уровень использования современных методов и форм при реализации медико-реабилитационной деятельности медицинскими специалистами по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Показатели:
Организация системы мер медико-педагогической реабилитации:
6.1. Медицинское обеспечение дифференциации и индивидуализации образования.
6.2. Медицинский контроль за физическим воспитанием.
6.3. Санитарно-просветительскую поддержку школьных мероприятий, направленных на формирование у учащихся активной позиции в выборе здорового образа жизни.
6.4. Работу лектория для родителей “Мы выбираем здоровье”.
Система мер медико-биологической реабилитации включает:
6.5. Санитарно-гигиенический контроль в ОУ.
6.6. Прививочная работа.
6.7. Диспансеризация и медицинский контроль за физическим развитием учащихся.
6.8. Профилактическое лечение адаптогеннами, витаминами, светолечение с целью иммуностимуляции.
6.9. Противорецидивное лечение детей с хронической патологией фитотерапией, физиотерапией, массажем.
Обоснование программы
Актуальность данной программы обусловлена значительными преобразованиями системы образования. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.03.01 г. № 224 в стране осуществляется эксперимент по модернизации образовательного процесса в общеобразовательной школе.
Цель проводимого эксперимента заключается не только в повышении качества образования и совершенствования его структуры, но и в укреплении здоровья учащихся и обеспечении психологического комфорта участникам образовательного процесса.
Впервые в стране перестройка образования производится в интересах охраны здоровья обучающихся. Один из главных побудительных мотивов проводимой модернизации школьного образования – существенное ухудшение состояния здоровья современных детей и подростков:
- увеличение заболеваемости практически по всем классам болезней;
- ухудшение физического развития;
- снижение уровня физической подготовленности на фоне выраженной
- диагностика готовности к обучению среди 6-ти летних детей показывает “Незрелыми” – 32 % учащихся;
По данным многолетнего мониторинга ЦМСР на базе МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма” 38-44 % относятся к группе риска по приобретению хронических заболеваний, а 56-62 % уже имеют эти заболевания. Стабильно остается высокой цифра учащихся специальной медицинской группы здоровья для занятий физической культурой - 6 %.
Работа педагогического коллектива школы по реализации единой методической проблемы “Совершенствование духовного, физического и умственного развития школьников как основа формирования ЗОЖ”, показывает, что в своей практической деятельности каждый педагогический работник школы пытается активно содействовать здоровьесбережению учащихся, но не всегда это удается. На протяжении 10 лет в школе идут поиски активных форм и методов здоровье охранной деятельности учителя.
На основании проблемно-ориентированного анализа состояния здоровья учащихся и результатов воздействия на их организм отрицательных факторов природной и социальной среды определены приоритетные направления по формированию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении:
- здоровьеобразовательная деятельность для учащихся;
- здоровьесберегающая деятельность педагогических работников;
- здоровьеохранная деятельность руководящих работников;
- медико-реабилитационная деятельность медицинских специалистов.
Целью здоровьеобразовательной деятельности является формирование у учащихся знаний, умений и навыков о здоровье, здоровом образе жизни и основам обеспечения жизнедеятельности. Данная система отражена на схеме 1 раздела “Приоритетные направления воспитательной работы в ОУ”.
Здоровьесберегающая деятельность педагогических работников с целью осуществления образовательного процесса на основе здоровьесберегающих подходов: дифференцированное обучение, коррекционная педагогика, комплексное сопровождение учащихся, внедрение личностно ориентированных образовательных технологий.
В Школе здоровьесберегающая деятельность педагогических работников заключается в следующем:
- рациональное распределение учебной нагрузки в течение урока, в четверти, в учебном году;
- устранение в процессе обучения учебной и физической перегрузки через организацию полисубъектного взаимодействия учащихся на уроке, применение приемов здоровьесберегающих образовательных технологий;
- организация двигательного режима:
- на уроке: физкультминутки, эмоциональная и мышечная релаксация, возможность перемещения по классу, смена статической позы на динамическую, профилактика зрительного утомления и др.;
- во внеурочной деятельности: подвижные игры на переменах, внеклассные спортивные занятия, общешкольные соревнования и Дни здоровья, самостоятельные занятия физкультурой;
- качественная организация и эффективное проведение Дней Здоровья;
- осуществление мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся через изучение и использование в своей работе приемов:
|
|
- систематическая работа по профилактике употребления ПАВ и формированию установки на ЗОЖ;
- внедрение в УВП безотметочного обучения, апробация формы индивидуальной накопительной оценки “Портфолио” ученика;
- индивидуальное повышение квалификации педагогов по здоровьесбережению.
Целью здоровьеохранной административно-хозяйственной и инспекционно-контрольной деятельности в Школе является создание здоровьсберегающей экологии образовательной среды:
- обучение в первой половине дня;
- обеспечение сокращения учебной нагрузки за счет выхода на пятидневку с 1 по 5 классы и 6-7 классов коррекционно-развивающего обучения;
- ранжирование учебных предметов по балльной нагрузке;
- соблюдение санитарно-гигиенических требований: проветривание, освещение, влажная уборка учебных кабинетов, воздушно-тепловой режим в школьных зданиях, содержание в чистоте пришкольных участков и их ограждение;
- создание условий для качественного проведения уроков физкультуры и спортивно-кружковой работы: улучшение материально-технической базы, своевременный ремонт спортзалов, предоставление учителям физкультуры всех сведений медицинского и психологического сопровождения для определения оптимальной индивидуальной физической нагрузки для каждого ученика;
- использование технических, аудиовизуальных и иных средств обучения и воспитания; учебников и иной издательской продукции при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным требованиям;
- обеспечение учебной мебелью в соответствии росто-возрастным особенностям обучающихся;
- организация рационального питания учащихся;
- уменьшение наполняемости учащихся в классах в соответствии с Положениями о коррекционно-развивающем и компенсирующем обучении;
- организация двигательного режима (увеличение времени на перемены, включение в режим дня динамического часа, организация внеклассных спортивных секций и кружков);
- организация работы групп корригирующей гимнастики и лечебной физкультуры.
- совершенствование методической работы в
направлении здоровьесбережения:
- организация повышения квалификации педагогических кадров по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;
- организация практико-методических спецкурсов по проблеме здоровьесбережения для педагогических работников школы
- создание условий для эффективной работы временной творческой группы “Здоровье и образовательная среда”;
- стимулирование осуществления исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности в области здоровьесбережения;
- обобщение педагогического опыта работы по здоровьесбережению.
- организация прохождения педагогическими работниками углубленных медицинских осмотров.
С целью сохранения и укрепления здоровья учащихся в школе работает служба медико-социального сопровождения, осуществляющая медико-реабилитационную деятельность по двум направлениям: медико-педагогическая и медико-биологическая реабилитация.
Система мер медико-педагогической реабилитации включает:
- медицинское обеспечение дифференциации и индивидуализации образования;
- медицинский контроль за физическим воспитанием;
- санитарно-просветительскую поддержку школьных мероприятий, направленных на формирование у учащихся активной позиции в выборе здорового образа жизни;
- работу лектория для родителей “Мы выбираем здоровье”.
Система мер медико-биологической реабилитации включает:
- санитарно-гигиенический контроль в ОУ;
- прививочная работа;
- диспансеризация и медицинский контроль за физическим развитием учащихся;
- профилактическое лечение адаптогеннами, витаминами, светолечение с целью иммуностимуляции;
- противорецидивное лечение детей с хронической патологией фитотерапией, физиотерапией, массажем.
В МОУ создан банк инновационных наработок по диагностике, управлению и мониторингу развития личности учащегося: скрининг – тест здоровья школьника, дневник классного воспитателя, индивидуальная программа развития ученика, карты учета деятельности логопедической, психологической, социально-педагогической и медико-социальной служб сопровождения, методических объединений, творческой активности классных коллективов, разработана методика проведения психолого-медико-педагогических консилиумов по комплексному сопровождению ребенка в образовательном процессе и его социализации.
Успешность реализации задач по созданию здоровьесберегающей среды в школе и формированию у учащихся здорового жизненного стиля достигается благодаря отлаженной работе структурно-функциональной модели СОШ, состоящей из 5 Центров: научно-исследовательского Центра, Центра учебно-воспитательных проблем, Центра воспитательной работы, Центра медико-социальной реабилитации и хозяйственно-бытового Центра, а также умелой координации взаимодействия службами сопровождения учащихся (психологической, логопедической, социально-педагогической и медико-социальной) в образовательном пространстве школы на основе четкого планирования, отработанного мониторинга и гибкого управления через систему психолого-медико-педагогических консилиумов.
Программа “Здоровый ребенок” основана на принципах природосообразного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов к здоровьюсбережению в ОУ.
Этапы реализации программы: | |||
Основная деятельность | Участники | Сроки | Ответственные |
1 этап – подготовительный (сентябрь 2005 г. – июнь 2006 г.) | |||
1. Формирование психологической готовности к положительному восприятию данного проекта. | Экспертный совет | Сентябрь | Директор, зам. директора по НМР |
2. Изучение научно-методической литературы, опыта инновационных учебных заведений по формированию здоровьесберегающей среды. | Педагогический коллектив и медицинские специалисты | Сентябрь-октябрь | Инициативная группа |
3. Разработка концепции Программы и плана мероприятий по реализации программы на 2-3 этапах. | НМС | Февраль Март |
Директор, зам. директора по НМР |
4. Создание инициативной группы для разработки проекта. | Педагогический коллектив | Март-апрель | Зам. директора по НМР, Оз.р., ВР, руководители МО |
5. Изучение практики работы педагогических работников по данной проблеме. | НМС, экспертный совет | Сентябрь-март | Зам. директора по ВР, Оз.Р. |
6. Создание и программирование работы временной творческой группы (ВТГ) “Здоровье и образовательная среда”. | НМС, творческие педагоги | Февраль | Зам. директора по ВР, НМР, Оз.р. |
7. Создание научно-методического обеспечения успешной реализации проекта. (Экспертиза). | НМС, ВТГ, МО классных руководителей, медицинские специалисты | Февраль-май | Зам. директора по НМР, УВР, ВР, ОзР. |
8. Анализ эффективности сложившейся системы работы по формированию здоровьесберегающей среды в школе. | Руководители центров | Апрель-июнь | Зам. директора по НМР, УВР, ВР, ОзР, АХЧ. |
2 этап – проектно-диагностический (август 2006 г. – июнь 2007 г.) | |||
1. Анализ деятельности по формированию здоровьесберегающей среды и определения возможного потенциала. | Педагогический коллектив и медицинские работники | Сентябрь-декабрь | Зам. директора по ВР, Оз.р. |
2. Обновление базы данных о состоянии здоровья учащихся. | Сотрудники ЦМСР | Сентябрь-октябрь | Зам. директора по НМР, Оз.р. |
3. Мониторинг деятельности по формированию здоровьесберегающей среды. | НМС, ВТГ | Ноябрь-март | Зам. директора по НМР, Оз.р., УВР, ВР. |
4. Создание компьютерной базы данных о состоянии здоровья учащихся. | ЦМСР | Октябрь-декабрь | Зам. директора по Оз.р. |
5. Создание банка методик психологической, педагогической, медицинской диагностики и мониторинга, реализации проекта. | НМС, педагоги-специалисты СС | Январь-апрель | Зам. директора по НМР, ВР, Оз. р. |
6. Изучение позитивного опыта здоровьесбережения учащихся | Классные руководители, ЦМСР | Ноябрь-март | Зам. директора по оздоровительной работе |
7. Моделирование образовательных связей по здоровьесбережению. | Субъекты ОП | Январь-апрель | Руководители центров |
3 этап – практический (август 2007 г. – июнь 2009 г.) | |||
1. Обеспечение условий для реализации Программы. | Администрация | В течение этапа | Директор |
2. Реализация направлений проекта. | ВТГ | В течение этапа | Зам. директора по НМР, УВР, ВР. |
3. Изучение и анализ инновационной практики педагогических работников в реализации проекта. | НМС, экспертный совет | Январь-май 2007 г., 2008. | Зам. директора по НМР, ВР, Оз.р. |
4. Внедрение в практическую деятельность новых форм здоровьесбережения. | Школьный коллектив, медики ЦМСР | Ноябрь 2006 | Зам. директора по Оз.р. |
5. Организация постоянно действующих научно-практических, методических, проблемных, психолого-педагогических семинаров, направленных на качественную реализацию проекта. | НМС, ВТГ, Специалисты служб сопровождения | Октябрь-март | Зам. директора по НМР |
Информационно-консультативное научно-методическое обеспечение подготовки педагогических и медицинских специалистов к переходу в инновационный режим работы по проекту. | НМС, инициативная группа | Сентябрь-май | Зам. директора по НМР |
7. Внесение изменений и корректив в нормативно-правовую базу МОУ, разработка новых локальных актов. | Администрация | Август-май | Директор |
4 этап – обобщающий (сентябрь 2009 – май 2010 г.) | |||
1. Обработка и интерпретация данных. | Экспертный совет | Сентябрь-декабрь | Зам. директора по НМР, УВР, ВР, ОзР |
2. Соотношение результатов реализации программы с целями и задачами. | НМС | Январь | Зам. директора по НМР, ВР, ОзР |
3. Обобщение опыта работы педагогических работников по реализации проекта. | Члены МО, ВТГ, НМС | Сентябрь-февраль | Зам. директора по НМР, УВР, ВР, ОзР |
4. Разработка методических рекомендаций по внедрению инновационного опыта. | НМС | Февраль-март | Зам. директора по НМР |
5. Проведение научно-практического семинара по обобщению опыта. | НМС | Март-апрель | Администрация |
6. Издание сборника “Система работы по формированию здоровьесберегающей среды в школе”. | НМС, ВТГ | Март-май | Директор, зам. директора по НМР, ВР |
7. Презентация опыта по формированию здоровьесберегающей среды. | Педколлектив | В течение этапа | Зам. директора по НМР, ВР, ОзР |