Общешкольная программа "Здоровый ребенок" МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма" на 2005–2010 годы

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Паспорт программы

Наименование программы: Общешкольная программа “Здоровый ребенок”.

Нормативно-правовые основания для разработки программы

Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.). Федеральное законодательство об охране здоровья школьников: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ (29 декабря 1995 г. № 223 - ФЗ), Трудовой кодекс РФ (30 декабря 2001 г. № 197 – ФЗ), Закон РФ “ Об образовании” (10 июля 1992 г. № 3266-1), федеральные законы, связанные с социальными и поведенческими факторами, влияющими на здоровье школьников, в том числе закон РФ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (1991 г.) (ст. 5 п. 1, ст. 26); законодательство в области охраны детей инвалидов, нормативно-правовые акты Правительства РФ Распоряжение Правительства РФ № 1756-Р от 29 декабря 2001 г. об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, а также приказы Министерства науки и образования России, Министерства здравоохранения РФ № 186/272 от 30.06.92 г. “О совершенствовании медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях”, приказ МЗ РФ о гигиенических требованиях к условиям обучения школьников – САНПиН 2.4.2.576 – 96. Региональное нормативно-правовое регулирование в сфере охраны здоровья школьников, комплексная программа “Развитие образования ЯНАО до 2005 г.” и “План мероприятий по улучшению здоровья детей” департамента образования ЯНАО от 21.01.2004 г. Районная комплексная программа “Основные направления модернизации образования г. Надыма и Надымского района на 2003-2005 г.г.” подпрограмма “Сохранение здоровья и оказание психолого-медико-педагогической помощи детям и подросткам”. “План мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся и воспитанников муниципальных образовательных учреждений на 2003-2005 г.г.”, управления общим и профессиональным образованием мэрии МО г. Надым и Надымский район. Институциональное нормативное регулирование в сфере охраны здоровья учащихся ОУ: Устав МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма”; Положение об организации лечебно-оздоровительного процесса в школе.

Разработчик программы: МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма”. Авторский коллектив: Стоян З.А. – директор, Ткач В.А. – зам. директора по НМР, Дягилева Л.А. – зам. директора по оздоровительной работе, Пефтиев И.А. – зам. директора по УВР, Звозникова Т.П. – педагог-психолог, Светаш Т.Л., Юшта Е.П. – учителя.

Цель программы: Повышение здоровьесберегающего потенциала ОУ.

Задачи программы:

1. Внесение изменений и корректив в нормативно-правовую базу МОУ, разработка новых локальных актов.

2. Формирование банка современных форм и методов здоровьесбережения учащихся в образовательной среде.

3. Использование современных методов и форм при реализации деятельности по формированию здоровьесберегающей среды в ОУ:

  1. здоровьеобразовательной деятельности для учащихся по формированию у них знаний, умений и навыков о здоровье и ЗОЖ;
  2. здоровьесберегающей деятельности педагогических работников с целью осуществления образовательного процесса на основе здоровьесберегающих подходов;
  3. здоровьеохранной, административно-хозяйственной и контрольной деятельности руководящих работников по созданию здоровьесберегающей экологии образовательной среды;
  4. медико-реабилитационной деятельности медицинских специалистов по охране и укреплению здоровья учащихся в ОУ.

4. Повышение профессиональной компетенции педагогических и медицинских работников ОУ по вопросам здоровьесбережения учащихся.

Повышение творческого потенциала сотрудников ОУ через организацию инновационной и опытно-экспериментальной деятельности по вопросам охраны здоровья учащихся в образовательной среде.

Объект: Система мер по формированию здоровьесберегающей среды в ОУ.

Предмет: Образовательные связи и комплексное взаимодействие образовательной здоровьесберегающей среды и учащихся в ОУ.

База: МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма”

Сроки реализации программы: сентябрь 2005 г. – май 2010 г.

Критерии.

I. Полнота нормативно-правовой базы, локальных актов в области отношений образовательной здоровьесберегающей среды с учащимися ОУ.

Показатели:

1.1. Обновленность и законность нормативно-правовой базы в области отношений образовательной здоровьесберегающей среды с учащимися ОУ.

1.2. Использование нормативно-правовой базы при решении проблем по формированию здоровьесберегающей среды в ОУ.

II. Уровень информированности педколлектива и медицинских специалистов о современных формах и методах формирования здоровьесберегающей среды в ОУ.

Показатели:

2.1. Наличие банка современных форм и методов работы по формированию здоровьесберегающей среды в ОУ в методическом кабинете школы (оформлена тематическая папка “В помощь учителю по здоровьеохраной деятельности с учащимися”), выпущены сборники методических рекомендаций “Как построить оздоровительную работу в классе”, “Интерактивные формы и методы пропаганды ЗОЖ”, рекомендации для учителя “Как организовать обучение детей, имеющих нарушение здоровья”.

2.2. Повышение квалификации (курсовая переподготовка, психолого-медико-педагогические семинары).

2.3. Работа временных творческих групп.

III. Уровень использования педколлективом и медицинскими специалистами современных методов и форм при реализации здоровьеобразовательной деятельности по формированию у школьников знаний, умений и навыков о здоровье и здоровом образе жизни.

Показатели:

3.1. Реализация системы здоровья образовательной деятельности в ОУ (см. схему “Приоритетные направления в воспитательной работы в ОУ”.

IV. Уровень использования педколлективом современных методов и форм при реализации здоровьесберегающей деятельности по осуществлению образовательного процесса на основе здоровьесберегающих подходов.

Показатели:

4.1. Рациональное распределение учебной нагрузки в течение урока, в четверти, в учебном году; устранение в процессе обучения учебной и физической перегрузки через организацию полисубъектного взаимодействия учащихся на уроке, применение приемов здоровьесберегающих образовательных технологий;

4.2. Организация двигательного режима:

  • на уроке: физкультминутки, эмоциональная и мышечная релаксация, возможность перемещения по классу, смена статической позы на динамическую, профилактика зрительного утомления и др.;
  • во внеурочной деятельности: подвижные игры на переменах, внеклассные спортивные занятия, общешкольные соревнования и Дни здоровья, самостоятельные занятия физкультурой;

4.3. Качественная организация и эффективное проведение Дней Здоровья;

4.4. Осуществление мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся через изучение и использование в своей работе приемов:

  • арттерапии,
  • игротерапии,
  • музыкотерапии,
  • танцетерапии,
  • цветотерапии,
  • ароматотерапии,
  • психотерапии,
  • дыхательной гимнастики,
  • элементов самомассажа,
  • гимнастики до занятий,
  • мышечной и эмоциональной релаксации,
  • профилактики общего и зрительного утомления,
  • эффективного проведения динамических пауз.

4.5. Систематическая работа по профилактике употребления ПАВ и формированию установки на ЗОЖ;

4.6. Внедрение в УВП безотметочного обучения, апробация формы индивидуальной накопительной оценки “Портфолио” ученика;

4.7. Индивидуальное повышение квалификации педагогов по здоровьесбережению.

V. Уровень использования современных методов и форм при реализации здоровьеохранной административно-хозяйственной и инспекционно-контрольной деятельности руководящих работников по созданию здоровьесберегающей экологии образовательной среды.

Показатели:

5.1. абота творческих групп по вопросам здоровьеохранной среды, обучение в первой половине дня.

Обеспечение сокращения учебной нагрузки за счет выхода на пятидневку с 1 по 5 классы и 6-7 классов коррекционно-развивающего обучения.

5.2. Ранжирование учебных предметов по балльной нагрузке.

5.3. Соблюдение санитарно-гигиенических требований: проветривание, освещение, влажная уборка учебных кабинетов, воздушно-тепловой режим в школьных зданиях, содержание в чистоте пришкольных участков и их ограждение.

5.4. Создание условий для качественного проведения уроков физкультуры и спортивно-кружковой работы: улучшение материально-технической базы, своевременный ремонт спортзалов, предоставление учителям физкультуры всех сведений медицинского и психологического сопровождения для определения оптимальной индивидуальной физической нагрузки для каждого ученика.

5.5. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств обучения и воспитания; учебников и иной издательской продукции при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным требованиям.

5.6. Обеспечение учебной мебелью в соответствии росто-возрастным особенностям обучающихся.

5.7. Организация рационального питания учащихся.

5.8. Уменьшение наполняемости учащихся в классах в соответствии с Положениями о коррекционно-развивающем и компенсирующем обучении.

5.9. Организация двигательного режима (увеличение времени на перемены, включение в режим дня динамического часа, организация внеклассных спортивных секций и кружков).

5.10. Организация работы групп корригирующей гимнастики и лечебной физкультуры.

5.11. Совершенствование методической работы в направлении здоровьесбережения:

  • организация повышения квалификации педагогических кадров по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;
  • организация практико-методических спецкурсов по проблеме здоровьесбережения для педагогических работников школы
  • создание условий для эффективной работы временной творческой группы “Здоровье и образовательная среда”;
  • стимулирование осуществления исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности в области здоровьесбережения;
  • обобщение педагогического опыта работы по здоровьесбережению.

Организация прохождения педагогическими работниками углубленных медицинских осмотров.

VI. Уровень использования современных методов и форм при реализации медико-реабилитационной деятельности медицинскими специалистами по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Показатели:

Организация системы мер медико-педагогической реабилитации:

6.1. Медицинское обеспечение дифференциации и индивидуализации образования.

6.2. Медицинский контроль за физическим воспитанием.

6.3. Санитарно-просветительскую поддержку школьных мероприятий, направленных на формирование у учащихся активной позиции в выборе здорового образа жизни.

6.4. Работу лектория для родителей “Мы выбираем здоровье”.

Система мер медико-биологической реабилитации включает:

6.5. Санитарно-гигиенический контроль в ОУ.

6.6. Прививочная работа.

6.7. Диспансеризация и медицинский контроль за физическим развитием учащихся.

6.8. Профилактическое лечение адаптогеннами, витаминами, светолечение с целью иммуностимуляции.

6.9. Противорецидивное лечение детей с хронической патологией фитотерапией, физиотерапией, массажем.

Обоснование программы

Актуальность данной программы обусловлена значительными преобразованиями системы образования. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.03.01 г. № 224 в стране осуществляется эксперимент по модернизации образовательного процесса в общеобразовательной школе.

Цель проводимого эксперимента заключается не только в повышении качества образования и совершенствования его структуры, но и в укреплении здоровья учащихся и обеспечении психологического комфорта участникам образовательного процесса.

Впервые в стране перестройка образования производится в интересах охраны здоровья обучающихся. Один из главных побудительных мотивов проводимой модернизации школьного образования – существенное ухудшение состояния здоровья современных детей и подростков:

  • увеличение заболеваемости практически по всем классам болезней;
  • ухудшение физического развития;
  • снижение уровня физической подготовленности на фоне выраженной
  • диагностика готовности к обучению среди 6-ти летних детей показывает “Незрелыми” – 32 % учащихся;

По данным многолетнего мониторинга ЦМСР на базе МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма” 38-44 % относятся к группе риска по приобретению хронических заболеваний, а 56-62 % уже имеют эти заболевания. Стабильно остается высокой цифра учащихся специальной медицинской группы здоровья для занятий физической культурой - 6 %.

Работа педагогического коллектива школы по реализации единой методической проблемы “Совершенствование духовного, физического и умственного развития школьников как основа формирования ЗОЖ”, показывает, что в своей практической деятельности каждый педагогический работник школы пытается активно содействовать здоровьесбережению учащихся, но не всегда это удается. На протяжении 10 лет в школе идут поиски активных форм и методов здоровье охранной деятельности учителя.

На основании проблемно-ориентированного анализа состояния здоровья учащихся и результатов воздействия на их организм отрицательных факторов природной и социальной среды определены приоритетные направления по формированию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении:

  • здоровьеобразовательная деятельность для учащихся;
  • здоровьесберегающая деятельность педагогических работников;
  • здоровьеохранная деятельность руководящих работников;
  • медико-реабилитационная деятельность медицинских специалистов.

Целью здоровьеобразовательной деятельности является формирование у учащихся знаний, умений и навыков о здоровье, здоровом образе жизни и основам обеспечения жизнедеятельности. Данная система отражена на схеме 1 раздела “Приоритетные направления воспитательной работы в ОУ”.

Здоровьесберегающая деятельность педагогических работников с целью осуществления образовательного процесса на основе здоровьесберегающих подходов: дифференцированное обучение, коррекционная педагогика, комплексное сопровождение учащихся, внедрение личностно ориентированных образовательных технологий.

В Школе здоровьесберегающая деятельность педагогических работников заключается в следующем:

  • рациональное распределение учебной нагрузки в течение урока, в четверти, в учебном году;
  • устранение в процессе обучения учебной и физической перегрузки через организацию полисубъектного взаимодействия учащихся на уроке, применение приемов здоровьесберегающих образовательных технологий;
  • организация двигательного режима:
    • на уроке: физкультминутки, эмоциональная и мышечная релаксация, возможность перемещения по классу, смена статической позы на динамическую, профилактика зрительного утомления и др.;
    • во внеурочной деятельности: подвижные игры на переменах, внеклассные спортивные занятия, общешкольные соревнования и Дни здоровья, самостоятельные занятия физкультурой;
  • качественная организация и эффективное проведение Дней Здоровья;
  • осуществление мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся через изучение и использование в своей работе приемов:
  • арттерапии,
  • игротерапии,
  • музыкотерапии,
  • танцетерапии,
  • цветотерапии,
  • ароматотерапии,
  • психотерапии,
  • дыхательной гимнастики,
  • элементов самомассажа,
  • гимнастики до занятий,
  • мышечной и эмоциональной релаксации,
  • профилактики общего и зрительного утомления,
  • эффективного проведения динамических пауз.
  • систематическая работа по профилактике употребления ПАВ и формированию установки на ЗОЖ;
  • внедрение в УВП безотметочного обучения, апробация формы индивидуальной накопительной оценки “Портфолио” ученика;
  • индивидуальное повышение квалификации педагогов по здоровьесбережению.

Целью здоровьеохранной административно-хозяйственной и инспекционно-контрольной деятельности в Школе является создание здоровьсберегающей экологии образовательной среды:

  • обучение в первой половине дня;
  • обеспечение сокращения учебной нагрузки за счет выхода на пятидневку с 1 по 5 классы и 6-7 классов коррекционно-развивающего обучения;
  • ранжирование учебных предметов по балльной нагрузке;
  • соблюдение санитарно-гигиенических требований: проветривание, освещение, влажная уборка учебных кабинетов, воздушно-тепловой режим в школьных зданиях, содержание в чистоте пришкольных участков и их ограждение;
  • создание условий для качественного проведения уроков физкультуры и спортивно-кружковой работы: улучшение материально-технической базы, своевременный ремонт спортзалов, предоставление учителям физкультуры всех сведений медицинского и психологического сопровождения для определения оптимальной индивидуальной физической нагрузки для каждого ученика;
  • использование технических, аудиовизуальных и иных средств обучения и воспитания; учебников и иной издательской продукции при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным требованиям;
  • обеспечение учебной мебелью в соответствии росто-возрастным особенностям обучающихся;
  • организация рационального питания учащихся;
  • уменьшение наполняемости учащихся в классах в соответствии с Положениями о коррекционно-развивающем и компенсирующем обучении;
  • организация двигательного режима (увеличение времени на перемены, включение в режим дня динамического часа, организация внеклассных спортивных секций и кружков);
  • организация работы групп корригирующей гимнастики и лечебной физкультуры.
  • совершенствование методической работы в направлении здоровьесбережения:
    • организация повышения квалификации педагогических кадров по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;
    • организация практико-методических спецкурсов по проблеме здоровьесбережения для педагогических работников школы
    • создание условий для эффективной работы временной творческой группы “Здоровье и образовательная среда”;
    • стимулирование осуществления исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности в области здоровьесбережения;
    • обобщение педагогического опыта работы по здоровьесбережению.
  • организация прохождения педагогическими работниками углубленных медицинских осмотров.

С целью сохранения и укрепления здоровья учащихся в школе работает служба медико-социального сопровождения, осуществляющая медико-реабилитационную деятельность по двум направлениям: медико-педагогическая и медико-биологическая реабилитация.

Система мер медико-педагогической реабилитации включает:

  • медицинское обеспечение дифференциации и индивидуализации образования;
  • медицинский контроль за физическим воспитанием;
  • санитарно-просветительскую поддержку школьных мероприятий, направленных на формирование у учащихся активной позиции в выборе здорового образа жизни;
  • работу лектория для родителей “Мы выбираем здоровье”.

Система мер медико-биологической реабилитации включает:

  • санитарно-гигиенический контроль в ОУ;
  • прививочная работа;
  • диспансеризация и медицинский контроль за физическим развитием учащихся;
  • профилактическое лечение адаптогеннами, витаминами, светолечение с целью иммуностимуляции;
  • противорецидивное лечение детей с хронической патологией фитотерапией, физиотерапией, массажем.

В МОУ создан банк инновационных наработок по диагностике, управлению и мониторингу развития личности учащегося: скрининг – тест здоровья школьника, дневник классного воспитателя, индивидуальная программа развития ученика, карты учета деятельности логопедической, психологической, социально-педагогической и медико-социальной служб сопровождения, методических объединений, творческой активности классных коллективов, разработана методика проведения психолого-медико-педагогических консилиумов по комплексному сопровождению ребенка в образовательном процессе и его социализации.

Успешность реализации задач по созданию здоровьесберегающей среды в школе и формированию у учащихся здорового жизненного стиля достигается благодаря отлаженной работе структурно-функциональной модели СОШ, состоящей из 5 Центров: научно-исследовательского Центра, Центра учебно-воспитательных проблем, Центра воспитательной работы, Центра медико-социальной реабилитации и хозяйственно-бытового Центра, а также умелой координации взаимодействия службами сопровождения учащихся (психологической, логопедической, социально-педагогической и медико-социальной) в образовательном пространстве школы на основе четкого планирования, отработанного мониторинга и гибкого управления через систему психолого-медико-педагогических консилиумов.

Программа “Здоровый ребенок” основана на принципах природосообразного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов к здоровьюсбережению в ОУ.

Этапы реализации программы:
Основная деятельность Участники Сроки Ответственные
1 этап – подготовительный (сентябрь 2005 г. – июнь 2006 г.)
1. Формирование психологической готовности к положительному восприятию данного проекта. Экспертный совет Сентябрь Директор, зам. директора по НМР
2. Изучение научно-методической литературы, опыта инновационных учебных заведений по формированию здоровьесберегающей среды. Педагогический коллектив и медицинские специалисты Сентябрь-октябрь Инициативная группа
3. Разработка концепции Программы и плана мероприятий по реализации программы на 2-3 этапах. НМС Февраль

Март

Директор, зам. директора по НМР
4. Создание инициативной группы для разработки проекта. Педагогический коллектив Март-апрель Зам. директора по НМР, Оз.р., ВР, руководители МО
5. Изучение практики работы педагогических работников по данной проблеме. НМС, экспертный совет Сентябрь-март Зам. директора по ВР, Оз.Р.
6. Создание и программирование работы временной творческой группы (ВТГ) “Здоровье и образовательная среда”. НМС, творческие педагоги Февраль Зам. директора по ВР, НМР, Оз.р.
7. Создание научно-методического обеспечения успешной реализации проекта. (Экспертиза). НМС, ВТГ, МО классных руководителей, медицинские специалисты Февраль-май Зам. директора по НМР, УВР, ВР, ОзР.
8. Анализ эффективности сложившейся системы работы по формированию здоровьесберегающей среды в школе. Руководители центров Апрель-июнь Зам. директора по НМР, УВР, ВР, ОзР, АХЧ.
2 этап – проектно-диагностический (август 2006 г. – июнь 2007 г.)
1. Анализ деятельности по формированию здоровьесберегающей среды и определения возможного потенциала. Педагогический коллектив и медицинские работники Сентябрь-декабрь Зам. директора по ВР, Оз.р.
2. Обновление базы данных о состоянии здоровья учащихся. Сотрудники ЦМСР Сентябрь-октябрь Зам. директора

по НМР, Оз.р.

3. Мониторинг деятельности по формированию здоровьесберегающей среды. НМС, ВТГ Ноябрь-март Зам. директора по НМР, Оз.р., УВР, ВР.
4. Создание компьютерной базы данных о состоянии здоровья учащихся. ЦМСР Октябрь-декабрь Зам. директора по Оз.р.
5. Создание банка методик психологической, педагогической, медицинской диагностики и мониторинга, реализации проекта. НМС, педагоги-специалисты СС Январь-апрель Зам. директора по НМР, ВР, Оз. р.
6. Изучение позитивного опыта здоровьесбережения учащихся Классные руководители, ЦМСР Ноябрь-март Зам. директора по оздоровительной работе
7. Моделирование образовательных связей по здоровьесбережению. Субъекты ОП Январь-апрель Руководители центров
3 этап – практический (август 2007 г. – июнь 2009 г.)
1. Обеспечение условий для реализации Программы. Администрация В течение этапа Директор
2. Реализация направлений проекта. ВТГ В течение этапа Зам. директора по НМР, УВР, ВР.
3. Изучение и анализ инновационной практики педагогических работников в реализации проекта. НМС, экспертный совет Январь-май 2007 г., 2008. Зам. директора по НМР, ВР, Оз.р.
4. Внедрение в практическую деятельность новых форм здоровьесбережения. Школьный коллектив, медики ЦМСР Ноябрь 2006 Зам. директора по Оз.р.
5. Организация постоянно действующих научно-практических, методических, проблемных, психолого-педагогических семинаров, направленных на качественную реализацию проекта. НМС, ВТГ, Специалисты служб сопровождения Октябрь-март Зам. директора по НМР
Информационно-консультативное научно-методическое обеспечение подготовки педагогических и медицинских специалистов к переходу в инновационный режим работы по проекту. НМС, инициативная группа Сентябрь-май Зам. директора по НМР
7. Внесение изменений и корректив в нормативно-правовую базу МОУ, разработка новых локальных актов. Администрация Август-май Директор
4 этап – обобщающий (сентябрь 2009 – май 2010 г.)
1. Обработка и интерпретация данных. Экспертный совет Сентябрь-декабрь Зам. директора по НМР, УВР, ВР, ОзР
2. Соотношение результатов реализации программы с целями и задачами. НМС Январь Зам. директора по НМР, ВР, ОзР
3. Обобщение опыта работы педагогических работников по реализации проекта. Члены МО, ВТГ, НМС Сентябрь-февраль Зам. директора по НМР, УВР, ВР, ОзР
4. Разработка методических рекомендаций по внедрению инновационного опыта. НМС Февраль-март Зам. директора по НМР
5. Проведение научно-практического семинара по обобщению опыта. НМС Март-апрель Администрация
6. Издание сборника “Система работы по формированию здоровьесберегающей среды в школе”. НМС, ВТГ Март-май Директор, зам. директора по НМР, ВР
7. Презентация опыта по формированию здоровьесберегающей среды. Педколлектив В течение этапа Зам. директора по НМР, ВР, ОзР