Программа "Школа родителей – будущих первоклассников"

Разделы: Работа с родителями


Программа предназначена для работы с родителями будущих первоклассников.

Содержание программы предусматривает систему работы по преемственности детского сада и начальной школы с целью создания оптимальных условий для адаптации будущих первоклассников, по созданию системы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних.

Пояснительная записка

Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.

Важную роль здесь играет семейное воспитание. Зная особенности своего ребенка, родители смогут скорее найти подход к нему и помочь учителю выбрать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае. В их силах предупреждать нежелательные проявления характера ребенка, совместно вырабатывать оптимальный стиль поведения для многих прогнозируемых ситуаций, тем самым создавая оптимальные условия для адаптации ребенка к школе, устраняя как внешние, так и внутренние причины проявления асоциального поведения детей: предупреждение неуспеваемости, отставания школьников в обучении, школьного невроза, агрессивного поведения, социально-педагогической запущенности и других проявлений асоциального поведения.

Программа предназначена для родителей, дети которых пойдут в первый класс, и для родителей, дети которых уже обучаются в первом классе.

Содержание программы предусматривает систему работы по преемственности детского сада и начальной школы с целью создания оптимальных условий для адаптации будущих первоклассников.

Структура программы предусматривает как теоретические, так и практические, интерактивные формы работы с родителями: клубные заседания, гостиные, тренинговые занятия, лектории и т.д.

Программа рассчитана на учебный год. Занятия проводятся 2 раза в месяц (кроме декабря), длительность занятий может варьироваться от 1ч. 30 мин. до 3 часов.

Программу ведут специалисты начальной школы и детского сада: психологи, воспитатели, учителя начальных классов, социальные педагоги, методисты, медицинские работники (медсестра, педиатр и др.), учителя физической культуры.

При подготовке к занятиям проводятся мониторинговые исследования в соответствии с темой занятия: стартовый мониторинг и итоговый. Цель мониторинговых исследований: отслеживание эффективности проводимых занятий. Анкеты составляются и обрабатываются специалистами ОУ совместно с педагогом – психологом.

Занятия могут проводиться как на базе образовательного учреждения, так и на базе ДОУ.

После каждого занятия проводится рефлексия (самоанализ), и следующее занятие строится с учетом итогов проведенного анализа.

К тематическому плану представлена подборка методических материалов, которые могут быть применены с целью разработки и проектирования системы профилактики асоциального поведения детей младшего школьного возраста.

В силу особой значимости отдельные положения, концепции изложены без существенного сокращения.

Цель программы:

  • Повышение педагогической культуры родителей обучающихся.
  • Коррекция детско-родительских отношений.
  • Создание условий для адекватного развития ребенка, профилактика асоциального поведения детей младшего школьного возраста.
  • Адаптация ребенка к школе.

Ожидаемые результаты:

  • Уменьшение факторов риска школьной дезадаптации, оптимальная адаптация детей к школе.
  • Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий у родителей и детей.
  • Развитие системного подхода к профилактике асоциального поведения несовершеннолетних.
  • Создание условий для адекватного развития ребенка.
  • Овладение родителями методикой определения уровня сформированности психических процессов своего ребенка, методами контроля за динамикой развития детей в домашних условиях.

Тематическое планирование

Методические рекомендации к проведению занятий

Создание системы профилактических мероприятий подразумевает ведущую роль школы и других образовательных учреждений в профилактической деятельности. В соответствии с международной практикой, это подразумевает следующее. Школа - основное звено в профилактике проблем, связанных с проявлением асоциального поведения несовершеннолетних, учреждение, одной из главных целей которого является развитие личности и укрепление физического и психического здоровья школьника.

Школа и родители должны быть партнерами. Родители, следовательно, должны понимать философию, объём и организацию санитарного просвещения в школе и необходимость открытого диалога со своими детьми и школой по вопросам здоровья детей. В школах предоставляется информация для родителей по вопросам, влияющим на их собственное здоровье и здоровье их детей. Цель предоставления этой информации состоит в том, чтобы помочь понять влияние определенного поведения на их детей.

В профилактических целях должны использоваться разные формы работы: встречи, листовки, видео и другие средства. Все эти формы могут использоваться для обучения и информирования родителей не только о том, как в школе видят и проводят санитарное просвещение, но также по отдельным вопросам здоровья, например, курение родителей и здоровье их детей. При этом особое внимание уделяется сложившимся формам участия родителей в школьной жизни:

  • родительский совет, осуществляющий общее участие и связь между школой, родителями и сообществом;

  • деятельность, способствующая пониманию, например, опросы, вечера - дискуссии и другие мероприятия;

  • письма родителям с последней информацией по общим вопросам, связанным с сохранением и укреплением здоровья их детей и профилактической работой школы;

  • дни открытых дверей и экскурсии для родителей, учителей и учеников;

  • список родителей, обладающих специальными познаниями и навыками по вопросам здоровья и использование их, как консультантов;

  • советы родителям по поводу курсов, имеющихся в местных колледжах и университетах по вопросам здоровья, навыкам общения и другим соответствующим предметам;

  • предоставление доступа родителям к литературе, аудио/видео- оборудованию, памяткам, листовкам по вопросам здоровья, общения и других жизненных навыков.

Примерное содержание занятий

Сентябрь.

1 заседание.

Раскрываются основные понятия семьи, ее роль в становлении и развитии личности человека. Особое внимание уделяется развитию позитивных детско-родительских отношений.

Теория преподносится, используя методику «Разброс мнений».

«Разброс мнений» - это организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по какой-либо проблеме или теме. Предполагается, что суждения могут быть самыми разными, неожиданными как по форме, так и по содержанию. Никаких границ для выражения мнений не существует, каждый имеет право сказать то, что хочется, что «приходит в голову».

Методическим ключом такого дела служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами самого общего характера. Число карточек должно равняться числу участников дискуссии. Их прочтение и произнесение в слух инициирует мышление, как бы провоцируя на нечаянное высказывание, которое рождается тут же, в момент чтения и произнесения. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало короткого выступления по предложенной теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает взрослому в первый момент беседы иметь что сказать, потому определяет подход к теме и ракурс взгляда на поставленный вопрос. Если участнику дискуссии не нравится доставшаяся фраза, он может выбрать другую карточку.

Например, предлагается высказать свое мнение по определенной теме: «Что Вы думаете о…», либо ставит вполне конкретный вопрос: «Считаете ли Вы, что…». Тематикой таких дискуссий являются чаще всего детско-родительские, межличностные отношения, «Когда я очень разозлюсь», «Я и сын», «Я и дочь» и др.

Необходимо создать благоприятный психологический климат в группе, чтобы каждый участник был психологически свободен и чтобы мнение каждого воспринималось как предмет интереса. Тональность разговора, максимальная доброжелательность, психологическое «поглаживание», подбадривающие реплики и подкрепляющие положительные оценки в адрес личности, ритмичность построения беседы и даже расположение всех членов группы относительно друг друга – все это имеет огромное значение в успешности задуманного дела. И главное условие: принимается мнение каждого как некоторая ценность, не подлежащая оценке «правильно – неправильно», содержащая в самой себе ценность лишь потому, что она имеет место среди людей.

Тренинг коррекции детско-родительских отношений проводит педагог-психолог.

2 заседание.

«Большой круг»: Роль семьи в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних.

Большой круг – эпическая модификация вчерашнего классного (группового) собрания, вобравшая в себя почти все черты собрания, но дополненная теплотой дружеского общения.

Дело – предмет рассмотрения и обсуждения на Круге: подводятся итоги, намечаются планы, определяются исполнители и заслушиваются ответственные. Но тональность этого серьезного разговора далека от делового жестко регламентированного собрания: здесь допустимы шутки, лирические отступления, угощения, песни и т.п.

Круг – это сбор людей – единомышленников, связанных единым делом – воспитанием подрастающего поколения, вдохновленных какой-либо идеей. На собрание обязуют приходить, на Круг – приглашают. Собрание готовит актив, составляя программу. К Кругу готовится каждый приглашенный, и то, что он задумал, никому не известно. Собрание не выходит за пределы поставленных вопросов – Круг имеет лишь один главный вопрос, остальное принадлежит свободной импровизации. Большой Круг – это большое количество людей, по значительному поводу и оформленное как празднество.

Октябрь

1 заседание

Раскрываются методы сохранения и укрепления здоровья ребенка. Особое внимание уделяется роли родителей в формировании ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у детей.

Приглашаются узкие медицинские специалисты (педиатр, кардиолог, окулист). Вопросы динамики роста ребенка и формирование осанки может раскрыть учитель физического воспитания.

Форма проведения – беседа, рассказ, публичная лекция с использованием наглядных пособий (таблицы, слайды) и технических средств обучения.

Публичная лекция получила свое название от роли, которую играет в этой деятельности каждый участник в отдельности и все участники вместе. Они – публика, т.е. люди, собранные в одном месте и являющиеся зрителями и слушателями. Возраст не имеет значения. На публичную лекцию приходят все желающие. Тематика публичной лекции может быть самой разнообразной и самой неожиданной. Источником темы становится поведение детей, их суждения, события в школе и дома, интересы родителей, воспитательные задачи и т.д.

К атрибутике публичной лекции относится кафедра, настольная лампа, концентрирующая внимание слушателей и являющаяся символом интеллектуальной деятельности человека, тесный ряд стульев вокруг кафедры в полутемном зале, а также красочное большое объявление, приглашающее всех желающих на лекцию. Очень хорошо, если будет найден (определен) музыкальный сигнал для обозначения начала лекции – он должен быть традиционным.

2 заседание

«Малый круг»: Роль семьи в формировании ценностных ориентаций у детей на сохранение и укрепление собственного здоровья и здоровья окружающих проводится по той же методике, что и «Большой круг».

Но «Малый Круг» – короче по времени, чем «Большой круг", уже по числу участников, могут осуждаться и текущие вопросы, не столь нарядно обставляется.

Ноябрь

1 заседание

Раскрывается роль семьи в духовном становлении личности ребенка, в развитии чувственно – эмоциональных доминант ребенка.

Форма проведения: «Конверт дружеских вопросов».

Конверт дружеских вопросов – свободный обмен мнениями на самые различные темы в особо созданной дружеской обстановке. Приготавливается большой красивый конверт, в него вкладывается на отдельных карточках множество (числом равным количеству присутствующих) вопросов по теме занятия. Но формулировка вопроса программирует выход отвечающего на уровень духовности. Например: «Если Вы разозлились, то учитываете ли Вы в это время состояние того, на кого разозлились»?» и др. Пакет с вопросами передается из рук в руки. Причем, ответивший на вопрос преподносит пакет тому, чьи суждения ему особенно интересны. После ответа на вопрос карточка в пакет уже не вкладывается.

Видоизмененный вариант Конверта дружеских вопросов с успехом можно использовать во время чаепитий, «огоньков», посиделок и др. форм работы с родителями.

Тренинг проводит педагог-психолог.

2 заседание

Психологическая студия: Роль общения с ребенком в развитии его личности.

Психологическая студия – одна из новых форм работы с родителями, призванная повысить педагогическую культуру воспитательного процесса. Предметом изучения на психологической студии и субъектом этого изучения выступают психолого-физиологические особенности ребенка, межличностное общение, детско – родительские отношения. Методика психологической студии такова, что самопознание протекает опосредованно, через интересные формы разнообразной деятельности, через познание «другого» как человека. Работа группы проходит как общение добрых друзей, объединенных психологической пытливостью. Педагог может проводить эту студию при достаточной психологической подготовке.

Декабрь

1 заседание

«Приглашение к чаю»: Обмен опытом воспитательных воздействий по формированию ЗОЖ у детей и подростков в условиях семьи. «Приглашение к чаю»: Обмен опытом воспитательных воздействий по формированию ЗОЖ у детей и подростков в условиях семьи.

«Приглашение к чаю» как форма работы с родителями наполнилась новым содержанием. В «Приглашении к чаю» много символического. Во-первых, чайная чашка, передаваемая из рук в руки: кого именно хотел бы пригласить на чай? Во-вторых, алгоритм поведения: кого именно пригласишь – о чем бы хотел с ним поговорить – что ему скажешь – что услышать хотел бы в ответ. В-третьих, момент преподнесения чайной чашки как знака симпатии, уважения, признания достоинств желаемого партнера для общения и момент принятия ее избранным партнером как благодарность за интерес к твоей личности. В-четвертых, чайная чашка пуста и не ведется разговор о продуктах, угощении, сластях, а лишь общение, которое объявлено целью встречи. В-пятых, музыкальное сопровождения, которое отражает душевный настрой, как будто сообщает о состоянии и приглашающего, и приглашенного.

Здесь много психологического: выбор происходит на глазах группы: найти мотивировку и облечь ее в соответствующую вербальную форму; необходимо пластически исполнить требуемое и не оказаться в неудобном положении. «Приглашение к чаю» обладает большой силой гуманизации психологической атмосферы, психологического раскрепощения участников.

Январь

1 заседание

Раскрываются вопросы развития психических процессов у детей: воображения, восприятия, памяти, мышления; роль родителей в развитии психических процессов.

Форма проведения: ролевая игра в форме групповой дискуссии.
Сюжет игры составляет принятие группового мнения о том, какова роль родителей в развитии психических процессов у детей.

Цель: исследование возможностей групповой дискуссии в выявлении адаптационных резервов детей, повышении роли родителей в развитии психических процессов у детей, возможности проведения коррекционной работы.

Групповую дискуссию предлагается вести из ролей, схематично данных в инструкциях или придуманных самими участниками.

Задача ведущего групповой дискуссии состоит в том, чтобы удержать обсуждение в рамках конструктивного диалога. Необходимо с высокой степенью уважительного отношения выслушивать все предложения, точки зрения, претензии.

В завершение дискуссии следует выразить благодарность всем принявшим в ней участие, открыто высказавшим свою позицию и давшим возможность другим сделать то же самое.

Тренинг коррекции детско-родительских отношений проводит педагог-психолог.

2 заседание

Психологическая студия: Роль родителей в развитии у детей психических процессов (см. ноябрь, 2-е заседание).

Февраль

1 заседание

Обсуждаются вопросы по развитию коммуникативных навыков как у родителей, так и у детей, умение общаться с детьми, с учетом их психофизиологических особенностей.

Может проводиться в форме диалога, ролевой игры (см. январь, 1-е заседание). Раздаются и обсуждаются памятки «Советы родителям».

2 заседание

Корзина грецких орехов.

«Грецкий орех» - зрительный образ трудного вопроса жизни, стоящего перед любым родителем. Иногда он надеется на чью-либо помощь, часто уверен, что сам справится со своими проблемами. Однако момент обозначения проблемы, ее формулировки, выдвижения в качестве главного вопроса жизни – уже начало разрешения.

«Корзина грецких орехов» - это разговор о том, что заботит родителей, с чем не могут пока справиться, - вопросы крепкие, как грецкий орех. Эти вопросы произносятся, как будто бы бросают в общую корзину, как будто бы хотят посмотреть, велика ли эта корзина и каково же ее содержание. Никто не дает никаких советов, не предлагает ответов – внутренняя реакция участников остается тайной каждого, о ней лишь можно догадаться по мимическим, пластическим проявлениям, изредка – по репликам, брошенным кем-либо вслед «грецкому ореху», опущенному на дно корзины. У каждой группы родителей может быть своя «корзина грецких орехов» (для занятия можно использовать корзину, сделанную из папье-маше или сплетенную из ивовых прутьев).

Март

1 занятие

Раскрываются психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста.

Занятие проводится в форме деловой имитационной игры.

Методы проведения занятия: ролевая игра, групповое обсуждение, проективные и другие психодиагностические методики.

Игра проводится с родителями обучающихся в рамках работы по содействию роста их педагогической культуры. Ее предваряет диагностическая ориентировка относительно знаний родителей о психофизиологических особенностей их детей. Дальнейшая работа строится в соответствии с итогом проведенных исследований.

Тренинг коррекции детско-родительских отношений проводит педагог-психолог.

2 заседание

Психологическая студия: Психология семейных отношений (см. ноябрь, 2-е заседание).

Апрель

1 заседание

Психологическая студия: Тренинг взаимодействия детей и родителей. Проводит педагог-психолог.

2 заседание

«Вечер вопросов и ответов» проводится в форме группового интервью.

Групповое интервью процедура изучения мнения участников (родителей) по поводу определенного вопроса, проводимая путем суммирования, классификации и анализа индивидуальных точек зрения на общую для всех проблему. Тема группового интервью – «Роль родителей в формировании ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у детей, повышение адаптационных возможностей детского организма».

Групповое интервью применяется в случаях, когда необходимо:

– собрать информацию (мнения, представления) и сказать, что дальше будет происходить с этой информацией;

– исследовать потребности участников интервью, его настрой (общественное мнение), мотивацию на выполнение какой-либо деятельности.

Процедура проведения группового интервью требует предварительной подготовки. Она включает в себя:

– подготовку письменного приглашения;

– объявление о перечне вопросов для обсуждения;

– указания на место и время проведения, предполагаемую продолжительность встречи;

– заранее информируют о том, где и как будет применяться собранная информация.

Основным результатом подготовительной работы должна стать сформированная установка на сотрудничество у организаторов и будущих участников интервью.

В целях обеспечения успешности проведения группового интервью целесообразно соблюдать легко выполнимые требования:

– фокусировка на теме интервью;

– соблюдение регламента;

– организация очередности высказываний с предоставлением слова всем желающим;

– однозначность трактовки терминов и понятий;

– недопустимость доминирования точки зрения ведущего;

– отсутствие оценки по отношению к высказанным участниками мнениям.

Успешности проведения группового интервью могут способствовать технические приемы, которые будет использовать ведущий, задавая формы и образцы изложения информации:

– повтор того, что сказал выступающий, своими словами (парафраз), повышая тем самым значимость участия каждого, стимулируя остальных высказаться («Другими словами, это означает, что…», «Если я правильно понял, вы говорите о …»);

– открытые вопросы, на которые нельзя дать ответы «Да», «Нет», «Не знаю» («Что это?», «Как это сделать?», «Почему это так важно?» и т. п.);

– переадресование вопроса, обращенного к ведущему, всем участникам («А что вы думаете об этом?», «Кто попытается дать на это ответ?»);

– резюмирование – подведение промежуточных итогов, фиксация повторяющихся и противоположных точек зрения, подведение черты, обозначение перехода к другому этапу работы («Таким образом, основными нашими идеями являются…», «Если теперь подытожить сказанное, то…»).

Главным результатом группового интервью является внесение ясности в вопрос о том, как воспринимается участниками та или иная проблема.

Май

1 заседание

Психологическая студия: Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение.

2 заседание

«Дискуссионные качели»: Роль родителей в формировании ценностных ориентаций у детей на сохранение и укрепление собственного здоровья и здоровья других людей.

Суть этой формы работы с родителями – в имитации раскачивающихся качелей. Партнерами становятся две группы родителей, расположившиеся друг против друга. После того, как предложен вопрос для обсуждения, они поочередно высказываются по предложенному вопросу, - «качели» начинают свое движение.

Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания родителей, руководитель занятия поддерживает ход дискуссионных «качелей», пока ему не покажется, что силы родителей исчерпаны. Он останавливает «качели»: долго качаться нельзя – голова закружится!», подводит итог дискуссии.

Заключение

Кроме описанных выше форм проведения занятий, можно использовать и другие, такие, как:

  • Гостиная (поэтическая, музыкальная, театральная и т.д.)

Логика данной формы работы с родителями выстраивается на основании простого и ясного очерчивания лексического значения слова «гостиная»: это комната, в которой принимают гостей, и, одновременно, это сам процесс приема гостей. Гостей принимают для общения и во имя общения. Сбор гостей (10-15 минут) оформляется музыкой, достаточно тихой, мелодичной. Хозяйка гостиной помогает всем удобно расположиться. Первый момент – представление гостей. Если появляется новое лицо, то, в первую очередь, представляют его всем присутствующим. Затем любой может сказать несколько слов как дополнительную информацию, углубляющую знание об этом человеке. Далее, проходит, например, «Воспоминание о прошлом». Каждый гость несет в себе свое прошлое как историю своей личности. Тематика гостиной определяет и тематику воспоминаний. Кроме того, в рамках гостиной могут проходить чаепития, различные творческие конкурсы, интеллектуальные игры и др.

Гостиная – очень гибкая форма организованного общения. В качестве гостей могут быть приглашены как родители, так и дети, независимо от возраста.

  • День добрых сюрпризов.

Проявление этой формы деятельности связано с распространением житейского взгляда на знаки внимания: лучше один цветок каждый день, чем огромный букет раз в год. День добрых сюрпризов – это этическое упражнение в умении оказывать знаки внимания, это пробуждение жажды доставлять окружающим благо, это веселый добрый розыгрыш, итог которого заведомо приятен. В нем могут участвовать и педагоги, и дети, и родители. О Дне добрых сюрпризов сообщается задолго, так, чтобы у всех участников было время подготовиться, реализовать творческую задумку. Предотвращая нежелательные формы сюрпризов, можно объявить о главном законе этого дня, например: «Сюрприз – это доброе движение доброго сердца».

Основные направления совместной деятельности педагогов и родителей

1. Поддержка физического и психического здоровья учащихся.
2. Общение и формирование личностных ориентаций учащихся: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре, культуре здорового образа жизни, способствующих пониманию общечеловеческих ценностей.
3. Познавательная сфера жизни учащихся (работа с учителями-предметниками) с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Защита не ученика, а человека в нем. Подход к каждому ребенку «с оптимистической позиции» (А. С. Макаренко).
4. Работа с семьей – влияние на воспитательный потенциал семьи; объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание. Здесь необходимо следующее:

– изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

– психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед, лекториев;

– организация совместного проведения свободного времени детей и родителей;

– защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Таким образом, образовательным учреждением реализуются функции родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах и тому подобное) и корректируются принципы семейного воспитания – именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку (искусство любить детей), режиму жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.

Педагогам (в особенности классным руководителям) важно соблюдать следующие правила:

  • Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.

  • Работа с родителями должна быть целенаправленной, планомерной и систематической.

  • Методы этой работы должны быть взаимосвязаны с методами воспитания детей.

Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.

При изучении семьи школьника педагог, прежде всего, обращает внимание на следующие данные:

1. Общие сведения о родителях, других членах семьи, жилищные условия, материальная обеспеченность. Интерес к делам школы.
2. Общие сведения о детях (возраст, интересы, уровень воспитанности).
3. Воспитательные возможности семьи (уровень педагогической культуры родителей).

Литература:

  1. Антропова М.В., Параничева Т.М. Режим дня младшего школьника. М., 2002.
  2. Бабенкова Е.А. Здоров ли ваш ребенок? М., 2002.
  3. Башаева Т.В. развитие восприятия у детей.Я., 1998.
  4. Безобразова В.Н., Догадкина С.Б. и др. Как сохранить сердце ребенка здоровым. М., 2002.
  5. Безруких М.М. Пора ли в школу?. М., 2002.
  6. Дымнова Т.И. Психология семейного образа жизни. М., 2005.
  7. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Компьютер и здоровье ребенка. М., 2002.
  8. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. Методическое объединение РФ, исполнительная дирекция президентской программы «Дети России».
  9. Министерство образования РФ
  10. Исполнительная дирекция Президентской программы «Дети России»
  11. Коллектив авторов
  12. Издательство АПКиПРО
  13. Сонькин В.Д., Анохина И.А. Как правильно закаливать ребенка. М., 2002.
  14. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Я., 1997.
  15. Фарбер Д.А. Младший школьник: развитие мозга и познавательная деятельность. М., 2002.
  16. Фитцпатрик Д. Диалог с ребенком. М., 1996.
  17. Чеппи Д. Готовность к школе. М., 1992.
  18. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Метод. материал для школьного педагога / Частный образовательный лицей. Владимир, 1993г.