“Я с каждым часом чувствую живее, что отличительное, существенное свойство варварства – беспамятность, что нет ни высокого дела, ни стройного слова без живого чувства своего достоинства, что чувства собственного достоинства нет без национальной гордости, а национальной гордости нет без национальной памяти”
Воспитание национальной памяти означает формирование у детей внимания к духовной культуре своего народа, интереса и уважения к его историческому прошлому. Знание культурных корней своего народа необходимо потому, что оно позволяет по настоящему уважать и ценить общечеловеческие эстетические и этические нормы. Прежде всего знание фольклора помогает вырастить нравственных, целостных личностей.
С древнейших времен русский народ жил с высокой правдой и красотой души. В начальной школе отдельные элементы входят в программу. Но пока эта проблема изучена недостаточно.
Фольклор стоит у истоков опыта восприятия мира, которое тысячелетиями перенимало и передавало человеческое общество на разных этапах своей истории. На современном этапе фольклор является практически единственной “живой нитью”, соединяющей нас с прошлым. Знакомство со смысловым и символическим подтекстом фольклорных произведений обогащает эстетическое восприятие.
Человек не был отдельным от природы. Наоборот, он был ее частью, существовал внутри нее, верил в единение с природой и магическое сопричастие ей. Все это определяло характер взаимоотношений с окружающим миром и некоторые нормы поведения. В основе фольклорных жанров лежит особое отношение человека к природе и к миру.
Загадки, приметы, обряды – все это в сочетании с ритуальными действиями и поверьями обнаруживает культ земли, растительности, воды , солнца.
Со временем, после принятия христианства, в фольклорный жанр проникли христианские символика и календарь.
Фольклор многогранен. К сожалению, значение его для многих сужено. Обычно с этим понятием отождествляются народные пословицы и поговорки, сказки, загадки, песни. А между прочим, в фольклоре отражается целостная культура народа: его быт, обычаи, традиции, народные игры, праздники с их обрядами, традиционные ремесла и многое другое.
Народное искусство поможет понять детям, насколько порядок крестьянской жизни в русской деревне был созвучен природе, определяясь годичным кругом сельскохозяйственных работ. В тот же круг вписывались праздники, время которых никогда не определялись произвольно.
Наблюдение за фольклорными образами, сравнение собственных ощущений восприятия мира и ощущения людей древности помогает детям понять, что многое в древности нам близко по сей день и, в частности отношение современного человека к окружающему миру.
Работа с фольклорным материалом требует кропотливой работы. Знакомство со сложным материалом должна вестись последовательно от простого к сложному, через игровой материал, календарные песни, сценические игры. Завершением работы может стать викторина, фольклорный праздник. Это вызывает интерес и активизирует воображение, а также подводит к восприятию уроков истории, литературы, искусства.
Младший школьный возраст является особенно благоприятным для начала серьезной работы. Именно в этом возрасте детям присущи чувство новизны и удивления по отношению к окружающему миру. Общение с фольклором развивает творческие способности у младших школьников, ответственность за окружающий его мир. Именно эта линия так характерна христианству – ответственность человека по отношению к живым существам. Когда человек признает окружающую действительность, он из повелителя природы превращается в единое целое с внешним миром.
ДЕРЕВЕНСКИЕ ПОСИДЕЛКИ
Цели:
- Знакомство с русским фольклором (загадками, потешками, небылицами, песнями, танцами)
- Знакомство с традициями русского народа (посиделки, кукольного театра)
- Эстетическое и нравственное развитие учащихся
Оборудование:
- Народные костюмы
- Куклы, театральная ширма, декорации к спектаклю “Ноев ковчег”
- Фонограммы “Барыня”, “Семь дорожек”, “Частушки”.
ВЕДУЩИЕ
Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости! Давно вас ждем-поджидаем, посиделок без вас не начинаем! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко! Припасли мы для вас забавушек, на всякий вкус, кому – сказку, кому - правду, кому – песенку.
ВЕДУЩИЕ
Ой, вы гой еси, добры молодцы!
Ой, вы гой еси, красны девицы!
Собиралися мы в этой горнице
Увидать удаль молодецкую
Да умения свет-лебедушек!
Пляска “Барыня”.
ВЕДУЩИЕ
Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки, да творят насмешки.
Все А у нас…
Мальчик
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота
Все Вот это да!
Девочка
Выбегала дубина
С мальчиком в руках,
А за ним тулупчик
С бабой на плечах
Все Не может быть!
Мальчик
Деревня закричала:
Сарафаны с бабами
На пожар спешат!
Все Правда?
Мальчик Правда.
Девочка
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь подгоняла
Мужика кнутом.
Все Ой-ой-ой!
Мальчик
Лошадь ела кашу,
А мужик – овес.
Лошадь села в сани,
И мужик повез.
Все Небылицы, небывальщины!
Стучит, бренчит на улице –
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке –
Туда же по дорожке.
- Куда, Фома, едешь?
Куда погоняешь?
- Сено косить.
- На что тебе сено?
- Коровок кормить.
- На что тебе коровы?
- Молоко доить.
- На что тебе молоко?
- Ребяток поить.
- Федул, что губы надул?
- Да кафтан прожег.
- Зачинить можно!
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Да один ворот остался.- Ты видел моего теленочка?
- Рыжего?
- Да, рыжего.
- С белым пятном.
- Да, с белым пятном.
- И обрывком на шее?
- Да, верно. Где ты его видел?
- Нет, сосед, я такого не видел.
- Где ты, брат Иван?
- В горнице.
- А что делаешь?
- Помогаю Петру.
- Петр что делает?
- Да на печи лежит.
- Вставай, Дунюшка, уже день занимается!
- Пусть занимается, у него до вечера много дел.
- Вставай, Дунюшка, вставай, петушок поет!
- Пусть поет! Петушок маленький, ему и ночь долга!
- Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит!
- Пусть всходит, ему далеко бежать нужно!
- Вставай, Дунюшка, каша готова!
- А я уж, матушка, за столом сижу!
ЧАСТУШКИ
- Эх, топни, нога, топни, правенькая,
Я плясать пойду, хоть и маленькая,
- Я плясать пойду по соломушке,
Раздайся народ по сторонушке!Всех смелей Андрей бежит
И съезжает с горки,
А за партой он дрожит,
Словно мышка в норке.Я стояла босиком,
Осмотрела все кругом.
Оглянулася назад –
Сапоги мои лежат.От подружек-хохотушек
Столько шума-звона,
Как от сотни погремушек,
Даже миллиона!Сидит ежик на березе –
Белая рубашка,
На головке – сапожок,
На ноге – фуражка.
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапогию
Начал важничать Вадим,
Ходит с видом гордым,
Точно стал не звеньевым,
А английским лордом!Очень скоро Петя будет
самым сильным в мире.
А пока соседей будитю
Грохотаньем гири.
Балалаечка-гудок
Свое дело знает,
Она в Ваниных руках
Хорошо играет.
Если б Маша не глазела
В скважину замочную,
То на лбу бы не имела
Шишку крупноблочную.Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?
ВЕДУЩИЕ
- Что-то мы немножко притомились.
Сядем рядышком на лавке.
Вместе с вами посидим.
Загадаем вам загадки.
Кто смышленей – поглядим!
ЗАГАДКИ
Ходит барин по двору?
Придирается ко всему.
Красная головушка,
Двойная бородушка. (Петух).Мохнатенькая, усатенькая,
Сядет – песенку поет. (Кошка)Маленький, беленький,
По дорожке прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (Заяц)
Пришла из лесу птичница в рыжей шубке – кур посчитать. (Лиса)
Гладишь – ласкается. Дразнишь – кусается. (Собака)
ВЕДУЩИЕ
- Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку послушать?
Инсценировка сказки “Ноев ковчег”.
На сцене декорация древнего леса.
Лес. Ной рубит деревья. Еж наблюдает
Еж - Интересно, зачем ему столько бревен, да таких больших? Ведь они даже для дома велики!
Ной - Я вижу, что тебе очень хочется узнать, чем я занимаюсь. Видишь ли, люди сделали уже столько зла, что земля вопиет к небу о помощи и избавлении. Поэтому Господь решил пресечь их беззакония, и как мне возвещено в откровении – на земле случится потоп. Погибнут нераскаянные грешники. Видишь бревна? Я строю ковчег. Когда построю, то буду бить в било и звать всех людей к покаянию. Покаявшиеся спасутся в ковчеге, а не покаявшиеся погибнут. В моем ковчеге будет место и для зверей. Кто услышит стук в било и придет – спасутся в ковчеге. Не знаю только, что из этого получится, ведь вы все такие драчливые.
Еж - Я знаю, Ной. Мы поставим условие, чтобы не драться, не кусаться и не пожирать друг друга. Кто согласен – пусть приходит. Я побежал, чтобы предупредить всех животных о грозящей опасности.
Кто бежит со всех ножек?
Это я – бедный ежик.
Как же мне удастся
Всех успеть предупредить?
Ах, надо, надо торопиться,
Вот-вот польется с небес вода.
Должны все звери, должны все птицы
Узнать, что скоро придет беда.
- Лев, постой. У меня к тебе серьезный разговор. Грозит потоп. Ной будет стучать в било, и надо прийти в ковчег, чтобы не погибнуть.
Лев - И там будут овцы и зайцы?
Еж - Да, лев. Но есть одно условие: не драться, не кусаться и не пожирать друг друга.
Лев - Э, нет. Это не для меня.
Еж - Подумай хорошенько, ведь ты погибнешь! (и еж побежал дальше).
Еж - Мамонт. Надо прийти в ковчег к Ною, чтобы не погибнуть
(Мамонт лениво приоткрыл глаза, посмотрел на ежа и пробормотал):
Мамонт - Идти? Нет. Мне бы стоять здесь, на солнышке. А потом хоть потоп.
Еж
- Кто лентяй и обжора,
Тот спастись никак не сможет.
Надо поскорее остальных предупредить.
В ковчеге сможем мы все укрыться,
Когда польется с небес вода,
Должны все звери, должны все птицы
Узнать, что скоро придет беда.
- Смотри-ка, динозавр. Динозавр, скоро начнется потоп. Все звери спрячутся в ковчеге у Ноя. Приходи и ты, Динозавр!
Я прошу прощенья, Динозавр,
Надвигается беда.
Может быть через мгновенье, да
Чтобы звери после наводнения
Не исчезли без следа,
Спрятаться должны
Мы все в ковчеге, да!
Динозавр - А там будет папоротник, а?
Еж - Ну, нарви с собой немножко. В конце концов, можно и попоститься ради такого случая.
Динозавр - Нет, сам постись. Я без свежего папоротника жить не могу (Сказал и повернулся спиной к ежу).
Еж - Я встретил лису, зайца, барсука, медведя и всем рассказал о ковчеге. О домашних животных я не беспокоюсь. Ной обязательно возьмет и корову, и козу, и собаку, и остальных. Наконец, я обошел весь лес и вернулся к себе домой. Надо сушить грибы на дорогу.
Ной – (Стучит в било) Я звал людей к покаянию. Но люди очень заняты своими делами и забавами. Все смотрели на меня, как на сумасшедшего. Так никто и не пришел к ковчегу, кроме моих сыновей с женами.
(На поляне возле ковчега собрались звери. Стоит шум и гам: змеи шипят, вороны каркают, лиса и заяц ругаются, все животные выражают недовольство и пренебрежение к окружающим).
Еж - Послушайте, звери! Вы все погибните, если не в воде, то от собственной злобы. Еще несколько дней, и воды покроют всю землю! Пора же вам, наконец, прекратить вражду и понять, что ковчег стал нашим общим домом. И каждый из вас ценен, поскольку другого такого нет, и не будет. А поэтому вы не должны ни драться, ни кусаться, ни пожирать друг друга. Кто не согласен – оставайтесь себе на погибель, а кто согласен – заходи в ковчег. (Звери притихают и молча проходят в ковчег. Еж увидел льва) Лев! И ты пришел!
Лев - Так что же, погибать что ли, раз овечек не дают?
Еж - Молодец, лев. Проходи, лев, на самое почетное место в зверином отделе ковчега.
Смена декорации. Ковчег.
(Голос за кадром) И вот полил проливной дождь. Ной и еж видели в окно, как день ото дня увеличивалась вода.
Ной - День ото дня увеличивается вода. Вот уже потоки воды подхватили ковчег, и он понесся по волнам невесть куда.
Еж - Мамонт долго стоял на своем месте, пока его не покрыла вода. А динозавр сам утонул, когда хотел достать папоротник. Что ж, их погубили лень и обжорство. Мы больше никогда не увидим ни динозавра, ни мамонта. Так они и останутся допотопными животными.
(Голос за кадром) В ковчеге некоторое время все было спокойно. Звери были настолько испуганы происходящим, что плыли молча. А через несколько дней все свыклись с обстановкой, и каждый стал проявлять свой характер: змеи по каждому поводу шипели, птицы болтали о всякой чепухе, лиса рассказывала разные истории о своих подвигах, правда все они были выдумкой и никто об этом не догадывался. Заяц мучался оттого, что завидовал другим.
Еж увидел, что зайка плачет.
Еж - О чем ты плачешь, зайка?
Зайка - Я такой маленький, серенький. У всех что-нибудь есть, а у меня ничего такого нет.
У лисички хвост трубой
Рыжий и пушистый,
Лишь у зайки хвостик – ой,
Вовсе никудышный.
Хвостик длинный и простой
Есть у крошки мышки,
А у зайки хвостик - ой,
Все равно, что шишка.
А медведь такой большой,
И рычит отлично,
Только серый зайка – ой,
Все равно, что лишний.
Еж - Глупый ты, однако. Ты плохо смотришь. Давай смотреть вместе. Вот, например, у лисы рыжая шкура, так знаешь ли ты, как за ней гоняются охотники? Хорошо, у овечек – кудри. Не такие же кудри на той одежде, которую носит жена Хама? У каждого есть свои достоинства и свои недостатки. Ты не завидуй тому, чего у тебя нет, но старайся в том, что имеешь, быть порядочным.
(Голос за кадром) Прошло 40 дней. Перестал лить дождь. Волны поутихли. Ковчег, плавно раскачиваясь, плыл по беспредельному океану.
К этому времени звери уже немножко свыклись друг с другом, научились переносить недостатки ближних и разделять их скорби. Когда стали заканчиваться запасы, которые они взяли с собой в плаванье, то звери старались подбодрить друг друга. И вот однажды утром Ной спустился к зверям и забрал ворона.
Ной - Надо выпустить ворона.
Лиса - Что это? Неужели он так проголодался, что готов уже ворона съесть?!
Зайка – Ну, наверное ворон много каркал и надоел нашему хозяину.
Еж - Это что же получается? Мы условились не пожирать друг друга, а Ной?
Лиса - Пусть он каркает много, у него голос такой, он не умеет по-другому.
Еж - Схожу к Ною и разведаю о случившемся. (Спустился Ной и забрал голубя).
Змея - Ну Уж-ш-ш-ш это слишшшш-ш-ком! Голубь вообще самое безззобитное сущщщество (прошипела змея).
(Голос за кадром ) К этому времени звери уже немножко свыклись друг с другом, научились переносить недостатки ближних и разделять их скорби. Когда стали заканчиваться запасы, которые они взяли с собой в плаванье, то звери старались подбодрить друг друга.
Ной – Я выпустил голубя, тот вернулся с масленичной веткой. Ясно, что вода сходит. Смотрите, в небе засияла радуга.
Голубь – (говорит льву) Я знаю, что тебе труднее всех было в ковчеге. Каждый день смотреть на овец и зайцев и не прикоснуться ни к одному из них! Да, ты лев оказался выше зова желудка.
Лев - Да что я? Я смотрел на вас всех, видел, что всем трудно, и сам терпел.
(Голос за кадром) Птицы разлетелись, змеи расползлись, животные разбежались, но еще долго-долго помнили они о масличной ветке, которая стала для них символом уважения, дружбы и любви друг к другу. А на небе с тех пор время от времени стала появляться радуга, напоминавшая людям и беспредельной любви Господа к Своему творению
Заключительная песня “Семь дорожек” (слова М.Танича, музыка В.Шаинского).
Гости. Спасибо хозяевам за хлеб, за соль. Спасибо за сказку, за учение уму-разуму. Неба вам чистого, солнца ясного, широкой радуги над домом.