Особенности обучения иностранному языку в профессиональном училище

Разделы: Иностранные языки


Поиск путей конкурентноспособных специалистов и работников квалифицированного труда позволил сделать вывод, что в настоящее время, в период рыночной экономики, не так важно дать сумму, систему знаний, как уметь раскрыть способности и возможности обучающихся в овладении специальностью (профессией), развить мышление, научить гибкому подходу к решению проблем.

Результативность профессионального обучения зависит и от понимания и учета индивидуальных особенностей учащихся, и от педагогических технологий, которые активизируют обучающихся, учат их лучшему восприятию и запоминанию информации, решению профессиональных проблем и делают процесс обучения непринужденным и комфортным.

Не составляет здесь исключения и преподавание английского языка. Обучение иностранному языку в училище направлено на то, чтобы поддержать именно профессиональную подготовку учащихся, помочь им в осознании важности выбранной профессии, раскрыть новые возможности применения своих знаний по английскому языку в профессиональных целях. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку является сильным мотивационным фактором в освоении профессии. Эффективное изучение иностранного языка требует ориентации на важность изучаемого учебного материала, перспективу его использования на практике и в профессиональной деятельности.

Особенностью обучения иностранному языку в училище является и то, что весь учебный материал должен иметь последовательно-целевой, профессионально-ориентированный характер, учебные тексты должны быть функциональными, технически содержательными, при этом необходимо соблюсти техническую грамотность, обоснованность введения всего иллюстративно-графического материала. Дидактическая эффективность, наглядность, простота и профессиональная ориентированность материала – главное требование для учащихся технического специального учебного заведения, находящихся на начальном и среднем этапах изучения английского языка, а иногда только начинающих его изучение.

На уроках иностранного языка в училище поддерживаются следующие принципы:

  • Начиная с самого первого занятия учащиеся полностью погружаются в обстановку своей будущей профессиональной деятельности (для создания этой обстановки используются соответствующие инструменты, плакаты, рисунки).
  • Поддерживается последовательная реализация принципа постепенного наращивания трудностей. В результате у каждого учащегося появляется чувство уверенности в своих силах и вера в достижимость поставленных целей.
  • Для обеспечения легкости запоминания и прочности усвоения всей вводимой учебной информации используется методика повторения старого и ввода нового материала. Это достигается с помощью многократного повторения одних и тех же, либо варьируемых типовых производственных ситуаций. Например:
    • ситуации наименования предмета

      What’s this called? It’s called a wheel.

    • определения размеров и количества предметов

      The shelf is 1 m long.

    • описания формы предметов

      What shape is it? It’s triangular.

    • пояснения и уточнения

      Which spanner? The long one.

    • определения материала

      What’s it made of? It’s made of steel.

    • писания свойств материала

      Steel is a tough material.

    • выяснения неисправностей

      What’s wrong with the car? The tyre is flat.

  • Высокая степень наглядности. Сообщаемые учащимся русские эквиваленты вводимых английских терминов должны точно соответствовать той терминологии, с которой учащиеся сталкиваются на занятиях по специальным предметам.
  • Весь вводимый материал рассматривается с точки зрения его практической применимости в дальнейшей работе учащихся на производстве.

Необходимым также является введение на уроках некоторого объема текстового материала в виде различных инструкций и указаний по пользованию инструментами и станками. Например:

How to Weld (Electric Arc).

  1. Hold the screen in front of your eyes.
  2. Hold the electrode at 80° to the surface of the plates.
  3. Make sure that the tip of the electrode is less than 3 mm from the plate.
  4. Strike an ark between the tip and the plate.
  5. Move the electrode steadily backwards in a straight line.

После прочтения данного текста учащимся представляется ряд заданий для выполнения.

1. Покажите соответствующие выделенным словам эквиваленты на макете.

2. Проделайте соответствующие шаги в соответствии с инструкцией.

3. Перескажите текст так, чтобы ваш напарник тоже смог проделать эти действия правильно.

В уроки также включены тексты для чтения и перевода, соответствующие темам, которые требуются на вступительном экзамене в вузах. Так, рассматриваются такие обязательные школьные темы, как: About myself, My working day, My day off, My friend, Travelling, Great Britain, London.

Например:

Read the text. Mark the sentences T (true) or F (false).

Kate and Jack are members of an international camping club. Their club is called The Stars. It organizes different trips all over the world. Every member of club must have a tent, a sleeping bag and a mountain bike. They also have special clothes for camping because the weather is not always fine. During school holidays they usually go to a camp in Europe. At the moment Kate and Jack are in a camp in Spain. They are staying with a group of twelve – year – old boys and girls. Kate and Jack are having a wonderful time in Spain.

  1. Jack is a member of a biking club.
  2. The children have two tents.
  3. They are having holidays now.
  4. The weather is always fine in camps.
  5. They like the camp in Spain.
  6. Boys don’t live in camps in Spain.
  7. Kate and Jack can ride a bike.
  8. They usually go to camps in South America.
  9. Their clothes are good for living in camps.
  10. They don’t go to camps when they have school.

Как известно, на уроках иностранного языка может возникать множество проблем, и особенно на уроках в училище, где общий уровень подготовленности учащихся низок, у них слабо развита мотивация к изучению иностранного языка, у таких учащихся часто наблюдаются дефекты речи, трудности в выражении своих мыслей не то, что на иностранном, а даже на родном языке. Необходимо искать пути преодоления возможных проблем, возникающих при проведении уроков. Вот некоторые из них:

  • Боязнь совершить ошибку, стеснительность, чрезмерная критика.
    Для того, чтобы максимально минимизировать данное отрицательное явление, достаточно создать атмосферу доброжелательности и доверия. Какие реальные шаги можно предпринять, чтобы добиться желаемого результата?
  • Не бояться признавать свои собственные ошибки или сознаваться в незнании чего – либо. Например, при использовании термина wrench можно уточнить его значение у учащихся, добавив соответствующие определения:
    • Monkey wrench – разводной гаечный ключ,
    • Box wrench – накидной гаечный ключ,
    • Construction wrench – монтировка и т. д.

Учащиеся, как правило, с удовольствием рассказывают об употреблении этих инструментов, чувствуя при этом свое превосходство.

  • Шире использовать коллективные формы работы (парные, групповые, проектные), где успех каждого зависит от успеха всей группы и наоборот. В качестве примера можно привести такое упражнение.

Составьте диалоги.

Example.

A: What’s this setsquare made of?

B: It’s made of plastic. And what are wires made of?

A: They are normally made of copper and plastic.

Приведенные ниже слова помогут вам.

ruler
tyres
screwdriver
file
plastic
rubber
steel
wood

Один говорит – остальные молчат.

Для того, чтобы все учащиеся имели как можно больше возможностей и времени для общения на уроке, надо создавать игровые ситуации, где уровень мотивации достаточно высок и даже если говорит один человек, то остальные не выключены из общего режима работы, но выполняют другие речевые действия: слушают, записывают, выписывают, считают, зарисовывают. Например:

What are these objects?

  • This tool is normally made of plastic and steel. It has a handle and a blade.
  • This object is made of copper. It is long and thin.
  • This object is normally rectangular. It is made of glass.

Таким образом можно составить множество примеров, а учащиеся в свою очередь должны внимательно прослушать, отгадать, что это за инструменты, и нарисовать их. Можно устроить игру “Испорченный телефон”: учащиеся по цепочке передают друг другу данную информацию, а последний участник называет ответ. Подобные формы проведения упражнений очень нравятся детям, такие задания разнообразят урок, способствуют заинтересованности всех учащихся, снимают речевое напряжение.

Мониторинг итоговых оценок по английскому языку выявил положительную динамику в овладении учащимися иностранным языком. По итогам анализа выяснилось, что в 2005 – 2006 учебном году процент качества оказался выше, чем в предыдущих, это связано с тем, что у учащихся повысилась мотивация к изучению иностранного языка. Мотивированно – сознательному изучению иностранного языка способствует и интерференция иноязычных слов в русскую речь, и внедрение информационных технологий не только в образовательный процесс, но и производство, и уверенность в том, что полученные знания пригодятся в будущей профессиональной деятельности.