Цели:
- ознакомить учащихся с комнатными растениями класса (названия, отличительные признаки некоторых растений, особенности жизни и размещения);
- развитие умений учащихся по уходу за комнатными растениями;
- воспитывать интерес и любовь к комнатным растениям.
Оборудование:
- живые комнатные растения;
- большие рисунки с изображением кактусов в пустыне, тропических лесов;
- карта мира; флажки для укрепления на карте названия растения;
- видеофильм о правильном уходе за комнатными растениями;
- кроссворд по теме урока;
- для учащихся-помощников – свиток из “папируса”; “веночки” на голову, изображающие растения;
- таблички-паспорта с названиями растений и указанием родины их произрастания.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вводная беседа
– Сегодняшний урок мы посвятим необычайно
красивому, сказочному творению природы –
растениям. Но растениям не простым, а тем, которые
вы можете увидеть на ваших подоконниках. Поздней
осенью или зимой, когда за окном снег, а деревья
лишены и цветов и листьев, в это время эти
растения радуют нас своим зеленым великолепием!
Почему так происходит? Зачем мы держим их у себя
дома, ухаживаем за этими растениями?
Чтобы ответить на все эти вопросы, поближе
познакомиться с растениями, нам нужно
отправиться в путешествие вокруг света. Ведь эти
растения самые настоящие путешественники,
прибывшие к нам из далеких стран!
Путь наш будет лежать через раскаленные солнцем
пустыни, где некрасивые, но выносливые растения
ведут удивительную жизнь почти без воды. Мы
попадем в сумрачные дебри влажных лесов, где
среди огромного числа гигантских растений с
трудом найдем наших знакомых. Мы объедем весь мир
вместе со скромными растениями, стоящими в
горшочках на наших окнах.
Это путешествие необыкновенное: оно будет
мысленным и в то же время реальным (которое
происходит сейчас), потому что растения, с
которыми мы познакомимся во время путешествия,
настоящие, живые, растущие в нашем классе или
дома.
III. Проверка домашнего задания
– Но прежде чем оправиться в дальние страны, неплохо бы сначала вспомнить о наших растениях, о том, как они живут у нас осенью и зимой. Для этого мы, как настоящие путешественники заполним “въездную визу”, в которой необходимо ответить на вопросы и выбрать правильный ответ.
Учитель заранее раздает учащимся листочки для записей, в которых дети должны написать только номер правильного ответа. (Рисунок 1)
На доске:
1. Листопад.
2. Октябрь.
3. Сентябрь.
4. Осень.
5. Лиственные.
6. Хвойные.
7. Клен.
8. Ель.
9. Лиственница.
10. Почки.
11. Хвоинки.
12. Зима.
Вопросы учителя:
- Отгадайте загадку: “Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья”.
- Первый месяц осени.
- Опадание листьев с деревьев.
- Какие деревья не скинули на зиму зеленый наряд?
- Клен, тополь, береза, рябина – как называют эти деревья одним словом?
- Вечнозеленое растение.
- Как называются листья у хвойных растений?
- Как называют растение, у которого осенью хвоинки опадают?
- Что остается на ветках на месте опавших листьев?
- В какое время года растения как бы засыпают?
(Ответы: 4, 3, 1, 6, 5, 8, 11, 9, 10, 12)
Сразу после записи ответов на вопросы учащиеся проверяют свои работы.
– Теперь можно отправиться в путешествие по родным местам наших домашних растений! (Фонограмма взлетающего самолета.)
IV. Работа по теме
1. Финиковая пальма.
Родина – Африка, пустыня Сахара.
– Когда говорят “пустыня”, то любой продолжит: “Сахара”. Пустыня Сахара – по-арабски и означает пустыня. Перед нами огромное море песка, яркое и жаркое солнце, жара + 50. Идет караван верблюдов, а любого путешественника мучает жажда. Но вдруг верблюды вытягивают шеи и начинают бежать быстрее: впереди зеленая точка – оазис! Зеленый остров среди песка, вода и пальмы! Чудесное растение в пустыне!
Выходит девочка с веткой пальмы и ее плодами.
– Я – финиковая пальма. Мое название значит как “несущая пальцы”. С пальцами сравнивают мои плоды финики (показать). Арабы говорят обо мне: “Пальма – царица пустыни, купает ноги свои в воде, а прекрасную голову – в огне солнечных лучей”. Я расту в пустыне только там, где вода выходит на поверхность. Финиковые пальмы для жителей пустыни много веков были и их жизнью, и радостью. Тень от финиковых пальм спасает от солнца. Из стволов пальмы делали столбы и двери для домов, а листьями покрывали крышу. Из высушенных листьев делали циновки, мешки, корзины. А из плодов – фиников готовили еду: сок, сахар, вино, даже пекли хлеб. Эти плоды сушили, жарили, кормили ими верблюдов. Несомненно, жители пустыни без финиковой пальмы не смогли бы жить!
– Все путешественники ведут дневники, записывая названия растений, с которыми они познакомились.
Учащиеся записывают название растений после каждого рассказа детей. А учитель прикрепляет флажок на карту мира около страны произрастания цветка.
2. Папирус (циперус)
Родина – Африка, болотистые берега реки Нил.
– Чтобы узнать все самое интересное об этом растении ( учитель показывает на него), нам надо мысленно перенестись в те далекие времена в Египет, когда люди, которые умели писать пользовались большим уважением.
Выходит мальчик со свитком в руке (свернутый лист бумаги, на котором нарисованы египетские иероглифы).
– На такой странной бумаге, перевязанной шнурками, писали стихи о солнце, сказки и рассказы. Эти свитки были до сорока метров длиной и шириной в один метр. Некоторые из них сохранились и до нашего времени, и им около5 тысяч лет. Эти странные листы бумаги называют – папирусом. Это такое растение (показать на него) и его название переводиться как “дар реки”. Как раз из него и делали так называемую бумагу – папирус. В местах, где растет папирус, берега реки образуют зеленые заросли в 3 и даже 5 метров высотой. (Развернуть и показать папирус)
3. Алоэ
Родина – Южная Африка.
– Все помнят сказку Чуковского “Доктор Айболит”. А кто вспомнит название реки в Африке, куда спешил знаменитый доктор лечить зверей? (Лимпопо) Отправимся и мы с вами за доктором Айболитом. Здесь на юге Африки в пустыне Карру растет одно замечательное растение, которое наверняка помогало доктору лечить больных.
Выходит мальчик в белом халате доктора с растением в руках.
– Это алоэ (показать). Его иногда еще называют столетником, считая, что он цветет через сто лет. Алоэ растет в пустыне, где растению приходиться долгое время жить без воды. И поэтому листья у алоэ даже не похожи на листья. Они толстые, мясистые, снизу выпуклые, а сверху вогнутые. Края листа зазубрены, но без колючек. Сок в листьях горький, но очень полезный. Если вы порезали или обожгли палец, срежьте кусочек листа алоэ, разрежьте его пополам и приложите к ранке. Она быстро затянется. Настой из листьев алоэ с медом пьют как лекарство, которое помогает организму бороться с болезнью.
4. Хлорофитум
Родина – Южная Африка, мыс Доброй Надежды.
Рассказывает учитель:
– А если продолжить наше путешествие и посмотреть вот на это чудесное растение со свешивающимися веточками, на конце которых пучки узких листьев, то мы познакомимся с соседом алое. Оно растет на берегу Южной Африки - мысе Доброй Надежды. А называют его хлорофитум, что переводиться как “зеленое растение с пучками”. На концах каждой плети маленькое готовое растеньице, из которого можно вырастить новое.
5. Кактусы
Родина – Мексика.
– Наша следующая остановка. Но чтобы, понять, где мы приземлились, давайте посмотрим на странные растения, которые похожи на зеленые палки и шары, покрытые острыми колючками. Мы с вами в стране кактусов – Мексике. Растущие здесь кактусы достигают огромных размеров и разных форм (колонны, толщиной в полметра, шары, плоские лепешки). Кактусовые заросли имеют страшный вид. Стволы похожи на чудовища, которые вот-вот зашевелятся и схватят своими страшными когтями. Так что же в них красивого и интересного?
Выходит девочка с кактусом в руках.
– Кактусы имеют фантастический вид (показать кактус). У них большой и толстый стебель, а на нем вместо листьев колючки. Кактусы похожи на огромных ежей. Они растут в пустыне, где почти не бывает дождей. Все их строение приспособлено к накоплению и сохранению влаги. Кактусы в пустыне как бочки с водой. Во время дождей их корни быстро всасывают воду. А с наступлением засухи их мелкие корни высыхают, а более толстые остаются живыми. Кактус очень выносливое растение и может долго быть без воды. Кактусы вполне съедобны. У себя на родине кактусы без колючек (есть и такие!) используют как корм скоту. Едят их и люди. Они кактусы жарят, варят, делают сок и варенье, вкус у которого очень похож на вкус апельсина. А один вид кактусов с длинными колючками индейцы раньше использовали как расческу. Так что зеленые колючие шарики имеют полное право стоять и красоваться на ваших окнах.
6. Монстера и антуриум.
Родина – Южная Америка, Бразилия.
– Из жарких и сухих пустынь перенесемся во влажные тропические леса. Посмотрите на карту. Зеленым цветом обозначены огромные тропические леса в Южной части Америки. Эти леса отличаются от наших. Они труднопроходимые и местные жители проникают в лес в пироге (лодке), проплывая по водяным тропинкам. Деревья здесь до 50 метров в высоту и сквозь листву почти не видно яркого солнца. Здесь мы и остановимся. А вот и местный житель – наш проводник, попросим его рассказать.
Выходит мальчик-“бразилец”.
– Боэнос диас! Добро пожаловать! Я бразилец – житель страны Бразилии! В тишине тропического леса вы не услышите пения птиц, а чаще всего рев обезьян или крик попугаев. Всюду непроходимые заросли растений. А если поднять голову, то можно увидеть, как с деревьев свисают коричневые “веревки”, а еще выше - огромные метровые резные листья. Это – монстера, лиана (показать на рисунке). Она обвивает своими ветками соседние деревья, а корнями укрепляется в земле. Приглядевшись внимательно, на сырой земле около свешивающейся монстеры, можно увидеть антуриум (показать на столе). У растений тропических лесов нет одновременного листопада, и листья у них не желтеют. Один лист отвалится, вырастают другие. Это происходит потому, что температура воздуха не поднимется выше +30 градусов и не опускается ниже +26 градусов. Здесь ни жарко и на холодно. Поэтому тропические леса круглый год стоят зеленые.
7. Бегония
Родина – остров Ява.
– Посмотрите теперь вот на это причудливо е растение. Как вы думаете, на что похожи его листья? Неправда ли очень смахивают на ушки у Хрюши или сердце. Родина этого растения – тропические леса острова Ява (показать).
Выходит девочка и показывает на растение.
– Это – бегония. Название этого растения происходит от фамилии Бегон, человека - большого любителя цветов. Листья у нее бывают большие и разного цвета: темно-красного, зеленого и даже металлически-серого. Цветет бегония белыми и розовыми цветами. Все растение не больше метра высотой. Оно такое же, как у нас на столе.
Учитель: К сожалению, мир растений огромный и обо всех растениях на одном уроке мы не сможем узнать. Но и того, что мы услышали нам достаточно, чтобы ответить на вопросы:
- Подумайте и ответьте, почему эти растения выглядят зимой так же, как и летом?
- Почему мы их называем комнатными, ведь у себя на родине они растут в дикой природе?
- В чем их польза?
Ответы детей.
V. Просмотр фильма о правилах ухода за комнатными растениями и правильной их пересадке
– Все наши комнатные растения очень нежные и надо многое знать, чтобы за ними правильно ухаживать. Об этом посмотрим фильм.
VI. Работа в тетради
Запись названий растений производится после рассказов учащихся о них.
– Чтобы мы могли перевезти понравившееся растение к нам в страну, необходимо оформить “паспорт” для растения. Указать так же место их произрастания – Родину.
Запись в тетрадях (такие же надписи на табличках, которые прикрепляются к горшкам с растениями):
- Финиковая пальма – родина пустыня Сахара, Африка.
- Кактус – родина Мексика.
- Алоэ – родина Южная Африка.
- Хлорофитум – родина мыс Доброй Надежды.
- Монстера, Антуриум – родина Южная Америка.
- Бегония – из тропических лесов острова Явы.
- Папирус – растет в Африке, на болотистых берегах реки Нил.
После записи в тетрадях предложить детям найти это растение на столе и прикрепить “паспорт” к горшку.
VII. Закрепление и обобщение материала. Разгадывание кроссворда.
Звучит фонограмма звука летящего самолета.
Учитель: Путешествие вокруг света
вместе с нашими друзьями, комнатными растениями,
подошло к концу. Мы побывали в пустынях Африки, в
тропических лесах Явы и Бразилии. Заглянули в
старые времена, на жизнь растений у древних
египтян и греков.
Теперь мы сбегаем по трапу самолета и вот мы дома,
в классе. И спутники нашего путешествия тут, с
нами, стоят на нашем столе.
Все самые настоящие путешественники любят
рассказывать о своих наблюдениях. Давайте
попробуем и мы с вами вспомнить самое интересное
о наших растениях и отгадаем кроссворд (Рисунок 2):
- Название этого растения переводится как “зеленое растение с пучками”. (Хлорофитум)
- У какого растения листья похожи на ушки у Хрюшки? (Бегония)
- Из этого растения делали первую бумагу. (Папирус)
- У какого растения сок очень горький, но служит лекарством? (Алоэ)
- У него вместо листьев колючки. (Кактус)
- Ее плоды сравнивают с пальцами. (Пальма)
- Это она может быть “Веселой вдовой” (Фиалка – родина Африка).
VIII. Итог урока:
– Что узнали нового?
– Что больше всего понравилось?
Выставление оценок самым активным учащимся.
IX. Домашнее задание
– Подготовить материал о комнатных растениях и их особенностях. Узнать названия растений, которые стоят у вас дома. Нарисовать понравившееся растение в тетради и подписать его название.