Цели:
- знакомство с русскими народными традициями, традицией празднования Масленицы;
- развитие творческих способностей;
- расширение познавательных интересов, любви к культурным ценностям;
- создание эмоционального настроя, умения работать в коллективе.
Оборудование:
- разноцветные атласные ленты;
- баранки, сушки для призов;
- символы солнца – украшенные лентами круги на шестах;
- подносы для купцов коробейников;
- товар – деревянные ложки, колокольчики, погремушки, воздушные шарики, конфеты;
- для инсценировки хоровода – костюмы девушке и парню, пудра, румяна, тушь;
- музыкальная подборка из русских народных мелодий и песен.
Организация: праздник проводится на пришкольном участке; приглашаются все ученики начальной школы и их родители.
Предварительная подготовка:
- разучивание с детьми текстов хороводов;
- разучивание игр;
- заучивание текстов детьми;
- подборка музыкального сопровождения;
- продумать и подготовить костюмы.
Действующие лица:
Ведущая,
Зазывала 1,
Зазывала 2,
Зазывала 3,
Масленица,
Коробейник (учитель),
1-й Купец,
2-й Купец,
Козёл,
Девушка в народном костюме,
Парень в народном костюме.
ХОД ПРАЗДНИКА
Один из древнейших праздников на Руси –
Масленица. Всю неделю веселятся и стар и млад,
провожая зиму, торопят приход весны. У каждого из
7 дней масленичной недели своё название, свой
обычай.
Понедельник – встреча. Группа ряженных ходит по
всем классам начальной школы, поздравляя всех с
началом Масленицы и объявляя о готовящемся
празднике.
Вторник – заигрыш. В актовом зале школы
устраивается ярмарка. Продаются здесь поделки,
изготовленные учениками начальной школы, куклы
из мочала – масленицы, разнообразные изделия из
несъедобного теста, аппликационные работы,
сувениры, игрушки, сделанные ребятами из кружка
народной глиняной игрушки и т.д.
Среда – лакомка. Дети угощают всех блинами, блины
пекут родители и девочки средней школы на уроках
домоводства. На переменах звучат русские
народные песни и мелодию
Четверг – разгуляй. В этот день проводится сам
праздник. Он начинается на импровизированной
сцене возле школы.
Звучит русская народная музыка в записи. Дети
с воспитателями играют в игры: “Ручеёк”, “Бояре,
а мы к вам пришли” и другие, например “Золотые
ворота”.
Дети берутся за руки и образуют хоровод. В 3, 4
местах делают “капканы” - это 2 человека
держатся за обе руки. Под слова хоровод проходит
под всеми капканчиками. По окончании слов
капканчики закрываются – руки опускаются вниз.
Те, кто попал в капкан, встают к тем, кто их поймал.
Игра начинается заново.
“Золотые ворота”
Золотые ворота.
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй раз воспрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас.
Ведущая: Ребята, давайте позовём Масленицу.
Выходят зазывалы в цент хоровода.
Зазывала 1:
Весна, весна красная,
Приди весна с радостью.
С радостью, с огромною милостью.
Со льном большим,
С корнем глубоким,
С хлебом великим.
Зазывала 2:
Душа ль ты моя, Масленица,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь.
Приезжай к нам в гости
На широкий двор,
На горах покататься,
В блинах поваляться.
Умом повеселиться,
Речью насладиться.
Зазывала 3:
Приезжай, честная Масленица,
Широкая барыня,
На семидесяти санях,
Ша широкой лодочке
В город пировать!
Ведущая: Нет, не идёт Масленица! Как же будем без неё весну встречать? Видно придётся всем вместе её звать. Давайте сделаем так: я начну звать Масленицу, а вы повторяйте за мной каждую фразу. И в конце все дружно скажем: “Приезжай, Масленица, в гости на широкий двор!” Ну-ка, попробуем! (Взмахивает руками, вместе с детьми репетирует текст.) Теперь я буду Масленицу звать, буду её хвалить, а вы подхватывайте, вместе со мной её похваливайте. (Читает “призыв”, дети повторяют каждую строчку хором.)
Дорогая гостья Масленица,
Авдотюшка Изотьевна,
Дуня белая,
Дуня румяная,
Коса длинная, трёхаршинная,
Лента алая двухполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Шуба синяя, латки красные,
Лапти частые, головастые.
Приезжай, Масленица, в гости
На широкий двор!
Выходит под русскую народную музыку Масленица.
Ведущая: Здравствуй, Масленица, праздник проводов зимы холодной, праздник встречи весны ясной! Ты надолго ль к нам пришла?
Масленица: Всего на семь дней. Мой первый день – встреча, седьмой день – проводы.
Зазывала 1:
Наша Масленица дорогая
Ненадолго к нам пришла.
Мы думали – на семь недель,
Оказалось – на семь дней.
Масленица: Встречайте меня сытостью и довольством. Чем богаче Масленицу отпразднуете – тем богаче год будет.
Ведущая: Мы встречаем тебя хороводом – поможем солнцу.
Хоровод “Жила была бабка”
Жила была бабка
Возле речки,
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
Взяла баба мыло,
Мыло и мочало,
Эта песня без конца –
Начинай сначала.
Ведущая: Ребята, а давайте потешим Масленицу весёлой, задорной музыкой. А вот и коробейники, у них мы купим то, что нам нужно для оркестра.
1-й Купец:
Подходите, приценяйтесь,
Покупайте, не стесняйтесь,
Деревянные ложки,
Звонкие как гармошки.
Хочешь – суп ешь хлебный,
Хочешь – вальс играй.
2-й Купец:
Кому хлопушки –
Бумажные пушки,
Цветные фонарики,
Воздушные шарики,
Серпантин и конфетти?
Покупай не шути!
1-й Купец:
Всем! Всем! Всем!
Только у нас,
Только для вас
Звонкая, весёлая ярмарка!
2-й Купец:
Подходи, ребята, покупай,
Кому что нравится:
Красивые игрушки,
Звонкие хлопушки,
Горячие ватрушки,
Яркие картинки,
Рваные ботинки,
Рыбки золочёные,
Огурцы мочённые
И кубики кручённые.
Коробейник: Пришли мы к вам с товаром, да с историей одной. Мы её расскажем, да покажем. Ворон не считай, не зевай.
“Купила бабушка себе…”
Купила бабушка себе курочку – 2 раза.
Курочка по зёрнышкам: кудах-тах-тах.
Купила бабушка себе уточку – 2 раза.
Уточка: та-та-та-та,
Курочка по зёрнышкам: кудах-тах-тах.
Купила бабушка себе индюшонка – 2 раза.
Индюшонок: шалды-балды,
Уточка: та-та-та-та,
Курочка по зёрнышкам: кудах-тах-тах.
Купила бабушка себе кисоньку – 2 раза.
Кисонька: мяу-мяу,
Индюшонок: шалды-балды,
Уточка: та-та-та-та,
Курочка по зёрнышкам: кудах-тах-тах.
Купила бабушка себе собачонку – 2 раза.
Собачонка: ав-ав,
Кисонька: мяу-мяу,
Индюшонок: шалды-балды,
Уточка: та-та-та-та,
Курочка по зёрнышкам: кудах-тах-тах.
Купила бабушка себе поросёнка – 2 раза.
Поросёнок: хрюки- хрюки,
Собачонка: ав-ав,
Кисонька: мяу-мяу,
Индюшонок: шалды-балды,
Уточка: та-та-та-та,
Курочка по зёрнышкам: кудах-тах-тах.
Купила бабушка себе коровёнку – 2 раза.
Коровёнка: муки-муки,
Поросёнок: хрюки-хрюки,
Собачонка: ав-ав,
Кисонька: мяу-мяу,
Индюшонок: шалды-балды,
Уточка: та-та-та-та,
Курочка по зёрнышкам: кудах-тах-тах.
Купила бабушка себе жеребёнка – 2 раза.
Жеребёнок: цуки-цуки,
Коровёнка: муки-муки,
Поросёнок: хрюки-хрюки,
Собачонка: ав-ав,
Кисонька: мяу-мяу,
Индюшонок: шалды-балды,
Уточка: та-та-та-та,
Курочка по зёрнышкам: кудах-тах-тах.
Купила бабушка себе мотоцикл – 2 раза.
Мотоцикл: джики-джики,
Жеребёнок: цуки-цуки,
Коровёнка: муки-муки,
Поросёнок: хрюки-хрюки,
Собачонка: ав-ав,
Кисонька: мяу-мяу,
Индюшонок: шалды-балды,
Уточка: та-та-та-та,
Курочка по зёрнышкам: кудах-тах-тах.
Купила бабушка себе ребятенка – 2 раза.
Ребятенок: вуаки-вуаки,
Мотоцикл: джики-джики,
Жеребёнок: цуки-цуки,
Коровёнка: муки-муки,
Поросёнок: хрюки-хрюки,
Собачонка: ав-ав,
Кисонька: мяу-мяу,
Индюшонок: шалды-балды,
Уточка: та-та-та-та,
Курочка по зёрнышкам: кудах-тах-тах.
Коробейник:
Всё отдам,
Весь товар продам.
Только загадки разгадайте.
Думайте, друг другу помогайте!
Загадки:
- Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? (Которые остановились.)
- Какой болезнью на суше никто не болел? (Морской.)
- Когда руки бывают местоимениями? (Когда они вы-мы-ты.)
- Как далеко в лес может забежать заяц? (До середины, дальше он выбегает из леса.)
- Под каким деревом прячется заяц во время дождя? (Под мокрым.)
- Что нужно сделать, чтобы отпилить ветку на которой сидит ворона, не потревожив её? (Подождать, пока она улетит.)
- У семерых братьев по одной сестрице. Сколько сестёр? (Одна.)
- Ворона летит, а собака на хвосте сидит. Может ли это быть? (Может, т.к. собака сидит на земле на своём хвосте.)
- На что похожа половина яблока? (На вторую половину.)
- Где на территории России можно в один день увидеть белого медведя и пингвина? (В зоопарке.)
- Можно ли в решете принести воду? (Можно, когда она замёрзнет.)
- Летело три страуса, охотник одного убил, сколько осталось страусов? (Страусы не летают.)
- Что делает сторож, когда у него на шапке сидит воробей? (Спит.)
- Какой месяц короче других? (Май – всего три буквы.)
- На какое дерево садится ворона во время дождя? (На мокрое.)
- Зачем мы едим? (За столом.)
- Почему люди ходят? (По земле.)
- Когда машина едет, какое колесо у неё не крутится? (Запасное.)
- Чем оканчивается ночь и день? (Мягким знаком.)
- Почему собака лает? (Потому что говорить не умеет.)
- Когда чёрной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта.)
- Что случится 30 февраля? (Ничего, в феврале 28 или 29 дней, 30 – не бывает.)
- Шла бабка в Москву, а навстречу ей три старика, у стариков по мешку, а в каждом по коту. Сколько людей шло в Москву? (Одна бабка. Старики шли в другую сторону.)
- Почему человек назад оглядывается? (У него на затылке глаз нет.)
- Три телёнка, сколько ног? (Сколько телёнка не три у него будет 4 ноги.)
- Три быка в воде, сколько будет хвостов? (Один.)
- В какие ворота въезжал Пётр 1? (В открытые.)
Коробейник и купцы раздают детям музыкальные инструменты: ложки, погремушки, трещотки, свистульки, колокольчики. Под русскую народную мелодию “Светит месяц” или другую дети участвуют в шумовом оркестре. Дирижирует Масленица. Дети играют на тех инструментах, которые называет Масленица. Купцы собирают инструменты.
Ведущая: Не пора ли передать власть от зимы весне красной, новой гостье? Поможем весне, поможем солнцу? Встанем в кружок, заведём хоровод.
Исполняется хоровод с инсценировкой “Вскочил козел в огород”
Хоровод-инсценировка
Вскочил козел в огород – 2 раза.
В огород, в огород – 2 раза.
Всю капусту вытоптал – 2 раза.
Вытоптал, вытоптал – 2 раза.
Все коренья выглодал – 2 раза.
Выглодал, выглодал – 2 раза.
Возьму козу за рога – 2 раза.
За рога, за рога – 2 раза.
Отведу на базар – 2 раза.
Базар, базар – 2 раза.
Променяю на товар – 2 раза.
На товар, на товар – 2 раза.
На товарик дорогой – 2 раза.
Дорогой, дорогой – 2 раза.
На белила белыё – 2 раза.
Белыё, белыё – 2 раза.
На румяна алыё – 2 раза.
Алыё, алыё – 2 раза.
На чернила чёрныё – 2 раза.
Чёрныё, чёрныё – 2 раза.
Набелюсь я белая – 2 раза.
Белая, белая – 2 раза.
Нарумянюсь алая – 2 раза.
Алая, алая – 2 раза.
Начернюсь я чёрная – 2 раза.
Чёрная, чёрная – 2 раза.
На ту пору муж домой – 2 раза.
Муж домой, муж домой – 2 раза.
Что ты жёнушка бела – 2 раза.
Белая, белая – 2 раза.
Сударь мучку сеяла – 2 раза.
Сеяла, сеяла – 2 раза.
Личико забусила – 2 раза.
Бусила, бусила – 2 раза.
Что жёнушка ала – 2 раза.
Алая, алая – 2 раза.
Сударь печку топила – 2 раза.
Топила, топила – 2 раза.
Личико зажарила – 2 раза.
Жарила, жарила – 2 раза.
Что ты жёнушка черна – 2 раза.
Чёрная, чёрная – 2 раза.
Я чернила пролила – 2 раза.
Пролила, пролила – 2 раза.
Чёрны брови навела – 2 раза.
Навела, навела – 2 раза.
Жена мужа провела – 2 раза.
Провела, провела – 2 раза.
В руки палку подала – 2 раза.
Подала, подала – 2 раза.
На дорогу вывела – 2 раза.
Вывела, вывела – 2 раза.
Танцевать заставила – 2 раза.
Ставила, ставила – 2 раза.
Масленица:
Я гуляла с вами,
Пела и плясала
Больно я устала.
Кончилось весельце –
Беритесь за дельце.
А со мной проститесь –
Блинами угоститесь.
Под музыку Масленица уходит.
Ведущая: Чтоб блинами полакомиться, да горяченького чая испить надобно испытание пройти. Разделимся на 4 команды.
Участники эстафеты на руки повязывают разноцветные ленты. Эстафету готовит учитель физкультуры. Организуя конкурсы в зависимости от погоды. Это может быть и перетягивание каната, и эстафета на санках, и бег в мешках, и полоса препятствий. Победителям в эстафете вручают блины на подносе, сушки, баранки, конфеты. Чаепитие организуется на улице или дети с призами идут в столовую.