Методическая разработка урока "Изменения в природе с приходом зимы"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • расширить у учащихся представления о зимних изменениях в природе на основе сравнения с осенними наблюдениями;
  • раскрыть взаимосвязи между объектами природы;
  • развивать наблюдательность;
  • воспитывать культуру поведения.

Наглядные пособия:

  • изображение снежинок, выполненные учителем;
  • детские рисунки на рабочем стенде;
  • картинки зимней природы (снегирь, зеленая трава под снегом и т. д.).

Технические средства обучения:

  • телевизор;
  • видеомагнитофон;
  • магнитофон;
  • видеозапись сюжетов осеннего и зимнего леса;
  • аудиозапись произведений П.И.Чайковского “Времена года”, (“Октябрь”,  “Декабрь”).

План урока изображен на плакате и установлен на подставке в правом углу класса у доски (все записи сделаны на доске и закрыты листами белой бумаги)

I. Организация детей на работу

II. Объявление темы урока

Учитель: На сегодняшнем уроке мы совершим заочную экскурсию. Мы должны будем проследить и вывести те изменения, которые произошли в природе с приходом зимы. Всё познается в сравнении. Опираясь на эту истину, мы будем проводить свою работу сравнивая природные явления осенью и зимой.

III. Знакомство с планом урока (внимание на план по которому мы будем работать)

IV. Сообщение учащихся

Учитель: Дежурные синоптики, предоставляется слово вам. Вы должны будете рассказать нам о погоде сегодняшнего дня.

Дети (Федоров Саша): Сегодня ________ декабря _______ года.
1 . День стоит ... (ясный, пасмурный, или облачный, переменная облачность).
2. Небо... (голубое, серое, чистое).
3. Ветер... (легкий, порывистый, сильный, слабый, штормовой).
4. Осадки... (дождь, снег).
5. t° воздуха.

6. Закончился ли период оттепели или нет.
7. Много снега, мало снега.

Учитель: Год наступивший никогда не повторит в точности прошедший, каждый таит в себе неизвестное , каждый наполнен своим очарованием (примеры). Отличается ли погода сегодняшнего дня от погоды того осеннего, когда мы ходили на экскурсию? При ответах можно пользоваться записями, которые мы сделали после осенней экскурсии.

Дети: Погода сегодняшнего дня отличается от погоды дня осеннего.

V. Беседа учителя с учениками по наблюдениям проведенным на осенней экскурсии.

Учитель: Какая была погода?

Дети: Погода стояла по осеннему теплой, но мы были в курточках.

Учитель: Каким было небо?

Дети: Небо было лазурно-голубым.

Учитель: Были ли облака на небе?

Дети: Облака лишь изредка проплывали по небу.

Учитель: Чувствовалось ли присутствие ветра?

Дети: Да, дул легкий ветерок.

Учитель: Помните, он шевелил верхушки деревьев, срывал листочки и кружил их в воздухе. Как называется это явление в природе?

Дети: Такое явление называется листопад.

Учитель: Кто-то из вас сказал мне, что листья танцуют вальс. А что вы скажиете про пруд?

Дети: Вода была чистая, прозрачная. Легкая рябь была на воде. Небо отражалось в воде.

Учитель: А что вы скажете о хвойных деревьях?

Дети: В отличии от лиственных, хвойные деревья на сбросили свою листву (хвою).

Учитель: Какие живые организмы нам удалось увидеть на экскурсии?

Дети: Мы видели водомерок, которые скользили по воде пруда. Одного кузнечика, пчел, слепня.

Учитель: Каких птиц наблюдали?

Дети: Мы наблюдали воробьев, синиц, галок, дятла. Птицы пели на противоположном берегу водоема.

Учитель: А кого увидели Камила и Саша, когда собирали природный материал?

Дети: Камила и Саша увидели белочку.

Учитель: Камила, напомни, как это было?

Учитель: Как приятно вернуться в прошлое сейчас я представлю вам возможность вернуться в прошлое, в осень. На то самое место, куда мы ходили на экскурсию.

Обратите внимание, дети.
В лес, чтобы породниться с ним, есть только один пропуск – любовь. Проявишь это вернешься из леса обновленным!!!

VI. Видеозапись сюжетов осеннего леса ( Звучит музыка П.И. Чайковского «Октябрь»)

Учитель: А теперь встанем и покажем как танцуют и кружатся осенние листья. Ветерок поднимает их ввысь, а затем опускает. Посмотрите влево, не там ли запела птичка; а теперь вправо, ведь оттуда послышался стук дятла. Присядем чуть пониже и послушаем тишину леса.

VII. Физминутка

VIII. Постановка проблемной ситуации на уроке

Учитель: Идет декабрь. Укоренилось мнение, что зимой ничего интересною увидеть нельзя, так как все спит. Жизнь замерла полностью.
Кто из вас согласен с этим мнением?
Кто думает иначе?
На нашем уроке возникла проблемная ситуация. На её придется разрешить. Для этого отправимся в зимний лес. Будем вести наблюдения за объектами неживой и живой природы. Помогайте мне, перечислить объекты неживой природы, за которыми мы будем наблюдать?

Дети: Мы будем вести наблюдение за небом, солнцем, водой, землей.

Учитель: За какими объектами живой природы нам предстоит вести наблюдение?

Дети: За деревьями, насекомыми, птицами, животными.

Учитель: Вы отметили, что осенью вы были одеты в курточки. Как же мы оденемся теперь?

Дети: В шубки, пальто.

Учитель: Почему?

Дети: Похолодало, t воздуха опустилась ниже 0°.

Учитель: Совершенно верно, один из признаков зимы ... (открываю на центральной доске первый листок, под ним запись):

Учитель: Как мы входили в осенний лес?

Дети:  Тихо, чтобы нарушать его покоя.

Учитель: Помните, какими строчками стихотворения мы обращались к осеннему лесу?

Дети: "Здравствуй лес, осенний лес, полный сказок и чудес".

Учитель: Давайте перефразируем. Ведь мы будем входить сейчас в зимний лес.

Учитель и дети: "Здравствуй лес, зимний лес, полный сказок и чудес".

IX. Видеозапись зимнего леса. (Звучит музыка Чайковского “Декабрь”)

Слова учителя во время просмотра сюжета о зимнем лесе:

Древнее название декабря – лютень. Декабрь – месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов. Всё ниже ходит солнце, всё короче и темнее дни. Земля, вода, лес – всё покрыто снегом. Всё вокруг непробудный сон. Мороз крепчает. Бывает, морозы стоят лютые. Особенно сильные морозы, если воздух пришел к нам из Сибири или Арктики.
23 декабря – самый короткий день и самая длинная ночью. В народе говорят: "Солнце на лето, а зима на мороз", (солнецеворот). Даже существует поговорка: "Хоть на воробьиный скок, но прибудет денёк".
Чернеют березы и осины. От деревьев, освещенных холодными косыми лучами солнца ложатся длинные синеватые тени. Глаз слепит сверкание мягкого снега. Свежо дышится морозным воздухом.
А вот чьи-то следы. Проследуем по ним. Можно прочитать в этой “лесной газете”, что бежала мышка. Следы привели нас к норке. На поляне пустынно. Мыши заползли в сугроб. Снег теплей земли. Не случайно, что растения зимуют под снежным одеялом.
Не очертить границы зимы. Сколько белого простора во все четыре стороны. Снега белые, как лебединое перо и слегка подсиненные. И как их снегов хватило и на поля, и на луга, и на леса, и на реки, и на озера.

Обратите внимание на сосны и ели, как они раскинули свои ветви, одетые пушистым снегом. В каком состоянии хвоя? Она цела. Каждая хвоинка на своем месте.

Красив снег, в нем и нежность и строгость. Луна, царица ночи отправляется на покой, уступая место солнцу. Зимний лес стал строже. Каждое дерево живет сейчас одной надеждой: выстоять, выдержать, дожить до заветной весны, до тепла. Как все мудро и все просто.
Насекомых, мы конечно, не увидим. Но почему так усердно стучит по коре дерева поползень?
Пруд подо льдом, а сверху накинуто снежное одеяло.
А вот и дятел – лесной доктор в своем пестром кафтане. Ему сейчас не мешай. Он занят серьезным делом.
Декабрь. Зима. Она принята. Нами, людьми, принята. Всем живым принята. Мы вошли в неё.

X. Беседа о просмотренном

Учитель: Зима вступила в свои права. Как с приходом зимы изменилась погода в нашей местности?

Дети: Похолодало, t ° опустилась ниже нуля.

Учитель: Солнце как греет?

Дети: Солнце греет слабо.

Учитель: Это ещё один из признаков зимы. (Открываю листочек)

Дети: Выпал снег.

Учитель: А когда выпал первый снег? Можно пользоваться записями, которые мы делали на протяжении I и II четвертей.

Дети: Снег выпал 18 октября, в день рождения мамы Игорька Бусоргина.

Учитель: Днем или ночью выпал снег?

Дети: Снег выпал днем.

Учитель: В народе говорят:”Дневной снежок не лежок”. Первый прочный снег выпадает ночью. Поговорку о дневном снеге мы запишем на уроках русского языка в рабочую тетрадь и разберем орфограммы. А сейчас снег лег прочно на землю; Красив снег... (3-й листочек)

Учитель: Будет ли он сыпаться?

Дети: Да.

Учитель: Сейчас мы вместе с вами вывели такое свойство снега, как сыпучесть (открываю это слово на доске справа, сняв белый лист бумаги).  Легко ли можно запустить руку в мягкий снежный сугроб?

Дети: Да.

Учитель: О чем это говорит?

Дети: Это говорит о том, что снег пухлый.

(Открываю вторую запись о свойстве снега).

Загадка

Учитель: Загадаю-ка я вам загадку: “Мы песчинки малы, а землю укрываем”.

Дети: Снежинки.

XI. Физминутка

Учитель: Резкий порыв ветра сорвал с веток несколько пушистых снежинок, и, опускаясь медленно на землю, они закружились в немыслимом танце: то вдруг резко взмывают вверх, искрясь всеми своими гранями, то на мгновение замирают и вновь опускаются на землю сказочными парашютиками.

XII. Работа над снежинками

Учитель: Давайте рассмотрим снежинки. Насколько разнообразны их формы. Одна красивей другой (обращаюсь к выставке снежинок – рисунки детей). Вот цветок с 6-ю лепестками; вот звёздочка с 6-ю лучами, а это пластинка с 6-ю гранями. Что у них общего?

Дети: 6 лучей.

Учитель: Несмотря на их разнообразие, снежинки в большинстве своем имеют 6 лучей. Почему я сказала в большинстве своем”, да потому что встречаются и однолучевые и трёхлучевые снежинки. А как вы можете объяснить такое явление , как хруст снега под ногами?

Дети: Это ломаются хрупкие снежинки.

Учитель: А снежинки , плавая в высоте могут образовывать хлопья снега. Они лепятся друг к другу. А теперь давайте выясним одинакова ли глубина снежного покрова на ровном месте и среди преград?

Дети: Нет не одинакова.

Учитель: Почему так происходит?

Дети: Преграда мешает ложиться снегу ровным слоем, образуя сугроб большей глубины.

Учитель: В каком состоянии пруд?

Дети: Пруд замерз.

Учитель: Вы самостоятельно вывели еще один признак зимы (открываю листочек).

Учитель: Вода из жидкого состояния перешла в твердое. В каком состоянии листва на деревьях?

Дети: Она облетел. Деревья стоят голые.

Учитель: Еще один признак зимы (открываю листочек).

Учитель: Кто из вас был внимательным, при просмотре , должен был заметить, что дуб стоит с побуревшими листьями. Что вы можете сказать про хвойные деревья.

Дети: Хвойные деревья стоят зеленым.

Учитель: Кто-нибудь из вас видел зелень, зимующую под снегом? Расскажите где и когда? Почему не погибли и не замерзли растения?

Дети: Снег для них , что одеяло. Он теплее земли.

Показываю картинку растения, зимующего под снегом.

Учитель: Наблюдали ли вы насекомых зимой?

Дети: Нет. Для них сейчас холодно.

Учитель: Верно подметили их отсутствие. Но попробуйте, отогните кусочек коры повалившегося дерева и вы увидите некоторых зимующих насекомых, их ходы, места , где они прячутся. А куда же девались лягушки, которых мы наблюдали осенью в нашем пруду? Лягушка впадает в спячку, состояние анабиоза (слово “анабиоз” написано на доске). Лягушка замерзает. Но живое сохраняется при сильном охлаждении. В каком состоянии лягушка застыла , в таком она может пробыть до весны, пока не оттает. Если замерзшую лягушку внести в комнату, она оживет. Это очень интересное явление. А где сейчас зимуют раки?

Дети: В норах вырытых под крутыми берегами.

Учитель: Каких птиц мы можем наблюдать зимой?

Дети: Воробьев, ворон, синиц, галок, дятлов, свиристелей, поползней.

Учитель: Почему они не улетели?

Дети: Им есть корм

Учитель: Таких птиц называют “оседлые”. А почему улетели остальные птицы?

Дети: Нет корма.

Учитель: Кто прилетает к нам зимой? (Показываю картинку.)

Дети: Снегирь.

Учитель: Сквозь голые ветви нетрудно разглядеть красные и серые пушистые шарики. Это зимняя смена пернатых – снегири. Без этих птиц трудно представить зимнюю картину нашего леса. Несмотря на кажущуюся неуклюжесть, эти птицы проявляют исключительную ловкость, подвешиваясь в самых незамысловатых позах на самых тоненьких веточках. Передвигаются они быстрыми и короткими прыжками. Кто наблюдал дятла. Как это было? Птицам зимой очень трудно. Им надо помогать. А как?

Учитель: Назовите животных ведущих активный образ жизни зимой.

Откройте учебник на странице 173.

Дети: Белки, зайцы, лисы, волки, лоси

Учитель: Назовите животных которых вы лично наблюдали зимой? А какие животные впадают в спячку?

Дети: Медведь, ёж.

Учитель: Еще один признак зимы:

ВЫВОД: Какие же признаки мы выделили? Прочитайте их про себя.

Подхожу к плану, в нем главный вопрос: “Спит ли природа?”

Дети: Нет. Просто затормозились жизненные процессы. Жизнь идет своим чередом.

XIII. Домашнее задание

1. Знать признаки зимы.
2. Подобрать пословицы о декабре. Сергей, прочитай красивое стихотворение о зиме.

Резерв:

Мальчики: Как зовут вас вороны?

Девочки: Каррррловны.

Мальчики: Что делаете вороны?

Девочки: Каррркаем!!!!

Мальчики: Что кричите как на пожар?

Девочки: Нррравиться. Карррошие мы, карррошие мы, крррасавицы.