Цели:
- закрепление навыка правописания изученных сочетаний; развитие умения распознавать звуки [ч’], [щ’];
- развитие орфографической зоркости у учащихся;
- развитие внимания, мышления;
- обогащение словарного запаса и развитие речи учащихся;
- закрепление знаний о предложении, как единице речи, выражающей законченную мысль;
- воспитание любви к природе.
Оборудование:
- картина “Лесная чаща”, картинка с изображением лесной птицы щура;
- рисунок поезда;
- карточки со станциями: “Словарная”, “Чаща”, “Парная”, “Соревновательная”, “Самостоятельная”;
- карточки с гласными буквами.
Ход урока
Сегодня, ребята, у нас необычный урок, а урок игра-путешествие. Совершать путешествие будем на этом поезде (картинка).
А чтобы отправиться в путешествие по станциям, нам нужны билеты. А билеты – первое задание. Задание по рядам.
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
крыши | роща | грущу |
стрижи | щавель | живёт |
куча | часы | стучу |
ежи | чугун | ищу |
- Прочитайте. Какое слово лишнее? Докажите. (1 ряд – куча, 2 ряд – чугун, 3 ряд – живёт)
- Значит, написание, каких орфограмм мы сегодня на уроке будем повторять и закреплять?
Итак, с заданием мы справились, можно ехать. А чтобы веселее было ехать, проведём фонетическую зарядку (чистоговорки).
- Жи-жи-жи – в лесу живут ежи.
- Ши-ши-ши – в коробке есть карандаши.
Вот и первая наша остановка. “Словарная”.
- Ребята, кто из вас догадался, почему она так называется? Правильно, сейчас мы будем повторять словарные слова. Возьмите карточки с гласными буквами.
Игра “Молчанка”. Учащиеся показывают гласные буквы, которые нужно вставить в слова, а учитель записывает их.
М...шина, к…р…ндаши, х…р…ши.
Мы повторили правописание непроверяемых безударных гласных букв.
- А какая ещё орфограмма есть в этих словах? (Во всех словах сочетание ши)
- Что вы знаете про звуки [ж], [ш]? (Эти звуки всегда твёрдые)
- Что вы можете сказать про сочетания жи-ши? (Сочетания жи-ши пиши с буквой и)
Хорошо с заданием мы справились, поехали дальше.
Чистоговорки.
- Ча-ча-ча – вы ждали нашего врача.
- Ща-ща-ща – в пруду поймали леща.
Вот мы и подъехали к чаще.
- Что обозначает это слово? (Густой лес, заросль)
Рассматривание картины “Лесная чаща”.
- Какая орфограмма спряталась в слове чаща?
А задание на этой станции будет трудное. Мы будем учиться различать звуки [ч’], [щ’].
Учитель читает слова, а учащиеся записывают под диктовку слова в два столбика: 1 – со звуком [ч’], 2 – со звуком [щ’].
Щавель, чугун, удача, щука, перчатки, площадка, чайник, щур.
Проверка слов. Учитель вывешивает напечатанные слова на доску, учащиеся проверяют и подчёркивают известные орфограммы, с любым из слов составляют предложение, записывают его в тетрадь.
- Какие орфограммы объединяют все эти слова? (Сочетания ча-ща, чу-щу)
- Что вы знаете про звуки [ч’], [щ’]? (Эти звуки всегда мягкие)
- Какая гласная буква пишется в сочетание ча-ща? чу-щу?
- Ребята, а кто может объяснить слово щур? (Это небольшая северная певчая птица) Учитель показывает картинку.
Сейчас в наших краях зима. Перелётные птицы улетели в тёплые края.
- Ребята, как мы можем помочь зимующим птицам?
Чистоговорки:
- Щу-щу-щу – я по маме грущу.
- Чу-чу-чу – громко в дверь я постучу.
Следующая станция – “Парная”.
А сейчас, ребята, мы будем составлять пары, подбирать близкие по значению слова. К доске вызываются от каждого ряда по одному человеку.
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
волшебник | горемычный | внимательный |
нередко | храбрец | грязный |
глушь | жалеть | скучаю |
слова для справок: | ||
часто | несчастный | чумазый |
чародей | щадить | чуткий |
чаща | смельчак | грущу |
Проверка слов, запись с одним из слов предложения. Учащимся, отвечающим у доски, ставится оценка.
Физкультминутка. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
“Колечко”. Поочерёдно, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.
“Кулачок – ребро – ладошка”. Ребёнок выполняет три положения руки. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости стола.
Чистоговорки.
- Жи-жи-жи – прилетели к нам чижи.
- Ши-ши-ши – веселятся малыши.
Станция “Соревновательная”.
Учащиеся выходят по одному к доске, записывают сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, так чтобы конец и начало слов совпали.
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
лу… …знь | све… …сы | сту… …гун |
гара… …лет | ку… …й | кри… …лки |
малы… …ло | ро… …вель | у Са… …шики |
зада… …сто | лы… …знь | ута… …ка |
ер… …пы | зада… …сто | схва… …тьё |
е… …льё | алы… …бан | мол… …лан |
Проверка слов по рядам. Найдите лишнюю пару. Докажите.
- Объясните значение слов: чабан (пастух), алыча (южное плодовое дерево, родственное сливе)
Чистоговорки.
- Ча-ча-ча – у меня нет ключа.
- Уч-уч-уч – ёжик наш колюч.
Станция “Самостоятельная”.
Учащиеся выполняют на карточках разноуровневые задания.
1 уровень.
Списать, вставив пропущенные буквы.
Встреч…, пуш…нка, ч…чело, угощ…ть, беж…т, груш…, коч…н, гущ…, кувш…н.
2 уровень.
Запишите, раскрывая скобки.
Решить (задача), позвонить (врач), проворные (стриж), душистые (ландыш), я (молчать).
3 уровень.
Спешите, вставляя пропущенные буквы. В конце предложений ставьте точку.
Малыш… ходили в рощ… там озеро у берега кач…лись камыш… над водой летали ч…йки и стриж….
Итог урока:
- Какие орфограммы мы закрепляли на уроке?
- Какая гласная буква пишется в сочетании ча-ща? чу-щу? жи-ши?
Домашнее задание:
Записать по два слова:
- с сочетаниями ча-ща – односложные;
- с сочетаниями чу-щу – двусложные;
- с сочетаниями жи-ши – трехсложные.