Интегрированный урок окружающего мира и основ безопасности жизнедеятельности (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  1. Объяснить особенности сезонного климата умеренного пояса.
  2. Показать специфику лесной зоны, отличия хвойных и лиственных лесов – познакомить с пейзажем лесов умеренного пояса.
  3. Показать взаимную приспособленность живых организмов – членов экосистемы леса, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.
  4. Выяснить, какие опасности могут подстерегать в лесу; закрепить понятия “съедобные” и “несъедобные” грибы и ягоды; научить детей правилам поведения, если рядом есть жалящие насекомые.
  5. Показать значение леса в жизни человека.
  6. Осуществлять экологическое воспитание учащихся.
  7. Развивать умение сопоставлять, высказывать собственные суждения, делать выводы.

Тип урока: интегрированный урок-сообщение новых знаний с элементами сюжетно-ролевой игры.

Оборудование урока:

  • Учебник А.А. Вахрушева “Окружающий мир” 2 класс.
  • Карта “Природные зоны”.
  • Кассета “Звуки леса”.
  • Гербарий “Деревья леса”.
  • Картина леса летом и леса зачахшего.
  • Изображения птиц леса.
  • Изображения съедобных и несъедобных грибов и ягод.
  • Изображения “жалящих” насекомых.
  • Произведения искусств, изготовленных из дерева.

Ход урока

Проверка домашнего задания.

  • На прошлом уроке мы изучали природные зоны холодного пояса. Какие природные зоны находятся в холодном поясе? (Ледяные пустыни, тундра.)
  • Покажите на карте зону ледяных пустынь, зону тундры.
  • Назовите особенности зоны ледяных пустынь.
  • Назовите особенности тундры.

Сообщение темы и цели урока.

(Запись звуков леса.)

Какие звуки вы услышали?

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О лесе.)

Тема урока “Леса умеренного пояса. Лесные опасности”. Сегодня мы узнаем: где растут леса, что растёт в лесу, кто в нём живёт, какие опасности могут подстерегать нас в лесу, для чего нужен лес, нужно ли защищать лес и как это сделать.

Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний.

Нарисуйте, как выглядит кленовая ветка в разные времена года. (Учебник стр. 49 №1.)

Различаются ветки? (Да.)

“Рощи да леса – всему краю краса”, - гласит мудрая народная пословица. Леса украшают нашу землю во все времена года: летом он утопает в зелени, зимой лес белый, как великан в пушистой шапке. Осенью пожаром горит яркость разноцветных листьев, весной звучит тысячами птичьих трелей.

Леса живут в умеренном климате, здесь времена года хорошо различаются.

Почему именно в умеренном тепловом поясе находится лесная зона? (Лето теплее и дольше, чем в тундре. За лето деревья успевают набраться сил, чтобы пережить зиму, хотя и морозную, но не такую долгую.)

Как вы думаете, каким цветом на карте показана лесная зона? Почему? Покажите лесную зону на карте.

Совместное “открытие” знаний.

1. Деревья.

Россия – самая богатая лесом страна в мире. Треть её территории покрыта лесами. На территории лесов произрастает около 20 тысяч различных видов растений.

(Гербарий: ель, кедр, сосна.)

Назовите деревья.

Что у них общего?

Сравните по гербарию хвою ели и сосны. Что заметили?

Как называется лес, состоящий из этих растений? (Хвойный лес.)

Хвойные леса произрастают в северной части лесной зоны, где более прохладно. Почему? (Они менее требовательны к теплу.)

Каким цветом изображён на карте хвойный лес? (Тёмно-зелёным.)

(Гербарий: берёза, липа, дуб.)

Назовите деревья.

Что у них общего?

Как называется такой лес? (Лиственный лес.)

Покажите на карте.

- А теперь я смешаю хвойные деревья и лиственные. Какой получился лес? (Смешанный лес.)

2. Птицы

(Картина леса летом.)

Однажды один художник решил нарисовать лес. “Что такое лес?” - рассуждал художник. “Лес – это прежде всего деревья.” Художник взял кисточку, мольберт, краски, холст и начал рисовать деревья. Они у него получились настолько красивые, что, казалось, вот-вот подует ветерок, и листья на деревьях зашевелятся. Ещё он нарисовал сочную траву, душистые лесные цветы, крепенькие грибки… Полюбовался художник на картину и уехал, а когда приехал - увидел… о, боже! Лес зачах! (Картина зачахшего леса.)

Помогите художнику. Кого он забыл нарисовать? (Птиц.)

Почему зачах лес без птиц?

Каких лесных птиц вы знаете? (Показываю изображения лесных птиц (клёст, кедровка, дятел, сова), а дети называют их.)

Для чего ещё нужны птицы лесу? (Птицы питаются семенами и тем самым помогают распространять семена деревьев по лесу. Из несъеденых запасов вырастают новые деревья.)

3. Животные.

Вот в нашем лесу появились птицы. А кого же ещё не хватает нашему лесу? (Животных.)

Найдите на карте животных лесной зоны. Запишите их названия.

Почему животные живут в лесу?

4. “Мусорщики”.

У лиственных деревьев листья крупные и нежные. Что они создают? (Они создают органические вещества и не выносят морозов.) Осенью листья опадают на землю. А там их поджидают… Откройте учебник на странице 51 и найдите, кто же поджидает листья на земле.

Кто такие “мусорщики”? (Грибы, почвенные клещи, черви и микробы.)

Итог:

Каким же должен был нарисовать лес художник?

  • деревья,
  • другие растения: кустарники, трава, цветы, грибы;
  • насекомые;
  • птицы;
  • животные;
  • “мусорщики”.

5. Опасности леса.

А) Грибы.

Ребята, нам письмо пришло от Вани Лисичкина: “Здравствуйте, ребята! Я тоже очень люблю лес, особенно летом. Грибов – видимо-невидимо! Идёшь себе – собираешь все подряд: и красные, и коричневые, и белые, и жёлтые…”

Ай-ай-ай! Надо срочно помочь Ване, иначе случится беда, если он будет все подряд грибы собирать. В чём мы будем помогать Ване? (Собирать съедобные грибы.)

Давайте отгадаем загадки:

Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу
Называют их… (опята)

А это – красавец на беленькой ножке.
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки. (мухомор)

Серенькие шапки
Рябенькие ножки
Под берёзою растут.
Как их зовут? (подберёзовик)

Растут в лесу сестрички, рыжие лисички… (лисички)

Люблю я в разных шапках быть
То в красной или сероватой
То в жёлтой, то в зеленоватой
Собирай, не мешкай,
Это… (сыроежки)

Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой
Под коричневою шапкой
С нежной, бархатной подкладкой. (боровик)

У него невзрачный вид
Воланчик на ножке его украсит
Ты не трогай этот гриб,
Учти – он очень ядовит,
Смотри, не бери его с полянки
Его называют… (поганка)

Б) Ягоды.

- Почитаем письмо дальше: “Летом я люблю собирать ягоды в лесу: и малину, и чернику, и землянику, и ещё много разных неизвестных ягод…”

- Как вы думаете, можно ли собирать неизвестные ягоды?

- Посмотрите, это ядовитые растения: волчье лыко, вороний глаз, белена. (Изображения ядовитых растений.)

В) “Жалящие” насекомые.

- Читаем дальше: “Часто я хожу на свою любимую лесную поляну. Цветов там – море! А над цветами летают мотыльки, осы, пчёлы, и шмели. Люблю я их погонять!”

- Как вы думаете, можно ли гонять этих насекомых?

- Как защитить себя от укусов этих насекомых?

Не приближаться, особенно в жаркие дни, к пчелиным ульям.

Не делать резких движений.

Не разорять гнёзд ос.

Если насекомое залетело в комнату, не гоняйся за ним. Открой шире окно и подожди, когда насекомое улетит.

Осы часто забираются в мёд, варенье, ползают по фруктам. Будьте осторожны, когда едите или пьёте, чтобы оса не ужалила вас.

- Что же делать, если вас всё-таки укусило насекомое?

(На столе лежат пинцет, перекись водорода, бинт.)

Удалить жало.

Промыть перекисью водорода или слабым раствором марганцовки место укуса.

Положить что-то холодное.

6. Значение леса.

- “Лес – кормилец, лес – мудрый воспитатель”. Почему так говорят?

- Мы, живущие сегодня, обязаны заботиться о своём кормильце, и имеем право использовать для себя лишь незначительную часть – технически зрелую часть леса.

- А сейчас я вам покажу произведения искусств, которые подарил человеку лес.

  • На севере нашей страны есть города Кижи и Валаам (показать на карте). В этих городах люди построили замечательные терема. Они построены из дерева без единого гвоздя. (Фотографии деревянных теремов городов Кижи и Валаама.)

 

  • (Изделия из бересты.) В тайге глухой живёт известный мастер Харламов, который делает из бересты различные изделия.
  • (Хохломская роспись.) Очень давно на Руси возник народный промысел – Хохлома. Этими изделиями украшали избу.

7. Правила поведения в лесу.

- Лес – наша радость, наша любовь. Но лес и наша общая забота. Учитывая огромное значение леса в развитии народного хозяйства, в охране здоровья людей, в улучшении окружающей среды, все предприятия, занимающиеся лесом, обязаны обеспечить его воспроизводство, рациональное использование, сбережение и охрану от пожаров, защиту от вредителей и болезней.

Мы всегда и везде должны проявлять чувство ответственности перед лесом.

Любовь к природе каждый понимает по-своему. Некоторые любят охотиться, собирать грибы, иные просто бродить без цели, с одним желанием – отдохнуть, но все стремятся побыть наедине с природой.

- Представьте, что вы – важные министры и вам необходимо издать указ о том, как нужно вести себя в лесу.

(Класс делится на группы. Группы создают указы и зачитывают их. Выбирают наиболее удачные пункты указов и вместе создают общий указ.)

Итог урока.

- “Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для работы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах ценные животные – будем охранять наши леса и горы… А человеку нужна Родина. И охранять природу, значит охранять Родину”, - Михаил Пришвин.