Послевузовское сасообразование педагога

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


В народном образовании нашей страны сложилась стройная система повышения квалификации различных категорий педагогических кадров. Однако, как свидетельствует практика, эта система будет действительной и эффективной лишь при условии, что каждый педагог будет неустанно совершенствовать свои знания и умения путём самообразования.

Бурное развитие науки, техники и культуры повышает требования к учебно-воспитательному процессу в школе и к деятельности педагога-воспитателя. Он призван постоянно соотносить имеющиеся у него запас знаний и умений с новыми научными данными и передовым педагогическим опытом. Стимулирующим фактором является самоанализ и самооценка результатов своей работы, которые, в свою очередь, активизируют самообразовательную деятельность педагога.

Интенсивность процесса самообразования прямо зависит от бюджета времени педагога, который существенно влияет на технику и методику его самостоятельной работы. Дефицит свободного времени делает острой проблему овладения методикой самообразовательной работы. Поэтому необходим план самообразования, в который должно войти:

1) Умение педагога владеть техникой планирования своего времени.

2) Наличие у него необходимых представлений о гигиене умственного труда.

3) Определения самим педагогом уровня своей подготовленности и результатов практической деятельности.

4) Соотнесения этого уровня и современных требований.

5) Какими знаниями и умениями нужно пополнить свой профессиональный багаж.

6) Планирование самообразовательной деятельности.

7) Знание рациональных методов работы с книгой.

8) Использование достижений передовой науки и передового опыта в собственной деятельности.

Важное место в комплексе воспитательных задач обучения математике занимает проблема формирования познавательного интереса. Познавательный интерес-это одно из личностных качеств школьника, черта его характера проявляющаяся в пытливости, любознательности, активности. Практика показывает, что та часть учащихся, которая не проявляет интереса к математике, выдвигает в качестве оправдания аргумент: “На уроках математики скучно, неинтересно”. Поэтому учащимся следует предлагать задачи, решение которых требует от них поисковой и исследовательской деятельности. Фабульная сторона и процесс решения задач должны вызывать у школьников положительный отклик, делать учебную деятельность приятной и увлекательной. В связи с этим уместно напомнить известную мысль Д.Пойа, сравнившего учителя математики с продавцом, который на каждом уроке должен “продавать немножко математики”. А чтобы “продать математический товар”, ученика надо заинтересовать.

Возникает вопрос: можно ли строгой логикой математической науки влиять на духовный мир школьника или это - прерогатива предметов гуманитарного цикла? Говоря словами А.С.Пушкина, реально ли “алгеброй поверять гармонию”? Накопленный опыт работы учителей отвечает на этот вопрос утвердительно.

Учителю математики важно не только дать детям твёрдые знания начал предмета, но и не отпугнуть их холодной строгостью царицы наук, увлечь их этим предметом. Ещё Паскаль говорил: “Предмет математики на столько серьёзен, что полезно не упускать случая делать его не много занимательным”.

При традиционном построении уроков нередко проходят дни, недели, в течение которых многие учащиеся ходят в школу только слушать. Не высказываясь на уроке, они хуже усваивают изучаемый материал, у них развивается неуверенность в своих силах. Как же дать возможность школьникам сотрудничать и общаться на уроках? Решение этих проблем надо искать в использовании групповых способов обучения. Такие уроки хорошо решают не только образовательные, но и воспитательные задачи. Речь идёт о дидактических играх на уроках математики. Назначение игры в школе – сделать учебный процесс одновременно и значимым и привлекательным. Дидактические игры разрабатываются с учётам возрастных и индивидуальных особенностей детей. Дидактическая игра – это одна или несколько математических задач, предлагаемых в занимательной форме и обычно с элементами соревнования. Она не только позволяет проверить знания учащихся выполнять математические действия, анализировать, сравнивать и подмечать закономерность, но и значительно повысить интерес к предмету, снять усталость, а также способствует развитию внимания, сообразительности, активизирует чувство соревнования, взаимопомощи. Наиболее целесообразно использовать дидактические игры при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.

Проведённый обзор литературы канстатирует: “Учение есть цель общения в обучении”. Дидактическая деловая игра приобретает всё большую популярность в современном учебном процессе. Это обусловлено тем, что несмотря на огромный объём информации и множество умений и навыков, которыми овладевают учащиеся, они совершенно не умеют применять их в реальной жизни. Деловая игра позволяет преодолеть этот недостаток, так как с её помощью выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задач и имитируется его реализация в практической жизни. В школьном образовании игру применяют в следующих целях:

1) чтобы учащиеся смогли осознать значимость общего образования, необходимого не только будущим специалистам, но и, прежде всего, любой всесторонне развитой, социально активной личности, живущей полнокровной жизнью, не испытывающей дискомфорта в общении, деятельности.

2) привить каждому ученику вкус к самостоятельной, активной, творческой работе.

3) сформировать навыки и потребности в самоуправлении, самооценке, самосовершенствовании.

4) создать реальные условия для индивидуального и дифференцированного подхода в обучении, то есть подготовить почву для наилучшего удовлетворения и развития интересов, способностей каждого школьника.

В учебном процессе могут быть использованы:

а) игры-ситуации;

б) игры-сюжеты, моделирующие реальные объекты и соответствующую деятельность;

в) игры-процессы, в которых моделируются отношения, способы деятельности и принятия решений.

Много лет работая в школе, применяя традиционную методику ведения уроков, часто огорчалась, видя на своих уроках скучающие лица ребят. Поэтому, занимаясь постоянно самообразованием, искала пути и способы повышения качества работы с детьми. Остановилась на использовании нестандартных форм ведения уроков и дидактических играх на уроках математики. С этой целью подобрала и изучила много различной учебной литературы, познакомилась с опытом работы передовых учителей страны, нашего района, школы. Сделала картотеку и методическую копилку по теме самообразования. Подготовила доклад на тему “Активные формы ведения уроков математики”. Познакомившись с методикой проведения нестандартных уроков, стала применять их в работе. Подготовила и провела открытый урок на районном семинаре учителей математики. Затем продолжала работать над систематизацией методической литературы по теме самообразования. Во время проведения в школе теоретического семинара на тему “Воспитание интереса к предмету” также выступила от методического объединения, поделившись опытом работы. Всегда стараюсь участвовать в проводимых в школе методических днях. Например подготовила и провела открытый урок в 6-ом классе по теме “Действия с обыкновенными дробями” в нестандартной форме - “урок-улей”. Данный урок проводился при закреплении навыков. Он представляет собой особым образом организованную самостоятельную работу учащихся. Также провела открытый урок в 5-ом классе по теме “Действие с десятичными дробями” в виде дидактической игры-сюжета “В дорогу с дробями”, на котором ребята путешествовали по этой стране, останавливались на станциях: историческая, кроссвордная, ребусная, математическая; преодолевали различные препятствия – задания; помогали друг другу и наконец-то попали в город сказку, где показали свои знания по изученной теме.

Заканчивая учебный год по геометрий в 7-ом классе провела открытый урок-смотр знаний, по алгебре – “урок лабиринт” по теме “Действия со степенями”. Участвуя в школьном конкурсе “Учитель года”, дала открытый урок на тему “Геометрия пчёл” при обобщении темы “Правильные многоугольники” в 9-ом классе.

Ребятам нравятся такие уроки и они с нетерпением их ждут. Велика и многогранна подготовка учителя к нестандартному уроку. В этом мне помогают наша предметная газета “Математика” и журнал “Математика в школе”, в которых часто публикуются разработки таких уроков. Пользуясь ими, гораздо проще подготовить и провести аналогичный урок или дидактическую игру, как элемент урока. Сначала собирала, готовила и систематизировала разработки таких уроков, а затем для удобства пользования ими, оформила их в виде раскладной книги, которая содержит 30 различных дидактических игр по математике. Их список: Игра-лабиринт, математическое лото, каменный цветок, художник, рыбалка, зарядка, перестрелка, смотри не ошибись, инопланетянин, счастливый случай, математический поезд, математический бой, викторина, поле чудес, звёздный час, кладоискатели, числа - слава, эстафета, карты, вернисаж, различные путешествия, конкурсы и соревнования, турниры и т.д.

Примеры таких игр:

1) игра-ситуация

Тема: Арифметическая прогрессия.

Цель: Обобщение знаний по теме; показ применения изученного материала в практической деятельности.

Учащимся предлагается представить, что каждый из них прораб на стройке. Привезли и выгрузили большое количество труб. Нужно быстро определить, чтобы закрыть наряд шофёру, сколько этих труб.

- Как ты это сделаешь?

Ученик ставится в жизненную ситуацию, в которой ему самому необходимо увидеть математическую задачу. В данном случае нужно выбрать такую форму контейнера для выгрузки, чтобы под счёт труб осуществлялся по изученным формулам. Один из способов – использовать естественное расположение труб штабелем так, что в каждом верхнем ряду количество труб оказывается на одну меньше, то есть число труб расположено в виде членов арифметической прогрессии. Общее количество труб легко подсчитывается по формуле суммы членов арифметической прогрессии.

Нравится ребятам и даёт хороший результат дидактическая игра “Ромашка”. Такую игру проводила несколько раз. Обычно её планирую при обобщении и проверки знаний учащихся по изученному материалу. Например в 8-ом классе по теме “Решение квадратных уравнений”, в 6-ом классе по теме “Действия с обыкновенными дробями”, “Действия с рациональными числами”. Методика проведения такой игры в том, что класс делится на группы, в каждой из которых назначается контролёр (заранее проверенный ученик) , который оценивает работу членов его группы. Задания даются на лепестках ромашки – вырезанного цветка с цветными лепестками. Каждому ученику соответствует конкретного цвета лепесток.

Игра спутник человеческой жизни от колыбели до глубокой старости. “Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны понять”, - писал А.М.Горький. В играх развиваются и укрепляются чувства товарищества, солидарности, честности, правдивости и другие качества, необходимые для коллективной работы и воспитания сознательной дисциплины. Игра является хорошей союзницей не только в воспитании детей но и в обучении их. Поэтому нам, учителям математики, необходимо периодически пользоваться играми или вводить элементы игры на уроках и во внеурочное время. Познание же математики через игры прививает к ней любовь переходящую иногда в дальнейшем в потребность заниматься этой наукой серьёзно.

Задача, конечно, не слишком простая!
Играя учить и учиться играя.
Но если с учёбой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!

Методические разработки постоянно пополняю. В результате накоплен большой материал по теме самообразование. Считаю, что тема отработана, материал накоплен. Итоги применения её в практической деятельности есть. Количество ребят, обучающихся на “4 и 5” увеличилось.

Такая работа по самообразованию даёт возможность проводить уроки в интересной для учащихся форме и с большей результативностью.

Используемая литература:

  1. Журналы “Математика в школе” (подписка за 25 лет) .
  2. Приложения к газете “Первое сентября” “Математика”
  3. Издательство “Учитель”, книги по теме самообразования.