Девиз: “Мы в ответе за тех, кого приручили”.
Основная идея: “Домашняя кошка – одна из немногих тоненьких ниточек, оставшихся у горожанина от связей с природой, помогающих смягчить удары и стрессы нашего “железного” века и удерживающих его на грани человечности”.
Учебные предметы:
1. Чтение
2. Природоведение
3. Русский язык
4. Изобразительное искусство
Цели проекта:
- формировать навыки самостоятельной работы по сбору и обработке материала, умение защищать свою работу во время отчётных мероприятий.
- обогатить учащихся знаниями о кошках, о правилах ухода за ними.
- формировать навык беглого выразительного чтения, навыки работы с текстом художественного произведения.
- обогащать чувственный опыт ребёнка.
- воспитывать любовь к кошкам, заботливое отношение к ним.
- воспитывать чувство ответственности за результат своего труда.
Оборудование:
- фотографии кошек.
- предметная газета “Всё о кошках”.
- карточки с заданиями для речевой разминки.
- мягкие игрушки (котята) по количеству учащихся в классе.
- карточки с правилами ухода за кошками.
- фигурки котят, выполненные из картона.
- плакат с изображением домика.
- рисунки учащихся по произведению Л. Н. Толстого “Котёнок”.
- выставка книг с произведениями о кошках.
Ход урока
1.Речевая разминка
Ученики (хором):
Чтобы разговаривать, надо выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно
Мы будем разговаривать, мы будем выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всё понятно.
Чистоговорки:
Цы – ца – цо – це – цу
Сы – са – со – се – су
(прочитать медленно, быстрее, в темпе скороговорки)
Ла – лэ – лы – лу – ло
Ал – эл – ыл – ул – ол
Кла – клэ – клы – клу – кло
(Шёпотом, тихо, быстро. Затем прочитать с ударением в определённом месте)
Скороговорка:
Кошка-крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.
2.Актуализация знаний. Введение в тему урока.
Учитель: Чем мы сейчас занимались?
Ученик: Выполняли речевую разминку.
Учитель: А для чего мы выполняем речевую разминку?
Ученик: Для того, чтобы правильно говорить и хорошо читать.
Учитель: А о чём мы сегодня на уроке будем говорить и о чём читать?
Ученик: Наша группа “Угадай-ка” приготовила для вас задания. Выполнив их, узнаете тему нашего урока.
(на частях разрезанного силуэта кошки, записаны деформированные слова: ноктёко (котёнок), токко (коток), шкатико (котишка),
Щетико (котище), нькатеко (котенька), нотёкочек (котёночек), сонькаки (кисонька). При расшифровке слов складывается силуэт кошки).
Ученик: Чисто умывается, а с водой не знается. (кот)
Ученик:
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает.
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки. (кот)
Ученик: Молодцы. Итак, сегодня на уроке “Всё о кошках”.
Учитель: О кошках можно говорить бесконечно много! Невзрачные или царственные, обожаемые, милые, ласковые. Чем больше мы узнаём о них, тем больше восхищаемся ими, любим их.
И как можно не любить эти прекрасные существа. Они преданные и верные. Они нас в горе утешают.
Поэтому, наверное, столько много произведений написано о кошках (обратить внимание на выставку книг), о них сняты мультфильмы, созданы игрушки.
Сегодня на уроке чтения мы более подробно поговорим о кошках и продолжим работу над рассказом Л. Н. Толстого “Котёнок”.
3. Закрепление изученного.
Задание: дети читают по “цепочке” рассказ Л. Н. Толстого “Котёнок”.
Учитель: По ходу чтения у вас возникли вопросы. Самые лучшие вопросы отобрали и записали ребята из группы “Почемучки”.
Ученик: Мы рассмотрели 40 вопросов по рассказу “Котёнок”, составленные нашими одноклассниками и выбрали наиболее интересные (задают вопросы).
- В какое время года у кошки родились котята?
- Где нашли дети кошку?
- Когда мама раздала котят?
- Какого цвета был котёнок, которого дети оставили себе?
- Где гуляли дети?
- Почему котёнок остался один?
Учитель: Итак, у Васи и Кати жила кошка. Многие люди заводят дома это удивительное животное.
Сейчас в мире 400 млн. кошек. Больше всего их в Австралии.
Домашняя кошка – ласковое, милое, грациозное существо.
Но кто же они - домашние кошки? Откуда к нам пришли? В этом нам помогут разобраться “Почемучки”.
Ученик 1: Кошки – представители семейства кошачьих, в которое входят: львы, тигры, ягуары, леопарды, рыси, гепарды, барсы.
У кошек 30 зубов, 24 усика. Живут они до 20 лет. У кошки очень тонкий слух. Она слышит даже малейший шорох. Но в то же время может не обратить внимание на громкую музыку. Они бесшумно ходят, хорошо лазают. Лучше, чем человек различают запахи.
У кошек есть свой язык, состоящий из 15 слов. Есть звуки, выражающие жалобу, просьбу, зов, удовольствие, вопрос. У кошек отличная память.
Ученик 2: Одну кошку хозяин отправил на самолёте к своему другу. Новое место кошке не понравилось, и она 11 дней возвращалась на старое место. Пробежав 400 километров, израненная, исхудавшая она вернулась домой.
Ученик 3: Кошка живёт с человеком уже более 5 тысяч лет. Её родиной считается Африка. Оттуда она попала в Египет. Древние египтяне, которые строили большие пирамиды из камней, приручали кошек. В городах в то время было много мышей. Их ловили домашние ужи и ласки, но переловить всех не могли. Сами часто попадали крысам на обед. Тогда кошка стала охранять собранный урожай от грызунов. Кошку объявили священным животным, в её честь устраивали праздники. При пожаре египтянин должен был спасти в первую очередь кошку. За убийство кошки полагалась смертная казнь.
Ученик 4: На Руси кошка тоже пользовалась уважением народа. Например, в XVI веке она стоила столько, сколько стоила корова. Она считалась признаком домашнего уюта и благополучия.
“Кошка – хозяйка в доме”.
Учитель: А что случилось с кошкой, которая жила у Васи и Кати?
Ученик: У неё родились котята!
Учитель: Давайте прочитаем отрывок из рассказа “Котёнок”, в котором об этом говорится. Читать будем хором.
(учащиеся читают отрывок)
Учитель: Каким вы представляете себе котёнка?
Ученик: О нём я написал маленькое сочинение.
(учитель раздаёт всем ученикам мягкие игрушки)
Учитель: Итак, в вашем доме появилась кошка. Сколько радости, хлопот приносит это симпатичное животное. Когда в доме появляется кошка, нужно знать правила ухода за ней.
О них нам расскажут ученики из группы “Зоологи”.
(Правила ухода записаны на карточках)
Ученики читают вслух.
- Один раз в месяц нужно кошку купать. Следить, чтобы вода не попала в ушки. Потом вытереть полотенцем.
- Вовремя кормить и поить. Еда должна быть разнообразной – рыба, мясо, супы, овощи, хлеб.
- Посуда, из которой кошка ест или пьёт, должна быть чистой.
- Кошку нельзя долго и сильно гладить. Это может ей не понравиться.
- Кроме правильного питания котёнку необходим свежий воздух и солнце. Котята очень любят тепло, однако жара вредна для их здоровья.
- Котят нельзя брать за шкирку.
- В первые дни котёнок беспокоится, зовёт мать. Чтобы отвлечь его, нужно поиграть. Идеальной игрушкой является мячик. Можно использовать игрушку на ниточке.
- Выберите звучную, не слишком длинную кличку. Кошку можно научить откликаться на имя с трёх месячного возраста.
(ученики инсценируют стихотворение С. Михалкова “Котята”).
Вы послушайте, ребята, мы хотим вам рассказать:
Родились у нас котята, их по счёту ровно пять.
Мы решали, мы гадали: как женам котят назвать?
Наконец мы их назвали: 1, 2, 3, 4, 5.
Раз – котёнок самый белый,
Два – котёнок самый смелый.
Три – котенок самый умный,
А четыре – самый шумный.
Пять, похож на три и два – те же хвост и голова.
То же пятнышко на спинке, также спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята – 1, 2, 3, 4, 5.
Заходите к нам, ребята, посмотреть и посчитать.
Ученик: Мы провели исследование на тему “Клички кошек”.
Расспросив почти всех работников нашей школы, узнали, что у каждого дома есть кошка. Выяснили, какие клички они носят.
Плакат. На нём записаны клички: Дуня, Персик, Дуся, Ники, Мурка, Милка, Вредина, Васька, Снежок, Лизка, Семен, Пончик, Мусик, Федька, Крошка, Принцесса, Дымок, Бусинка.
Учитель: Как пишутся клички животных? Из предложенных кличек выберите ту, которая больше понравилась, и дайте её своему котёнку.
Ученики записывают кличку на листочке и прикрепляют на мягкую игрушку.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, какая кличка подошла бы котёнку, который был у Васи и Кати?
У каждого из вас тоже есть имя. Но очень часто взрослые называют детей ласково: “котёнок”, выражая этим свою любовь и нежность.
(Звучит песня И. Николаева “Котёнок”)
Учитель: Как относились к своему котёнку герои рассказа Л. Н. Толстого? Найдите в тексте отрывок, в котором говорится об этом.
Ученики: читают отрывок жужжащим чтением.
Учитель: Но всегда ли уделяли внимание своему котёнку Катя и Вася?
Ученики: читают соответствующий отрывок.
Учитель: И что же случилось, когда котёнок остался один?
Учитель: Часто так случается, что мы бываем сильно заняты, забываем покормить котёнка, уделить ему внимание.
Ученик:
Всё мяукал котёнок во дворе под кустом,
Всё хотелось котёнку, чтоб позвал кто-то в дом.
Вдруг с куста одинокий прошуршал жёлтый лист,
Показалось котёнку, что позвали “кис-кис”.
Замяукал от счастья, он помчался на зов,
Только дверь оказалась заперта на засов.
Учитель: Чтобы этого не случилось, никогда не забывайте о своём маленьком беззащитном друге.
Пусть никогда не случится, чтобы ваш друг потерял кров над головой.
Но, к сожалению, бездомных кошек становится с каждым годом всё больше и больше. Голодные и замёрзшие они ходят по улицам. Как не хватает им человеческой ласки и защиты.
(На доске фигурки котят)
Посмотрите, вот идут 8 маленьких котят. Может они просто заблудились? Давайте поможем им вернуться домой. Для эго выполните задание. Из предложенных восьми слов, записанных на карточках, исключите то, которое не встречается в рассказе “Котёнок”. Порядковый номер этого слова будет совпадать с номером квартиры, в которую нужно отнести котёнка.
(На доске изображение домика с 8 окошками. Учащиеся после выполнения самостоятельной работы, выходят к доске, называют лишнее слово и прикрепляют котёнка к окошку.)
- дедушка, брат, сестра, мама, охотник, котёнок, кошка, собака.
- радовались, рыдали, скакал, вылезали, принесла, подбежал, упал, выросли.
- солома, дорога, укроп, щавель, молоко, лапки, амбар, лестница.
- мяукал, принёс, услышал, приплыл, кормили, закричал, спрашивала, раздала.
- две, пять. Дети, остальные, семь, амбар, лапки, один.
- испугалась, поскакал, увидали, схватить, побежала, засмеялась, отогнал, упал.
- остальные, глупый, тонкие, побежал, мяучит, выбрали, ехали, чудесные.
- забыли, собирать, радовались, достала, принесла, принесли, шевелил, боялся.
Учитель: Спасибо вам за ваше доброе сердце. Котята очень довольны и хотят спеть для вас песенку. Думаю, что и мы споём вместе с ними.
(Динамическая пауза)
Если кушаешь ты рыбку, делай так: “мур-мур”.
Вот поймает мышку киска, делай так: “цап-царап”.
Вот поймает мышку киска, дай за это ей сосиску.
Вот поймает мышку киска, делай так: “цап-царап”.
Если любят кошку люди, делай так: “мяу-мяу”.
Если любят кошку люди, кошка верным другом будет.
Если любят кошку люди, делай так: “мяу-мяу”.
Учитель: если люди любят кошку, то она будет им настоящим другом.
А как вы думаете, любил ли Вася своего маленького котёнка? Можете доказать своё утверждение отрывками из текста?
Ученик читает соответствующий отрывок из рассказа Л. Н. Толстого “Котёнок”.
Учитель: Ребята, а как вы думаете какие ещё чувства, кроме чувства любви, испытывал мальчик, когда спасал котёнка?
Ученики:
1. Я думаю, что чувство страха. Он боялся, что собаки набросятся на котёнка.
Да и он сам, наверное, боялся собак.
2. Я думаю, что у мальчика было чувство доброты.
Учитель: А я думаю, что Вася испытывал ещё одно чувство – чувство ответственности. Как вы понимаете значение этого слова?
Ученик: Это когда за что-то отвечаешь.
Учитель: Чувство ответственности – очень важное чувство. Ответственный человек всегда выполнит своё дело, причём выполнит очень хорошо. Такой человек всегда отвечает за свои поступки.
В чём проявилось чувство ответственности у Васи?
Ученик: Он понял, что раз он взял котёнка, то всегда должен ответить за его здоровье и жизнь.
Учитель: Можно ли сказать, что слова “Мы в ответе за тех, кого приручили”, выражают главную мысль рассказа Л.Н. Толстого “Котёнок”?
Ученик: Да, Л. Н. Толстой хотел этим рассказом показать, что мы должны заботиться о своих домашних питомцах. И если не будем делать этого, то они погибнут.
4. Итог урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы много говорили о кошках. Узнали кто они, откуда к нам пришли. Поговорили о правилах ухода за ними. О своём отношении к кошкам.
А какие они?
Ученики:
- Чистоплотные.
- Ласковые, красивые.
- Умные, внимательные.
- Часто кошки выполняют роль врача. Ласковый доктор быстро снимет сердечные приступы и головную боль, выравнивает давление.
- У кошек хорошая память. Они трудолюбивые.
Учитель: Бесконечно долго мы можем восхищаться этими милыми животными.
Вот сейчас вы сказали, что у кошек хорошая память. Давайте проверим нашу память.
(Учитель выставляет 4 игрушки котёнка. Учащиеся запоминают, затем учитель меняет местами игрушки или таблички с записанными кличками.)
Учитель: Теперь проверим, насколько мы внимательны.
Весь урок мы работали над рассказом “Котёнок”. Наши юные художники нарисовали иллюстрации (выставлены на доске). Их нужно только расположить в таком порядке, чтобы восстановить последовательность событий, происходящих в рассказе.
Ученики расставляют правильно иллюстрации, находят в тексте к каждой иллюстрации соответствующую подпись.
Учитель: Ребята, а вам понравился рассказ? А какие чувства вы переживали, когда читали его?
Ученики:
- Чувство радости, когда Вася и Катя, нашли кошку с котятами.
- Жалость.
- Чувство страха, когда собаки бежали к котёнку.
Учитель: Вот у меня 3 человечка с разными выражениями лица, с разным настроением.
Найдите в тексте отрывок, и прочитайте, который соответствует тем чувствам, которые переживает каждый “человечек”.
(Выборочное чтение)
Учитель: А ещё сегодня мы говорили о чувстве ответственности. Пусть это чувство поселиться в ваших душах.
Все учащиеся выходят к доске вместе со своими “котятами” и хором произносят слова:
“Пусть наша дружба всегда будет крепкой!”
Учитель: У нас был необычный урок. И домашнее задание тоже будет необычное. Вы должны написать сочинение о котёнке, который появился у каждого из вас сегодня!