Цель урока:
- Выявить общие мотивы и черты отличия в сказках разных народов на примере арабской народной сказки “Аладдин и волшебная лампа” и русской народной сказки “Сивка-бурка”. Учить детей анализировать текст.
- Развивать творческие способности учащихся, умение работать в группах, умение строить свои взаимоотношения на основе диалога.
- Прививать интерес к чтению произведений мировой художественной литературы.
Этап урока | Содержание урока | Примечание | ||||||||||||||||||||||||||
I
II
III |
Организационный момент. Приветствие
(рада вас видеть, слышать и чувствовать). Беседа. - Сегодня мы начнем наш урок с музыкального произведения. Послушайте фрагмент этой восточной мелодии и скажите, что она вам напоминает. “Сказку Аладдин и волшебная лампа” - Кто автор этой сказки? - Вспомните виды сказок. Бытовые Сказки о животных Волшебные - Выберите вид, подходящий для этой сказки. Почему вы сделали такой выбор? 2. – Сегодня мы проведем небольшую исследовательскую работу и для этого давайте вспомним сказку. Найдите и прочитайте начало завязку, кульминацию, концовку. - Послушайте отрывок, где говорится о том, как магрибинец под деревом угощал Аладдина. - Может ли этот отрывок подтвердить наше предположение, что сказка волшебная? Почему? - В сказке встретились новые слова, вспомним, что они означают: чалма – головной убор в восточных странах магрибинец – человек с запада, чужестранец султан – правитель страны глашатай – человек, который объявлял народу известия, приказы диван – собрание советников султана, помещение, где проходит это собрание визирь – министр, советник султана - А это слова из сказок какого народа: лукошко, лошаденка, вещий каурка, царь, вещунья? - А в повседневной жизни мы их употребляем? - А ещё какие русские народные сказки вы знаете? - Есть ли среди этих сказок лишняя? ЛИСА И ВОЛК ТЕРЕМОК СИВКА-БУРКА Почему? Сказка волшебная как и Аладдин. - Итак, наша исследовательская работа будет заключаться в сравнении сказок разных народов на примере русской народной сказки “Сивка-бурка” и арабской народной сказки “Аладдин и волшебная лампа”. - Что значит сравнить сказки? - Что общего и в чем отличие сказок разных народов? Ф И З М И Н У Т К А (круговые движения головой, туловищем как будто джинн выбирается из бутылки) – Для проведения исследования я предлагаю вам разделиться на группы: гр. - создает образ главного героя в обеих сказках (словесный портрет или можно нарисовать, отметить характер главного героя); гр. - сравнивает сюжетную линию (как начинается, какова концовка, что происходит с главным героем в обеих сказках); гр. - находит особенности волшебных сказок (волшебные предметы, числа, помощники, слова); гр. - находит национальные особенности (слова, присущие только сказкам этого народа). (Детям, не пожелавшим работать ни в одной группе, задание – выразительно прочитать понравившиеся отрывки из сказок). - Давайте вспомним правила работы в группах: 1. Высказывайте свою точку зрения по очереди, не перебивая говорящего; 2. Смотрите на говорящего; 3. Возражая или соглашаясь, обращайтесь к говорящему лично. 4. Помните, что от вашей работы зависит работа всей группы. 4. Работа в группах. Проверка задания.
1. Итак, поведем итог нашему исследованию: - Какой вывод можно сделать, сравнив арабскую и русскую народные сказки? Сказки разных народов мира имеют одни корни, строятся по одному сюжету, но имеют разные национальные особенности. - А вам какая сказка больше понравилась? Чем именно? - Говорят “Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”. А какой урок мы можем извлечь из этих сказок? 2. Домашнее задание. Прочитать сказку с.122 – 147; - Сделать иллюстрацию к сказке, прочитать понравившийся отрывок выразительно. Индивидуальное задание – сочинить свою волшебную сказку. |
Обращение к аудиалам, визуалам, кинестетам. Позитивный настрой на работу. Активизировать деятельность правополушарных детей.
Актуализация опорных знаний.
Выборочное чтение, алгоритм для левополушарных детей.
Чтение по ролям для стеснительных детей, стимулирование активности.
Актуализация опорных знаний. Словарная работа.
Связь с жизнью, обращение к личному опыту учащихся. Логическое мышление.
Постановка учебной задачи.
Возможность высказать предположения по решению учебной задачи. Создание проблемной ситуации.
Возможность смены рабочего места, выбора малой учебной задачи, формы выполнения (группа или индивидуально), что обеспечивает ученику комфорт при выполнении задания. Для правопол. детей, иллюстрация поможет проявить творческие способности. Для левополуш. детей, мыслящих логически точно. Для детей, которым “все равно какую работу выполнять, лишь бы помочь”. Принцип поддержки, формирование положительной Я-концепции.
На доске, чтобы их могли прочесть и вспомнить и аудиалы.
Дать задания-памятки на листках – дозированная помощь учителя.
Слова-карточки на доске для более удобного подведения итогов всеми учениками. Слова пишут на карточках дети во время работы в группах. Связь с жизнью, опора на личный опыт учащихся. Интеграция. Социальная значимость, потребность в самореализации. Разноуровневость задания. |
Задания-памятки.
1 группа Как выглядит главный герой? Из какой семьи родом? Каков характер главного героя? Иллюстраторы: образ главных героев. |
2 группа Как начинаются сказки? Какие испытания проходят главные герои? Как заканчиваются сказки? |
3 группа Наличие волшебных предметов, волшебных помощников, волшебных слов, волшебных чисел. |
4 группа Национальная окраска: Как называются правители страны, их советники, имена людей. |
Правила работы в группах
1. Высказывайте свою точку зрения по очереди, не перебивая говорящего.
2. Смотрите на говорящего.
3. Возражая или соглашаясь, обращайтесь к говорящему лично.
4. Помните, что от вашей работы, зависит результат работы всей группы.