Обоснование темы:
Ключевым ресурсом экономического роста любой страны и определения ее роли в мировом сообществе сегодня становится интеллектуально-образовательный потенциал. Поэтому одним из основных элементов государственной социально-экономической политики является современная эффективная система образования, способная удовлетворять социальный заказ общества на предоставление качественных образовательных услуг, соответствующих потребностям информационного общества. Для обеспечения качественного образования требуется учитель новой формации, способный эффективно работать в постоянно меняющемся и совершенствующемся информационном обществе.
Важным условием перехода школы к новому уровню образования на основе информационных технологий является информатизация общеобразовательных учреждений.
МОУ “Гимназия №48” открыта в январе 1997 года, и сразу же был приобретен первый компьютерный класс, началась информатизация образовательного учреждения. С 2001 года техническая база усиливается: в гимназии появились 2 компьютерных класса, рассчитанных на 24 рабочих станции, мультимедийный проектор, автоматизированные рабочие места администрации, секретаря, зав. библиотекой, психолога, предметных кафедр.
Первоначально речь шла об использовании компьютеров в некоторых направлениях учебно-воспитательного процесса, в делопроизводстве, преподавания предмета информатики и организации внеурочной деятельности по предметам, кружковой работе. Постепенно информатизация, как процесс последовательной модернизации образовательного пространства и подготовки учащихся к жизни в современном информационном обществе, стала применяться и в других направлениях – внедрение новых технологий в деятельность подразделений гимназии, автоматизация и систематизация процесса обмена информацией, формирование единой системы информационных ресурсов. Большое внимание в гимназии всегда уделяется научно-исследовательской деятельности учащихся с использованием информационных технологий (получены дипломы за научные работы по информатике “Программа для разработки Web-сайтов extreme HTML”, “Мультимедиапроигрыватель lighflayer”, “Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков”, физике, химии и другим предметам).
На начальном этапе определились задачи информатизации гимназии:
- внедрение непрерывного курса информатики с 1 по 11 класс,
- ИКТ как предмет изучения,
- ИКТ как средство для преподавания учебных предметов,
- применение ИКТ по предметам во внеклассной работе, научно-исследовательской деятельности, для проведения интегрированных уроков.
Выполнение данных задач предполагало следующие результаты:
- переход учебного процесса на более качественный уровень,
- возможность более полного самовыражения учащихся,
- рост квалификации учителей.
Мы столкнулись с первыми трудностями:
- недостаточный уровень квалификации педагогов, владеющих информационными технологиями,
- недостаточное количество рабочих мест, оснащенных персональными компьютерами,
- отсутствие цифровых учебных ресурсов.
Поскольку информатизация в образовательном учреждении не может происходить без перестройки всего процесса образования информационных и компьютерных технологий, деятельности учеников и учителей в условиях доступа к безграничному миру информации, у педагогического коллектива гимназии возникла необходимость создания собственной модели информатизации образовательного пространства. Нужно заметить, что главное условие успеха информатизации образования – это новая позиция учителя-предметника (знание приемов работы с новой компьютерной техникой и умение эффективно использовать эти знания для решения педагогических задач).
С 2000 по 2005 годы у многих педагогов появилась возможность работать за персональным компьютером в домашних условиях. С развитием компьютерной техники педагоги повышали свою квалификацию в области информационных технологий, увеличилось количество учителей, использующих ИКТ в учебной работе. Таким образом, к 2002 году в гимназии появилась творческая группа учителей, которые стали внедрять ИКТ в учебно-педагогическую деятельность.
Проведено анкетирование учащихся и учителей гимназии № 48 (см. Приложение 1)
Для обеспечения качественного образования требуется учитель новой формации, способный эффективно работать в постоянно меняющемся и совершенствующемся информационном обществе. Именно поэтому педагоги гимназии используют ИКТ на уроках, применяя готовые компакт-диски, Интернет-ресурсы, работают с электронным приложением к учебникам чтения Р.Н. Бунеева, создают презентации уроков, печатный материал в виде карточек, опорных конспектов, тесты проверочных работ, включая программы-тестеры, применяют электронные учебники для обучения принципам работы в различных программных средах, электронный микроскоп, в 8-11 классах введен курс “Технографика”, “Компьютерная графика с элементами Auto-CAD”, для 2-4 классов разработан и апробирован интегрированный курс “Метротехнографика”. Применяемые информационные технологии достаточно эффективны, так как умело сочетаются с соответствующими педагогическими технологиями, позволяя от авторитарной школы перейти к педагогике сотрудничества, когда учитель и ученик, находясь в равном отношении к информационным ресурсам, становятся партнерами при ведущей роли педагога.
В гимназии работает единая информационная база данных КИАСУО, программа “Хронограф” для составления расписания, продолжается работа над составлением электронного варианта Портфолио педагогов, учащихся, ведется работа по сопровождению Web-сайта гимназии.
Важным условием перехода гимназии к новому уровню образования на основе информационных технологий является создание единого информационного пространства нашего образовательного учреждения, представляющего собственную модель, основными условиями деятельности которого являются:
– информатизация учебного процесса и системы управления;
– развитие локальной сети;
– внедрение Интернет-технологий;
– развитие издательской и выставочной деятельности;
– развитие материально-технической базы.
В связи с повышением требований к качеству обучения в условиях информатизации образования педагогическому коллективу гимназии необходимо решить
следующие проблемы:
- улучшение материально-технического обеспечения;
- обучение педагогических кадров и учащихся базовым технологиям сетевого взаимодействия и правилам общения в сети Internet;
- разработка, апробация, доработка новых цифровых и электронных учебных материалов;
- создание банка данных программного обеспечения (электронных мультимедийных учебников, контролирующих и обучающих программ по предметам, автоматизированных лабораторных практикумов, компьютерных справочников и энциклопедий).
Данная программа является частью образовательной программы МОУ “Гимназия № 48” и созвучна с методической темой ОУ “Повышение качества образования в рамках стратегии модернизации образования через совершенствование и реализацию творческого потенциала коллектива гимназии”.
Цель информатизации системы образования: качественные изменения в организации и содержании всего образовательного процесса на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Задачи информатизации системы образования:
1. Развитие и совершенствование материально-технической базы гимназии (гимназический сервер, компьютерные классы, пресс-центр, АРМ администрации, сетевая коммуникация, создание банка данных программного обеспечения – электронных мультимедийных учебников, контролирующих и обучающих программ по предметам, автоматизированных лабораторных практикумов, компьютерных справочников и энциклопедий).
2. Создание структуры единого информационно-образовательного пространства гимназии на основе ИКТ (пресс-центр, информационно-библиотечный центр, организация свободного доступа к ИКТ, Интернет-площадка, методический центр-лаборатория).
3. Организация эффективного взаимодействия между всеми субъектами информационно-образовательного пространства гимназии:
- учителей (повышение квалификационного уровня учителей-предметников, использование ИКТ для расширения возможностей УВП, разработка методических материалов и ЦОР);
- гимназистов (формирование у участников образовательного процесса навыков использования информационно-коммуникационных технологий для решения творческих образовательных задач);
- администрации (использование ИКТ для эффективной административно-хозяйственной деятельности);
- родителей (использование ИКТ для более быстрого и информативного доступа к результатам образовательного процесса гимназии).
Сроки реализации: декабрь 2006 г. – май 2008г.
Содержание программыОсновные положения программы
Нормативно-правовой основой Программы являются следующие документов:
– Закон Российской Федерации “Об образовании”;
– Концепция модернизация российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г, №1756-р);
– “Конвенция о правах ребенка”;
– последние нормативные документы Правительства, Министерства образования, и субъектов Федерации, региональные документы Городского совета и Администрации ЕМО “город Норильск”, документы управления образования Администрации г.Норильска;
– Устав МОУ “Гимназия №48”;
– приказ по созданию школьной команды по реализации проекта ИСО;
– организационные локальные акты ОУ.
Направления ИСО:1. Организационное обеспечение (разработка нормативно-методической базы, презентационная деятельность, осуществление связи со средствами массовой информации, организация процесса информатизации, создание и поддержка автоматизированной информационной системы управления).
2. Информационное обеспечение и исследовательская деятельность гимназистов (организация аналитических и прикладных исследований по образовательной деятельности в гимназии; информационное сопровождение инновационной и экспериментальной деятельности; подготовка и выпуск информационных материалов в текстовом и электронном варианте; разработка WEB-страниц; поддержка развития и функционирования Интернет-сети гимназии).
3. Технологическое обеспечение образовательного процесса (создание и поддержка информационной модели образовательного пространства гимназии, обеспечение УВП программными средствами, научно-исследовательской деятельность, эксплуатация электронной почты, обеспечение работы средств компьютерной техники).
4. Работа с кадрами (мотивация педагогов). Работа с кадрами будет проводиться через обучение и поддержку педагогов и учащихся в области информационных технологий.
5. Мониторинговая деятельность.
Ресурсное обеспечение:Кадровое
– Профессиональная компетентность педагогов в области ИКТ: владеют ИКТ – 93% педагогов; прошли обучение на курсах – 84%, пользователи Интернет – 50%.
– 41 педагог имеют высшую и I квалификационную категорию (70% коллектива).
– Готовность к творческому диалогу всех субъектов образовательного процесса.
Материально-техническое обеспечение
Персональные компьютеры –57шт.
Из них в локальной сети – 23 шт.
Принтеры – 12 шт.
Сканеры – 2 шт.
Ксероксы – 9 шт.
Мультимедийный проектор – 1шт.
Методическое
Методические материалы, отчетная диагностическая документация, материалы для учебных и общественных мероприятий, WEB-сайт в Интернете, подключение и выход в Интернет, обучение педагогического коллектива по программе “Информационные технологии в деятельности учителя-предметника” на базе гимназии, электронные учебные материалы (электронных версий тестов; электронных версий модулей учебных элементов; электронных версий обучающих материалов; электронные версии практических заданий, опытов, лабораторных работ).
Организационное обеспечение
1. Деятельность научно-методического кабинета:
• подбор, анализ, систематизация методического банка данных гимназии;
• разработка и подготовка материалов для педагогических журналов, методических пособий, педсоветов, педсеминаров;
• методический сервис, консалтинговые услуги;
• информационное обеспечение аттестации;
• составление методической панорамы.
2. Деятельность научно-методического совета:
• выработка стратегии организации образовательного процесса по информатизации гимназии;
• координация научно-методической работы в рамках данного проекта;
• отслеживание результативности инновационных процессов;
• решение организационных и идеологических вопросов на заседаниях НМС:
• систематизация инновационных процессов на практическом этапе инновации;
• целесообразность и эффективность методов, приемов и средств обучения в достижении оптимальных результатов образования; работа кафедр по отслеживанию эффективности методов и форм информационного обучения (совместное заседание НМС, педагогического совета, кафедр);
• подведение итогов творческой исследовательской деятельности гимназистов;
• подготовка общегимназической конференции по итогам реализации программы по ИСО;
• поиск новых путей сотрудничества.
3. Деятельность предметных кафедр:
• решение частных организационных вопросов на заседаниях кафедр согласно составленным планам по информатизации образования гимназии:
– интегрированный факультативный курс “Метротехнографика” для учащихся начальных классов (кафедра формальных наук, кафедра начальных классов)
Цель: Развитие младших школьников с использованием компьютерных программ (пропедевтика геометрии, черчения, истории, технологии).
– проект “Интернет-площадка” (кафедра формальных наук)
Цель: организация научно-методического сопровождения информатизации образования учащихся и формирование у них информационной культуры.
– проект педагогической лаборатории “Мультимедийное позитивное воздействие на психофизическое здоровье учащихся в современном инновационном образовательном учреждении” (кафедра здоровьесберегающих технологий”)
Цель: Познакомить учащихся с видами релаксаций, способствующих снижению торможения психических процессов и для борьбы со специфическими страхами или тревожностью во время уроков.
– проект “Эффективное использование ИКТ в условиях коммуникативного обучения иноязычной культуре” (кафедра иностранных языков)
Цель: Разработать методические рекомендации по использованию ИКТ в условиях инновационного учебного заведения, в котором преподавание английского языка ведётся по УМК М.З. Биболетовой и Н.Н. Трубанёвой “Enjoy English”.
– проект “Информационные технологии в социогуманитарных науках” (кафедра социогуманитарных наук)
Цель: расширение образовательного пространства учащихся при изучении социогуманитарных наук (использование ИКТ).
• работа кафедр по организации творческой исследовательской деятельности гимназистов и преподавателей по данной проблеме; обсуждение и утверждение тем курсовых работ гимназистов.
4. Библиотека:
– проект “Модель информационно– библиотечного центра”
Цель: Информатизация образовательного и воспитательного процесса в гимназии, создание необходимых условий для обеспечения учащихся и учителей своевременной, достоверной и полной информацией.
5. Опытно-экспериментальная деятельность:
• курирование, координация, регулирование опытно-экспериментальной работы в гимназии в рамках ИСО:
– разработка проектов в рамках городской опытно-экспериментальной площадки “Элективные интегрированные курсы в инновационном образовательном учреждении как условие эффективного профильного обучения старшеклассников”:
* “Программирование экономических задач”
Цель: Научить решать задачи экономического характера средствами прикладных программ MS Office.
* “Моделирование математических задач на компьютере”
Цель: Способствовать использованию компьютера в решении разнообразных математических задач.
* “Численные методы решения задач”
Цель: Научить использовать язык программирования Turbo Pascal для решения различных математических задач.
• систематизация и оформление результатов ОЭР, публикации, выступления преподавателей на ГМО, педагогических советах, семинарах, кафедрах, конференциях, педчтениях;
• разработка тем для творческой и исследовательской деятельности гимназистов, связанных с информационными технологиями, осуществление руководства этой деятельностью;
• защита творческих работ на кафедрах.
6. Связь с вузами:
• методические консультации по координированию программ;
• встреча с преподавателями вузов;
• дистанционное обучение учащихся.
7. Связь с центром информационных технологий УО и ДО:
• курсовая подготовка и переподготовка кадров;
• участие в семинарах и конференциях по проблеме ИСО;
• координация деятельности и консультации по научно-методическим вопросам в области информационных технологий;
• публикации материалов из опыта работы преподавателей.
8. Сотрудничество с инновационными учебными заведениями:
• изучение опыта работы инновационных учебных заведений города, края, страны в условиях информатизации образования.
Информационное обеспечение и издательская деятельность.
1. Консалтинговые услуги:
• консультации по вопросам организации информационной деятельности в гимназическом пространстве;
• выработка рекомендаций по подготовке и проведению семинаров, педагогических советов, заседаний кафедр, родительских собраний по данной тематике.
2. Издательская деятельность:
• издание методических пособий, разработок, рекомендаций;
• издание Интернет-газеты;
• публикация опыта работы в СМИ.
План реализации Программы: Приложение 2.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
Реализация комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверных знаний во всех общественно значимых видах человеческой деятельности, создание условий удовлетворяющих потребности участника образовательного процесса в необходимой информаци:
- создание комплекса информационных технологий, включающего учебный компьютерный комплекс (решает задачи связанные с изучением информационных технологий и внедрением в учебный процесс современных компьютерных средств обучения), информационный аналитический центр (внедряет информационные технологии в систему управления образовательным процессом, отрабатывает новые модели взаимодействия всех субъектов образовательного пространства и их связей с внешней социокультурной средой), центр сетевых технологий (информационный отдел, управляющий информационными потоками, пресс-центр, аналитический отдел, издательский отдел, детское информационное агентство – детская газета, школа журналистики, видео-студия, телевидение, Интернет-клуб);
- оснащение гимназии новыми компьютерными классами, создание пресс-центра (интерактивный экран, мультимедийный проектор), информационно-библиотечного центра (“Национальный проект”);
- внедрение компьютерных средств в образовательный процесс с учетом целей и профессиональной мотивации всех участников образовательного процесса – от администратора до ученика;
- перевод на безбумажную технологию основной отчетности, статистики, информационных банков и публикаций (электронный документооборот).
- технологическое обеспечение процесса управления, предоставляющее новые возможности для развития социального партнерства (через изменение общих принципов коммуникаций и статуса ее участников, повышение информационных возможностей, интенсификацию общения на всех уровнях);
- повышение эффективности процесса принятия и контроля решений (поскольку он основан на более полной, систематизированной и оперативной информации);
- информационный обмен в виде семинаров и курсов, электронных конференций и публикаций;
- организация внеурочной работы, создание совместных авторских сетевых проектов;
- создание технико-технологической основы для повышения информационной культуры всех участников образовательного процесса.
Мониторинговые мероприятия:
Обучение с использованием новых информационных технологий может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. Положительное связано с развитием целенаправленной и сознательной деятельности, а отрицательное — с превалированием формальных процессуальных сторон мышления над содержательными и творческими, ограничением коммутативных процессов и процессов совместной деятельности.
Решение этой проблемы требует ответа на целый ряд вопросов:
Как влияет компьютер на развитие ведущих компонентов учебной деятельности школьников?
Каким становится обучение, включающее применение компьютера?
Влияют ли компьютеры на содержание образования?
Чем определяется и как может быть оценен педагогический эффект от использования компьютеров?
Основные критерии:
- уровень повышения знаний педагогов;
- количество активных пользователей образовательными ресурсами Интернет (количество преподавателей регулярно использующих ПК для подготовки к урокам и в ходе учебных занятий);
- качество обученности с помощью информационных технологий (количество);
- портфолио педагогов и учащихся в рамках ИСО;
- количество предметных кружков, секций, студий, развивающих творческие способности детей при помощи ПК.
Ограничения:
Недостаточное обеспечение материальной базы гимназии:
- отсутствие компьютеров в предметных кабинетах;
- отсутствие учебной литературы для учащихся;
- средства, поддерживающие внутришкольную коммуникацию (локальные чаты, форумы, телеконференции);
- электронные ресурсы по различным учебным предметам, обучающие программы, техническая документация;
- доступ к городским, областным (краевым) каталогам библиотек.