Открытое занятие в
подготовительной группе.
Диагнозы: ОНР – III уровня, дизартрия; ФФНР.
ЛОГОПЕДИЧНСКАЯ ТЕМА:
Совершенствование умений и навыков словоизменения и словообразования, актуализация номинативного и предикативного словаря, формирование морфологических обобщений.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:
“Воздушный транспорт”
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ТЕМА:
Развитие навыков связной речи (на материале словосочетаний, предложений в вопросно-ответной речи и в стихотворных текстах).
КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
- Совершенствовать навыки зрительного гнозиса, учить узнавать силуэтные изображения;
- Совершенствовать навыки латерализации и оптико-пространственные отношения;
- Развивать навыки мнестической деятельности (актуализация операций сохранения, переработки и воспроизведения кратковременной и долговременной памяти);
- Учить навыкам прогностической деятельности (умение представить в умственном плане, реализовать и применить на практике);
- Развивать творческие способности на основе предметной и речевой деятельности;
- Учить устанавливать и закреплять причинно-временные отношения между событиями;
- Совершенствовать навыки речедвижения, отрабатывать интонационные и выразительные средства;
- Совершенствовать навыки понимания обращенной речи, удержание в памяти многооперационной инструкции и последовательное выполнение соответствующего действия;
- Учить детей соблюдать хронометраж;
- Развивать навыки работоспособности с помощью смены видов деятельности, целевых установок и методических условий организации занятия;
- Актуализация имеющихся знаний детей о воздушном транспорте;
- Учить навыкам анализа, синтеза, классификации и систематизации на речевом материале, с учетом различных модальностей (по признакам, принадлежности, с учетом определенных классификаций);
- Активизировать словарь антонимов;
- Развивать навыки языкового чутья и словотворчества;
- Совершенствовать навыки словообразования с использованием знакомых и малознакомых словоформ, тем самым формируя морфологические обобщения;
- Развитие навыка слогового анализа, синтеза, представлений в многосложных словах;
- Закрепить умение связывать звуковую оболочку фонемы с графическим изображением буквы;
- Закреплять навыки чтения;
- Добиваться положительной мотивации при выполнении заданий, опираясь на зону ближайшего развития и имеющиеся конкретные интересы детей.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
- Учить навыкам коллективной и индивидуальной работы;
- Учить навыкам самоконтроля и само коррекции (в том числе и речевой)
- Развивать мотивацию игровой и учебной деятельности;
- Воспитывать чувство любви и гордости к своему городу, желание беречь его и охранять;
- Воспитание личных качеств ребенка, активности, самостоятельности, творчества.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
Дети входят в зал.
Логопед: – У нас много гостей, поздоровайтесь с ними.
II. Сообщение темы. Звукобуквенный анализ слова.
Логопед: Вы любите отгадывать загадки? Тогда присаживайтесь, я загадаю вам загадку.
– Угадайте, что это за слово, которое начинается со звука [Т] и обозначает то, на чем перевозят людей и грузы (Ребенок отвечает: “транспорт”). Как ты догадался?
– Разделите слово транспорт на слоги (Дети выполняют задание).
– Назови первый слог (тран-). Какой гласный в этом слоге? ([А])
– Какой второй слог? (спорт). Назови гласный звук. ([О])
– Составим это слово из букв, а помогут нам эти пустые квадратики, которые надо заполнить буквами, чтобы получилось нужное слово. (На магнитной доске прямоугольный лист бумаги, разделенный на девять квадратов. На месте первого квадрата находится карточка с буквой Т).
– На каком месте находится гласный звук [А]? (на третьем). Поставь карточку с нужной буквой. (Ребенок выполняет задание).
– На каком месте гласный звук [О]? (на седьмом). Найди его место и положи карточку с буквой О.
– Какой звук находится на последнем месте? (звук [Т]). Выложите букву.
– Кто поставит оставшиеся буквы на свои места? (Выходит один ребенок и выполняет задание. Дети ему помогают).
– Прочитаем, что у нас получилось? (ТРАНСПОРТ).
III. Беседа о транспорте.
– Где человек может использовать транспорт? (на воде). Какой это вид транспорта? (водный) Еще где? (на земле – наземный, в воздухе – воздушный).
– Я приглашаю вас в путешествие, а на каком виде транспорта мы отправимся, вы узнаете, если взглянете на системный оператор. (Поверхность фланелеграфа разделена четырьмя полосами на девять секторов: три вверху, три в центре, три внизу. В центральном секторе верхнего ряда находится карточка с изображением голубых колец)
(Ответ ребенка: Мы отправимся в путешествие на воздушном транспорте, так как на системном операторе изображен символ воздуха).
IV. Создание проблемной ситуации.
– На чем же мы полетим, если у нас нет топлива? (на воздушном шаре или планере).
V. Развитие конструктивного праксиса. Продолжение работы над лексико – грамматической темой.
– Подойдите к столам, посмотрите, что можно выложить из предложенных фигурок, планер или воздушный шар?
(Дети выполняют задание, выкладывают из прямоугольников разной длины планер).
– Что у тебя получилось? (ребенок отвечает: планер). А у тебя? (Тоже планер).
– Что у нас получилось? (планеры). Сколько планеров у нас получилось? (У нас получилось 8 планеров).
– Как называется человек, который летит на планере? (планерист)
– Как летит планер в воздухе, что он делает? (планирует).
– Наши планеры готовы, отправляемся в полет. Приготовились, полетели.
VI. Физминутка с элементами логоритмики.
Планеры в небе свободно парят,
Звезды на крыльях под солнцем блестят.
Мы над землею бесстрашно летим,
Сделали круг. На посадку спешим.
VII. Беседа об истории воздухоплавания. Работа с системным оператором.
– Наши планеры приземлились у системного оператора. Поместим планер в центр, систему. (Картинку с изображением планера помещают в центральный сектор среднего ряда).
– Из чего делали планер? (из дерева).
– Значит, какой он был? (деревянный)
– Как вы думаете, это был самый первый вид транспорта, на котором человек поднялся в небо? (нет. До него были воздушный шар и дирижабль).
– Чем люди пользовались до планера? (воздушным шаром и дирижаблем).
– Что мы поместим в прошлое системы? (воздушный шар и дирижабль). (Соответствующие картинки помещаются в левый сектор среднего ряда, т.е. слева от планера).
– На чем люди летают сейчас? (на самолете, вертолете, ракете).
– Самолет, вертолет, ракета появились до планера или после. Куда мы поместим картинки в прошлое системы или будущее системы? (в будущее системы) Что мы поместим в будущее системы? (самолет, вертолет, ракету). (Дети выкладывают картинки справа от планера в будущее системы).
VIII. Развитие навыка словообразования.
– Как называется пространство, которое находится далеко от земли, и в котором нет воздуха? (космос). Посмотрите на эту картину и подберите однокоренные слова к слову “космос”. (космический, космонавт, космодром). Придумайте предложения с любым из этих слов.
– Как вы думаете, через много лет изменится ли воздушный транспорт? (да, изменится).
IX. Развитие мелкой моторики, совершенствование навыков зрительного гнозиса и представлений в “зашумленном” изображении (на материале букв).
– Художник хотел нарисовать транспорт будущего, который полетит к звездам, начал, но не закончил рисунок. Дорисуем его?
– Возьмите фломастеры. У нас осталось мало времени до полета. Поэтому рисовать будем парами. Приготовились, рисует первая пара. Раз, два, три. (Дети, под счет, рисуют на листе бумаги, в центре которого нарисован овал).
– Теперь рисует вторая пара. Раз, два, три… (аналогично остальные пары детей).
– Готово? Посмотрим, что у вас получилось?
– Кто знает, как называется скопление звезд на небе? (созвездие).
– Посмотрите, в этом созвездии спрятались буквы. Вы их узнали? Назовите. (На листе бумаги среди звезд зашифрованы буквы).
– А теперь придумайте нашему космическому кораблю необычное название, но так, чтобы оно содержало один из звуков, которые вы сейчас называли. (Например: звездоплан, лунозвезд…)
X. Физминутка с элементами релаксации.
– Продолжим путешествие, но так как вы нарисовали транспорт будущего, то и отправимся мы в будущее. Можем мы полететь в космос в наших костюмах? Что мы должны надеть? (скафандры). – Что это такое? (космические костюмы). Возьмите космические шлемы и приготовились к полету.
– Пять, четыре, три, два, один – ПУСК! Закройте глаза. Мы летим с огромной скоростью. У нас становятся тяжелыми руки, ноги, голова. На тело давит огромная сила. Притяжение земли чувствуется все сильнее и сильнее. Кажется, что уже нет сил… ВСЁ! (звучит громкая, быстрая музыка).
– Откройте глаза. Мы вырвались из земного притяжения и находимся в состоянии невесомости. Наше тело становится легким, невесомым, движения плавными и выразительными.
(Звучит медленная, тихая музыка, дети выполняют плавные танцевальные движения).
XI. Уточнение операций зрительного гнозиса на материале предметных изображений.
– Пристегните ремни. Посмотрите в иллюминатор. (Дети рассаживаются по местам).
– Видим силуэты каких-то строений. Интересно, где мы находимся? (Детям предлагается для просмотра силуэты Адмиралтейства, Расстральной колонны, Петропавловской крепости, Исаакиевского собора, Медного всадника).
– Почему вы так думаете? (ответы детей)
XII. Работа над умением подбирать слова-антонимы.
– Встали в кружок. Поиграем. (Логопед бросает мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, отвечает).
– Как называются жители Петербурга? (петербуржцы)
– В какой стране находится наш город? (в России)
– Если город находится в России, то какой это город? (российский.) Как называются жители России (россияне).
– Сможем ли мы четко рассмотреть город с высоты нашего полета? Почему? – Опишите, как мы летим? (Мы летим высоко и быстро).
– Подберите слова противоположные по смыслу. Мы летим высоко, а надо лететь …(низко). Мы летели быстро, а надо лететь …(медленно).
– Какой воздушный транспорт летит медленно и низко? (воздушный шар)
Перейдем на воздушный шар и рассмотрим город вблизи.
XIII. Физминутка.
Перед нами шар воздушный,
Он огромный, словно дом.
Путешествие продолжим,
Полетим сейчас на нем.
(Дети берут в руки воздушные шары и под музыку идут по кругу)
Полетели …1, 2, 3, – лети! (Дети отпускают воздушные шары, которые сразу поднимаются вверх, и занимают свои места)
XIV. Развитие зрительных мнестических операций (кратковременной памяти: запечатление, сохранение, воспроизведение). Актуализация номинативного и предикативного словаря.
– Ребята, взгляните вниз. Как хорошо стало видно. Теперь мы видим не силуэты, а изображения строений. Вы их узнали? (перед детьми, на фланелеграфе, картинки с видами Санкт-Петербурга)
– Вспомните, силуэты каких строений мы видели с вами из космоса? Возьмите только те изображения, силуэты которых мы узнавали. (дети выбирают нужные картинки с видами Петербурга). – Приложите изображение к силуэту, проверьте себя и скажите, что вы видели из космоса.
– Над чем ты пролетал? (Я пролетал над Адмиралтейством).
– Что ты видел из космоса? (Я видел Петропавловскую крепость)…
– Но мы же с вами в будущем, а здания остались такими же красивыми, как и столетия назад. Почему, как вы думаете?
(Потому что жители заботятся о городе, любят его, ухаживают за ним, сажают новые парки, строят дороги, реставрируют здания…).
– Какими выразительными словами можно сказать о нашем городе? Каждый назовет только одно слово, какой твой город?
(красивый, любимый, светлый, культурный…)
– Наш город принимает много гостей. Значит, какой он? (гостеприимный).
– Если в нем живет много людей, какой он? (многолюдный).
– Все петербуржцы любят свой город, и множество прекрасных строк посвятили ему. Мы с вами выучили некоторые из них и сейчас прочтем.
XV. Развитие связной речи. Чтение стихотворений.
Дети выходят по одному и читают стихи.
XVI. Итоги занятия. Оценка деятельности детей.
– Время нашего путешествия заканчивается и нам надо вернуться домой. Раз, два, три – снова в сад вернулись мы. Вот мы и дома. Сегодня мы хорошо поработали, повторили все, что узнали о воздушном транспорте. Да, ребята. В путешествии интересно. Но, когда вы вырастете, то поймете, что дома всегда лучше. Дома вас всегда ждут и чаще всего с подарками. И вас тоже ждут подарки. Наше занятие окончено. До свидания!