Интегративный подход в формировании лексико-грамматического строя речи (словоизменения и словообразования) на материале темы: "Воздушный транспорт" (открытое занятие)

Разделы: Работа с дошкольниками


Открытое занятие в подготовительной группе.
Диагнозы: ОНР – III уровня, дизартрия; ФФНР.

ЛОГОПЕДИЧНСКАЯ ТЕМА:

Совершенствование умений и навыков словоизменения и словообразования, актуализация номинативного и предикативного словаря, формирование морфологических обобщений.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

“Воздушный транспорт”

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ТЕМА:

Развитие навыков связной речи (на материале словосочетаний, предложений в вопросно-ответной речи и в стихотворных текстах).

КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

  • Совершенствовать навыки зрительного гнозиса, учить узнавать силуэтные изображения;
  • Совершенствовать навыки латерализации и оптико-пространственные отношения;
  • Развивать навыки мнестической деятельности (актуализация операций сохранения, переработки и воспроизведения кратковременной и долговременной памяти);
  • Учить навыкам прогностической деятельности (умение представить в умственном плане, реализовать и применить на практике);
  • Развивать творческие способности на основе предметной и речевой деятельности;
  • Учить устанавливать и закреплять причинно-временные отношения между событиями;
  • Совершенствовать навыки речедвижения, отрабатывать интонационные и выразительные средства;
  • Совершенствовать навыки понимания обращенной речи, удержание в памяти многооперационной инструкции и последовательное выполнение соответствующего действия;
  • Учить детей соблюдать хронометраж;
  • Развивать навыки работоспособности с помощью смены видов деятельности, целевых установок и методических условий организации занятия;
  • Актуализация имеющихся знаний детей о воздушном транспорте;
  • Учить навыкам анализа, синтеза, классификации и систематизации на речевом материале, с учетом различных модальностей (по признакам, принадлежности, с учетом определенных классификаций);
  • Активизировать словарь антонимов;
  • Развивать навыки языкового чутья и словотворчества;
  • Совершенствовать навыки словообразования с использованием знакомых и малознакомых словоформ, тем самым формируя морфологические обобщения;
  • Развитие навыка слогового анализа, синтеза, представлений в многосложных словах;
  • Закрепить умение связывать звуковую оболочку фонемы с графическим изображением буквы;
  • Закреплять навыки чтения;
  • Добиваться положительной мотивации при выполнении заданий, опираясь на зону ближайшего развития и имеющиеся конкретные интересы детей.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

  • Учить навыкам коллективной и индивидуальной работы;
  • Учить навыкам самоконтроля и само коррекции (в том числе и речевой)
  • Развивать мотивацию игровой и учебной деятельности;
  • Воспитывать чувство любви и гордости к своему городу, желание беречь его и охранять;
  • Воспитание личных качеств ребенка, активности, самостоятельности, творчества.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Дети входят в зал.

Логопед: – У нас много гостей, поздоровайтесь с ними.

II. Сообщение темы. Звукобуквенный анализ слова.

Логопед: Вы любите отгадывать загадки? Тогда присаживайтесь, я загадаю вам загадку.

– Угадайте, что это за слово, которое начинается со звука [Т] и обозначает то, на чем перевозят людей и грузы (Ребенок отвечает: “транспорт”). Как ты догадался?

– Разделите слово транспорт на слоги (Дети выполняют задание).

– Назови первый слог (тран-). Какой гласный в этом слоге? ([А])

– Какой второй слог? (спорт). Назови гласный звук. ([О])

– Составим это слово из букв, а помогут нам эти пустые квадратики, которые надо заполнить буквами, чтобы получилось нужное слово. (На магнитной доске прямоугольный лист бумаги, разделенный на девять квадратов. На месте первого квадрата находится карточка с буквой Т).

– На каком месте находится гласный звук [А]? (на третьем). Поставь карточку с нужной буквой. (Ребенок выполняет задание).

– На каком месте гласный звук [О]? (на седьмом). Найди его место и положи карточку с буквой О.

– Какой звук находится на последнем месте? (звук [Т]). Выложите букву.

– Кто поставит оставшиеся буквы на свои места? (Выходит один ребенок и выполняет задание. Дети ему помогают).

– Прочитаем, что у нас получилось? (ТРАНСПОРТ).

III. Беседа о транспорте.

– Где человек может использовать транспорт? (на воде). Какой это вид транспорта? (водный) Еще где? (на земле – наземный, в воздухе – воздушный).

– Я приглашаю вас в путешествие, а на каком виде транспорта мы отправимся, вы узнаете, если взглянете на системный оператор. (Поверхность фланелеграфа разделена четырьмя полосами на девять секторов: три вверху, три в центре, три внизу. В центральном секторе верхнего ряда находится карточка с изображением голубых колец)

(Ответ ребенка: Мы отправимся в путешествие на воздушном транспорте, так как на системном операторе изображен символ воздуха).

IV. Создание проблемной ситуации.

– На чем же мы полетим, если у нас нет топлива? (на воздушном шаре или планере).

V. Развитие конструктивного праксиса. Продолжение работы над лексико – грамматической темой.

– Подойдите к столам, посмотрите, что можно выложить из предложенных фигурок, планер или воздушный шар?

(Дети выполняют задание, выкладывают из прямоугольников разной длины планер).

– Что у тебя получилось? (ребенок отвечает: планер). А у тебя? (Тоже планер).

– Что у нас получилось? (планеры). Сколько планеров у нас получилось? (У нас получилось 8 планеров).

– Как называется человек, который летит на планере? (планерист)

– Как летит планер в воздухе, что он делает? (планирует).

– Наши планеры готовы, отправляемся в полет. Приготовились, полетели.

VI. Физминутка с элементами логоритмики.

Планеры в небе свободно парят,

Звезды на крыльях под солнцем блестят.

Мы над землею бесстрашно летим,

Сделали круг. На посадку спешим.

VII. Беседа об истории воздухоплавания. Работа с системным оператором.

– Наши планеры приземлились у системного оператора. Поместим планер в центр, систему. (Картинку с изображением планера помещают в центральный сектор среднего ряда).

– Из чего делали планер? (из дерева).

– Значит, какой он был? (деревянный)

– Как вы думаете, это был самый первый вид транспорта, на котором человек поднялся в небо? (нет. До него были воздушный шар и дирижабль).

– Чем люди пользовались до планера? (воздушным шаром и дирижаблем).

– Что мы поместим в прошлое системы? (воздушный шар и дирижабль). (Соответствующие картинки помещаются в левый сектор среднего ряда, т.е. слева от планера).

– На чем люди летают сейчас? (на самолете, вертолете, ракете).

– Самолет, вертолет, ракета появились до планера или после. Куда мы поместим картинки в прошлое системы или будущее системы? (в будущее системы) Что мы поместим в будущее системы? (самолет, вертолет, ракету). (Дети выкладывают картинки справа от планера в будущее системы).

VIII. Развитие навыка словообразования.

– Как называется пространство, которое находится далеко от земли, и в котором нет воздуха? (космос). Посмотрите на эту картину и подберите однокоренные слова к слову “космос”. (космический, космонавт, космодром). Придумайте предложения с любым из этих слов.

– Как вы думаете, через много лет изменится ли воздушный транспорт? (да, изменится).

IX. Развитие мелкой моторики, совершенствование навыков зрительного гнозиса и представлений в “зашумленном” изображении (на материале букв).

– Художник хотел нарисовать транспорт будущего, который полетит к звездам, начал, но не закончил рисунок. Дорисуем его?

– Возьмите фломастеры. У нас осталось мало времени до полета. Поэтому рисовать будем парами. Приготовились, рисует первая пара. Раз, два, три. (Дети, под счет, рисуют на листе бумаги, в центре которого нарисован овал).

– Теперь рисует вторая пара. Раз, два, три… (аналогично остальные пары детей).

– Готово? Посмотрим, что у вас получилось?

– Кто знает, как называется скопление звезд на небе? (созвездие).

– Посмотрите, в этом созвездии спрятались буквы. Вы их узнали? Назовите. (На листе бумаги среди звезд зашифрованы буквы).

– А теперь придумайте нашему космическому кораблю необычное название, но так, чтобы оно содержало один из звуков, которые вы сейчас называли. (Например: звездоплан, лунозвезд…)

X. Физминутка с элементами релаксации.

– Продолжим путешествие, но так как вы нарисовали транспорт будущего, то и отправимся мы в будущее. Можем мы полететь в космос в наших костюмах? Что мы должны надеть? (скафандры). – Что это такое? (космические костюмы). Возьмите космические шлемы и приготовились к полету.

– Пять, четыре, три, два, один – ПУСК! Закройте глаза. Мы летим с огромной скоростью. У нас становятся тяжелыми руки, ноги, голова. На тело давит огромная сила. Притяжение земли чувствуется все сильнее и сильнее. Кажется, что уже нет сил… ВСЁ! (звучит громкая, быстрая музыка).

– Откройте глаза. Мы вырвались из земного притяжения и находимся в состоянии невесомости. Наше тело становится легким, невесомым, движения плавными и выразительными.

(Звучит медленная, тихая музыка, дети выполняют плавные танцевальные движения).

XI. Уточнение операций зрительного гнозиса на материале предметных изображений.

– Пристегните ремни. Посмотрите в иллюминатор. (Дети рассаживаются по местам).

– Видим силуэты каких-то строений. Интересно, где мы находимся? (Детям предлагается для просмотра силуэты Адмиралтейства, Расстральной колонны, Петропавловской крепости, Исаакиевского собора, Медного всадника).

– Почему вы так думаете? (ответы детей)

XII. Работа над умением подбирать слова-антонимы.

– Встали в кружок. Поиграем. (Логопед бросает мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, отвечает).

– Как называются жители Петербурга? (петербуржцы)

– В какой стране находится наш город? (в России)

– Если город находится в России, то какой это город? (российский.) Как называются жители России (россияне).

– Сможем ли мы четко рассмотреть город с высоты нашего полета? Почему? – Опишите, как мы летим? (Мы летим высоко и быстро).

– Подберите слова противоположные по смыслу. Мы летим высоко, а надо лететь …(низко). Мы летели быстро, а надо лететь …(медленно).

– Какой воздушный транспорт летит медленно и низко? (воздушный шар)

Перейдем на воздушный шар и рассмотрим город вблизи.

XIII. Физминутка.

Перед нами шар воздушный,

Он огромный, словно дом.

Путешествие продолжим,

Полетим сейчас на нем.

(Дети берут в руки воздушные шары и под музыку идут по кругу)

Полетели …1, 2, 3, – лети! (Дети отпускают воздушные шары, которые сразу поднимаются вверх, и занимают свои места)

XIV. Развитие зрительных мнестических операций (кратковременной памяти: запечатление, сохранение, воспроизведение). Актуализация номинативного и предикативного словаря.

– Ребята, взгляните вниз. Как хорошо стало видно. Теперь мы видим не силуэты, а изображения строений. Вы их узнали? (перед детьми, на фланелеграфе, картинки с видами Санкт-Петербурга)

– Вспомните, силуэты каких строений мы видели с вами из космоса? Возьмите только те изображения, силуэты которых мы узнавали. (дети выбирают нужные картинки с видами Петербурга). – Приложите изображение к силуэту, проверьте себя и скажите, что вы видели из космоса.

– Над чем ты пролетал? (Я пролетал над Адмиралтейством).

– Что ты видел из космоса? (Я видел Петропавловскую крепость)…

– Но мы же с вами в будущем, а здания остались такими же красивыми, как и столетия назад. Почему, как вы думаете?

(Потому что жители заботятся о городе, любят его, ухаживают за ним, сажают новые парки, строят дороги, реставрируют здания…).

– Какими выразительными словами можно сказать о нашем городе? Каждый назовет только одно слово, какой твой город?

(красивый, любимый, светлый, культурный…)

– Наш город принимает много гостей. Значит, какой он? (гостеприимный).

– Если в нем живет много людей, какой он? (многолюдный).

– Все петербуржцы любят свой город, и множество прекрасных строк посвятили ему. Мы с вами выучили некоторые из них и сейчас прочтем.

XV. Развитие связной речи. Чтение стихотворений.

Дети выходят по одному и читают стихи.

XVI. Итоги занятия. Оценка деятельности детей.

– Время нашего путешествия заканчивается и нам надо вернуться домой. Раз, два, три – снова в сад вернулись мы. Вот мы и дома. Сегодня мы хорошо поработали, повторили все, что узнали о воздушном транспорте. Да, ребята. В путешествии интересно. Но, когда вы вырастете, то поймете, что дома всегда лучше. Дома вас всегда ждут и чаще всего с подарками. И вас тоже ждут подарки. Наше занятие окончено. До свидания!