ЦЕЛИ:
- научиться правильно употреблять слова- предметы, слова-признаки, слова-действия;
- развивать навык составления предложений на заданную тему;
- развивать творческие способности детей.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Ученики зачитывают предложения, составленные по схемам дома.
3. Словарная работа.
Ученики записывают отгадки с опорой на предметные картинки, вывешенные на доске.
- Что за скрип ?
Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я .... (капуста)
- Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая. (Морковь)
- И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом ... (картошка)
Записываем слово картофель.
- Круглое, румяное
С дерева достану я. (Яблоко)
- Жидкое, а не вода,
Белое, а не снег. (Молоко)
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, её клюют. (Рябина)
- Пахнет вкусно, аппетитно.
Хочешь скушать?
Очень кисло! (Лимон)
- Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней... (помидора).
Дети берут простые карандаши, меняются тетрадями. На доске открываются словарные слова. Идёт взаимопроверка.
- Ребята, какое слово подходит к схеме
- Составьте предложение с этим словом. Подчеркните главные члены.
Ученик у доски записывает предложение:
В нашем крае растут лимоны.
4. Сообщение темы урока.
- на какие вопросы отвечают слова-предметы?
- на какие вопросы отвечают слова-признаки?
- на какие вопросы отвечают слова-действия?
- к каким словам нельзя задать вопрос?
Сегодня мы будем работать с этими словами и попробуем составить небольшой текст.
Открываем учебник, упражнение 105.
Три ученика работают у доски, выписывают слова столбиками.
- Ребята, какие слова вы не выписали? Почему? Что обозначают эти слова?
(Не выписали междометия, потому что они не отвечают на вопросы. Помогают нам выразить наши чувства).
5. Физминутка.
Учитель читает стихотворение В.Волиной о междометиях, дети хором добавляют нужные междометия и хлопают в ладоши).
6. Работа над составлением текста.
1 ) вывешиваю на доске слова в транскрипции, записать слова орфографически: /д'эн'/ /в эт'эр/ /горат/ /пагода/ /марос/ /йолка/ . В тетрадях записано: день, ветер, город, мороз, ёлка.
- Ребята, что вы можете сказать об этих словах? (Это слова-предметы, они отвечают на вопрос что?)
2) из слов-предметов образуйте и запишите слова- признаки:
снег - снежный, холод - холодный, веселье - весёлый, пух - пушистый, радость - радостный. Ученик читает записанные слова.
- На какой вопрос отвечают эти слова?
3) я читаю слова которые отвечают на вопрос что?, а ребята записывают слова, которые отвечают на вопрос что делать?:
бег - бегать, игра - играть, катание - кататься, падение - падать, стройка - строить.
4) составление заглавия текста
- Ребята, посмотрите внимательно на слова на доске.
зима | бабушка | ёлка |
зимний | дедушка | игра |
зимовать | тётушки | звезда |
- Что вы можете сказать о словах в столбиках?
(В первом столбике слова однокоренные, обозначают предмет, признак, действие. Во втором столбике предметы одушевлённые, отвечают на вопрос кто?, а в третьем столбике предметы неодушевлённые, отвечают на вопрос что?)
Составьте слово, взяв корень из слов первого столбика, суффикс из слов второго столбика, а окончание из слов третьего столбика. Полученное слово (зимушка) и будет заглавием нашего текста.
Используя записанные слова-предметы, слова-признаки, слова-действия и междометия составьте несколько предложений на тему “Зимушка”. После окончания работы зачитываются несколько текстов.
7. Домашнее задание,
Упражнение 88 из дидактического материала аналогично упражнению 105, выполненному на уроке.
8. Итог урока.