Развитие исследовательских способностей (разработки групповых занятий)

Разделы: Начальная школа


Особенность современного мира – высокая динамичность. Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и так стремительны, что человеку всё реже удаётся сохранять гармонию с окружающим, используя старые привычные поведенческие модели. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. От современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска. Это важно ещё и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Большинство современных образовательных технологий исследовательского обучения учащихся предполагает лишь различные варианты включения ребёнка в собственную исследовательскую практику. То есть, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребёнок якобы сам научится это делать. Мы, придерживаясь мнения А. И. Савенкова (доктор педагогических и психологических наук), считаем, что программа учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении должна включать три относительно самостоятельных подпрограммы: Подпрограмма “тренинг”. Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска.

В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу “концентрических кругов”. Пройдя первый круг в первом классе, целесообразно вернуться к аналогичным занятиям во 2, 3, 4 классах, но задания должны усложняться от класса к классу.

Подпрограмма “исследовательская практика”. Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

Подпрограмма “мониторинг”. Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов). Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

Исходя из выше сказанного, мною была разработана программа группового занятия “Развитие исследовательских способностей”.

Проходя обучение, учащиеся параллельно проводили самостоятельные исследования и с результатами выступили на первой исследовательской конференции учащихся начальной школы.

Предлагаю разработку групповых занятий.

1. Тема: Развитие умений видеть проблемы.

Цель: учить учащихся смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения, видеть проблему, творчески мыслить.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Объявление темы.

2. Вступительное слово учителя.

Проблема – это затруднение, неопределённость. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблемы – дело непростое. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить её. Одно из важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.

3. Выполнение заданий.

а) Читаю детям неоконченный рассказ:

“Утром небо покрылось черными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги …”

Продолжите рассказ, посмотрите на эту ситуацию глазами разных участников событий и сторонних наблюдателей. Распределим роли.

Ты ребёнок и просто гуляешь во дворе с друзьями.

Ты водитель грузовика, едущего по дороге.

Ты лётчик, отправляющийся в полёт.

Ты мэр города.

Ты ворона, сидящая на дереве.

Ты зайчик (или лисичка) в лесу.

- Как вы отнесётесь к появлению первого снега?

в) Будем учиться смотреть на мир “другими глазами”.

Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком какой-нибудь профессии. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни.

(Можно письменно, можно устно провести работу).

г) “Метод шести думательных шляп” (разработал известный психолог – Эдвард де Боно). Для того чтобы научиться решать творческие задачи, он предлагает не пытаться сделать все сразу, а выполнять по одному мыслительному действию за один раз.

- Сейчас, дети, вы будете мысленно (можно и по-настоящему) снимать, и надевать шляпы разных цветов, каждая из которых задаёт определённое направление мышлению. Шляпы различаются по цвету.

Белая шляпа – факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима?

Красная шляпа – эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу данной проблемы?

Чёрная шляпа – осторожность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает ли это? Осуществима ли эта идея?

Жёлтая шляпа – преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты?

Зелёная шляпа – исследования, предложения, новые идеи. Возможности, альтернативы. Что можно предпринять в данном случае?

Синяя шляпа – размышления о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. (Э. Де Боно. Латеральное мышление. – СПБ, 1997. – С. 47)

Тема для обсуждения “Отношения в классе”. (Можно любую тему взять, главное, чтобы она была интересна детям на данный момент).

4. Итог занятия.

- Что сегодня нового узнали на занятии?

2. Тема: Развитие умений выдвигать гипотезы.

Цель: учить выдвигать гипотезы, строить предположения, развивать оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, личностные качества, такие как решительность и смелость.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Объявление темы.

2. Вступительное слово учителя.

- Слово “гипотеза” происходит от латинского hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Гипотеза – это предположение, вероятностное знание, ещё не доказанное логически и не подтверждённое опытом. Гипотеза – это предвидение событий. Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться.

3. Задание для детей.

- Давайте вместе подумаем, как птицы узнают дорогу на юг?

Ответы учащихся.

- Бывают неправдоподобные гипотезы или провокационные идеи. Например: “Птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса”.

- Для того чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться, размышляя, задавать вопросы. Обычно используют следующие слова:

Может быть;

Предположим;

Допустим;

Возможно;

Что если…

Упражнения на обстоятельства.

- При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?

письменный стол;

нефтяное месторождение;

игрушечный кораблик;

апельсин;

мобильный телефон;

проект постройки дома;

чайник;

реактивный самолёт;

букет ромашек;

охотничья собака.

- Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов.

- При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

- Найдите возможную причину события.

Звонят колокола.

Трава во дворе пожелтела.

Пожарный вертолёт весь день кружил над лесом.

Полицейский автомобиль одиноко стоял у дороги.

Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.

Друзья поссорились.

- Что бы произошло?

Если воробьи стали размером с больших орлов.

Если люди стали в несколько раз меньше.

4. Итог.

- Что на занятии понравилось больше всего.

3. Тема: Развитие умений задавать вопросы.

Цель: формирование умений задавать вопросы, пробуждать потребность в познании, приобщать к умственному труду.

Ход занятия

1. Организационный момент. Объявление темы.

2. Вступительное слово учителя.

- Вопросы можно поделить на две большие группы:

1. Уточняющие. Верно ли, что. … Надо ли создавать… Должен ли…

Сложные вопросы состоят фактически из нескольких вопросов. Например: “Будешь ли ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравится играть в них одному?”

2. Восполняющие.

Они обычно включают в свой состав слова: где, когда, кто, что, почему, какие и др. Например: Где можно построить спроектированный тобой дом? – перед нами простой, направленный на восполнение недостающего знания вопрос.

Кто, когда и где может построить этот дом? – пример сложного вопроса.

Вопросы могут быть корректными и некорректными.

3. Упражнения.

- Перед вами картинка, на которой изображён медведь. Задайте ему вопросы.

- Перед вами картинка, на которой изображён врач. Какие вопросы он может задать вам?

Игра – “угадай, о чём спросили”.

Ученику, вышедшему к доске, даётся несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: “Вы любите спорт?”. Ребёнок отвечает: “Я люблю спорт”. Всем надо догадаться, каким был вопрос. Повторять вопрос при ответе нельзя.

Какой окрас обычно имеют лисы?

Почему совы охотятся ночью?

Есть ли в природе живые существа, похожие на дракона?

Почему космонавт надевает в космосе скафандр?

Чем питаются в космосе космонавты?

Почему пригородные поезда называют “электричками”?

Что такое конвейер?

Почему главную площадь нашей страны называют Красной?

Игра – “вопросы машине времени”.

- Задайте три самых необычных вопроса машине времени: один из прошлого, другой из настоящего, третий из будущего.

Игра – “вопросы домашних животных”.

- Попугаю Гоше стало скучно в клетке. Он решил задать несколько вопросов своему хозяину Сереже. Но говорил он плохо и знал только первые слова, с которых вопросы начинаются:

Кто…?

Что…?

Когда…?

Где…?

Как…?

Почему…?

А вот как дальше? Помоги Гоше задать вопросы хозяину.

4. Итог.

- О чём бы вы хотели спросить меня?

Для учителя.

Уровни креативной постановки вопросов

(Израильский психолог Эрика Ландау – специалист в области обучения одарённых детей)

Куда дальше? Вопрос, ориентированный на будущее.
Что правильно, а что нет? Оценочный вопрос.
Что было бы, если бы? Воображаемый вопрос.
Что я чувствую, что я знаю? Субъективный вопрос.
Почему, кто, как, что делает? Каузальный вопрос.
Кто, как, что, где, когда? Описательный вопрос.

Желательно, чтобы вначале, на первых уровнях столкновения начинающего исследователя с проблемой, ставились описательные вопросы. Они более связаны с настоящим и описывают ситуацию – “здесь и сейчас”. Это позволяет её осмыслить.

Литература

1. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. Учебное пособие. Москва. Ось – 89. 2006.