Если уж "вальс устарел", как печалится известная песня, то бал - тем более. В самом деле - к чему современному обществу с его гигантской индустрией развлечений это чопорное действо прошлых веков? Даже отпрыски королевских кровей все чаще встречают своих суженых не на светских раутах, а в университетских аудиториях и на спортивных площадках. И все же есть в коротеньком слове "бал" что-то завораживающее. Может, детские грезы, с которыми не хочется расставаться. А может, вера в чудо, которая живет в человеке. И люди стремятся на бал как в сказку.
ЦЕЛЬ УРОКА: | Повторить и закрепить материал
по теме “Историко-бытовой танец эпохи XVIII-XIX
веков”. Закрепить устойчивые понятия о культуре хореографии эпохи XVIII-XIX веков. Совершенствовать выразительность движений, их музыкальность и эстетичность. |
|
ЗАДАЧИ УРОКА: | Обобщение и закрепление
сведений, понятий и навыков взаимодействия в
паре и ансамбле. Развитие духовной сферы личности ребенка средствами хореографического искусства. Воспитатание интереса к занятиям по хореографии, стремление участвовать в коллективной работе по созданию хореографических произведений. |
|
Перед началом урока дети находятся вне стен танцевального класса. Звучит музыка (Фонограмма №1) и учитель вместе с учениками спокойно, взявшись за руки, входят в зал. В зале приглушен свет. И только на стенах, или подставках, высвечиваются живописные картины с изображениями танцующих пар, набросков костюмов, театральных афиш…Дети как будто бы попали в музей истории танца. Интересно, что сейчас будет? На фоне сопровождающей музыки (Фонограмма №2) учительзажигает свечи на подсвечнике и начинает читать стихи. Рисунок 1 | ||
УЧИТЕЛЬ: | Я свечи зажигаю и молчу. И смотрит мне в глаза волшебник-вечер, Рукою тьмы, притронувшись к плечу. Впервые бала зажигаю свечи. |
|
Показывает на картины, рукой обводит весь зал. | ||
УЧИТЕЛЬ: | От танца к танцу по невидимой дороге От кринолинов и корсетов до шелков, Скользим сквозь время, сквозь великую эпоху, Где танцы появлялись вновь и вновь. Давно прошла эпоха пышных балов и маскарадов, но вновь и вновь мы в своих мечтах возвращаемся в те давние времена кринолина и шелка, фигур, затянутых в корсеты, соблазнительных и романтических запахов духов, шуршание вееров и звонов шпор и сабель. Ребята, а кто знает, что такое бал? Рисунок 2 |
|
УЧЕНИКИ: | Отвечают на поставленный вопрос (См. приложение №1 “Примерные ответы”, вопрос 1) | |
УЧИТЕЛЬ: | Ну вот, мы выяснили, что такое бал. И, конечно, вы все сможете ответить, какие танцы исполнялись на нем, и каким из них начинали бал. | |
УЧЕНИКИ: | Отвечают на поставленный вопрос (См. приложение №1 “Примерные ответы”, вопрос 2) | |
УЧИТЕЛЬ: | Замечательно! Вот сколько старинных танцев вы знаете! Кстати некоторые живут и пой сей день. И, конечно же, верно – бал начинался полонезом. Ни один танец, не требует такой строгости осанки, горделивости и собранности, как полонез. Во время шествия под торжественно-фанфарную музыку гости показывали себя, свой наряд, светскость манер и благородство. Рисунок 3 | |
Звучат фанфары (Фонограмма №3). В зале вспыхивает свет. | ||
УЧИТЕЛЬ: |
|
|
Исполняется композиция танца “Полонез” (См. приложение №4 “Полонез”, Фонограмма №5). После танца фоном звучит музыка (Фонограмма №2) | ||
УЧИТЕЛЬ: | Давайте обратим внимание на костюмы той эпохи. (Учитель вместе с учениками подходи к одной из картин и начинают ее разглядывать). Что вы можете о них сказать? Рисунок 4 | |
УЧЕНИКИ: | Отвечают на поставленный вопрос (См. приложение №1 “Примерные ответы”, вопрос 3) | |
УЧИТЕЛЬ: | Совершенно правильно. И очень приятно, что многие из вас отразили костюмы той эпохи в своих рисунках, представленных на нашей выставке. Мне кажется, что, рисуя свои произведения, вы сами оказались на месте своих героев, и танцевали вместе с ними. И, наверное, вы заметили, что дама от кавалера находится справа. А вот почему? Кто мне сможет дать ответ? Рисунок 5 | |
УЧЕНИКИ: | Отвечают на поставленный вопрос (См. приложение №1 “Примерные ответы”, вопрос 4) | |
УЧИТЕЛЬ: |
|
|
Исполняется композиция танца “Танец-приглашение” (См. приложение №5 “Танец-приглашение”, Фонограмма №6). После танца фоном звучит музыка (Фонограмма №4) | ||
УЧИТЕЛЬ: | Ребята, посмотрите на эту картину. Что мы видим? Правильно, танцующую пару. А что мы сможем сказать о характере танца, исполняемого танцорами? Рисунок 6 | |
УЧЕНИКИ: | Ребята смотрят на французскую литографию XVIII века, отображающую молодых людей, танцующих польку и отвечают на поставленный вопрос (См. приложение №1 “Примерные ответы”, вопрос 5) | |
УЧИТЕЛЬ: | Наверное, все догадались, что пара танцует зажигательную польку. Но, несмотря на свое название, полька происходит не из Польши, а из восточной Богемии, которая входит в состав Чехии. Безусловно, каждый из вас знает что-то интересное про польку, и я прошу вас рассказать вас об этом. | |
УЧЕНИКИ: | Кратко рассказывают об интересных фактах и истории танца полька (См. приложение №1 “Примерные ответы”, вопрос 6) | |
УЧИТЕЛЬ: | Вот что написал про польку один
наблюдатель годы спустя: “Молодые и старые,
матери и дочки, врачи и магистры пристрастились к
ней. Все – от одежды до блюд - стало называться
полькой”.
|
|
Исполняется композиция танца “Полька” (См. приложение №6 “Полька”, Фонограмма №7). После танца фоном звучит музыка (Фонограмма №8) | ||
УЧИТЕЛЬ: | Наш бал в разгаре. И в отличие от
предыдущего танца этот танец родился на севере
Польши в XVI веке. Одни считают, что название танца
происходит от деревни Мазурек, которая находится
недалеко от Варшавы; другие полагают, что в его
основе лежит слово “мазур”, что означает
“житель польских деревень”. Так или иначе, танец
покорил всю Европу. Полюбился он и в России. Рисунок 7 Мазурка была настоящим полем для импровизаций на балах, кульминация всякого бала. Какого мастерства требовала мазурка, можно понять из описания лишь одного антраша, которое давалось в танцевальном пособии того времени: "скачок, в котором нога об ногу ударяется три раза, в то время как тело бывает в воздухе". Рисунок 8
Да, без специальной подготовки вряд ли можно было обойтись. Поэтому и занимались танцами с пяти-шести лет. А о том, как проходили иные занятия, оставил свидетельство опытный танцмейстер Людовик Петровский, сочинивший Правила для благородных общественных танцев: |
|
Учитель подходит к столику и берет книгу. Раскрыв, начинает читать. | ||
УЧИТЕЛЬ: | "Некто рассказывал мне, что учитель его почитал непременным правилом, чтобы ученик, несмотря на природную неспособность, держал ноги вбок, подобно ему в параллельной линии... Как ученик имел 22 года, рост довольно порядочный и ноги немалые, притом неисправные; то учитель, не могши сам ничего сделать, почел за долг употребить четырех человек, из коих два выворачивали ноги, а два держали колена. Сколько сей не кричал, те лишь смеялись и о боли слышать не хотели - пока, наконец, не треснуло в ноге..." Но именно благодаря усердным занятиям приобреталась та раскованность и точность движений, осанка, по которой светского человека можно было узнать, будь он хоть в рубище.Рисунок 9 | |
Закрывает книгу, кладет ее на столик и снова обращается к детям. | ||
УЧИТЕЛЬ: | Популярность мазурки была настолько велика, что многие величайшие композиторы писали для нее свои сочинения, что способствовало еще большей ее популярности. Кто из вас знает этих композиторов и может о них рассказать? Рисунок 10 | |
УЧЕНИКИ: | Отвечают на поставленный вопрос (См. приложение №1 “Примерные ответы”, вопрос 7) | |
УЧИТЕЛЬ: |
|
|
Исполняется композиция танца “Марш-Мазурка” (См. приложение №7 “Марш-мазурка”, Фонограмма №9). По окончании танца под аккомпанемент фортепиано в исполнении солистки звучит русский романс “Я помню вальса звук прелестный”. | ||
ИСПОНИТЕЛЬНИЦА: |
|
|
УЧИТЕЛЬ: | Прекрасные звуки вальса! А ведь вальс
является одним из популярнейших танцев.
Волшебное кружение пар придает ему несравненное
изящество – настоящий символ романтизма. Вот как
сказал о нем великий русский поэт А.С.Пушкин в
поэтическом романе “Евгений Онегин”: Рисунок 12
|
|
Исполняется композиция танца “Фигурный вальс” (См. приложение №8 “Фигурный вальс”, Фонограмма №10). После танца фоном звучит музыка (Фонограмма №2). | ||
УЧИТЕЛЬ: | Увы, как и многое другое, балы
остались в далеком прошлом. Без них немыслима
история императорского периода России. Рисунок 13 Сегодня мы с вами совершили воображаемое путешествие в эпоху русских балов. Вы познакомились с историей, обычаями и традициями бала. Узнали, как одевались, что и как танцевали, как себя вели, чем еще занимались на балу гости и хозяева. Этому воображаемому путешествию, конечно, не суждено воплотиться в явь, но может быть, когда вы в следующий раз увидите бал в кино или на театральной сцене, либо прочтете о нем в классическом романе, вам яснее станет происходящее, да и само прошлое сделается ближе и понятнее. Рисунок 14 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Современный бальный танец. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской: Учебное пособие. - М., Просвещение, 1977.
- Воронина И.А.. Историко-бытовой танец: Учебное пособие. – М., Искусство, 1980.
- Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец: Учебное пособие. – 2-ое изд., пересмотренное. – М., Искусство, 1987.
- Г. Регацциони, М.Анджело Росси, А. Маджони. Учимся танцевать бальные танцы. Перевод с французского. – М., БММ АО, 2001.
- Ткаченко Т. Народный танец. – М., 1982.
- Ивановский Н.П. Бальный танец XVI – XIX вв. Под редакцией Ю.И.Слонимского. Рекомендовано в качестве учебного пособия для хореографических учебных заведений. – М., Искусство, 1948.
- Рославлев М.И. Современный бальный танец. – М., Искусство, 1980.
- Балы и праздники в России. Книга-энциклопедия. - М. Аргументы и факты, 2000.
- Колесникова А.В. Бал в России: XVIII - начало XX века. – М. Искусство. 2005.
- А.С.Пушкин. Евгений Онегин.
- А.С.Пушкин. Сборники стихов.