Праздник Рождества Христова

Разделы: Внеклассная работа


Цель: приобщение учащихся к русским православным традициям.

Задачи:

  1. знакомство с историей возникновения праздника Рождества Христова;
  2. воспитание уважительного отношения к культурным ценностям русского народа;
  3. организация досуговых развлечений детей во время зимних каникул.

ПОДГОТОВКА

  1. Распределить роли. Придумать костюмы для исполнителей.
  2. Подготовить место для проведения праздника: поставить ёлку, сделать Вифлеемскую звезду, вертеп.
  3. Подобрать и разучить с детьми песни, стихи о Рождестве, православные загадки и игры.
  4. Приготовить подарки для детей, чай, сладости для угощения и призов.
  5. Приготовить инвентарь для проведения игр (звезду, мяч, кегли, 2 деревянные ложки, 2 яблока и т.д.).
  6. Написать объявление о проведении праздника.
  7. Привлечь родителей к организации праздника.
  8. Подобрать музыкальные записи (духовную музыку, колядки).
  9. Принести аналой и икону “Рождество Христово”.
  10. При желании можно инсценировать сюжеты рождения Иисуса Христа и сказку о Рождественской ёлочке.
  11. Если в деревне нет действующей церкви, желательно пригласить священника из ближайшей церкви.
  12. Праздник можно проводить в здании школы или местного Дома культуры для детей в возрасте от 7 до 12 лет.
  13. К организации и проведению праздника привлекаются работники Дома культуры, священник местной церкви, учащиеся старших классов и их родители.
  14. Для подготовки праздника создаётся оргкомитет.

- Ведущая: Добрый день, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые мамы, папы и бабушки! Сегодня мы с вами собрались, чтобы отпраздновать великий праздник. Подскажите, как он называется? Правильно! Рождество Христово!

7 января по новому стилю, а 25 декабря по старому стилю, родился Господь наш Иисус Христос, Спаситель всех людей. 7 января – день рождения Иисуса Христа.

Давайте все вместе прославим младенца Иисуса Христа, этот замечательный праздник и пропоём тропарь в честь Рождества Христова.

(Дети встают перед иконой “Рождество Христово” и вместе с о. Фёдором поют тропарь праздника, глас 4-й:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока.

Господи, слава Тебе.

Тропарь праздника по-русски: Рождество Твое, Христе Боже наш, осветило мир светом Разума, ибо в нём (этом свете) те, кто поклонялись звёздам (волхвы), были звездой научены поклоняться тебе – Солнцу правды, и познать Тебя с высоты Востока (то есть оттуда, откуда была видна Рождественская звезда). Господи, слава Тебе!

- Ведущая: Дети, а кто знает, в каком году родился Иисус Христос?

Молодцы! Правильно, Иисус Христос родился 2007 лет тому назад.

Для каждого человека день рождения – самый любимый праздник. Все согласны со мной? Я надеюсь, что вы все знаете дату своего рождения и дни рождения своих близких. Интересно, а среди присутствующих в зале есть кто-нибудь, кто родился 7 января?

Скажите, а почему вы любите этот праздник – день рождения?

Вот и мы сегодня будем весело проводить время: мы будем с вами играть, плясать, петь и получать подарки. Но так как в день рождения принято дарить подарки и имениннику тоже, то я уверена, что вы сегодня приготовили подарки младенцу Иисусу Христу в качестве своих стихов и песен.

Но давайте все начнём по порядку и поговорим сначала о том, что вы знаете о младенце Иисусе, об истории Его рождения.

Знаете ли вы, что означает имя “Иисус”? Как звали его маму? В каком городе он родился? Как звали Его приёмного отца? (Дети отвечают на вопросы). Молодцы. Но, чтобы получить более полное представление о том времени, когда родился Иисус Христос, давайте послушаем рассказ о. Фёдора.

- Отец Фёдор: Иосиф и Мария жили в городе Назарете. В их стране правил жестокий царь Ирод, который подчинялся римскому императору Августу. (Римский император в то время завоевал много стран, и страна, в которой жили Иосиф и Мария – Иудея, тоже принадлежала ему.)

Этому императору захотелось узнать, сколько у него подданных, сколько человек живёт в его царстве, что они имеют, сколько кому лет, много ли годных в солдаты. Для этого он велел сделать перепись. Каждый человек должен был записаться в том городе, откуда он родом (где жили его предки).

Иосиф и Мария происходили из рода царя Давида и поэтому они отправились из Назарета в город Давидов – Вифлеем.

Пришли они в Вифлеем поздно вечером. К этому времени из-за переписи в Вифлееме собралось много людей. Все гостиницы были переполнены народом. И нигде не нашлось места для Марии и Иосифа. Тогда недалеко за городом они нашли пещеру, в которую пастухи в ненастную погоду загоняли овец. Иосиф и Мария так устали с дороги, что рады были и этому пристанищу, только бы не остаться под открытым небом совсем без ночлега. Они вошли в пещеру и решили ночевать в ней. Ночью в этой пещере от Пресвятой Девы Марии родился давно обещанный Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос. Мария спеленала Младенца и положила его в ясли, в кормушку для скота.

 

Ведущая:В эту самую ночь, недалеко от Вифлеема и пещеры, где родился Иисус, пастухи стерегли стада: смотрели за своими овечками, чтобы они не разбежались, чтобы их не съели дикие звери. Ночь была холодная, и пастухи грелись у костра. И вдруг вокруг пастухов стало светлым-светло, и над ними появился …

Как вы думаете, кто? - Ангел Божий.
Ангелов Бог посылает с небес
Для возвещенья Божьих чудес,
Веру и радость приносят они,
Вестники Божьей любви!

Пастухи сначала испугались, но он их успокоил и сказал:

(Выходит девочка в костюме Ангела.)

- Ангел:

- Встаньте и пойдите
В город Вифлеем;
Души усладите
И скажите всем:
“Спас пришёл к народу,
Спас явился в мир!
Слава в вышних Богу,
И на земли мир!
Там, где отдыхает
Бессловесна тварь,
В яслях почивает
Всего мира Царь!” (Е. Ганская)

- Ведущая: Пастухи решили: “Пойдём в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чём возвестил нам Бог”. Они нашли пещеру и увидели Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях.

Пастухи упали на колени и поклонились Ему.

Возвращаясь домой, в свою деревню, пастухи рассказывали всем, что они видели родившегося Спасителя.

- Ведущая: Через несколько дней после того, как Младенец родился на свет, волхвы пришли в Иерусалим откуда-то с Востока, по-видимому, из Персии или Месопотамии. А вы знаете, кого называли раньше волхвами? Правильно. Волхвы – это восточные мудрецы. Они спрашивали у всех: “Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на Востоке и пришли поклониться Ему”. Услышав об их настойчивых вопрошаниях, царь Ирод очень испугался, и все жители Иерусалима вместе с ним. Ирод боялся потерять свою власть. Ведь волхвы называли Христа Царём Иудейским. Ирод решил погубить младенца Иисуса, убить Его. Но об этом он никому не сказал, а решил схитрить.

Царь Ирод тайно призвал к себе волхвов и спросил их, когда же появилась звезда, приведшая их в Иудею. А потом послал их в Вифлеем, сказав с лукавой улыбкой: “Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдёте, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему”.

Они, выслушав царя, пошли. А та звезда, которую видели они ещё у себя на Востоке, шла перед ними, и остановилась прямо над местом, где был младенец Иисус. Увидев остановившуюся звезду, были они охвачены великой радостью. Войдя в пещеру, пав на землю, низко поклонились волхвы Богомладенцу и принесли Ему дары.

Кто знает, какие подарки принесли волхвы Младенцу Иисусу?

Правильно. Волхвы принесли Иисусу золото – как Царю, ладан – как Богу и смирну (благовонное драгоценное масло, которым помазывали тело умерших) – как смертному человеку.

А затем, получив во сне откровение не возвращаться обратно к царю Ироду, иным путём отошли в свою далёкую страну.

Тот же Ангел явился во сне Иосифу и сказал, чтобы он с Марией и Иисусом бежал из страны. Что Иосиф и сделал. Всё святое семейство до смерти злого царя скрывалось в Египте, а потом вернулось в свой город Назарет. Теперь вы знаете, почему злого и жестокого человека называют Иродом.

Волхвы свои подарки вручили Младенцу Иисусу. А вы, какие подарки вы приготовили Богомладенцу Иисусу? Стихи? Хорошо!

(Дети рассказывают стихи о Рождестве. Приложение №1)

- Ведущая: Каждый раз на Рождество и на Новый год в гости к детям приходит пушистая, добрая, зелёная, немного колючая … Кто? Ёлочка! А знаете ли вы, почему именно ёлочку украшают игрушками? Послушайте одну из таких историй о ёлочке. [1]

Рождественская ёлочка

(рассказывают девочка и мальчик)

Давно это было. В самые распродавние времена. В ту пору Дед Мороз по святой Руси ну совсем уж без всякого толку шатался. Вредный такой старикашка был. То нос кому-нибудь отморозит, то ухо. И свою внучку Снегурочку таким же безобразиям обучал.

И вот надоело им ходить злиться, друг на дружку дразниться. Решили они посмотреть, как люди в тепле и уюте живут. А был в ту пору сочельник рождественский. Вот подошли они к одной избушке. А там жили брат и сестричка. Иванушка да Машенька. Увидели они деда Мороза и говорят: “Мы, дедушка, Пресвятую Богородицу встречаем. Ведь в сочельник Сама Пречистая с Младенцем Христом по Руси ходит, да в те дома, где ждут Её, заходит. Вот мы и хотим Её первыми увидеть и встретить”.

Не слыхал такого Дед Мороз прежде, почесал затылок и спрашивает: “Как же вы Её встречать думаете?” Дети ему отвечают: “Солёными грибами да сладкими пирогами, ключевой водой да молитвой святой. В старину, говорят, пальмовыми ветвями встречали. Только где ж их взять в такой мороз?”. Призадумались Дед Мороз со Снегурочкой, пошли за деревню, сели под ёлкой и затужили. Они тут ходят, безобразничают, а дети святое дело задумали.

Так и вечер наступил … В небе первая звезда зажглась, а по дороге к деревне Сама Пречистая Дева с Младенцем Христом идёт. Оглянулся Дед Мороз – нет ли пальмовой ветки? И давай ветку с ёлки обламывать, Снегурочка ему усердно помогает. Да так увлеклись, что не только веточку, но и всю ёлочку отломали, и бегом к избушке, где Иванушка с Машенькой живут. “Давайте, детки, скорее ёлочкой машите. А то как бы Царица Небесная мимо вас не прошла”. А тут и Сама Богородица со Христом на пороге. “Я этих деток”, - говорит – “давно знаю”. Они родителей своих слушаются, и Сыну Моему каждый день молятся. Вот я и решила к ним первым зайти”.

Коснулась Богородица Своим жезлом, а с неба на вершину Её первая звёздочка и прилетела. Коснулась Матерь Божия ещё раз: зажглись на ёлочке разноцветные свечи. Коснулась в третий раз: появились на ветвях конфеты да пряники. Все сразу начали вокруг ёлочки хоровод водить. А Богородица и говорит: “Вот так теперь будут на Руси во все времена на Рождество Моего Сына встречать”.

И пошла Она дальше по всей земле.

Ведущая: Интересная сказка, правда, ребята? А теперь давайте споём песенки о ёлочке и станем в хоровод вокруг неё. (Дети поют песню “В лесу родилась ёлочка”.)

Ведущая: А знаете ли вы, дети, как и когда появилась эта песенка? Вот послушайте.

В 1903 году молодая учительница Раиса Кудашева сочинила стихотворение про ёлочку и опубликовала его в журнале “Малютка”. Два года спустя агроном и биолог Леонид Бекман напел эти стихи дочке Верочке на придуманную им же самим мелодию. Поскольку он не знал нот, музыку к песенке записала его жена-пианистка. Вскоре супруги включили ёлочку в сборник “Верочкины песенки”. Раиса Кудашева о существовании песни узнала спустя почти 20 лет, услышав, как её поёт в поезде маленькая девочка. Вот такая история!

Ведущая: А теперь самое время поиграть в игры.

1. “Подбери слово”

Нужно составить словесную характеристику. Какой была Божия Матерь? Каждый должен сказать по одному доброму слову: нежная, прекрасная, щедрая, всем помогала, терпеливая и т.д.

2. “Передача звёздочки”

По кругу передаётся звёздочка под музыку. На ком остановится музыка – тот что-либо исполняет в кругу (стишок, песенку или танцует).

3. Можно играть во многие другие подвижные игры.

- Ангел: В праздник Рождества я прилетел специально поздравить вас с этим праздником. А знаете ли вы какие-нибудь песни о Рождестве?

(Дети поют песни о Рождестве. Приложение №2)

Ангел: Я знаю, что вы весь год были послушными детьми, ну, а если кого и обижали, то просили сразу же прощения. Вот поэтому я вам и приготовила подарки! (Ангел раздаёт детям подарки.)

Ангел: А теперь мы приглашаем всех детей к столу. Попить чайку, отведать угощения. (Дети садятся за столы, пьют чай.)

Ведущая: Сейчас я проверю вашу смекалку, загадаю загадки. Кто знает, отвечает и приз получает. [1]

  • На горе стоит свеча, в ней молитва горяча. (Храм)
  • Чего у Бога нет, а у нас есть?
    Одежду грязь пачкает, а душу? (Грех)
  • Сотворен из земли, а жил как мы. (Адам)
  • На волнах качается, в нём вся жизнь спасается. (Ковчег)
  • Взвесить нельзя, смерить нельзя, а жить без того нельзя. (Душа)
  • Спиной к стене, а лицом к избе. (Икона)
  • Что выше колокольни? (Крест)
  • Синее море, хрустальные берега, а посередине утка. (Лампада)
  • Нет головы, а есть уши, нет рта, а есть язык. (Колокол)
  • Четыре орла одно яйцо снесли, и весь мир питается. (Евангелие)

Ведущая: Когда приходит Новый год и Рождество, то люди желают друг другу любви, добра, успехов, здоровья, чтобы наступающий год был ещё лучше. Я буду сейчас читать стихотворение, а вы мне будете помогать, некоторые слова мне подсказывать. Договорились? [1]

Наступает Новый … (год).

Что он людям … (принесёт)?

У каждого, кто трудится,
Кто честен, добр и смел,
Пускай желанье … (сбудется),

Чего б он ни хотел.
Строитель хочет строить … (дом)

На радость новосёлам,
Чтоб каждый становился в нём
Счастливым и … (весёлым).

О чём мечтает садовод?
В его мечтах весь мир … (цветёт)

И люди, глядя на цветы,
Становятся добрей.
Пусть эти славные мечты
Исполнятся … (скорей).

(Е. Серова)

Ведущая:Вот такой он удивительный и добрый праздник - Рождество Христово! С праздником вас! С наступающими святками!

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  1. Афанасьева С. Основы христианской культуры. - М.: 1-я Образцовая типография, 2002.
  2. Детская Библия. - М.: Российское библейское общество, 2000.
  3. Праздники православной церкви. По благословению Высокопреосвященнейшего Амвросия, архиепископа Ивановского и Кинешемского. - М.: “Молодая гвардия”, 2000.
  4. Тарасар К. С нами Бог. – М.: Госпел Лайт, 1999.
  5. Харитонова О.К. Основы православной культуры в первом классе. - М.: Издательский дом “Покров”, 2002.