В Концепции модернизации российского образования сформирован социальный заказ государства на воспитание человека современно образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора в пользу саморазвития и самореализации в общественно и личностно значимой творческой деятельности.
Наряду с общим дополнительное образование предполагает построение образовательного процесса на гуманистических принципах, где генеральной целью является – создание условий, позволяющих каждому ребенку получить дополнительное образование с учетом индивидуального развития, потребностей и интересов, для самореализации, саморазвития, самосовершенствования, развитии его творческого потенциала.
Гуманистический подход к системе дополнительного образования ставит серьезные задачи, которые ориентируют не столько на обновление содержания образования, хотя и это не маловажный аспект, сколько на управление образовательным процессом, совершенствование форм, методов организации, способствующих активному включению ребенка в процесс самообразования, саморазвития, направленному на его актуальное состояние.
Образование в данном случае следует рассматривать как специально организованный субъект - субъектный процесс обучения, воспитания и развития личности ребенка и педагога, позволяющий решать на основе использования достижений науки, культуры социальные и личностные проблемы на разных уровнях:
- на уровне личности;
- на уровне группы;
- на социальном уровне.
Реализовать поставленную цель можно, только опираясь на четко организованную систему управления учебно-воспитательным процессом в целом и методической деятельностью в частности. Система есть не что иное как– совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих определенную целостность. (Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева, Организация методической службы).
Главное в системе методической работы – это планомерное, продуманное, внутренне связанное взаимодействие компонентов образовательного процесса, направленных на повышение его качества и эффективности.
В нашем Дворце творчества детей и молодежи сложилась своя система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий.
Педагогический совет во взаимосвязи с методическим советом, информационно-методической службой управляет процессами методической и образовательной деятельности Дворца.
Методический совет, - это совещательный орган, руководит методическим советом (далее МС) заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Обязательными членами МС являются – заместитель директора по организационно-массовой работе, руководитель информационно-методической службы, методисты-кураторы детских образовательных объединений, психолог, 2 – 3 опытных педагога. МС проводится не реже одного раза в четверть.
В функции МС входит:
1. Определение содержания методической деятельности Дворца на текущий учебный год:
- Утверждает тему педагогического совета. Определяет этапы его подготовки. Анализирует решения педагогического совета с целью определения путей реализации.
- Принимает и разрабатывает ключевые мероприятия, направленные на стимулирование профессионального развития педагогов (теоретические семинары, конкурсы, выставки, демонстрирующие опыт и мастерство педагогов).
2. Разработка и утверждение нормативной документации, сопровождающей образовательный процесс во Дворце творчества детей и молодежи (ДТДиМ). Например, различные анкеты, методические рекомендации, положения, материалы для анализа и самоанализа профессиональной деятельности и т.д.
3. Утверждение образовательных программ и приложений к ним.
4. Рассмотрение и утверждение планов педагогов, которые включают в себя календарно-тематическое планирование учебно-воспитательной работы, в соответствии с образовательной программой и основными задачами Дворца, задачи собственного профессионального развития, участия в методической работе на текущий учебный год.
5. Утверждение издательского плана Дворца, который составляется исходя из анализа планов педагогов и методистов.
6. Утверждение плана деятельности методического кабинета.
Информационно-методическая служба (ИМС) - объединяет деятельность методических объединений по направлениям, деятельность творческих групп педагогов, работу психологической службы, методического кабинета Дворца. Целью работы ИМС является поиск средств активного вовлечения членов педагогического коллектива в процесс осмыслении, разработки и внедрения новых форм и методов работы с целью гуманизации процесса обучения.
Таким образом, во взаимосвязи с педагогическим, методическим советами, информационно-методическая служба организует взаимодействие со структурными элементами методической работы:
- методическим кабинетом;
- методическими объединениями педагогов по направлениям деятельности;
- временными исследовательскими творческими группами;
- школой педагогического мастерства;
- психологической службой
и создает условия для совершенствования качества педагогической деятельности в целом, профессионального и личностного развития каждого педагога в отдельности.
Поиск форм совершенствования качества методической работы Дворца привел нас к идее организации комплексного, сквозного образовательного события – Фестиваля «По ступенькам творчества к вершинам мастерства», направленного на решение актуальных задач, таких как:
1. Стимулирование к профессиональному творческому росту педагогов Дворца;
2. Совместный поиск форм и методов активизации ребенка на учебном занятии;
3. Выявление успешного опыта использования форм, методов, образовательных технологий, направленных на развитие субъектных отношений в образовательном процессе.
В общем смысле Фестиваль задумывался как яркое событие, демонстрация профессиональных достижений и опыта педагогов.
Важной задачей организаторов Фестиваля было создание условий для участия в нем большинства членов педагогического коллектива.
Организаторы Фестиваля определили, что таковыми условиями, прежде всего, должны быть:
- Освоение успешного опыта коллег;
- Дифференцированный подход к участникам Фестиваля при организации конкурсных мероприятий различной направленности;
- Самостоятельный выбор педагогами форм, а также степени активности в мероприятиях Фестиваля.
Говоря о Фестивале как о сквозном образовательном событии, необходимо отметить, что он проводится в течение учебного года и является ключевым мероприятием, направленным на повышение профессиональной компетентности педагогов, поэтому качество его организации и проведения зависит от поддержки и сработанности всей системы методической работы Дворца.
В целом программа Фестиваля состоит из трех основных этапов:
1 этап (октябрь-ноябрь) – подготовительный.
Он включает в себя знакомство педагогов с Положением Фестиваля на заседаниях в методических объединениях, педагогических советах комплексных программ, заполнение заявок на участие в Фестивале.
2. этап (декабрь-май) – основной «От педагога к педагогу»
Этот этап предполагает проведение основных мероприятий Фестиваля в соответствии с определенными сроками.
Вот как выглядит общая картина основных мероприятий Фестиваля педагогического мастерства
Название мероприятия |
Сроки проведения |
Конкурс «Портфолио» педагога | Декабрь |
Конкурс «Учебное занятие» | Декабрь - март |
Конкурс методических материалов | Январь-февраль |
Творческая мастерская методических объединений | Февраль март |
Защита-презентация методических разработок, педагогического кредо | Май |
Конференция «Школа молодого педагога» | Май |
3 этап – заключительный «Праздник достижений»
На заключительном празднике достижений проводится подведение итогов Фестиваля, награждение победителей конкурсов и активных участников Фестиваля в целом.
Открывает программу Фестиваля конкурс «Портфолио» педагога. Сегодня этой технологии отводится очень важное место в образовании. О ней говорят как о форме представления результатов деятельности. Цель конкурса – формирование навыков документированного представления педагогического опыта. Для методического сопровождения данного конкурса заведующей методическим кабинетом разработаны методические рекомендации, в которых педагоги знакомятся со следующими требованиями к составлению протфолио:
1. «Портфолио документов» – копии трудовой книжки, документа об образовании, документация о повышении квалификации, образовательная программа, рецензия на программу, квалификационная и технологическая карты, самоанализ (резюме педагога, педагогическое кредо), характеристики администрации, копии экспертных заключений, аттестационных листов и т.д.
2. «Портфолио работ»
- методические разработки (рекомендации, памятки, брошюры, пособия, разработки лучших учебных занятий, сценарии воспитательных мероприятий, др.);
- творческие работы педагога (буклеты, видео, фотоматериалы о собственном творчестве педагога);
- результаты исследовательской деятельности (доклады на конференциях, педсоветах, отражение работы в творческой группе, диагностические материалы по предмету);
- творческие и исследовательские работы воспитанников и т.д.
Представленные материалы должны сопровождаться краткими рефлексивными комментариями.
3. «Портфолио достижений»
- качественные и количественные результаты образовательной деятельности за последние 3 года, выпускники, которыми гордится педагог и Дворец;
- награды, благодарности, поощрения, вырезки из газет и журналов о достижениях педагога, коллектива ДОО.
4. «Портфолио отзывов»
- отзывы коллег, зрителей, гостей ДТДиМ, характеристики администрации, копии экспертных заключений, аттестационных листов и т.д.
Материалы портфолио оформляются в папку-накопитель. Работы сдаются в печатном варианте.
Следующий конкурс – «Учебное занятие». Известно, что учебное занятие - основная форма организации образовательной деятельности, в процессе которого происходит активное субъект – субъектное взаимодействие, направленное на развитие самостоятельности мышления, формирование коммуникативных и рефлексивных навыков. Поэтому эпиграфом и главной задачей конкурса мы выделили - «Эффективность учебного занятия – путь к личностному развитию ребенка».
По продолжительности этот конкурс самый длительный, с декабря по март. Важной особенностью конкурса является то, что каждый педагог, так или иначе, может стать его участником. Для одних - это непосредственная подготовка и проведение занятия, для других – посещение и участие в его анализе. Мы понимаем, какую бы степень активности не выбрал для себя педагог, это путь к его профессиональному развитию.
Следует отметить, что эффективность проведения Конкурса и реализация его цели во многом зависят от активности работы методических объединений: от актуализации значения, организации взаимопосещения до анализа качества проведения учебного занятия. Совместно с руководителями методических объединений были разработаны общие требования к конкурсному учебному занятию, а именно:
- каждый педагог-участник конкурса должен провести учебное занятие на своей группе учащихся;
- занятие должно соответствовать образовательной программе, календарно-тематическому плану;
- при групповой форме организации занятия должна присутствовать большая часть группы;
- занятие проводится в рамках основного расписания;
- к учебному занятию педагог должен подготовить краткий и подробный план – конспект занятия;
- после проведения учебного занятия педагог делает устный самоанализ его эффективности;
- педагогу дается два дня на оформление письменного самоанализа, после чего план-конспект и письменный самоанализ сдаются председателю жюри конкурса.
Еще одно решение, которое было принято совместно с руководителями методических объединений, каждое конкурсное занятие должно быть снято на видео, с целью пополнения методической копилки профессионального опыта (видеозаписи, планы - конспекты, самоанализы учебных занятий), все это становится учебно-методическим пособием для внутренних педагогических семинаров, самообразования педагога.
Критериями оценки занятия после долгих обсуждений решено было взять критерии, разработанные к конкурсу педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Педагоги заранее знакомятся с критериями оценки, что дает им возможность всесторонне проанализировать свою профессиональную деятельность на учебном занятии.
Конкурсы «Портфолио» и «Учебное занятие», наряду с общими требованиями ко всем участникам, при оценивании и определении победителей, делят участников на три номинации, это:
- «Шаг в профессию» - педагоги, которые только начинают свой профессиональный путь в педагогической деятельности;
- «По дороге к мастерству» - педагоги, имеющие опыт педагогической деятельности от 5-ти до 10-ти лет;
- «Мастер своего дела» - педагоги, чей опыт педагогической деятельности составляет свыше 10-ти лет.
Такой подход в организации конкурсов позволяет педагогам, с одной стороны, «соревноваться» с «равными», с другой – видеть перспективы собственного профессионального развития.
По Положению Фестиваля аттестующиеся педагоги должны принять в нем самое активное участие. Так обязательными для них являются конкурсы «Портфолио» и «Учебное занятие». Почему именно такие требования? Во-первых, каждый из аттестующихся педагогов должен представить для экспертов пакет документов, подтверждающих его педагогическую компетентность в соответствии квалификационным требованиям, во-вторых, подтвердить свою квалификацию на практике. Участие в конкурсах предоставляет возможность выполнить эту работу на более высоком уровне.
Конкурс методических материалов стал для нас традиционным и востребованным среди педагогов. Он стимулирует к обобщению, осмыслению и представлению собственного опыта или опыта профессиональных творческих союзов. Нами выделены такие номинации этого конкурса, как:
- «Обучение с увлечением» - планы – конспекты учебных занятий, познавательные программы, дидактические материалы к учебным занятиям (игры, рабочие тетради, методические рекомендации, учебные пособия; разработанные педагогом);
- «Вместе весело шагать» - методические материалы по организации и проведению праздников, конкурсов, фестивалей;
- «Педагогическая мастерская» - материалы творческих групп, мастерских, школы педагогического мастерства, исследовательские работы педагогов.
Различная направленность и уровень методических материалов: от дидактических и методических материалов к учебным занятиям до исследовательских работ педагогов предоставляет широкие возможности для участия в конкурсе большинству педагогов. Но не это главное, главное в том, что происходит обновление, накопление педагогического опыта, появляются образцы учебно-дидактических пособий, которые помогают другим педагогам на их основе разрабатывать собственные.
Для победителей конкурсов в рамках Фестиваля запланирована творческая защита-презентация. Педагоги на выбор по своему усмотрению могут представить к защите свою образовательную программу, методическую разработку или педагогическое кредо.
Помимо конкурсов в программу Фестиваля вошли открытые заседания методических объединений, конференция «Школы молодого педагога».
Работа методических объединений занимает важное место в структуре методической работы Дворца. При собеседовании с руководителями методических объединений были высказаны пожелания поучиться друг у друга формам организации и представления результатов деятельности участников методических объединений. Поэтому в программу Фестиваля мы включили открытые заседания методических объединений по направленности деятельности. Данные мероприятия носят характер обучающих семинаров.
Такова общая панорама событий Фестиваля «По ступенькам творчества к вершинам мастерства».
Заключительным этапом Фестиваля является праздник достижений. Ключевое слово, определяющее настроение, идею итогового мероприятия, – это праздник Яркое, радостное, запоминающееся событие, объединяющее всех членов педагогического коллектива. Поэтому в программу были включены различные формы демонстрации профессиональной успешности педагогов-участников Фестиваля – это:
- Видеоролики о том, как педагоги готовили свой протфолио;
- Видео фрагменты учебных занятий;
- Игра «Кот в мешке» - демонстрация профессиональных находок, дидактических средств, используемых на учебном занятии;
- Выставка методических материалов;
- Интервью участников, членов жюри конкурсов и т.д.
И конечно, награждение победителей конкурсов и активных участников Фестиваля. Подвести итог - это не только рассказать об успехах, но и увидеть новые просторы для своего развития и совместного творчества.
Мы хотим сказать Вам, что, когда мы вместе,
Свергнем мы все горы на пути своем.
Творчество тогда лишь не стоит на месте,
Если мы по жизни рядом к знаниям идем.
Мы желаем педагогам
Развиваться и творить
И с любовью нашим детям
Свои знания дарить!
– это отрывок из песни, который организаторы Фестиваля исполнили на его закрытии. Нам очень важно было подчеркнуть, что содружество и сотворчество - главная идея, ведущая к успеху.
В заключение хочется привести слова народной мудрости: «Учитель – не тот, кто учит, а тот, кто учится». Мы надеемся, что Фестиваль открывает для педагогов Дворца возможности, расширяющие границы педагогического творчества и станет стимулом к профессиональному развитию и профессиональному самоутверждению среди коллег.