Использование приемов развития критического мышления на уроках биологии

Разделы: Биология


Цель урока: ознакомление с особенностями строения, свойствами и соединениями костей, обеспечивающих выполнение опорной и защитной функций.

Тип урока: урок-исследование

Задачи урока:

После изучения этой темы учащиеся должны:

  • раскрывать основные функции опорно-двигательной системы;
  • знать строение и свойства костей, их химический состав, типы соединения костей, особенности их роста в длину и толщину;
  • уметь устанавливать взаимосвязь строения костей и выполняемых ими функций;
  • продолжить развитие общеучебных навыков работы с различными источниками информации, организации самостоятельной учебной деятельности;
  • на уроке должны быть созданы условия для увлеченного учения, урок должен воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности;
  • продолжить освоение ИКТ в урочной деятельности.

Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Ход урока

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика. Урок проводится при наличии в классе 3-4 компьютеров.

Изучение нового материала

Мотивация учащихся:

Учитель: Движение – это жизнь… Люди не могут не двигаться. Человек приспособлен, а может быть, приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться. Сколько в день совершается человеком движений? Тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов, прыжков. Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве?

Все это обеспечивает костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат.

С этим понятием вы знакомы? Чтобы вспомнить, что вам известно об опорно-двигательной системе выполним следующие задания.

(Используем приём технологии развития критического мышления «Знаю, хочу знать, узнал». Учащиеся чертят в тетради таблицу, в которой три графы:1- знаю; 2-хочу знать; 3-узнал. Таблица заполняется по ходу урока (маршрут исследования может быть выдан в начале урока [приложение1]).

Учитель предлагает двум учащимся класса выполнить задание:

Учитель:

Задание 1.

На доске таблица, в левой части которой записаны понятия. На столе лежат листы, на которых напечатаны определения, функции опорно-двигательной системы.

Задание: найти соответствие понятий определению, значению.

 Образец выполнения задания

Твердый остов тела, или скелет Кости, связывающие их соединительные ткани и мышцы. Кости черепа, конечностей и туловища.
Мягкий остов, или гибкий скелет Мышцы и соединительнотканные образования – хрящи, фасции, связки, сухожилия.
Механические функции скелета Главная – опорная. Скелет определяет в значительной мере размер, форму тела.

Служит вместилищем и защитой жизненно важных органов.

Биологические функции В костях содержится основной запас минеральных солей: кальция, фосфора, магния. Принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.
Активная часть опорно-двигательного аппарата Мышцы. Активность мышц связана с одним из основных свойств живого – возбудимостью. Возбужденные импульсами от нервной системы, мышцы осуществляют двигательные акты.

Задание 2.

Остальные учащиеся, работая в парах, составляют схему из понятий, которые им предложены, готовят объяснение:

Задание: Составьте схему из предложенных понятий. Какие понятия объединили, по какому признаку? (работа может осуществляться в тетради, может на рабочем столе с использованием раздаточного дидактического материала)

Карточка 1. опорно-двигательная система, скелет, связочный аппарат, мышцы, пассивная часть, активная часть, 600, 210 костей.

Карточка 2. функции, биологические, опора, минеральный обмен, механические, «депо» Ca, Р, Мg, защита, движение, кроветворение.

Обсуждение с учащимися итогов работы, составление схем в тетрадях. Анализ выполнения этого задания.

После выполнения этих заданий учащиеся записывают в таблицу «знаю» то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую «хочу знать» - формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ (эти вопросы ребята формулируют самостоятельно, исходя из целей урока).

Учитель: На сегодняшнем уроке мы отправляемся в путешествие по опорно-двигательной системе. Наша задача: изучить элементарную единицу её – кость.

В конце урока вы должны знать:

- какие особенности строения, свойства костей обеспечивают выполнение опорной и защитной функций?

- как соединяются между собой кости в скелете, и в чем проявляется взаимосвязь строения и функции этих соединений?

Сегодня на уроке у нас будут работать 4 исследовательских станции: «Анатомы», «Физиологи», «Конструкторы», «Химики». Каждая исследовательская группа должна исследовать свой объект «Анатомы» - строение кости; «Физиологи» - жизненные функции кости, «Химики» - химический состав костей, «Конструкторы» - соединения костей.

Эти исследования проводятся в группах по 4-5 человек. Каждой группе дается инструктивная карточка - «Ход исследования», дополнительный материал из литературных источников, видеофрагменты, созданные учителем на тему «Химический состав костей», слайды мультимедийного учебного пособия «Биология. Анатомия и физиология человека», М. «Просвещение»,2002

Исследовательская лаборатория «Анатомы»

Цель: исследование внутреннего строения костей.

Анатомия - это наука, изучающая внутреннее строение организма

Ход исследования:

  1. Рассмотрите, используя слайд №3 мультимедийного пособия нового учебного образца «Биология», электронная библиотека «Просвещение»- строение кости.
  2. Перечислите виды клеток костной ткани и их роль? (слайд №2)
  3. Тип ткани, образующей кость?
  4. Заполните таблицу1 - «Основные части кости и их функции»

Таблица 1 - Основные части кости и их функции

Части кости

Расположение

Функции

  Покрывает кость Питание и рост кости
  Под надкостницей, основная часть кости Опорная и защитная
  В головках трубчатых костей, между компактным веществом в плоских костях Равномерное распределение нагрузки на кость, придает прочность костям

Таблицу1 можно использовать в презентации.

Задания:

  1. В ходе исследования вы должны сделать презентацию 3-4 слайда, сделать выводы.
  2. Для презентации используйте рисунки, содержащиеся в [приложение6], дополнительный материал см. [приложение2], учебник «Биология. Человек» 8 класс, автор Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев, М., «Просвещение», 2003

Исследовательская лаборатория «Физиологи»

Цель: исследование жизненных функций костей: участие их в минеральном обмене веществ, кроветворении, росте организма.

Физиология - наука, изучающая жизненные функции отдельных органов, систем, целого организма.

Ход исследования:

  1. Перечислите основные свойства живого

  2. Некоторые считают, что кость – это мертвый орган. Правильно ли это утверждение? Ответ обоснуйте.

  3. В какой части расположен красный костный мозг? Какую функцию он выполняет?

  4. Объясните, за счет чего происходит рост кости в длину и толщину?

  5. Почему у младенца 310 костей, а у взрослого человека 210?

  6. Какова роль костной ткани в минеральном обмене веществ?

Задания:

  1. Составьте рассказ, используя ответы на вопросы 1-6.

  2. Составьте вопросы - суждения (5 вопросов), которые начинаются со слов:

Как доказать, что….

Вследствие чего….

Почему…

Каким образом…

Дополнительный материал см. [приложение3], учебник «Биология. Человек» 8 класс, автор Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев, М., «Просвещение», 2003

Исследовательская лаборатория «Химики»

Цель: исследование химического состава кости

Ход исследования:

  1. Какими веществами образована кость?
  2. Как доказать, что в состав кости входят органические и неорганические вещества? (см. видеофрагмент)
  3. Что представляет собой декальцинированная и прокаленная кости?
  4. Почему прокаленная на огне кость становится хрупкой?
  5. В каком возрасте кости при неправильной нагрузке искривляются? У кого чаще ломаются кости?
  6. Изучите данные и сделайте вывод о прочности костной ткани «как строительного материала» скелета человека (см. таблицу2).

Таблица2 -Крепость материалов на растяжение и сжатие, кг на 1 мм2

материал

растяжение

сжатие

Кость

9-12

12-16

Сталь литая

80-100

100

Свинец

1,3

5,2

Хрящ костный

1,51

2,72

Задания:

  1. Составьте схему, характеризующую химический состав кости (используя WORD).
    Основные термины: вещества, органические и неорганические, оссеин, вода, белки, углеводы, Са, Р, Мg, твердость и хрупкость, упругость и эластичность.
  2. Сделайте вывод: каково значение прочности, легкости и упругости костей в выполнении скелетом функций защиты, опоры и движения?
  3. В ходе защиты вы должны ответить на все вопросы, используя составленную вами схему.
    Дополнительный материал см. [приложение4], учебник «Биология. Человек» 8 класс, автор Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев, М., «Просвещение», 2003

Исследовательская лаборатория «Конструкторы»

Цель: исследование особенностей строения типов костей, типов соединения.

Ход исследования:

1. Какие типы костей участвуют в построении скелета? Какими особенностями строения они характеризуются?
2. Основные понятия вопроса оформить в виде таблицы (см. таблицу3).

Таблица 3 - Типы костей

признаки

Трубчатые

Губчатые

Плоские

Особенности строения      
Примеры      

Таблицу3 можно использовать в презентации.

3.Какие типы соединения костей вы знаете?
4.Составьте схему, характеризующую типы соединения костей. (Используя WORD), и используйте её в презентации.

Основные термины: неподвижные, полуподвижные, подвижные, швы, сустав, кости мозгового отдела черепа, коленный, локтевой, позвоночник

Задания:

1. В ходе исследования вы должны сделать презентацию 3-4 слайда, сделать выводы.
2. Для презентации используйте рисунки, содержащиеся в [приложение6].

Дополнительный материал см. [приложение5], учебник «Биология. Человек» 8 класс, автор Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев, М., «Просвещение», 2003

Подведение итогов урока

После выполнения исследований, учащиеся защищают свои работы ([приложение7],[приложение8],[приложение9]). Защита может проводиться двумя учениками. Затем заполняют графу «узнал» [приложение1].Каждый ученик индивидуально продвигается, выполняя задания, и набирает баллы [приложение1]. Учащиеся заканчивают заполнение маршрута исследования, подсчитывают набранное число баллов, выставляют оценки (самооценка).

22 баллов и выше – «5»;
19-21 балл – «4»;
16-18 баллов – «3».

В течение урока ученик может получить две оценки – за представление работы группы, за работу по маршруту исследования. Маршруты исследования вторично проверяются учителем, исправляются ошибки, если они есть. Ставится оценка, она дробная. На следующем уроке будет делаться анализ оценивания.

Учитель: Что нового узнали? Понравился ли урок? Чем понравился? Чему научились? Где пригодятся знания? Как себя каждый оценил?

На стадии рефлексии учащимся предлагается проанализировать только что пройденный ими процесс усвоения нового содержания. Эта ситуация предоставляет возможность оценить себя и товарищей, проанализировать процесс, методы и приемы, которые использовались при обучении, определить области, где требуется дополнительная работа.

Учащиеся получают творческое домашнее задание: составить кроссворд по этой теме, сказку-путешествие. Кто получил «3» - повторить изученное.

Учитель: Благодарит учащихся за урок, предлагает привести рабочее место в порядок и «До новой встречи!»