Цели:
- Ввведение ребенка в круг основных социокультурных ценностей (интегрирование знаний о среде, в которой живет),
- Дать понятие о лесе, как зеленом друге, раскрыть базовые понятия: дары леса, тайны леса, царство леса;
- Приобщение к истокам родной культуры, воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование:
- грамзапись «Голоса птиц»;
- картины природы в разные времена года;
- таблички с опорными словами;
- картины В.Васнецова «Аленушка», «Иван Царевич на сером волке»;
- иллюстрации деревьев необычной формы;
- дары природы;
- выставка поделок из дерева;
- книги-сказки, где рассказывается о лесе «Три медведя», «Маша и медведь»;
- Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Он собрал всех на урок.
Урок сегодня необычный, собрались гости. Приятно видеть ваши радостные лица. Давайте посмотрим друг другу в глаза, почувствуем теплоту и поддержку.
II. Подготовительный этап.
1. Я предлагаю совершить заочное путешествие. А куда, догадайтесь?
Грамзапись «Пение птиц»
Скажите, где можно услышать такое пение?
2. Мы совершим путешествие в лес, увидим его живую красоту, услышим его звуки, прикоснемся к его тайнам, ощутим себя его частичкой.
-Здравствуйте, лес! Чудесный лес!
Полон тайн и чудес!
3. А в лесу нас встречает Лесовичок.
Мы с вами гости. Как нужно вести себя в лесу?
(ответы ребят)
Стихотворение (читает ученица)
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин дуб и лось
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Кто в лесу не шумит, а наблюдает, может многое увидеть, услышать, почувствовать.
III. Основной этап.
1. Давайте вспомним правила общения
2. Встанем в ресурсный круг. «Лес»
(Дети встают в круг и отвечают: я вижу в лесу…)
Я вижу…..
Я слышу …..
Я чувствую …..
3. Рефлексия.
Было ли ощущение, что мы находимся в настоящем лесу?
Мне понравилось, как вы внимательно слушали друг друга…
4. Давайте полюбуемся красотой леса.
- Какое время года сейчас? Какие краски преобладают в лесу зимой? (хрустально-белые)
- А весной и летом? (зеленые)
- Осенью? (золотисто-багряные).
5.Лесовичок интересуется, знаете ли вы, какой бывает лес?
(работа по учебнику «Истоки» с. 34 абзац 1.)
Вывод: Лес бывает строевой, дровяной
(на доске карточки)
- Когда лес «спит»? Почему лес рубят зимой? (в древесине меньше влаги, она более сухая).
6. Беседа «Зачем люди ходят в лес?»
(выслушиваются ответы ребят)
- Правильно, собирают в лесу грибы, ягоды, орехи, травы. Все это дары леса (на доске карточки)
А еще есть в лесу ключи с холодной, чистой водой - это тоже дары леса. Наш Марийский край богат родниками, поэтому его называют «Родниковый край»
Перед нами лесная опушка (иллюстрация).
- Как вы понимаете слово опушка (опушка-край леса)
Здесь заканчивается мир людей, начинается царство природы, животных и птиц.
7. Лесовичок принес загадки. Отгадайте, кто в лесу живет?
Пышный хвост торчит с верхушки
Что за странная зверушка?
Щелкает орехи мелко,
Ну, конечно, это …
(Белка)
-Кто зимой холодной в лесу бродит злой, голодный? (Волк)
У кого задние лапы длиннее передних? (Заяц)
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в рубашке снеговой.
(Медведь)Посмотрите - ка какая- вся горит,
Как золотая, ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой
(Лиса)
Днем спит, ночью летает и прохожих всех пугает. (Сова)
- Кто из вас, ребята, может назвать животных, обитающих в лесах Марийского края?
(ответы учеников)
- Молодцы!
IV. Физкультминутка. Привал.
Раз по тропочке лесной, по лесной, по лесной
Прыгал зайка озорной, озорной так…
Мишка зайку догонял, догонял
Он вразвалочку шагал, он шагал так…
И нарядна хороша, хороша
Шла лисичка не спеша, не спеша так…
V.
1. Лес таит в себе много тайн.
- Вспомните сказки, где рассказывается о русском лесе.
(Ребята называют сказки «Три медведя», «Маша и медведь», «Колобок» во многих сказках…).
2. Лес вдохновлял художников, музыкантов, писателей. Художники писали картины. Перед вами репродукция с картины В.Васнецова «Аленушка»
- Посмотрите, какой лес изображен? Какие краски использует художник. Как вы думаете, созвучны ли эти краски настроению девушки, сидящей у пруда?
- А вот другая репродукция с картины Васнецова «Иван Царевич и серый волк».
- Какой здесь лес?
- Можно ли сказать, что это лесная опушка? Здесь мрачный таинственный лес, где растут вековые деревья, непроходимый лес - лесная глушь (глухое место, удаленное от людей)
(на доске иллюстрация).
3. В лесной глуши встречаются вековые деревья (от слова «век» - сто лет), которые пережили много поколений людей, кажутся нам бессмертными, напоминают Дерево жизни из Библии.
- Посмотрите, ребята. Какое это дерево? (иллюстрация дуба)
-На кого похож дуб? (на великана)
- А березка? (на девушку-невесту)
Людям деревья напоминают их самих, мужчин и женщин.
4. Книга с. 35 Обычай сажать деревья.
Существует такой обычай и у марийского народа (дерево-оберег).
5. А как вы думаете, нуждается ли лес в защите?
- Чтобы сосны, липы, ели,
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса поднимались в небеса
Их под звук и гомон птичий
Охраняет друг (лесничий)
- Лес – богатство, его нужно беречь.
VI. Итог урока.
Мы с вами совершили путешествие в лес, многое узнали и вспомнили.
Лесовичку пора с вами попрощаться, но он хочет знать: что же дает лес человеку?
Вывод:
1. Лес согревает, кормит и лечит. Лес дает чувство защищенности (от врагов прятались в лесу).
Можем мы назвать его другом?
2.Лес – зеленый друг
Стихотворение в учебнике «Истоки» с. 37
- А что мы можем дать взамен? (посадить деревца)
Мы решили с ребятами посадить весной свою аллею, ухаживать за ними.
В народе говорят: «Много леса - береги, мало леса – посади!».
3. Наше путешествие окончено.
Выставка: «Вторая жизнь дерева».
На выставке представлены изделия из дерева: посуда, игрушки, украшения и др.
Знаете ли вы, что из древесины можно изготовить 12.000 видов изделий. Перед вами небольшая часть; некоторые поделки сделаны ребятами Вятской средней школы, посещая кружок. Вы, ребята тоже научитесь изготовлять их.
VII.Домашнее задание.
Тетрадь с. 25.нарисуй лес, в котором любишь бывать; с. 26. - отгадки
Дополнительно
Белая окраска березы объясняется тем, что в клетках бересты содержится особое красящее вещество – бетулин. Если прислониться в черной одежде к стволу молодой березы, на одежде появятся белые пятна, как от мела.