Каждый учитель стремится к тому, чтоб дети любили его предмет. Для того чтоб интерес детей к предмету не угасал на протяжении всей их школьной жизни, необходимо, чтоб уроки были не только информационно насыщенными, но и необычными, грамотными и понятными. Сочетать все эти требования в условиях современной школы бывает иногда нелегко из-за большого объема изучаемого материала. Но использование информационных технологий на уроках химии позволяет сделать уроки более разнообразными, расширяет возможности в плане показа демонстрационного эксперимента (если нет возможности данный эксперимент провести в условиях кабинета химии).
В течение 5 лет мы работаем по программе О.С.Габриеляна. Мною был разработан и апробирован урок по теме “Галогены” в 9 классе с использованием презентации PowerPoint. Данный урок включает в себя основные сведения о галогенах (история открытия, строение атома, строение вещества, физические и химические свойства), задания для самостоятельной работы учащихся (тест, химическое лото, уравнения реакций, кроссворд). Работа учащихся и рассказ учителя сопровождается показом слайдов презентации.
Цель: повторить свойства неметаллов, систематизировать и углубить знания о галогенах на основании их сравнительной характеристики. Сформировать понятие о физических и химических свойствах галогенов.
Оборудование:
- персональный компьютер, медиапроектор, диск с презентацией “Галогены”( при разработке презентации использовались материалы диска “1С:Репетитор. Химия”);
- химическое лото. На каждый стол выдается лист с напечатанными формулами галогенов, 8 карточек с характеристикой галогенов: 4 с правильными ответами, 4 - с неправильными, на обратной стороне карточек также написана характеристика одного из галогенов – другим цветом. Если учащийся правильно закрыл все формулы в лото, то, перевернув карточки, он сможет прочесть характеристику галогена и назвать его;
- лист индивидуальной работы учащихся с напечатанными на нем заданиями для каждого ученика;
Периодическая система Д.И.Менделеева.
Тип урока: урок – изучение нового материала с сочетанием фронтального, парного и индивидуального вида работы учащихся.
Ход урока
I. Организационный этап. Слайд 1.
На данном этапе учитель знакомит учащихся с целью урока:
“Сегодня на уроке нам предстоит повторить свойства неметаллов, а также более подробно познакомиться с самыми яркими представителями неметаллов: галогенами. Мы должны будем повторить строение атомов галогенов и простых веществ галогенов, выучить их физические и химические свойства, историю открытия галогенов.
Кроме того сегодня все задания вы будете выполнять на листе индивидуальной работы, и в конце урока каждый из вас сможет получить оценку”.
II. Актуализация знаний.
Тестирование, ответы даются на листе индивидуальной работы учащихся. 1 вариант выписывает номера утверждений, характеризующих свойства неметаллов, 2 вариант – металлов. Далее учащиеся самостоятельно проверяют правильность выполнения теста, правильные ответы даются на Слайде 2.
Тест [1].
1. Ковкость.
2. Существование аллотропных видоизменений.
3. Металлический блеск.
4. Газообразное агрегатное состояние.
5. Могут быть и окислителями и восстановителями.
6. Пластичность.
7. Низкая температура кипения.
8. Хорошая электропроводность.
9. Большой радиус атома.
10. Молекулярная кристаллическая решетка.
11. Атомная кристаллическая решетка.
12. Хорошая теплопроводность.
13. Ковалентная неполярная связь в молекуле.
14. Восстановители.
15. Содержат от 4 до 8 электронов на внешнем уровне.
III. Изучение нового материала.
1) История открытия галогенов. Слайды 3, 4.
Хлор | 1774 г. | “Хлорос” - желто-зеленый, открыл Шееле |
Иод | 1811 г. | “Иодэс” - фиолетовый, открыл Куртуа. Любимый кот ученого прыгнул на бутылки, содержащие золу морских водорослей в спиртовом растворе и концентрированную серную кислоту. Бутылки разбились, жидкости смешались, с пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, который и оказался иодом. |
Бром | 1826 г. | “Бромос” - зловонный, открыл Балар. Получен при исследовании жидкости из растворенной в воде золы морских водорослей (при пропускании через нее хлора). |
Фтор | 1866 г. | “Фторос” - разрушающий. Анри Муассан был удостоен Нобелевской премии за открытие фтора. Однако, когда Муассан докладывал Парижской академии наук о своем открытии, один глаз его был закрыт черной повязкой. В истории фтора немало трагических страниц. |
2) Строение атомов галогенов. (Беседа с учащимися с осуществлением записей основных моментов в тетради). Слайд 5.
- Число электронов на внешнем энергетическом уровне атома;
- Изменение радиуса атомов и окислительно-восстановительных свойств галогенов в подгруппе;
- Возможные степени окисления.
3) Строение вещества. Пользуясь текстом учебника [2] (стр. 78 – 79), ответить на вопросы (Слайд 6), сделать записи в тетради, обсудить ответы.
4) Химические свойства. Слайд 7. Объяснение учителя.
Записать в тетрадь схему взаимодействия с металлами, неметаллами, водородом, выбрать из текста учебника по 1 примеру на каждое свойство.
Примечание: в сильных классах нужно включить при изучение химических свойств взаимодействие галогенов с растворами солей галогенов.
Можно поставить проблемный вопрос: что образуется при взаимодействии фтора и кислорода, оксид фтора или фторид кислорода? Слайд 8.
IV. Домашнее задание. Слайд 9.
V. Закрепление. Задания выполняются на листе индивидуальной работы.
VI. Подведение итогов. Учитель оценивает учащихся, активно работающих на уроке, собирает листы индивидуальной работы.
Лист индивидуальной работы.
1. 8 б. Тест “Неметаллы”. Выпишите номера утверждений, которые относятся к неметаллам – 1 вариант, к металлам – 2 вариант.
2. 10 б. Лото. Закрыть формулы веществ карточками, на которых записаны свойства этих веществ. Переверните карточки. Вы прочтете характеристику одного их галогенов. Выпишите эту характеристику и напишите формула галогена, которому она соответствует.
Характеристика:
Галоген:
3. 6 б. Окислительно-восстановительные свойства.
Закончить уравнения реакций, расставить коэффициенты методом электронного баланса, указать окислитель и восстановитель:
Al + I2=
S + Cl2=
4. 10 б. Кроссворд.
По горизонтали:
1. Радиоактивный элемент, не имеющий долгоживущих изотопов, может быть получен только искусственно.
2. Ядовитый газ, раздражающий слизистые оболочки даже в очень малых дозах.
3. Вещество, служащее реактивом на иод.
4. Группа химических элементов, атомы которых содержат на внешнем уровне 7 электронов.
5. Самый активный из галогенов, вода горит в нем фиолетовым цветом.
6. Галоген, в свободном состоянии являющийся жидкостью.
7. Галоген, находящийся в нашем организме в виде соединений в щитовидной железе.
По вертикали. Если вы правильно ответили на все вопросы, то по вертикали должно получиться слово “галогены” в переводе с греческого.
Химическое лото.
Клетки поля лото:
F2 | Cl2 |
Br2 | I2 |
Карточки:
Лицевая сторона Обратная сторона
Разрушающий | В его атмосфере горят железо и сурьма |
Бурый | Сильный окислитель, может быть и восстановителем |
Желто – зеленый | Атом содержит 3 энергетических уровня |
Твердый | Ядовитый газ |
Пластичный | 7 электронов на внешнем уровне |
Хорошая теплопроводность | Летучий |
Можно резать ножом | Газ, не сжижается при обычной температуре |
Ионная кристаллическая решетка | Mr = 19 |
Список литературы.
- Бочарова С.В. Химия 9 класс. Поурочные планы по учебнику “Химия. 9 класс” О.С. Габриеляна. Часть I. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003. – 96 с.
- Габриелян О.С. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2002. – 224 с.