Обобщающий урок по теме: "Южная Америка". 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Цели и задачи.

  1. Повторить и обобщить тему материк “Южная Америка” и закрепить знания по теме.
  2. Продолжить формирование представление о целостности природы Земли.
  3. Развивать образное мышление, речь, умение выделять главное, умение работать с картой и у карты, умение обобщать материал.
  4. Развивать умение выслушивать товарища, умение анализировать ответ.
  5. Учить быстро ориентироваться в вопросах, логично излагать ответы, преодолению робости при изложении материала у доски и у карты.

Учебно-наглядный комплекс.

Карты: физическая, климатическая, природные зоны и политическая карта Южной Америки; таблицы, схемы, картины, видеофильм “Южная Америка”, фрагмент о реке Амазонке и водопаде Анхель.

Методы формы.

проблемно-поисковый, репродуктивный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа, рассказ: коллективная, индивидуальная, групповая.

Тип урока.

Повторительно-обобщающий.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Этап выступления учащихся

Объяснение учителем.

Задача нашего урока – повторить, закрепить и обобщить знания по теме Южная Америка.

1. I группа учащихся рассказывает об истории открытия материка

а) Х. Колумб

б) А. Веспуччи.

2. Географическое положение Южной Америки

S = 17.6 млн.км2

II группа рассказывает о Г.П. материка по плану из учебника:

  1. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана?
  2. Найдите крайние точки материка, определите их координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.
  3. В каких климатических поясах расположен материк?
  4. Определите, какие океаны и моря омывают материк?
  5. Как расположен материк относительно других материков?

3. Рельеф и полезные ископаемые

III группа учащихся рассказывает о рельефах Южной Америки и полезных ископаемых.

Четкое разделение на горный Запад – Анды и равнинный Восток – Бразильское и Гвианское плоскогорье; Амазонская, Ла-Платсая и Оринокская низменности. Анды – медные горы.

III группа предлагает ученикам в классе карточку с заданиями:

Ход работы

а) отложить отрезок, равный протяженности материка, по экватору;

б)отложить крупные формы рельефа по линии профиля (пересекающие линию экватора горизонтом), в результате горизонтальный масштаб профиля будет равен масштабу карты;

в) пользуясь вертикальным масштабом 1см – 1000 км. построить линию профиля: из точек пересечения горизонтальной линии профиля восстановить перпендикуляры в соответствии с вертикальным масштабом и соединить вновь полученные точки плавной кривой линией;

г) надписать название крупных форм рельефа по линии профиля.

Климат, внутренние воды и природные зоны Южной Америки.

IV группа учащихся отвечают на вопросы класса:

а) какие причины влияют на климат Южной Америки?

б) Почему вдоль западного склона Анд выпадает мало осадков, несмотря на близость океана?

в) В какие районы Анд надо совершить путешествие, чтобы за короткий срок наблюдать как можно больше климатических различий?

г) Докажите справедливость высказывания: “Амазонка – царица рек”.

д) Что общего в водном режиме Параны и Нила?

е) Что означают – сельва, компас, льянос, пампа, Патагония?

Видеофильм о реке Амазонка и водопаде Анхель.

5. Государства и население Южной Америки.

Неожиданно для класса выходят представители коренных и пришлых народов Южной Америки в национальных одеждах с флагами стран, которые они представляют. Звучит латиноамериканская музыка. Под ее ритмы класс знакомится с такими народами и государствами по плану:

 

План:

  1. Неравномерность расселения и плотность населения.
  2. Назвать показать крупные страны Южной Америки со своими столицами.
  3. Какие страны имеют большую площадь?
  4. Какова численность населения у этих стан?
  5. Какой язык считается государственными? Почему?

III. Этап обобщающего контроля (тест) по вариантам.

Итоговый контроль.

Южная Америка ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

1 вариант

1. По особенностям строения земной коры Южная Америка более всего похожа:

1) на Африку;

2) на Австралию;

3) на Антарктиду.

2. Горы Анды сформировались во время складчатости:

1) древней;

2) средней;

3) новой.

3. Место поднятия фундамента Южно-Американской платформы в рельефе соответствует:

1) Бразильскому плоскогорью;

2) Амазонской низменности.

4. На большую часть территории Южной Америки влага приносится с океана на:

1) Тихого;

2) Атлантического;

3) Индийского.

5. Если на территории выпадет 2000 —3000 мм осадков, распределяющихся равномерно в течение года, то это:

1) Амазонская низменность;

2) Ла-Платская низменность;

3) Бразильское плоскогорье.

6. Установите соответствие:

Река

Парана;

Амазонка;

Ориноко.

Время половодья

А. Июнь — июль.

Б. Декабрь — январь. В. Круглый год.

7Наивысший уровень воды в реке

Амазонке наблюдается, когда наступает:

1) в Северном полушарии;

2) в Южном полушарии.

8. Большую часть Амазонской низменности занимает:

1) сельва;

2) льянос;

3) кампос.

9. Богатейший видовой состав растительности влажных экваториальных юсов объясняется:

1) постоянством климатических условий;

2) положением материка в Южном полушарии;

3) большим количеством тепла и влаги в течение года.

Южная Америка

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

2 вариант

1. По сравнению с Африкой и Австралией рельеф Южной Америки:

1) более разнообразный;

2) менее разнообразный.

2. Примерно в одно время с Андами образовались:

1) Капские горы;

2) Большой Водораздельный хребет;

3) горы Антарктического полуострова.

3. Места опускания фундамента Южно-Американской платформы в рельефе соответствуют:

Гвианскому плоскогорью;

Амазонской низменности.

4. На большую часть территории Южной Америки влагу приносят:

1) пассаты;

2) западные ветры умеренных широт.

5. Если средние температуры и января и июля составляют 24 — 26.°С, то это:

1) Амазонская низменность;

2) Ла-Платская низменность;

3) Бразильское плоскогорье.

6. Установите соответствие:

Река

Амазонка;

Ориноко;

Парана.

Время половодья

A. Июнь — июль

Б. Круглый год.

B. Декабрь — январь.

7. Амазонка — самая полноводная река в мире, что объясняется:

1) особенностями климата;

2) особенностями климата и рельефа.

8. Большую часть Бразильского нагорья занимает:

1) льянос;

2) кампос;

3) сельва.

9. У растений влажных экваториальных лесов отсутствует период дружного листопада. Это объясняется:

1) теплой зимой;

2) влажным летом;

3) отсутствием сезонов года.

Домашнее задание.

- Прочитайте дополнительную информацию об Антарктиде.