Цели урока:
- Познакомить со статьями Н. И. Новикова из журнала “Детское чтение для сердца и разума”.
- Развивать критическое мышление, умение прогнозировать содержание произведения по его названию.
- Учить детей определять познавательную, воспитательную и литературную ценность произведения.
Оборудование урока:
- Учебник “ В океане света”
- Сюжетная таблица
Журнал “Детское чтение для сердца и разума”.
Ход урока
Организационный момент.
- Урок литературного чтения я начну с небольшого стихотворения.
Вот книжки на столе, а вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный.
- Какое настроение появилось у вас после прослушивания этого стихотворения?
Сообщение темы и целей урока.
- Прочитайте тему нашего урока. Задайте вопросы к теме урока. Выполнить это задание вам помогут вопросительные слова:
Кто? | Для кого? |
Какие? | О чём? |
- Итак, с помощью вопросов вы сформулировали учебные задачи нашего урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказами Н. И. Новикова, которые раньше назывались статьями.
Стадия вызова.
- Известно ли вам что-нибудь о писателе Н. И. Новикове?
(Знакомство с биографией писателя)
- А хотели бы вы узнать биографию этого писателя?
Николай Иванович Новиков родился в 1744 году близ г. Москвы. Новиков – писатель, журналист, книгоиздатель. Новиков большое внимание уделял распространению знаний и воспитанию молодёжи. Он даже создал целую программу воспитания. Новиков – книгоиздатель. За 15 лет (1777-1789гг.) больше трети всех книг России были изданы под его руководством. Но книг для детей в те годы почти не было. Детям нечего было читать. И вот Николай Иванович Новиков создаёт первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума”. Этот журнал издавался 4 года с 1785 по 1789 год.
- По названию определите, о чём писали в этих журналах. (Ответы учеников)
В этом журнале печатались рассказы двух видов: для “воспитания сердца”, т.е. нравоучительные, и для “обогащения ума”, где были сведения по истории, географии и другим наукам.
Стадия осмысления.
- Сегодня на уроке мы будем читать рассказы из этих журналов. Это трудные тексты. В них встречаются устаревшие слова, которые вышли из активного словаря, т.е.архаизмы, в некоторых словах ударение непривычное для нас.
Первый текст – “Молодой путешественник”.
- Прочитайте название.
- Предположите, о чём будет текст?
Словарная работа.
гофмейстер (читают сноску)
- Остальные непонятные слова вы поймёте из контекста.
Я буду читать текст, а вы будете слушателями. По ходу моего чтения составьте и запишите толстые вопросы (отдельные ученики) и тонкие вопросы (все остальные ученики).
Слушание текста.
Групповая работа.
- Обсудите вопросы в группах и выберите по 2 тонких и по 1 толстому вопросу.
Фронтальная работа (вопрос-ответ).
- Чему учит этот рассказ?
- Для сердца он или для разума?
- Найдите мораль и зачитайте её ещё раз.
- Как построен рассказ? (1 часть - история, 2часть - мораль).
Физминутка. Упражнения для глаз.
Второй текст – “Начало только трудно”.
- Прочитайте название второго текста.
- Предположите, о чём будет текст?
Словарная работа.
намерение
сие (намерение)
иступление
- Этот текст вы будете читать самостоятельно. По ходу чтения заполните сюжетную таблицу ключевыми словами.
Самостоятельное чтение и составление таблицы.
Кто? Что делал?
маленький Фёдор не любил рано вставать
отстать от дурной привычки
Когда? Что сделал?
однажды летом проснулся в 5 часов утра
вскочил, оделся
принудил себя
выучил легче
Кто? Что?
Кто?
Что?
учитель доволен
Фёдор
столько удовольствия
Мораль
Групповая работа.
- Обсудите в группах свои таблицы. Исправьте и дополните, если это необходимо.
Проверка.
- Составьте пересказ текста по сюжетной таблице. (1 ученик рассказывает у доски).
- Чему учит этот рассказ?
- Найдите и прочитайте мораль.
- Сравните первый и второй рассказы (для кого написаны, какие это рассказы, как постороены).
Третий текст – “Крестьянское состояние”.
- Прочитайте название и предположите, о чём будет текст?
Словарная работа.
крестьяне
жатва
жнецы
1 часть (От начала до слов “И! Батюшка, -отвечал Феденька, - он простой мужик”.)
- С помощью вопросительных слов задайте вопрос к первой части.
Кто…?
Почему…?
- А как вы понимаете “простой мужик”?
- Кем бы мог быть отец Феденьки?
- Предположите, какими могут быть дальнейшие действия отца?
2 часть (“Отец не заставил…” – “…что Феденьке ничего не досталось”.)
- Почему отец “тотчас позвал к себе” старого Памфила? Ответ подтвердите словами из текста.
- Рассмотрите иллюстрацию. Феденька сидит с пустой тарелкой, а весь хлеб отец положил себе.
- Подумайте, какой разговор состоялся между Феденькой и его отцом. Обсудите в группах.
Групповая работа.
Проверка.
3 часть (“Батюшка, у меня хлеба нет…” – “…я дам теперь и тебе хлеба”.)
Чтение по ролям (автор, отец, Феденька).
- Почему же отец не дал Феденьке хлеба?
- Понял ли этот урок Феденька? Подтвердите ответ словами из текста.
- Зачем отец взял Феденьку с собой на поле?
4 часть (“После обеда…” – “…хотя работа их была очень трудна”.)
- Какие слова указывают на то, что работа на поле была очень тяжёлая?
- Как выглядели крестьяне, которые выполняли тяжёлую работу?
- Как бы вы закончили рассказ?
5 часть (“Увидевши старого Памфила…” - до конца.)
- Какова мораль этого рассказа?
Стадия рефлексии.
Итак, мы прочитали 3 рассказа Новикова из журнала “Детское чтение для сердца и разума”. Сейчас каждый из вас попробует ответить на вопрос: “Чему научили вас эти рассказы?” Свой ответ начните так:
- Прочитав рассказы Николая Новикова, я понял(а),что…
(Выслушиваются ответы детей).
- Как вы думаете, журнал под таким названием сейчас издаётся? Почему?
Знакомство с журналом.
Итог урока. Составление синквейна.
- Рассказы Н. Новикова.
- Интересные, поучительные.
- Развивают, воспитывают, учат.
- Для детского чтения.
- Верные друзья.