Цель:
1. Создать условия для раскрытия понятий разряды наречий.
2. Продолжить работу по усвоению ранее рассмотренных понятий: наречие – часть речи, неизменяемая, поясняющая другие части речи.
3. Закрепить знания и умения в работе над словарными словами и предложениями.
Проблема: Существительное обозначает предмет, глагол обозначает действие предмета, имя прилагательное – признак предмета, а что обозначают наречия?
Оборудование:
- Запись на доске,
- Предложения на листках,
- Мел,
- Магнитофонная запись.
Ход работы
I. Организационный момент.
- Встаньте, дети, обернитесь к зрителям, там сидят очень добрые люди. Они вас любят и вы любите своих учителей.
С каким настроением вы пришли на урок?
Предположительный ответ учеников - с хорошим.
– Каким вы хотите, чтобы у нас получился урок?
– (интересным, радостным, с трудностями, с хитростями)
– Как вы мне можете помочь, чтобы получился такой урок?
– Будем внимательными, не будем отвлекаться
– А какой вы хотите, чтобы я была на уроке?
– Требовательной, веселой и строгой тоже.
– Хорошо, принимаю все ваши пожелания. Закройте глазки! Скажите, буду сосредоточенным, буду очень внимательным, я помогу вам, учитель.
Дети повторяют.
– Откройте глазки, садитесь.
II. Словарная работа.
– Некоторые ученые считают, что слово можно определить, если в нем будут пропущены гласные. Хотите проверить это мнение?
На доске словарные слова с пропущенными гласными
…г…р…д
…д…нн…дц…ть
к…нст…т…ц……
…ч…в…д…ц
…рн…м…нт
…р…х
– Посмотрите внимательно и постарайтесь определить, какие это слова. Запишите их в тетрадь.
Дети догадываются, записывают слова в тетрадь. Один ученик выходит к доске, вписывает буквы.
– Что заметили?
Дети группируют эти слова по признакам.
– Какие слова непонятны?
Дети просят объяснить слово конституция, орнамент.
– Давайте обратимся к толковому словарю.
Дети, пользуясь толковым словарем, сами находят толкование этих слов.
Физ. минутка (под музыку)
III. Работа над новым материалом.
На листках написаны слова и развешены по классу. Дети должны составить предложение из этих слов.
Солнце невысоко поднялось над горизонтом.
– какое задание можно выполнить с этим предложением?
Дети предлагают найти орфограммы, объяснить правописание всех слов, разобрать по членам предложения и частям речи.
– на каком задании остановимся? Хорошо, давайте разберём это предложение по членам предложения и частям речи. (один ученик выполняет у доски а остальные в тетрадях)
– мы не можем определить, к какой части речи относится слово «невысоко».
– давайте определим, какую часть речи поясняет это слово, к какому слову оно относится, можно ли его изменить?
– хотите узнать, к какой части речи относятся слова, которые поясняют не только глаголы, но и имена прилагательные и имена существительные?
– да, хотим.
– предлагаю вам решить кроссворд, после чего мы узнаем, к какой части речи относится слово «невысоко»
На доске кроссворд
Задания: вписать по горизонтали соответствующие определениям слова, и в вертикальной выделенной строке вы прочтете название части речи, к которой эти слова относятся.
- Навыворот (наизнанку)
- В предыдущий день (накануне)
- Синоним слова осмотрительно, с опаской (осторожно)
- Очень быстро, торопливо (поспешно)
- Ручным способом, без применения механизма (вручную)
- Полностью, без остатка (подчистую)
- Приблизительно (примерно)
– Какое слово у вас получилось?
– Наречие.
– Как вы думаете, что такое наречие?
– слова, которые отвечают на вопросы как? когда? откуда? где? каким образом?
– на какой вопрос отвечает слово «невысоко»? Можно ли его изменить? К какой части речи относится это слово?
Ответы детей
Физ. минутка
На доске: ослепительно белый, прогулка пешком, дуют громко, совсем маленький, свернула налево, шел вчера, сегодня сияет, очень горячий.
– что заметили, какое задание можно выполнить?
– наречия, которые поясняют глаголы, имена существительные, имена прилагательные. Можно разделить на три группы.
Работа в группах (Iр – наречия поясняющие глаголы, IIр – поясняет существительные, IIIр – поясняют прилагательные )
I ряд – потемнел справа свернула налево шёл вчера дует громко |
II ряд – прогулка пешком шаг назад |
III ряд – очень горячий совсем маленький ослепительно белый |
- Что обозначают наречия, когда поясняют глаголы, существительные, прилагательные?
- Хотите, я вам помогу?
Наречия, поясняющие глаголы и отвечающие на вопросы где? куда? откуда? когда? как? каким образом?, обозначают место действия, время действия и образ действия.
Наречия, поясняющие существительные, обозначают признак предмета.
Наречия, поясняющие прилагательные обозначают степень качества.
Ещё говорят, что наречия имеют разряды по значению: образа действия, места действия, время действия, степени качества.
- Давайте вместе составим алгоритм:
Ученики вместе с учителем составляют алгоритм работы с наречиями.
Алгоритм
1. Найти в тексте наречие;
2. Поставить вопрос;
3. Определить, какую часть речи поясняет наречие;
4. Определить разряд наречия по значению.
IV. Работа по учебнику (знакомство с правилом) стр. 115 упр. 185
Задание
Найти соответствие между словосочетанием и вопросом, определить разряд наречия по значению.
место действия |
Словосочетания темнел справа |
какой? какая? |
Дети соединяют словосочетания, вопросы и разряды наречий по значению стрелками.
– Какая была тема нашего урока?
Ответы детей
– какую работу выполняют наречия?
Ответы детей
- какие разряды наречий по значению вы узнали?
Ответы детей
V. Итог урока
- Чем занимались, что узнали нового?
Какие трудные места встретились?
Чему научились?
Понравились ли вам задания к уроку?
Он получился таким, как вы хотели?
Хотите ещё узнать, какие бывают наречия?
Тогда я вас приглашаю на следующий урок.