Программа спецкурса "Основы учебной исследовательской деятельности учащихся"

Разделы: Физика


Пояснительная записка.

Перед школой сегодня стоит актуальная проблема – подготовка ученика-исследователя, который видит проблемы, творчески подходит к их решению, владеет современными методами поиска, умеет сам добывать знания.

Программа спецкурса учитывает изменения, происходящие в современной общеобразовательной школе, и ориентирована на знакомство учащихся с алгоритмом научного исследования, видами источников информации и разными формами работы с ними, методами исследования, критериями оценки исследовательских работ и докладов, правилами оформления работ, разными формами их представления.

Кроме теоретических знаний, получаемых учащимися, программа спецкурса предполагает серию практических занятий, в ходе которых учащиеся выполняют исследовательскую работу.

Цель спецкурса: создать условия для развития исследовательской компетентности учащихся 10-11 классов посредством освоения методов научного познания и умений учебной исследовательской деятельности.

Задачи спецкурса:

  1. Изучение основы методологии исследовательской деятельности.
  2. Развитие навыков работы с различными источниками информации.
  3. Совершенствование умений по оформлению исследовательской работы, подготовке доклада и презентации, выступлению перед аудиторией, рецензированию работ.

Тип курса: предметный.

Продолжительность курса: 34 часа.

Режим проведения занятий: традиционный 1 час в неделю.

Формы проведения занятий: традиционная урочная, лекции, учебное исследование.

Ожидаемый результат: развитие исследовательской компетентности, выполнение учебной исследовательской работы, выступление на конференции исследовательских работ.

Способы контроля: вводное анкетирование учащихся и их родителей; текущий контроль, основанный на отслеживании хода работы над учебным исследованием.

Содержание спецкурса.

Введение. Научное познание, его особенности. Метод и его роль в научном познании.

Учебная исследовательская работа, ее структура, содержание, этапы, методы. Выбор и утверждение темы исследования. Постановка цели и задач исследования. Структура учебного исследования. Составление плана работы над учебным исследованием. Обьект, предмет и гипотеза исследования.

Работа с различными источниками информации. Виды информационных источников. Работа с книгой. Этика цитирования. Составление библиографического списка по теме. Электронные источники информации и работа с ними.

Оформление результатов учебной исследовательской работы. Подготовка доклада к школьной конференции исследовательских работ. Подготовка презентации. Критерии оценки исследовательской работы, доклада и презентации. Правила написания рецензии.

Школьная конференция учебных исследовательских работ учащихся.

Итоги работы спецкурса. Рефлексия.

 Учебно-тематический план спецкурса.

Совокупность тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Введение. Особенности научного познания. Метод и его роль в научном познании.

3

2

1

Учебная исследовательская работа, ее структура, содержание, этапы, методы.

1

1

-

Тема, цели и задачи учебного исследования.

3

1

2

Утверждение темы исследования. План работы над исследованием.

3

1

2

Объект, предмет и гипотеза исследования.

2

1

1

Работа над содержанием с различными источниками информации.

7

2

5

Оформление результатов работы.

6

1

5

Подготовка доклада и презентации.

3

1

2

Критерии оценки исследовательской работы, доклада, презентации.

1

1

 
Школьная конференция учебных исследовательских работ учащихся.

3

-

3

Итоги работы спецкурса. Рефлексия.

2

-

2

Всего часов

34

11

23

Тематика учебно-исследовательских работ учащихся.

  1. Бомбы замедленного действия на нашей планете.
  2. Жидкие кристаллы.
  3. История создания вечного двигателя
  4. Тепловые двигатели и проблемы экологии.
  5. Прошлое, настоящее и будущее ДВС.
  6. Электричество в живых организмах.
  7. Электрические явления в природе.
  8. Магнитные бури и жизнь на Земле.
  9. Электролиз и его применение.
  10. Загадки шаровой молнии.
  11. Все о плазме.
  12. Кристаллы. Их выращивание и применение.
  13. Лазер и его профессии.
  14. Мир кошек глазами человека.
  15. Российские физики – Нобелевские лауреаты.
  16. Симметрия в природе, искусстве, физике и технике.
  17. Современные средства коммуникации.
  18. Тайны Бермудского треугольника.
  19. Физика в игрушках.
  20. Физика и музыка.

Литература.

1. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия»,2000.
2. Зайченко О.М.Формирование у учащихся представлений о процессе научного познания: Методические рекомендации. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого,2000.
3. Сенько Ю.В. Формирование научного стиля мышления учащихся в процессе обучения. М., 1985.
4. Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности. М.,1993.