Пояснительная записка.
Перед школой сегодня стоит актуальная проблема – подготовка ученика-исследователя, который видит проблемы, творчески подходит к их решению, владеет современными методами поиска, умеет сам добывать знания.
Программа спецкурса учитывает изменения, происходящие в современной общеобразовательной школе, и ориентирована на знакомство учащихся с алгоритмом научного исследования, видами источников информации и разными формами работы с ними, методами исследования, критериями оценки исследовательских работ и докладов, правилами оформления работ, разными формами их представления.
Кроме теоретических знаний, получаемых учащимися, программа спецкурса предполагает серию практических занятий, в ходе которых учащиеся выполняют исследовательскую работу.
Цель спецкурса: создать условия для развития исследовательской компетентности учащихся 10-11 классов посредством освоения методов научного познания и умений учебной исследовательской деятельности.
Задачи спецкурса:
- Изучение основы методологии исследовательской деятельности.
- Развитие навыков работы с различными источниками информации.
- Совершенствование умений по оформлению исследовательской работы, подготовке доклада и презентации, выступлению перед аудиторией, рецензированию работ.
Тип курса: предметный.
Продолжительность курса: 34 часа.
Режим проведения занятий: традиционный 1 час в неделю.
Формы проведения занятий: традиционная урочная, лекции, учебное исследование.
Ожидаемый результат: развитие исследовательской компетентности, выполнение учебной исследовательской работы, выступление на конференции исследовательских работ.
Способы контроля: вводное анкетирование учащихся и их родителей; текущий контроль, основанный на отслеживании хода работы над учебным исследованием.
Содержание спецкурса.
Введение. Научное познание, его особенности. Метод и его роль в научном познании.
Учебная исследовательская работа, ее структура, содержание, этапы, методы. Выбор и утверждение темы исследования. Постановка цели и задач исследования. Структура учебного исследования. Составление плана работы над учебным исследованием. Обьект, предмет и гипотеза исследования.
Работа с различными источниками информации. Виды информационных источников. Работа с книгой. Этика цитирования. Составление библиографического списка по теме. Электронные источники информации и работа с ними.
Оформление результатов учебной исследовательской работы. Подготовка доклада к школьной конференции исследовательских работ. Подготовка презентации. Критерии оценки исследовательской работы, доклада и презентации. Правила написания рецензии.
Школьная конференция учебных исследовательских работ учащихся.
Итоги работы спецкурса. Рефлексия.
Учебно-тематический план спецкурса.
Совокупность тем |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|
Введение. Особенности научного познания. Метод и его роль в научном познании. | 3 |
2 |
1 |
Учебная исследовательская работа, ее структура, содержание, этапы, методы. | 1 |
1 |
- |
Тема, цели и задачи учебного исследования. | 3 |
1 |
2 |
Утверждение темы исследования. План работы над исследованием. | 3 |
1 |
2 |
Объект, предмет и гипотеза исследования. | 2 |
1 |
1 |
Работа над содержанием с различными источниками информации. | 7 |
2 |
5 |
Оформление результатов работы. | 6 |
1 |
5 |
Подготовка доклада и презентации. | 3 |
1 |
2 |
Критерии оценки исследовательской работы, доклада, презентации. | 1 |
1 |
|
Школьная конференция учебных исследовательских работ учащихся. | 3 |
- |
3 |
Итоги работы спецкурса. Рефлексия. | 2 |
- |
2 |
Всего часов | 34 |
11 |
23 |
Тематика учебно-исследовательских работ учащихся.
- Бомбы замедленного действия на нашей планете.
- Жидкие кристаллы.
- История создания вечного двигателя
- Тепловые двигатели и проблемы экологии.
- Прошлое, настоящее и будущее ДВС.
- Электричество в живых организмах.
- Электрические явления в природе.
- Магнитные бури и жизнь на Земле.
- Электролиз и его применение.
- Загадки шаровой молнии.
- Все о плазме.
- Кристаллы. Их выращивание и применение.
- Лазер и его профессии.
- Мир кошек глазами человека.
- Российские физики – Нобелевские лауреаты.
- Симметрия в природе, искусстве, физике и технике.
- Современные средства коммуникации.
- Тайны Бермудского треугольника.
- Физика в игрушках.
- Физика и музыка.
Литература.
1. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия»,2000.
2. Зайченко О.М.Формирование у учащихся представлений о процессе научного познания: Методические рекомендации. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого,2000.
3. Сенько Ю.В. Формирование научного стиля мышления учащихся в процессе обучения. М., 1985.
4. Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности. М.,1993.