Урок изучения нового материала по географии в 6-м классе по теме: "Горы Земли"

Разделы: География


Бытует устойчивое мнение, что развитие речи учащихся – это обязанность учителей словесников. Изучая географию в 6 классе ученик усваивает не только предметное содержание, он усваивает язык, на котором происходит обучение. Работу по развитию речи учащихся можно организовать средствами школьной географии и сделать её неотъемлемой составляющей содержания каждого урока.

При первичном ознакомлении шестиклассников с теоретическими знаниями по теме «Горы Земли» применен прием объяснительно-иллюстративного метода – лекция.

Образовательные задачи урока.

  1. Сформировать понятие «рельеф»;
  2. начать формировать у учащихся представление об особенностях образования и разнообразия гор;
  3. дать представление о различии гор по высоте, об изменении гор во времени, о рельефе гор и их частях;
  4. начать формировать умения составлять описания гор и продолжить развивать формы речевой деятельности учащихся;
  5. продолжить формирование навыка сжатого изложения информации (особого вида пересказа);
  6. продолжить формировать умения работать с картой.

Тип урока. Урок изучения нового материала.

Оборудование.

  1. Физическая карта полушарий и России,
  2. атласы 6 класса,
  3. распечатанный текст лекции, где выделена основная мысль (для каждого учащегося);
  4. учебные картины;
  5. видеофильм «Гималаи», «Мачу-Пикчу» («Чудеса природы» ч.I ,II. «Издательский Дом Ридерз Дайджест»);
  6. 5 листов ватмана,
  7. фломастеры;
  8. 5 заданий для команд путешественников.

Ход урока.

Учитель географии. «Мы поднялись. Мы вступили на вершину. Мечта стала явью…Было полдвенадцатого дня, сияло солнце, а небо – во всю жизнь я не видел неба синее!...Со всех сторон вокруг нас высились великие Гималаи…В великий момент, которого я ждал всю жизнь, моя гора казалась мне не безжизненной каменной массой, покрытой льдом, а чем-то теплым, живым, дружественным…»

Так описывает свои впечатления знаменитый альпинист Тенцинг Норгей, вступивший около полудня 29 мая 1953 года вместе с Эдмундом Хиллари на вершину Эвереста – высочайшей горы мира.

Сегодня на уроке прослушайте лекцию «Горы Земли» и подчеркните основные положения. (продолжительность лекции 15-20 минут).

Смысловые блоки лекции:

  1. Что такое рельеф? Обоснование разнообразия рельефа.
  2. Строение гор, высота гор. Низкие, средние, высокие горы.
  3. Горные хребты, горные долины, горные системы, нагорья.
  4. Изменение гор во времени. Географическое положение гор.
  5. Значение гор для хозяйственной деятельности человека.

Лекция иллюстрирована учителем, включает в себя показ кинофрагментов.

Учащиеся усваивают изложение лекции учителя, следя за ним по картам, учебным картинам, смотрят фрагменты видеофильма и подчеркивают основные положения в распечатанном тексте лекции.

Учитель географии:

Ребята! В тексте лекции вы подчеркнули определение рельефа и главную причину разнообразия рельефа. Назовите их.

Пользуясь текстом лекции, составьте схему в рабочих тетрадях «Рельеф Земли».
Запись в тетради схемы «Рельеф Земли».

Почти параллельными хребтами протянулись с севера на юг Уральские горы. Прослушаем информационное сообщение об Уральских горах.

Учащийся 1. В форме краткого пересказа озвучивает свое опережающее задание. (Продолжительность рассказа не более 1 мин. Учащиеся задают докладчику не более трех вопросов.)

Учитель географии:

Ребята ! Назовите самые высокие горы России, пользуясь текстом лекции, и отыщите их на карте.

Прослушаем информационное сообщение о горах Кавказа и зададим вопросы докладчику.

Учащийся 2. В форме краткого пересказа доводит до присутствующих в классе свое информационное сообщение о Кавказе и отвечает на вопросы одноклассников. (Задание опережающее.)

Учитель географии:

Ребята! Сейчас мы все отправимся в воображаемое путешествие по самым высоким горам мира, и результатом нашего путешествия будет рассказ, составленный вами. Класс не случайно разбит на 5 команд, и в каждой команде по 5 человек.

Команда 1 получает коллективное задание посетить горы Анды и рассказать об увиденном. Путеводителем служит физическая карта полушарий и

Задача. Составьте рассказ из 5-6 предложений на тему «Анды» по опорным словам, не нарушая последовательности: горы, Анды, запад, Южная Америка, север, юг, Аконкагуа, 6960 м., вершины, вечные снега, ледники, медные, оловянные, серебряные руды. (Отдает задачу команде.)

Команда 2 получает коллективное задание посетить горы Кордильеры и рассказать о них. Путеводителем служит физическая карта полушарий и

Задача. Составьте рассказ из 5-6 предложений на тему «Кордильеры» по опорным словам, не нарушая последовательности: горы, Кордильеры, запад, Северная Америка, север, юг, Мак-Кинли, 6194 м., нефть, природный газ, каменный уголь, золото, урановые руды. (Отдает задачу команде).

Команда 3 получает коллективное задание посетить горы Гималаи и рассказать о горах. Путеводителем служит физическая карта полушарий и

Задача. Составьте рассказ из 5-6 предложений на тему «Гималаи» по опорным словам, не нарушая последовательности: горы, Гималаи, юг, Евразия, Джомолунгма, 8848 м., вершина, вечные снега, ледники, рудные, полезные ископаемые. (Отдает задачу команде).

Команда 4 получает коллективное задание посетить Каракорум и рассказать об увиденном. Путеводителем служит физическая карта полушарий и

Задача. Составьте рассказ из 5-6 предложений на тему «Каракорум» по опорным словам, не нарушая последовательности: горы, Каракорум, юг, Евразия, граница, Непал, Китай, гора, Чогори, 8611 м. (Отдает задачу команде).

Команда 5 получает коллективное задание посетить Кавказ и рассказать о результатах своего путешествия. Путеводителем служит физическая карта полушарий и

Задача. Составьте рассказ из 5-6 предложений на тему «Кавказ» по опорным словам, не нарушая последовательности: горы, Кавказ, Евразия, Черное море, Каспийское море, гора, Эльбрус, 5642 м. (Отдает задачу команде).

Учащиеся. Каждый учащийся команды записывает свое предложение с ключевым словом фломастером на ватмане. Члены команды осуществляют взаимоконтроль. Капитаны команд 1,2,3,4,5, выбранные членами команды, рассказывают о горах, которые посетили.

Учитель географии:

Ребята! Мы прослушали интересные рассказы о горах, которые посетили, но у каждого из вас может возникнуть вопрос: «А может ли человек разрушить самые высокие горы?» У нас подготовлено сообщение о проблемах охраны природы в Гималаях. Прослушаем его.

Учащийся 3. В форме сжатого пересказа озвучивает свое опережающее задание о Гималаях.

- Число туристов и альпинистов, посещающих Джомолунгму достигает 5 тысяч в год. Пеший переход к базовому лагерю у подножья Джомолунгмы достигает двух недель. Группу туристов из 15 человек сопровождают около 50 носильщиков. На приготовление пищи такой группе необходимо около тонны дров. Налицо – вырубка лесов. Тысячи туристов оставляли после себя горы мусора.

С 1976 года район подножья Джомолунгмы объявлен Национальным парком. Здесь запрещена вырубка деревьев и кустарников и даже сбор хвороста. Все необходимое топливо туристы и альпинисты обязаны нести с собой. Носильщики собирают мусор и относят его в отведенные места. Облысение Джомолунгмы удалось остановить. В 1984 году в Индии проводилась компания «За чистые Гималаи». Девиз: «Ничего не увозить с собой, кроме фотографий, и ничего не оставлять в горах, кроме следов собственных ботинок».

Другая проблема связана с ростом числа местных жителей: искусственные террасы полей населения Непала и вырубка леса на дрова. В Непале созданы питомники для выращивания саженцев ели, арчи, плодовых деревьев, которые крестьяне высаживают на горных склонах; начато сооружение небольших электростанций для удовлетворения энергетических потребностей населения.

Учитель географии:

Ребята! Так может ли человек разрушить самые высокие горы?

Необходимо ли международное сотрудничество в вопросах охраны природы?

Уже много тысяч лет карта остается необходимым предметом ориентирования людей. Я предлагаю привести примеры горных стран, которые находятся на территории одного государства и на территории нескольких государств, пользуясь физической и политической картой мира.

Учащиеся. Находят объекты по карте и озвучивают результаты.

Учитель географии:

Ребята! Горы всегда притягивали людей. Если вы когда-нибудь поднимитесь на вершину какой-либо горы, например, в Жигулях (неважно, что она намного ниже Эвереста), то у вас появится мечта снова вернуться туда – в творение великих сил природы. Преодолев усталость и, быть может, страх, вы взошли на неё, и это Ваша победа!