Бытует устойчивое мнение, что развитие речи учащихся – это обязанность учителей словесников. Изучая географию в 6 классе ученик усваивает не только предметное содержание, он усваивает язык, на котором происходит обучение. Работу по развитию речи учащихся можно организовать средствами школьной географии и сделать её неотъемлемой составляющей содержания каждого урока.
При первичном ознакомлении шестиклассников с теоретическими знаниями по теме «Горы Земли» применен прием объяснительно-иллюстративного метода – лекция.
Образовательные задачи урока.
- Сформировать понятие «рельеф»;
- начать формировать у учащихся представление об особенностях образования и разнообразия гор;
- дать представление о различии гор по высоте, об изменении гор во времени, о рельефе гор и их частях;
- начать формировать умения составлять описания гор и продолжить развивать формы речевой деятельности учащихся;
- продолжить формирование навыка сжатого изложения информации (особого вида пересказа);
- продолжить формировать умения работать с картой.
Тип урока. Урок изучения нового материала.
Оборудование.
- Физическая карта полушарий и России,
- атласы 6 класса,
- распечатанный текст лекции, где выделена основная мысль (для каждого учащегося);
- учебные картины;
- видеофильм «Гималаи», «Мачу-Пикчу» («Чудеса природы» ч.I ,II. «Издательский Дом Ридерз Дайджест»);
- 5 листов ватмана,
- фломастеры;
- 5 заданий для команд путешественников.
Ход урока.
Учитель географии. «Мы поднялись. Мы вступили на вершину. Мечта стала явью…Было полдвенадцатого дня, сияло солнце, а небо – во всю жизнь я не видел неба синее!...Со всех сторон вокруг нас высились великие Гималаи…В великий момент, которого я ждал всю жизнь, моя гора казалась мне не безжизненной каменной массой, покрытой льдом, а чем-то теплым, живым, дружественным…»
Так описывает свои впечатления знаменитый альпинист Тенцинг Норгей, вступивший около полудня 29 мая 1953 года вместе с Эдмундом Хиллари на вершину Эвереста – высочайшей горы мира.
Сегодня на уроке прослушайте лекцию «Горы Земли» и подчеркните основные положения. (продолжительность лекции 15-20 минут).
Смысловые блоки лекции:
- Что такое рельеф? Обоснование разнообразия рельефа.
- Строение гор, высота гор. Низкие, средние, высокие горы.
- Горные хребты, горные долины, горные системы, нагорья.
- Изменение гор во времени. Географическое положение гор.
- Значение гор для хозяйственной деятельности человека.
Лекция иллюстрирована учителем, включает в себя показ кинофрагментов.
Учащиеся усваивают изложение лекции учителя, следя за ним по картам, учебным картинам, смотрят фрагменты видеофильма и подчеркивают основные положения в распечатанном тексте лекции.
Учитель географии:
Ребята! В тексте лекции вы подчеркнули определение рельефа и главную причину разнообразия рельефа. Назовите их.
Пользуясь текстом лекции, составьте схему в
рабочих тетрадях «Рельеф Земли».
Запись в тетради схемы «Рельеф Земли».
Почти параллельными хребтами протянулись с севера на юг Уральские горы. Прослушаем информационное сообщение об Уральских горах.
Учащийся 1. В форме краткого пересказа озвучивает свое опережающее задание. (Продолжительность рассказа не более 1 мин. Учащиеся задают докладчику не более трех вопросов.)
Учитель географии:
Ребята ! Назовите самые высокие горы России, пользуясь текстом лекции, и отыщите их на карте.
Прослушаем информационное сообщение о горах Кавказа и зададим вопросы докладчику.
Учащийся 2. В форме краткого пересказа доводит до присутствующих в классе свое информационное сообщение о Кавказе и отвечает на вопросы одноклассников. (Задание опережающее.)
Учитель географии:
Ребята! Сейчас мы все отправимся в воображаемое путешествие по самым высоким горам мира, и результатом нашего путешествия будет рассказ, составленный вами. Класс не случайно разбит на 5 команд, и в каждой команде по 5 человек.
Команда 1 получает коллективное задание посетить горы Анды и рассказать об увиденном. Путеводителем служит физическая карта полушарий и
Задача. Составьте рассказ из 5-6 предложений на тему «Анды» по опорным словам, не нарушая последовательности: горы, Анды, запад, Южная Америка, север, юг, Аконкагуа, 6960 м., вершины, вечные снега, ледники, медные, оловянные, серебряные руды. (Отдает задачу команде.)
Команда 2 получает коллективное задание посетить горы Кордильеры и рассказать о них. Путеводителем служит физическая карта полушарий и
Задача. Составьте рассказ из 5-6 предложений на тему «Кордильеры» по опорным словам, не нарушая последовательности: горы, Кордильеры, запад, Северная Америка, север, юг, Мак-Кинли, 6194 м., нефть, природный газ, каменный уголь, золото, урановые руды. (Отдает задачу команде).
Команда 3 получает коллективное задание посетить горы Гималаи и рассказать о горах. Путеводителем служит физическая карта полушарий и
Задача. Составьте рассказ из 5-6 предложений на тему «Гималаи» по опорным словам, не нарушая последовательности: горы, Гималаи, юг, Евразия, Джомолунгма, 8848 м., вершина, вечные снега, ледники, рудные, полезные ископаемые. (Отдает задачу команде).
Команда 4 получает коллективное задание посетить Каракорум и рассказать об увиденном. Путеводителем служит физическая карта полушарий и
Задача. Составьте рассказ из 5-6 предложений на тему «Каракорум» по опорным словам, не нарушая последовательности: горы, Каракорум, юг, Евразия, граница, Непал, Китай, гора, Чогори, 8611 м. (Отдает задачу команде).
Команда 5 получает коллективное задание посетить Кавказ и рассказать о результатах своего путешествия. Путеводителем служит физическая карта полушарий и
Задача. Составьте рассказ из 5-6 предложений на тему «Кавказ» по опорным словам, не нарушая последовательности: горы, Кавказ, Евразия, Черное море, Каспийское море, гора, Эльбрус, 5642 м. (Отдает задачу команде).
Учащиеся. Каждый учащийся команды записывает свое предложение с ключевым словом фломастером на ватмане. Члены команды осуществляют взаимоконтроль. Капитаны команд 1,2,3,4,5, выбранные членами команды, рассказывают о горах, которые посетили.
Учитель географии:
Ребята! Мы прослушали интересные рассказы о горах, которые посетили, но у каждого из вас может возникнуть вопрос: «А может ли человек разрушить самые высокие горы?» У нас подготовлено сообщение о проблемах охраны природы в Гималаях. Прослушаем его.
Учащийся 3. В форме сжатого пересказа озвучивает свое опережающее задание о Гималаях.
- Число туристов и альпинистов, посещающих Джомолунгму достигает 5 тысяч в год. Пеший переход к базовому лагерю у подножья Джомолунгмы достигает двух недель. Группу туристов из 15 человек сопровождают около 50 носильщиков. На приготовление пищи такой группе необходимо около тонны дров. Налицо – вырубка лесов. Тысячи туристов оставляли после себя горы мусора.
С 1976 года район подножья Джомолунгмы объявлен Национальным парком. Здесь запрещена вырубка деревьев и кустарников и даже сбор хвороста. Все необходимое топливо туристы и альпинисты обязаны нести с собой. Носильщики собирают мусор и относят его в отведенные места. Облысение Джомолунгмы удалось остановить. В 1984 году в Индии проводилась компания «За чистые Гималаи». Девиз: «Ничего не увозить с собой, кроме фотографий, и ничего не оставлять в горах, кроме следов собственных ботинок».
Другая проблема связана с ростом числа местных жителей: искусственные террасы полей населения Непала и вырубка леса на дрова. В Непале созданы питомники для выращивания саженцев ели, арчи, плодовых деревьев, которые крестьяне высаживают на горных склонах; начато сооружение небольших электростанций для удовлетворения энергетических потребностей населения.
Учитель географии:
Ребята! Так может ли человек разрушить самые высокие горы?
Необходимо ли международное сотрудничество в вопросах охраны природы?
Уже много тысяч лет карта остается необходимым предметом ориентирования людей. Я предлагаю привести примеры горных стран, которые находятся на территории одного государства и на территории нескольких государств, пользуясь физической и политической картой мира.
Учащиеся. Находят объекты по карте и озвучивают результаты.
Учитель географии:
Ребята! Горы всегда притягивали людей. Если вы когда-нибудь поднимитесь на вершину какой-либо горы, например, в Жигулях (неважно, что она намного ниже Эвереста), то у вас появится мечта снова вернуться туда – в творение великих сил природы. Преодолев усталость и, быть может, страх, вы взошли на неё, и это Ваша победа!