Программа предпрофильного курса по выбору "Немецкий язык для делового общения"

Разделы: Иностранные языки


I. Пояснительная записка.

Предпрофильный курс по выбору «Немецкий язык для делового общения» входит в образовательную область «Филология», построен на материале предмета «Иностранный язык» и имеет тематическую направленность - «Деловое общение».

Актуальность разработки данного курса обусловлена тем, что в последние годы в нашей стране возросло значение немецкого языка и возникла потребность в высококвалифицированных специалистах, умеющих не только читать и переводить специальную литературу, но и общаться на немецком языке. Между тем в обучении устной речи в средней школе коммерческая сфера общения не предусмотрена. Но есть учащиеся, которым интересно изучать курс «Немецкий язык для делового общения», а некоторым он необходим для дальнейшего обучения.

Цель курса: формирование и развитие навыков и умений делового общения средствами немецкого языка.

Задачи курса:

  1. подготовить учащихся к профильному обучению и выбору элективного курса на старшей ступени обучения;
  2. научить учащихся осуществлять коммуникативные акты в сфере делового общения:
       а) в устной форме (знакомство, беседа по телефону, собеседование),
       б) в письменной форме (автобиография, заявление, деловая корреспонденция);
  3. расширить общекультурный кругозор учащихся за счет сферы делового общения, познакомить со спецификой коммерческого общения в Германии в отличие от России.

По способу структурирования материала данная программа является линейной. Темы курса – модули – не связаны между собой; последовательность их введения не играет существенной роли. По инновационному потенциалу эта программа авторская.

Данный предпрофильный курс призван расширить школьную программу, углубить базовые знания учащихся.

Курс рассчитан на учащихся 9 класса предпрофильной школы в объеме 12 часов (1 ч. в неделю) при группе 10-12 человек. Продолжительность занятия 45 минут.

В основу отбора содержания курса «Немецкий язык для делового общения» положены следующие принципы:

  • индивидуализация, учет жизненного опыта, интересов учащихся;
  • речевая направленность урока;
  • ситуативность;
  • функциональность;
  • аутентичность;
  • новизна.

Данные принципы определили выбор основных методов и форм работы. На этапе презентации языкового материала используются элементы интенсивного обучения. Одной из форм закрепления полученных знаний является ролевая игра, которая призвана научить учащихся творчески применять приобретенные умения и навыки. Ролевая игра направлена на обучение общению, базируется на знакомом языковом материале, носит проблемный характер и предполагает взаимодействие всех участников. Использование интерактивных форм работы призвано подключить учащихся к различным видам коммуникативной и познавательной деятельности и тем самым формировать у них способность и готовность не только к речевому общению, но и к взаимодействию с партнером, умение принимать на себя ответственность за общий результат совместной работы.

Тематика курса представлена темами, которые знакомят учащихся с элементами делового общения и отобраны с учетом их интересов и потребностей:

  1. Визитная карточка.
  2. Деловые контакты.
  3. Устройство на работу.

Основу коммуникативной компетенции составляют коммуникативные умения, т.е. умения использовать немецкий язык как средство коммуникации в различных сферах и ситуациях. По окончании курса «Немецкий язык для делового общения» учащиеся должны уметь:

  1. вести диалог (полилог) с речевым партнером (партнерами) в различных ситуациях устного делового общения: знакомство, деловая беседа по телефону, собеседование при устройстве на работу;
  2. писать автобиографию, деловое письмо;
  3. оформлять заявление об устройстве на работу;

Данный курс может способствовать развитию общеучебных и компенсационных умений. Учащиеся должны уметь:

  1. поддерживать разговор, задавать вопросы и переспрашивать, пользоваться мимикой и жестами;
  2. выписывать из текста необходимую информацию, оформляя ее в виде схемы, и использовать ее в процессе подготовки устного сообщения;
  3. пользоваться двуязычным словарем и грамматическим справочником.

В курсе предусмотрен промежуточный и итоговый контроль для выявления уровня сформированности умений и навыков на различных этапах обучения. Промежуточный контроль осуществляется в форме практических работ. Итоговый контроль представляет собой ролевую (деловую) игру.

Оценивание учащихся осуществляется по следующим критериям.

Оценка «5» ставится, если учащийся допускает ошибку, но немедленно сам ее исправляет; показывает умение точно и правильно выбирать необходимые глагольные формы и времена. Его устное высказывание состоит как из простых, так и из сложных предложений. Демонстрирует умение употреблять сослагательное наклонение, пассивный залог, инфинитивные обороты, личные и притяжательные местоимения. Использует разнообразные формулы речевого общения. Умеет поддерживать разговор, задавать вопросы, переспрашивать. В письменном сообщении 90% работы выполнено без ошибок.

Оценка «4» ставится, если у учащегося встречаются грамматические ошибки, но это не препятствует общению. Учащийся демонстрирует умение использовать правильные глагольные формы и времена, инфинитивные обороты, пассивный залог. Затрудняется в употреблении местоимений. Его высказывание состоит из простых, но грамматически правильных предложений. Использует некоторые формулы речевого общения, правильно оформляет вопросительные предложения. 75% письменного высказывания выполнено без ошибок.

Оценка «3» ставится, если ошибки учащегося затрудняют беседу, но не разрушают ее. Он правильно использует разные формы глаголов и времена, затрудняется в выборе модального глагола. Его устное высказывание состоит из простых предложений, затрудняется в оформлении вопросительных предложений. Только 50% письменной работы выполнено без ошибок.

Оценка «2» ставится, если у учащегося встречается большое количество грамматических и лексических ошибок. Отмечается трудность в выборе правильного глагола и постановке его в нужное время. Меньше 50% письменной работы выполнено без ошибок.

II. Учебно-тематический план.

№ п/п тема, подтема кол-во уроков Формы организации деятельности Формы контроля
учащихся учащихся
1. Визитная карточка.

Знакомство, приветствие.

 

Автобиография

3 ч.

 

2

 

1

 

презентация языкового материала по методу интенсивного обучения, организация тренировки;

объяснение правил написания автобиографии

языковые, условно-речевые, речевые упражнения; составление словаря по теме;

ролевая игра;

анализ структуры автобиографии, тренировочные упражнения

 

практическая работа: написание автобиографии

2. Деловые контакты

Деловая корреспонден-ция.

 

Деловая беседа по телефону.

 

4 ч.

 

2

 

 

 

2

лекция; организация тренировки в написании деловых писем;

презентация языкового материала по методу интенсивного обучения; организация тренировки

конспектирование лекции, анализ формы делового письма, тренировочные упражнения;

языковые, условно-речевые, упражнения; работа с текстом, поиск необх. информации и оформление ее в виде схемы; аудирование телефонного разговора, инсценирование телефонного разговора

практическая работа: написание делового письма
3. Устройство на работу.

Поиск работы.

 

Заявление об устройстве на работу.

 

Собеседование

4 ч.

 

1

 

1

 

 

 

2

презентация нового лексического материала, организация тренировки;

объяснение правил

написания заявления; организация тренировки;

презентация нового лексического материала; организация тренировки

„mind mapping“ по теме „Поиск работы“, обсуждение; составление тематического словаря;

анализ формы заявления;

тренировочные упражнения;

составление ассоциограммы по теме „Успешное собеседование“, обсуждение; языковые упражнения; работа с текстом диалога; условно-речевые упражнения; составление диалогов по образцу

практическая работа: написание заявления об устройстве на работу
4. Итоговый урок. 1 ч.     ролевая игра «Устройство на работу»
  Итого 12 ч.      

III. Содержание курса.

Тема 1. «Визитная карточка».

Темы и ситуации общения: Знакомство, приветствие; сведения о себе, о работе; профессии. Автобиография.

Лексический материал: Der Unternehmer, der Geschaeftsmann (-leute), das Unternehmen, sich vorstellen, vertreten, Kontakte herstellen; der Lebenslauf;

Грамматический материал: Формы глаголов: Praesens, Perfekt Aktiv Indikativ; личные и притяжательные местоимения; склонение имен существительных; порядок слов в простом предложении.

Лингвострановедческий комментарий: Обращение в деловом общении, приветствие и прощание; особенности оформления автобиографии в Германии в отличие от России.

Лингвокоммерческий комментарий: Персонал фирмы.

Тема 2. «Деловые контакты».

Темы и ситуации общения: В коммерческом бюро. Деловая корреспонденция. Беседа по телефону.

Лексический материал: Das Telefongespraech, die Nummer, die Telefongebuehren, das Guthaben, die Abbuchung, die Telefonkarte, die Tarifeinheit, der Verlust, speichern, entwertet sein, abbuchen.

Грамматический материал: Формы пассивного залога, инфинитивные обороты, структура haben\sein + zu + Infinitiv.

Лингвострановедческий комментарий: Как позвонить по телефону-автомату в Германии. Телефонная карта. Важнейшие немецкие фирмы.

Лингвокоммерческий комментарий: Виды деловой корреспонденции; форма делового письма; клише и выражения для начала и конца письма.

Тема 3. «Устройство на работу».

Темы и ситуации общения: Поиск работы. Заявление об устройстве на работу. Собеседование.

Лексический материал: Die Bewerbung, das Bewerbungsschreiben, die Stelle, das Vorstellungsgespraech, das Auftreten, die Kompetenz, der Arbeitsgeber, der Personaler, bewerben um (Akk.), einstellen, verfuegen ueber (Akk.), (un)angemessen, konventionell.

Грамматический материал: Сослагательное наклонение Konjunktiv II; порядок слов в вопросительном предложении; в сложноподчиненном предложении.

Лингвострановедческий комментарий: Особенности проведения собеседования при устройстве на работу в Германии.

Лингвокоммерческий комментарий: Документы, необходимые для устройства на работу, структура заявления.

IV. Методический аппарат.

  1. Архипкина Г.Д., Завгородняя Г.С., Сарычева Г.П. Деловая корреспонденция на немецком языке. – Ростов н\Д: Феникс, 2002 – 192 с.
  2. Бориско Н.Ф. Бизнес-курс немецкого языка (с аудиокассетой). – Киев: Логос, 1997 – 320 с.
  3. Исакова Л.Д., Хованская Л.В. Немецкий язык для делового общения: Учебн. для ст. кл. шк. с углубл. изуч. нем. яз. – М: Просвещение, 1997 – 96 с.
  4. Никифорова А.С. Немецко-русский словарь по бизнесу. – М: Словари, 2003.
  5. Colin C. Untrnehmen Deutsch. Lehrwerk fuer Wirtschaftsdeutsch. – Stuttgart: Ernst Klett Sprachen, 2002.
  6. Praxis: 9\10 Arbeitslehre Hessen \ Hans Kaminski (Hsg.). – Braunschweig: Werstermann Schulbuchverlag, 1998.