I. Пояснительная записка.
Предпрофильный курс по выбору «Немецкий язык для делового общения» входит в образовательную область «Филология», построен на материале предмета «Иностранный язык» и имеет тематическую направленность - «Деловое общение».
Актуальность разработки данного курса обусловлена тем, что в последние годы в нашей стране возросло значение немецкого языка и возникла потребность в высококвалифицированных специалистах, умеющих не только читать и переводить специальную литературу, но и общаться на немецком языке. Между тем в обучении устной речи в средней школе коммерческая сфера общения не предусмотрена. Но есть учащиеся, которым интересно изучать курс «Немецкий язык для делового общения», а некоторым он необходим для дальнейшего обучения.
Цель курса: формирование и развитие навыков и умений делового общения средствами немецкого языка.
Задачи курса:
- подготовить учащихся к профильному обучению и выбору элективного курса на старшей ступени обучения;
- научить учащихся осуществлять коммуникативные
акты в сфере делового общения:
а) в устной форме (знакомство, беседа по телефону, собеседование),
б) в письменной форме (автобиография, заявление, деловая корреспонденция); - расширить общекультурный кругозор учащихся за счет сферы делового общения, познакомить со спецификой коммерческого общения в Германии в отличие от России.
По способу структурирования материала данная программа является линейной. Темы курса – модули – не связаны между собой; последовательность их введения не играет существенной роли. По инновационному потенциалу эта программа авторская.
Данный предпрофильный курс призван расширить школьную программу, углубить базовые знания учащихся.
Курс рассчитан на учащихся 9 класса предпрофильной школы в объеме 12 часов (1 ч. в неделю) при группе 10-12 человек. Продолжительность занятия 45 минут.
В основу отбора содержания курса «Немецкий язык для делового общения» положены следующие принципы:
- индивидуализация, учет жизненного опыта, интересов учащихся;
- речевая направленность урока;
- ситуативность;
- функциональность;
- аутентичность;
- новизна.
Данные принципы определили выбор основных методов и форм работы. На этапе презентации языкового материала используются элементы интенсивного обучения. Одной из форм закрепления полученных знаний является ролевая игра, которая призвана научить учащихся творчески применять приобретенные умения и навыки. Ролевая игра направлена на обучение общению, базируется на знакомом языковом материале, носит проблемный характер и предполагает взаимодействие всех участников. Использование интерактивных форм работы призвано подключить учащихся к различным видам коммуникативной и познавательной деятельности и тем самым формировать у них способность и готовность не только к речевому общению, но и к взаимодействию с партнером, умение принимать на себя ответственность за общий результат совместной работы.
Тематика курса представлена темами, которые знакомят учащихся с элементами делового общения и отобраны с учетом их интересов и потребностей:
- Визитная карточка.
- Деловые контакты.
- Устройство на работу.
Основу коммуникативной компетенции составляют коммуникативные умения, т.е. умения использовать немецкий язык как средство коммуникации в различных сферах и ситуациях. По окончании курса «Немецкий язык для делового общения» учащиеся должны уметь:
- вести диалог (полилог) с речевым партнером (партнерами) в различных ситуациях устного делового общения: знакомство, деловая беседа по телефону, собеседование при устройстве на работу;
- писать автобиографию, деловое письмо;
- оформлять заявление об устройстве на работу;
Данный курс может способствовать развитию общеучебных и компенсационных умений. Учащиеся должны уметь:
- поддерживать разговор, задавать вопросы и переспрашивать, пользоваться мимикой и жестами;
- выписывать из текста необходимую информацию, оформляя ее в виде схемы, и использовать ее в процессе подготовки устного сообщения;
- пользоваться двуязычным словарем и грамматическим справочником.
В курсе предусмотрен промежуточный и итоговый контроль для выявления уровня сформированности умений и навыков на различных этапах обучения. Промежуточный контроль осуществляется в форме практических работ. Итоговый контроль представляет собой ролевую (деловую) игру.
Оценивание учащихся осуществляется по следующим критериям.
Оценка «5» ставится, если учащийся допускает ошибку, но немедленно сам ее исправляет; показывает умение точно и правильно выбирать необходимые глагольные формы и времена. Его устное высказывание состоит как из простых, так и из сложных предложений. Демонстрирует умение употреблять сослагательное наклонение, пассивный залог, инфинитивные обороты, личные и притяжательные местоимения. Использует разнообразные формулы речевого общения. Умеет поддерживать разговор, задавать вопросы, переспрашивать. В письменном сообщении 90% работы выполнено без ошибок.
Оценка «4» ставится, если у учащегося встречаются грамматические ошибки, но это не препятствует общению. Учащийся демонстрирует умение использовать правильные глагольные формы и времена, инфинитивные обороты, пассивный залог. Затрудняется в употреблении местоимений. Его высказывание состоит из простых, но грамматически правильных предложений. Использует некоторые формулы речевого общения, правильно оформляет вопросительные предложения. 75% письменного высказывания выполнено без ошибок.
Оценка «3» ставится, если ошибки учащегося затрудняют беседу, но не разрушают ее. Он правильно использует разные формы глаголов и времена, затрудняется в выборе модального глагола. Его устное высказывание состоит из простых предложений, затрудняется в оформлении вопросительных предложений. Только 50% письменной работы выполнено без ошибок.
Оценка «2» ставится, если у учащегося встречается большое количество грамматических и лексических ошибок. Отмечается трудность в выборе правильного глагола и постановке его в нужное время. Меньше 50% письменной работы выполнено без ошибок.
II. Учебно-тематический план.
№ п/п | тема, подтема | кол-во уроков | Формы организации деятельности | Формы контроля | |
учащихся | учащихся | ||||
1. | Визитная карточка. Знакомство, приветствие.
Автобиография |
3 ч.
2
1
|
презентация языкового материала по
методу интенсивного обучения, организация
тренировки; объяснение правил написания автобиографии |
языковые, условно-речевые, речевые
упражнения; составление словаря по теме; ролевая игра; анализ структуры автобиографии, тренировочные упражнения |
практическая работа: написание автобиографии |
2. | Деловые контакты Деловая корреспонден-ция.
Деловая беседа по телефону.
|
4 ч.
2
2 |
лекция; организация тренировки в
написании деловых писем; презентация языкового материала по методу интенсивного обучения; организация тренировки |
конспектирование лекции, анализ формы
делового письма, тренировочные упражнения; языковые, условно-речевые, упражнения; работа с текстом, поиск необх. информации и оформление ее в виде схемы; аудирование телефонного разговора, инсценирование телефонного разговора |
практическая работа: написание делового письма |
3. | Устройство на работу. Поиск работы.
Заявление об устройстве на работу.
Собеседование |
4 ч.
1
1
2 |
презентация нового лексического
материала, организация тренировки; объяснение правил написания заявления; организация тренировки; презентация нового лексического материала; организация тренировки |
„mind mapping“ по теме „Поиск работы“,
обсуждение; составление тематического словаря; анализ формы заявления; тренировочные упражнения; составление ассоциограммы по теме „Успешное собеседование“, обсуждение; языковые упражнения; работа с текстом диалога; условно-речевые упражнения; составление диалогов по образцу |
практическая работа: написание заявления об устройстве на работу |
4. | Итоговый урок. | 1 ч. | ролевая игра «Устройство на работу» | ||
Итого | 12 ч. |
III. Содержание курса.
Тема 1. «Визитная карточка».
Темы и ситуации общения: Знакомство, приветствие; сведения о себе, о работе; профессии. Автобиография.
Лексический материал: Der Unternehmer, der Geschaeftsmann (-leute), das Unternehmen, sich vorstellen, vertreten, Kontakte herstellen; der Lebenslauf;
Грамматический материал: Формы глаголов: Praesens, Perfekt Aktiv Indikativ; личные и притяжательные местоимения; склонение имен существительных; порядок слов в простом предложении.
Лингвострановедческий комментарий: Обращение в деловом общении, приветствие и прощание; особенности оформления автобиографии в Германии в отличие от России.
Лингвокоммерческий комментарий: Персонал фирмы.
Тема 2. «Деловые контакты».
Темы и ситуации общения: В коммерческом бюро. Деловая корреспонденция. Беседа по телефону.
Лексический материал: Das Telefongespraech, die Nummer, die Telefongebuehren, das Guthaben, die Abbuchung, die Telefonkarte, die Tarifeinheit, der Verlust, speichern, entwertet sein, abbuchen.
Грамматический материал: Формы пассивного залога, инфинитивные обороты, структура haben\sein + zu + Infinitiv.
Лингвострановедческий комментарий: Как позвонить по телефону-автомату в Германии. Телефонная карта. Важнейшие немецкие фирмы.
Лингвокоммерческий комментарий: Виды деловой корреспонденции; форма делового письма; клише и выражения для начала и конца письма.
Тема 3. «Устройство на работу».
Темы и ситуации общения: Поиск работы. Заявление об устройстве на работу. Собеседование.
Лексический материал: Die Bewerbung, das Bewerbungsschreiben, die Stelle, das Vorstellungsgespraech, das Auftreten, die Kompetenz, der Arbeitsgeber, der Personaler, bewerben um (Akk.), einstellen, verfuegen ueber (Akk.), (un)angemessen, konventionell.
Грамматический материал: Сослагательное наклонение Konjunktiv II; порядок слов в вопросительном предложении; в сложноподчиненном предложении.
Лингвострановедческий комментарий: Особенности проведения собеседования при устройстве на работу в Германии.
Лингвокоммерческий комментарий: Документы, необходимые для устройства на работу, структура заявления.
IV. Методический аппарат.
- Архипкина Г.Д., Завгородняя Г.С., Сарычева Г.П. Деловая корреспонденция на немецком языке. – Ростов н\Д: Феникс, 2002 – 192 с.
- Бориско Н.Ф. Бизнес-курс немецкого языка (с аудиокассетой). – Киев: Логос, 1997 – 320 с.
- Исакова Л.Д., Хованская Л.В. Немецкий язык для делового общения: Учебн. для ст. кл. шк. с углубл. изуч. нем. яз. – М: Просвещение, 1997 – 96 с.
- Никифорова А.С. Немецко-русский словарь по бизнесу. – М: Словари, 2003.
- Colin C. Untrnehmen Deutsch. Lehrwerk fuer Wirtschaftsdeutsch. – Stuttgart: Ernst Klett Sprachen, 2002.
- Praxis: 9\10 Arbeitslehre Hessen \ Hans Kaminski (Hsg.). – Braunschweig: Werstermann Schulbuchverlag, 1998.