Цели урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с понятиями: информация, информационные процессы, с ее основными свойствами и формами представления;
- показать практическое применение теоретического материала;
- научить учеников решать практические задачи, связанные с информацией.
- развивать мыслительные процессы учащихся;
- развивать мировоззрение, то есть способствовать формированию взглядов на окружающий мир, на вклад человека при работе с информацией;
- развивать такие процессы, как умение обобщать и сравнивать.
Воспитательные:
- воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету информатика;
- воспитывать такие качества личности, как активность, самостоятельность и аккуратность в работе;
- воспитывать у учащихся навыки быстрого мышления и ответственности за коллективное решение.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы:
- Объяснение нового материала.
- Практическая работа.
Оборудование:
- Компьютер, проектор, экран.
- Сайт “Информация и информационные процессы” (Приложение 1, включающий в себя Приложение 2-Приложение 5 с рисунками);
- Листы с заданиями (по количеству учеников) Приложение 6;
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие учащихся.
Вступительное слово учителя. На протяжении всей своей истории человечество овладевало веществом, энергией и информацией. Целые эпохи в развитии человечества получили название по имени наиболее передовой технологии этой эпохи. Так, “каменный век” - эпоха технологии обработки камня для получения орудия труда, “бронзовый век” - эпоха овладения технологией обработки металла, “век книгопечатания” - эпоха овладения новыми методами распространения информации, “век электричества” - эпоха овладения новыми видами энергии. Еще 20-30 лет назад говорили, что наступил “атомный век”, сейчас все чаще можно услышать о “веке информации” и “веке ЭВМ”.
Вопрос 1. Подумайте и скажите, пожалуйста, что значит эпоха информации и эпоха ЭВМ?
II. Объяснение нового материала
При объяснений нового материала для учеников используем Приложение 1 (со ссылками на остальные приложения и рисунки.)
Понятие информации является одним из фундаментальных понятий в современной науке и базовым в курсе изучения информатики. Информацию наряду с веществом и энергией рассматривают в качестве важнейшей сущности мира, в котором мы живем.
Вопрос 2. Попробуйте ответить на вопрос: что такое информация?
Правильно. Это знания, сведения, сообщение, новость и т.д. Формально определить понятие информации очень сложно. Если сделать перевод, то это латинское слово “informatio”, что означает разъяснение, осведомление, изложение. С рационалистических позиций информация есть отражение реального мира с помощью сообщений. Человек живет в мире информации.
Теперь перейдем к рассмотрению пунктов Приложения 1.
Информация и знания. (Приложение 2)
Информация – это знания. Разнообразные знания человека можно разделить на две группы: декларативные ("Я знаю, что..") и процедурные ("Я знаю, как.."). Сообщение несет информацию для человека (информативно), если содержащиеся в нем сведения являются для него новыми и понятными. (определение записать в тетрадь).
Констатация положения о том, что одна и та же информация может быть понята разными людьми не только с разной мерой глубины, но и с разной мерой адекватности, вынуждает обратиться к вопросу о факторах, влияющих на процесс восприятия и понимания информации.
Вопрос 3. Что значит вещественно-энергетическая картина мира и информационная картина мира.?
Восприятие информации и языки. (Приложение 3)
Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств; их пять: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. (Посмотрите на рисунок приложения 3). Информация, воспринимаемая человеком в речевой или письменной форме, называется символьной, или знаковой информацией.
Символьная информация представляется по правилам какого-либо языка.
Язык - это знаковый способ представления информации. Общение на языках это процесс передачи информации в знаковой форме. Языки бывают естественными и формальными. (записываем в тетрадь).
Образная информация -это сохраненные в памяти ощущения человека от контакта с источником (вкусы, запахи, осязательные ощущения, зрительные и звуковые образы)
Информационные процессы. (Приложение 4)
Любой человек постоянно занят какой-то работой с информацией: читает книгу, подсчитывает стоимость покупки, пересказывает другому человеку какие-то сведения, заучивает правила, решает задачи и другое. Профессии многих людей связаны исключительно с информационной деятельностью: это учителя, студенты, журналисты, писатели, переводчики и т.д. Они выполняют процессы, связанные с информацией, а именно информационные процессы.
Информационные процессы - это процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации. (Записываем в тетрадь)
Передача. Очень часто любому человеку приходиться участвовать в процессе передачи информации. Передача происходит при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, телефон, радио, телевидение. Передача информации всегда двухсторонний процесс: есть источник, и есть приемник информации. Каждому человеку постоянно приходиться переходить от роли источника к роли приемника информации и обратно.
Обработка. Процесс обработки информации связан с получением новой или изменением формы или структуры данной информации, осуществлением поиска информации на внешних носителях.
Хранение. Человек хранит информацию в собственной памяти (внутренняя оперативная информация) и на внешних носителях: бумаге, магнитной ленте, дисках и тд. Наша внутренняя память не всегда надежна. Человек нередко что-то забывает. Информация на внешних носителях храниться дольше, надежнее. Именно с помощью внешних носителей люди передают свои знания из поколения в поколение.
Вопрос 4. Приведите по одному примеру на каждый процесс. (Приложение 5)
Этот вопрос мы тоже рассмотрим при изучении темы “Информация”, потому что как может быть информация без информатики. Но оставим как вспомогательную часть, т.е на рассмотрение учеников.
4. Предистория информатики.
III. Практическая работа учащихся
Для каждого ученика раздается лист с заданием. (На экране показывается Приложение 6)
Назовите виды информации. Например, графический. Заполните таблицу. |
|
||||||
Подумайте и запишите, какими свойствами может обладать информация? |
|
||||||
С информацией можно совершать различные действия. Какие? |
|
Приведите примеры по схеме Источник -----Канал связи-----Получатель |
|
В конце урока задания сдают учителю.
IV. Постановка домашнего задания
Дома ученикам необходимо выучить все основные определения понятий.
Подведение итогов урока
- Информация.
- Знания.
- Информационные процессы.
- Восприятие информации.
Языки.
С помощью небольшого опроса устанавливается, как учащиеся усвоили материал данного урока.