Цели урока:
- обобщить и систематизировать материал, изученный по теме “Имя числительное”;
- проверить сформированность умений и навыков учащихся по данной теме;
- развивать письменную и устную речь учащихся;
- воспитание патриотизма.
Оборудование урока: карта-схема г. Тольятти, открытки с видами города, книги о городе Тольятти, проектор, экран, раздаточный материал (отпечатанные тексты), на доске – таблица.
Числительные | Количественные | Порядковые | ||
целые | дробные | собирательные | ||
простые | ||||
составные |
Ход урока
1. Оргмомент.
- Запись числа.
Вместо слов “Классная работа” запишем сегодня следующее: “Путевой лист экскурсовода… (фамилия и имя в родительном падеже)”.
2. Словарная работа.
- Что такое экскурсия?
Ученик (индивидуальное задание):
Экскурсия.
1. Посещение (обычно коллективное) какого-либо достопримечательного места, поездка куда-либо с целью ознакомления с чем-либо.
2. Организованный, сопровождаемый объяснением показ чего-либо, проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью.
Слово учителя.
Итак, экскурсия – это поездка, посещение чего-нибудь с образовательной или увеселительной целью.
Мы с вами, ребята, были на экскурсиях: это и поездка в село Ширяево с посещением дома-музея Репина, и обзорная экскурсия по городу, и посещение технического музея ВАЗа. Эти поездки вам всем хорошо запомнились. И вот сегодня на уроке мы попробуем вспомнить то, что видели, то есть совершим заочную экскурсию по Тольятти. Экскурсию образовательную. В классе есть все необходимое для этого: схема города, виды Тольятти. Мы поговорим об истории города, пройдем по его современным улицам. Во время экскурсии вы убедитесь, что имя числительное – очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом.
3. Проверка домашнего задания.
- Нашу воображаемую экскурсию мы совершим на воображаемом автобусе, до посадки в который проверим выполнение домашнего задания мальчиками и девочками.
Задание для девочек: план описания автобуса; эпитеты, которыми можно охарактеризовать наш “Икарус”.
Задание для мальчиков: назвать технические характеристики этого вида транспорта.
Итог проверки домашнего задания:
- коллективное устное описание автобуса.
4. Итоговое повторение. Фронтальный опрос.
Экскурсовод-ученик читает текст, спроецированный на экран.
В Самарской области Тольятти – второй по численности населения город. Наш город основан в 1737 году. В 2002 году ему исполнится 270 лет.
Долгое время город был очень мал и даже через полтора столетия насчитывал всего 6000 жителей. До 1964 года город именовался Ставрополем-на-Волге, а вот уже более 40 лет называется Тольятти.
Учитель:
- Пожалуй, все, с чего начал свой рассказ экскурсовод, мы знаем. Вы, конечно, обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте.
- Давайте вспомним все об имени числительном как части речи. (Ответы учеников)
- Дайте определение имени числительного. Приведите примеры из прослушанного текста.
- Каково общее грамматическое значение числительного?
- Назовите морфологические признаки числительных.
- Назовите синтаксические признаки числительных.
- Какими бывают числительные по строению? А по значению?
- Чем отличаются количественные числительные от порядковых?
- Начнем оформление наших путевых листов. Образец записи, т.е. схема листа, на доске. Перенесите таблицу с доски в свои листы, после чего сделайте первую запись.
Задание. Встречающиеся в тексте словосочетания “существительное + числительное” занесите в соответствующие графы таблицы, записав каждое числительное прописью.
- Как склоняются порядковые числительные?
- Устно просклоняйте числительное 1737 (год).
5. Работа с картой-схемой.
- Давайте посмотрим на карту-схему города. Как видите, город состоит из трех больших районов, разделенных сосновыми лесами. Самый большой район – Автозаводский, в котором проживает 1/2 часть населения города. Тольятти с первых лет строился по продуманному плану. Сейчас в городе насчитывается более 80 крупных улиц, проспектов и бульваров. Есть улицы, в названиях которых содержатся имена числительные. Какие это улицы? (Улица 40 лет Победы, улица 70 лет Октября, бульвар 50 лет Октября).
- Какое дробное числительное встретилось вам в моем рассказе?
- Как склоняются дробные числительные?
- Сейчас мы едем по городу со скоростью 50 км/ч, чтобы все успеть рассмотреть. Максимальная скорость в городе – 60 км. На трассе “Икарус” идет со скоростью до 70 и даже до 80 км.
- Скажите, пожалуйста, какой вопрос “спрятан” в тексте, произнесенном мною?
(О склонении числительных от 50 до 80)
- Как склоняются эти числительные?
Задание. Письменно просклоняйте словосочетания:
80 улиц (I группа), 60 километров (II группа); 50 лет (III группа)
6. Работа с текстом (текст спроецирован на экран).
- А каков был наш город в первые годы своего существования? С этим вопросом мы обратимся к нашему экскурсоводу.
Экскурсовод-ученик читает текст.
В 1738 году наш город имел форму неправильного шестиугольника периметром 876 саженей. Для охраны от врагов в крепости были установлены 4 батареи и построено 2 редута. Крепость имела трое ворот: Оренбургские, Симбирские и Водяные. Весной 1740 года в Ставрополе открылась школа, в которой на первых порах было всего 10 мальчиков.
Задание. Выпишите в путевой лист словосочетания “числительные + существительные”.
- В каких числительных пишется мягкий знак в середине слова? Приведите примеры из текста.
- Какое собирательное числительное вы выписали?
- Приведите свои примеры словосочетаний с собирательными числительными.
- Что вы можете рассказать о собирательном числительном оба (-обе)?
Учитель. Наша экскурсия продолжается. Жемчужиной нашего края называют люди Жигули, ставшие заповедными местами. Об этих уникальных местах ярко, красочно рассказывает фотоальбом “Жигули заповедные”. Советую вам всем прочитать эту книгу.
Задание. Спишите с доски предложения, записывая числительные словами, если нужно, расставляя знаки препинания.
I гр. – В 1966 году в Жигулях был создан государстве(н, нн)ый заповедник.
II гр.- Разнообразен животный мир заповедника: более 50 видов млекопитающих свыше 150 видов птиц 9 видов пресмыкающихся 8 – земноводных до 40 видов рыб.
III гр. – В Ширяеве летом 1870 года извес…ный русский художник И.Е.Репин писал этюды к своей картине “Бурлаки на Волге”.
Учитель. А заканчивается наше путешествие в современном городе. Сейчас мы должны вспомнить, как отличить имя числительное от других частей речи, имеющих количественное значение.
Задание. Чтобы выполнить это задание и внести запись в путевой лист, мы должны внимательно прочитать следующий текст и распределить имеющиеся в тексте примеры таким образом.
Существительные:
Прилагательные:
Глаголы:
Числительные:
(Напечатанный текст лежит на каждой парте).
Идет XXI век. В течение многих лет Тольятти строился и строил. На смену пятиэтажным домам пришли четырнадцатиэтажки и шестнадцатиэтажные здания, появились новые школы, детские сады, супермаркеты “Миндаль”, “Пятерочка”, “Перекресток”, развлекательные центры “Три кита”, “Пирамида”, кинотеатры “Вега”, “Сатурн”, “Аэрохолл”. Удвоилась сеть городского транспорта. Большое внимание уделяется и озеленению города. Почти 60 гектаров займут новые парки, скверы. Еще краше станет наш родной город!
7. Словарный диктант.
- Наше путешествие подошло к концу. Последняя запись в путевом листе – словарный диктант.
Километр, секунда, одиннадцать, бассейн, центнер, экземпляр, миллион, миллиард, двести, триста, четыреста, девяносто, полтора, полтораста.
- Путевые листы вы сейчас сдадите.
8. Подведение итогов урока.
9. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру “Что я узнал нового о родном городе”.