Основными задачами уроков ритмики в (специальных) коррекционных классах VII вида общеобразовательных школ являются приобщение детей к музыке, обучение их воспринимать на слух, различать и понимать такие специфические средства музыкального “языка”, как звуковысотность, ладовая окрашенность, метроритм, динамика, темп.
Чаще в общеобразовательных школах в (специальных) коррекционных классах работают учителя начальных классов без специальной курсовой подготовки, и поэтому им приходится проводить все учебные занятия: от русского языка до ритмики. У многих моих коллег возникают большие затруднения при составлении тематического планирования и проведения уроков ритмики.
Педагоги, работающие в этих классах, должны учитывать состояние физического развития детей, поэтому на уроке должны чередовать нагрузку и отдых, напряжение и расслабление. Постепенно ученики физически и эмоционально привыкают к увеличению напряжения, мобилизуют себя на продолжительную произвольную деятельность, что благотворно сказывается потом на других уроках. Особенностью урока ритмики, в свете его коррекционных задач, является положительный эмоциональный фон всей деятельности учащихся, который должен быть обеспечен тщательным подбором музыкального репертуара, умелым планированием урока, внимательным отношением педагога к достижениям каждого ученика. На уроке необходимы непременное поощрение малейших успехов учеников, максимальная помощь в преодолении индивидуальных затруднений, терпеливое, щадящее отношение к детям. Педагог не должен допускать отрицательную оценку неудачных и ошибочных движений учащихся, резкий или повышенный тон. Дети должны испытывать радость от предоставленной им возможности выразить себя в движении, передать движением свои чувства, переживания, своё понимание музыкального образа.
Класс: 1 (коррекционный класс VII вида)
Урок: Ритмика
Тема: “Закрепление изученного материала”
Цели:
- Укреплять психическое и физическое здоровье школьников средствами ритмики в условиях школьного обучения: формировать правильную осанку, походку; развивать общую и мелкую моторику, снизить психологическое напряжение средствами релаксации под музыку в процессе движения.
- Развивать у учащихся умения выражать в движении характер музыки и её настроение, передавать как контрасты, так и тонкие нюансы: изящество, восторг, безмятежность.
- Развивать у учащихся умения различать и выражать в движении основные средства музыкальной выразительности: темп, динамику, ритм.
- Воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать произведение и его автора. Совершенствовать музыкально-эстетические чувства.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
1) Выход под музыку “Улыбка” (дети идут на п/п; п; г; бег, галоп, подскоки, марш).
2) Приветствие: Поклон.
II. МУЗЫКАЛЬНАЯ РАЗМИНКА
Задачи: развитие чувства ритма, координации, чёткости и ловкости движений.
- Работа стопы на месте (“паровозик”), помогая согнутыми в локтях руками (8 раз).
- Хлопок по коленкам, выставив правую ногу вперёд на каблук. То же движение с левой ноги. Руки, согнутые в локтях, поднять к плечам. (Повторить несколько раз).
- Вращение кистей: правая рука на уровне глаз, левая – перед грудью. Поменять руки. “Моталочка” кулачками (счёт 1 – 8), 2 хлопка по коленям, 2 хлопка в ладоши.
- “Нанос”. Слегка приседая на каждый счёт, руки в кулачках, двигаются вниз и вверх, подражая работе насоса.
- 4 шага вперёд, 2 хлопка, 2 удара согнутыми локтями по бокам. Повторить то же самое, отходя назад (несколько раз).
III. РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Исполняются в 2-х вариантах: быстро, медленно.
“Ёжики”
Два притопа, два прихлопа
Ёжики, ёжики.
Наковали, наковали
Ножики, ножики.
Бег на месте, бег по кругу
Зайчики, зайчики.
Ну-ка вместе, ну-ка дружно
Девочки! Мальчики!
“Олень”
У оленя дом большой
он сидит, глядит в окно.
Зайка по полю бежит
и в окно стучит.
Тук – тук, дверь открой!
Там в лесу охотник злой.
Зайка, зайка забегай,
Руку подавай!
IV. УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЛАКСАЦИЮ.
“Тряпичные куколки”
“Оловянный солдатик”
V. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
“Зарядка для рук” (переход на круг)
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Правый вверх,
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук, тук! Тук, тук, тук!
Сделаем большущий круг.
VI. ВЫПОЛНЕНИЕ РАЗМИНКИ ПО КРУГУ “ПТИЧИЙ ДВОР”
Задачи: развитие чувства ритма, координации движений, воображения, способности к импровизации.
И.П. – дети стоят в колонне друг за другом.
Вступление – стоя слушают музыку.
С началом пения идут друг за другом, изображая различных домашних птиц (уток, гусей, петухов и т.д.)
1 фигура
Музыка А
Идут друг за другом, выполняя упражнения для рук:
1 – руки в стороны, кулаки разжать;
2 – руки к плечам, пальцы в кулаки;
3 – руки вверх, кулаки разжать;
4 – руки к плечам, пальцы в кулаки;
5 – 8 – повторить эти же движения;
9 – 12 – ходьба на носках;
13 – 16 – руки за спиной, кисти поддерживают локти, ходьба на пятках.
Музыка В
И.П. – стоя лицом в круг, руки согнуты в локтях, ладони развёрнуты вперёд.
1 (на слова “ки – ки – ки”) – правая рука вверх и вниз – на “пружинке”;
2 (“ко – ко – ко”) – то же левой рукой;
3 – 4 – обе руки в стороны, голова чуть-чуть вперёд, затем в И.П. – 2 раза.
2 фигура
1 фраза – 4 шага вперёд к центру круга;
2 фраза – 4 прыжка спиной назад, похлопывая себя по бокам ладонями.
Повторить 4 раза.
Музыка В – повторение движений, описанных на музыку В в 1-й фигуре.
3 фигура
Ходьба в образе любой домашней птицы (утки, курочки и т.д.), через каждые 8 тактов (предложение) менять характер ходьбы.
Музыка В – произвольное повторение движений соответственно музыке.
На повторение музыки В добавить следующие движения:
на “раз” - поднять правую ногу, согнутую в колене, руки (“крылышки”) слегка отвести в стороны;
на “и” - встать прямо;
на “два – и” - повторить движения;
на “три – и – четыре – и” - то же другой ногой;
Повторить 2 раза.
4 фигура
Ходьба вперевалочку – на внешней стороне стопы, как “уточки”.
5 фигура
И.П. – стоя лицом в круг.
1 фраза: наклон туловища вперёд – вниз, руками выполнять “моталочку” - вращательные движения согнутыми в локтях руками, кисти в кулаках перед собой;
2 фраза: продолжая выполнять “моталочку”, медленно выпрямиться.
Повторить 4 раза.
Музыка В – повторение движений.
6 фигура
Ходьба в образе любой домашней птицы (утки, курочки и т.д.), через каждые 8 тактов (предложение) менять характер ходьбы.
Музыка В – повторение движений.
7 фигура
Ходьба врассыпную с имитацией поиска зёрнышек.
Музыка В – повторение движений, стоя врассыпную лицом к “зрителям”.
8 фигура
Ходьба врассыпную, затем кружение на месте, остановка, 4 небольших приседания.
Заключение (“Марш” Мендельсона).
Семь шагов вперёд, одновременно ритмично похлопывая себя ладонями по бокам, на счёт “восемь” - прыжок и чёткая остановка.
VII. РИТМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ “СЛОН”
Слон шагает по дороге,
Почему он босоног?
На свои большие ноги
Он сапог найти не мог.
VIII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.
“Шаг польки”, “Подскоки”
ИСПОЛНЕНИЕ ПОЛЬКИ “ПОЦЕЛУЙ”
IX. ТАНЕЦ – ИГРА “НОВОГОДНИЙ ОРКЕСТР” с шумовыми инструментами.
Дети распределены на группы:
1 – с деревянными ложками;
2 – с погремушками;
3 – с колокольчиками;
4 – с музыкальными палочками.
1 – 4 такт – выбегает первая группа детей с ложками, становятся в 1-й угол зала лицом к “ёлке” (по скошенному углу), а дирижёр к ним лицом, но спиной к “ёлке”.
5 – 8 такты – выбегает 2-я группа детей (становится так же).
Музыка повторяется
1 – 4 такты – выбегает 3-я группа.
5 – 8 такты – выбегает 4-я группа.
9 такт – 3 раза ударяет в ложки дирижёр.
10 такт – 3 раза ударяют в ложки дети.
11 такт – 3 раза ударяет дирижёр погремушкой.
12 такт – 3 раза ударяют погремушками дети.
13 такт – 3 раза звенит дирижёр колокольчиком.
14 такт – 3 раза звенят колокольчиками дети.
15 такт – 3 раза ударяет дирижёр музыкальными палочками.
16 такт – 3 раза ударяют в музыкальные палочки дети.
17 – 19 такты – дирижёр двигается подскоком по кругу, а дети играют на своих музыкальных инструментах.
20 такт – все кружатся на месте вокруг себя.
21 – 24 такты – выполняют движения 17 – 20 тактов. В конце 24 такта дирижёры приходят к своей группе.
Музыка повторяется
1 – 4 такты – дети с ложками бегут вокруг дирижёра.
5 – 8 такты – те же движения, но с погремушками.
9 – 12 такты – те же движения с колокольчиками.
13 – 16 такты – те же движения с музыкальными палочками.
Движения начала танца с 9 – 16 такты повторяются.
17 – 19 такты – дети свободно на подскоках двигаются по залу. Останавливаются.
20 такт – ударяют в свои инструменты.
21 – 23 такты – повторяются движения 17 – 19 тактов.
24 такт – все ударяют в инструменты. Останавливаются лицом к зрителям.
X. ИСПОЛНЕНИЕ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА С ЛОЖКАМИ “КОРОБЕЙНИКИ”
Задачи: развивать чувство ритма, скорость реакции, способность дифференцировок на слух; формировать способность активной творческой совместной деятельности.
И.П. Дети стоят в кругу. Без музыки входят Коробейники и обращаются к зрителям:
На Руси всегда в почёте
Коробейники бывали,
Ложки, ленты и платочки
На базарах продавали.
Мы не станем вам сегодня
Эти ложки продавать.
Ложки отдадим и танцем
Будем всех здесь развлекать.
1 фигура
Под мелодию русской народной песни “Коробейники” Ведущий (Коробейник) идёт по кругу, показывая детям поднос с ложками. Все дети хлопают в ладоши (на сильную долю). С окончанием музыки Коробейник ставит поднос в центр круга.
2 фигура
Дети подходят к подносу, берут по две ложки и отходят на места в круг.
3 фигура
И.П. (Отыгрыш). Дети стоят на одном колене лицом в центр круга и играют на ложках (стучат в такт на каждый счёт).
4 фигура
1 – 8 такты – дети гуляют свободно по залу, подняв ложки.
9 – 16 такты – кружатся на месте топающим шагом.
Пляска продолжается на мелодию русской народной песни “А я по лугу”.
1 такт – на сильную долю дети ударяют в ложки справа, одновременно выставляя правую ногу на пятку с полуоборотом направо.
2 такт – то же налево.
3 – 4 такты – повторение движений.
5 – 6 такты – кружатся на месте топающим шагом, руки перед собой, одновременно стучать ложками, расположенными горизонтально.
На повторение музыки повторить соответственно движения (2 раза).
В конце сделать правой ногой “притоп”, подняв руки в стороны вверх, и громко сказать: “Всё!”
XI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПЕРЕКРЁСТНОГО ШАГА С ТРЕМЯ ПРИТОПАМИ. ИСПОЛНЕНИЕ ТАНЦА “ТАНГО”
И.П. пары стоят по четырём углам лицом друг к другу, боком к центру.
Мальчик стоит лицом по линии танца (против часовой стрелки).
1 фигура
Музыка А
1-я фраза. На “раз” поставить ногу скрестно, двигаясь к центру (мальчик ставит правую ногу, а девочка – левую).
На “два” - ноги параллельно.
На “три – четыре” - притопы на месте в ритме танца.
2-я фраза – повторение предыдущих движений (к центру).
3 – 4-я фразы – повторение этих движений, но в направлении к исходным местам.
2 фигура
Исполняются те же движения, только вместо притопов дети кружатся на месте (шагами), руки на бёдрах.
3 фигура
И.П. Дети стоят в парах лицом вперёд, руки соединены и вытянуты вперёд, свободные руки на бедре.
Музыка А
1-я фраза – дети переходят на шагах на место пары, стоящей впереди. На счёт “пять” мальчик делает притоп правой ногой, а девочка в это время обегает мальчика по кругу, держа его за руку.
2 – 3-я фразы – эти же движения повторяются.
4-я фраза – девочки идут к центру, притопывая ритмично ногами, руки на бёдрах. Затем девочки останавливаются спиной по линии танца, образуя круг. К ним подбегают мальчики, становятся лицом друг к другу и соединяют ладони (руки согнуты в локтях).
4 фигура
Выполняются движения 1 фигуры, только по направлению от центра к углам зала – повторить их 4 раза.
Музыка Б
Гуляют свободно парами по залу, выполняя движения 3 фигуры.
На 4-ю фразу девочки идут к центральной стене, мальчики подбегают к ним.
Заключение
Музыка А
1 – 4-я фразы – идут на зрителя (повторить движения 2 фигуры).
На последние такты мальчик опускается на одно колено, а девочка ставит ему на колено ногу.
XII. РЕЛАКСАЦИЯ. УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ.
Дышите – не дышите,
Дышите – не дышите.
Всё в порядке, отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно, опустите!
Наклонитесь, разогнитесь
И с весёлым настроеньем
Все урок вы завершите.
XIII. ПОКЛОН. УХОД ПОД МУЗЫКУ “УЛЫБКА”