Цель: обучить учащихся практике элементарного анализа, научить их делать практические выводы из проведенного анализа.
Задачи:
- Закрепить начатое формироваться на предыдущем занятии умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения – выводы;
- Продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента;
- Научить ребят простейшим способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию, выпариванию;
- Учить выявлять межпредметные связи, находить причинно-следственные связи;
- Продолжить формирование умения делать сообщение и выступать публично, используя компьютерную презентацию.
Оборудование и реактивы: ноутбук, проектор, экран, штатив для пробирок, пробирки, химический стакан, резиновая пробка для пробирки, воронка, бумажный фильтр, лабораторный штатив Бунзена, предметные стекла, тигельные щипцы, спиртовка, спички, универсальный индикатор, мерный цилиндр, линейка, коническая колба с пробкой, вода дистиллированная, вода из природных источников, почва.
Ход урока
Работа выполняется в парах. На столах учащихся необходимый набор посуды и реактивов.
Учитель:
- Сегодня у нас необычный день. Это день, когда вы соприкоснетесь с ОТКРЫТИЕМ в очередной раз. Мы продолжаем наш химический практикум. Тема практической работы “Анализ почвы и воды” (Приложение 1). Запишите в тетрадях для практических работ дату, номер и тему практической работы.
Далее учитель сообщает цель и задачи урока, а также сведения о воде, ее значении, экологическом состоянии (Приложение 1).
Учитель:
- Охарактеризуйте почвы и воды нашей местности.
Учащиеся выступают с сообщениями, используя компьютерную презентацию (Приложения 2, Приложения 3).
Учитель:
- Первая часть работы – анализ почвы. Напоминаю, что работу вы выполняете согласно инструктивной карте самостоятельно. При выставлении оценки за работу в целом будут учитываться умения проводить опыты, делать на их основе выводы, а также правильность и аккуратность оформления результатов работы. При выполнении работы необходимо соблюдать правила техники безопасности. Это также будет учитываться при выставлении итоговой оценки за работу в целом.
Таблица для оценивания практической работы.
№ п/п | Фамилия, имя | Умение выполнять опыты | Соблюдение правил т/б | Оформление работы, выводы | Итоговая оценка |
Петров Иван | 4 | 5 | 5 | 5 | |
Щербакова Екатерина | 3 | 4 | 4 | 4 | |
… | |||||
… | |||||
… |
Инструктивная карта.
Опыт 1. Механический анализ почвы.
В пробирку с почвой прилейте 6мл дистиллированной воды. Закройте пробирку пробкой и встряхивайте 1 минуту. Затем наблюдайте за осадком частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.
Опыт 2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.
Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в воронку, смочите водой. Поставьте воронку в чистый стакан и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не встряхивайте. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).
Несколько капель этого раствора с помощью пипетки поместите на предметное стекло и подержите над спиртовкой до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.
Возьмите полоску универсального индикатора. Испытайте ею почвенный раствор. Сделайте вывод о реакции среды почвенного раствора.
Учитель:
- Следующая часть работы – анализ воды. У каждой группы вода из различных источников: вода из-под крана возле школьной столовой, питьевая вода из 6 микрорайона, вода из крана горячей воды 2 микрорайона, талый снег 2 микрорайона, талый снег возле порога школы, талый снег возле проезжей части, талый снег из парковой зоны. По окончании работы мы с вами узнаем экологическое состояние воды из данных источников.
Инструктивная карта.
Опыт 3. Определение прозрачности воды.
Мерный цилиндр поставьте на бумагу с напечатанным текстом. В мерный цилиндр вливайте тонкой струйкой дистиллированную воду до тех пор, пока исчезнет возможность читать текст (на текст смотрите сверху). Замерьте линейкой высоту столбика воды в цилиндре. Проделайте ту же операцию с водой из природного источника. Сделайте выводы.
Опыт 4. Определение интенсивности запаха воды.
В коническую колбу налейте исследуемую воду на 2/3 объема, закройте пробкой и сильно встряхните. Затем откройте колбу и отметьте характер и интенсивность запаха. Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, используя таблицу:
Характер запаха | Интенсивность запаха (балл) |
Отсутствие ощутимого запаха | 0 |
Очень слабый запах – не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами | 1 |
Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание | 2 |
Запах легко обнаруживается | 3 |
Отчетливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья | 4 |
Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья | 5 |
Учитель: проводит беседу по результатам качества воды из различных источников.
Учащиеся: делают выводы по результатам работы.