Блок “Правописание”
Проблемный урок изучения нового материала.
Цели:
- формировать знания;
- развивать интеллект и творческие способности;
- воспитывать активную личность.
Задачи урока: - организовать наблюдение за
написанием суффиксов –ик- -ек-;
познакомить с правилом и алгоритмом его
применения;
Оборудование: учебник “Русский язык” для 2 класса (авт. С.Иванов), орфографическая тетрадь “Пишем грамотно”, таблица-опора “Алгоритм определения правописания суффиксов –ик- ,-ек-”.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Учитель проверяет подготовку учащихся к уроку, порядок на партах и правила посадки.
- Ребята, какой у нас сейчас урок?
- Чему мы учимся на уроках русского языка?
- Для чего мы этому учимся?
Обобщение: грамотность – показатель культуры человека. Значит, мы на уроках русского языка учимся быть грамотными, а значит культурными.
II. Чистописание.
(Упражнения, направленные на отработку написания буквы О и соединений он, ок, ор, ои)
Правило посадки за партой.
Запись числа и классной работы.
Задание:
- Посмотрите на ряд слов.
- Определите букву, которую мы будем сегодня писать на минутке чистописания.
- Она имеется в корне каждого из данных слов. Какая это буква? Покажите карточку.
- Верно – это буква О. Дайте характеристику звуку, который обозначается буквой О.
Исходные слова: . на, . кно, в . рона, ст . ит (она, окно, ворона, стоит)
Запишите, чередуя Оо – 3 раза.
- Прочитайте буквосочетания: он, ок, ор, ои.
- Что общего в их написании? (соединительный штрих).
- Вспомните, в каких словах встречаются эти буквосочетания.
он, ок, ор, ои (Антон, окорок, мои- стоит)
- Какое слово в этом ряду лишнее? (ворона) – Почему? (словарное)
- Какая орфограмма объединяет оставшиеся слова?
- Как проверить безударную гласную в корне слова? Правило.
- Назовите проверочные слова.
Задание: - спишите слова, вставляя пропущенные буквы зелёной пастой.
Обобщение: - Оцените свою работу – поставьте + под лучшей.
- С какой целью мы проводим минутки чистописания?
- Какие правила повторили?
- Согласитесь писать нужно не только аккуратно, чисто и красиво, но и … грамотно.
III. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
Цели:
- проверить усвоение правописания суффиксов –онок; -ёнок (д/з);
- актуализация ЗУН-ов, достаточных для открытия нового знания.
- В какой части слова находилась буква О?
- Какие ещё части слова вы знаете? (окончание и суффикс)
- Дайте определение суффиксу.
- Как найти в слове суффикс?
- Какие вы знаете суффиксы, и какое значение они придают вновь образованным словам?
- Правописание каких суффиксов мы изучали вчера на уроке? (–онок; -ёнок).
- Когда пишется суффикс –онок?
- Когда пишется суффикс –ёнок?
Проверка д/з (с.111 упр.3)
– Чему учились, выполняя упражнение?
- Прочитайте слова с суффиксом –онок. Волчонок, бельчонок, моржонок, барсучонок, мышонок.
- По какому алгоритму (правилу) вы определили, что в этих словах нужно писать суффикс -онок?
ОПОРА:
Определяю суффикс -онок- или -ёнок-
- Выделяю корень.
- Определяю, какой согласный звук перед суффиксом.
- Если мягкий согласный, кроме [ч'] – пишу -онок-
Если твёрдый согласный и [ч'] – пишу -ёнок-
- Прочитайте слова с суффиксом –ёнок. Слонёнок, лосёнок, лисёнок, тигрёнок, телёнок, львёнок, оленёнок, страусёнок, орлёнок.
- По какому алгоритму (правилу) вы определили, что в этих словах нужно писать суффикс -онок? ОПОРА
Обобщение:
- Кто верно справился с домашней работой?
- Кому было интересно и понятно, как выполнять это д/з? Почему?
IV. Сообщение темы урока. Постановка проблемы урока
- Сейчас мы проанализируем с вами два слова и выясним, нужно ли какое-то правило для их написания или нет.
Доска: ключик, замочек
- Спишите слова.
- Выделите в каждом слове суффикс и укажите, ударный или безударный гласный звук в нем. (-ик, -ек. В суффиксе -ик – безударный гласный звук, в суффиксе -ек – тоже безударный).
- Почему же мы в слове ключик пишем суффикс – ик?, а слове замочек – ек?)
- Почему возникло затруднение?
- Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме?
(В слове "ключик" – совпадает, а в слове "замочек" – расходится)
- Сделайте вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах
-ек, -ик? (Гласные в суффиксах -ек, -ик надо проверять)
- Молодцы! Вы правильно сделали вывод.
- Бережно откройте свои учебники на с.111 и прочитайте тему нашего урока: "Учимся писать суффиксы -ек, -ик”.
Обобщение: - Чему мы должны научиться сегодня на уроке?
Доска: Должны научиться писать суффиксы –ик и –ек.
IV. Знакомство с новым материалом. Открытие детьми нового знания.
Включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы
- Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.
Путь 1: взять готовое правило.
Путь 2: самим изобрести это правило.
- Каким путем мы пойдем и почему?
- Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его.
- Итак, мы сами изобретаем правило.
- Посмотрите внимательно на данный ряд слов.
- Какой частью речи они являются? (имена существительные)
На доске: в один ряд прикреплены карточки со словами:
кузнеч . к, сыноч . к, мяч . к, ореш . к, кузнечики, сыночки, мячики, орешки
– На какие две группы можно разделить эти слова? (Один – много)
- Разделите слова на два столбика: один много
Дети по одному выходят к доске и располагают карточки в два столбика.
На доске:
один много кузнеч...к сыноч...к
мяч...к
ореш...к
кузнечики сыночки
мячики
орешки
2. Фиксирование нового правила.
Проблемный вопрос (с “затруднением” - невыполнимое задание)
– Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете?
Помощь учителя.
- Для этого проанализируйте слова второго столбика.
Что интересного вы заметили?
(Я думаю, что если при изменении формы слова гласный [и] остается, то его и надо писать в суффиксе -ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек).
- Итак, какое правило мы с вами изобрели?
- Прочитайте правило в учебнике на с.112. и сравните с нашим выводом.
- Верно ли мы сформулировали правило? (да)
- Послушайте сказку, которая поможет запомнить это правило.
“В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс -ик был прилежным учеником, а его друг, суффикс -ек, был самым настоящим прогульщиком – вернее, К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс -тель, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе -ек. И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом -ек, гласный Е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: (вернуться в таблицу).
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление нового материала. Первичное закрепление.
1. Проговаривание способа решения в громкой речи
- Еще раз прочитайте внимательно правило в учебнике. "Свернем" его в инструкцию, алгоритм – предписание наших действий. (с опорой на учеб. с.112)
Дети с учителем составляют алгоритм написания суффиксов -ек, -ик и записывают его на доске и в тетрадях.
Алгоритм правописания гласных в суффиксах -ек, -ик
Выделяю корень, если [ик] - ? Изменяю форму слова (нет, много)
Если [и] > -ик.
Если [-] > -ек.
Рассматривание примеров с.112 – 113.
2. Решение детьми типовых заданий.
- Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного нами правила, выполним упражнение 2 (Упражнение выполняется с комментированием по алгоритму).
Упражнение 3 (работа в парах): подбор и запись в каждый столбик по 3 слова, но так, чтобы слова у работающих в одной паре не повторялись.
VI. Закрепление нового материала. Оперативный контроль.
Самостоятельная работа
Работа в тетради “Пишем грамотно” (с.28)
Упражнение 1 (по вариантам) –
I вариант – первый столбик
II вариант – второй столбик.
VII. Итог урока:
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Мы достигли цели урока – научились писать суффиксы –ик и –ек?
Анонс: - На следующем уроке мы продолжим учиться писать эти суффиксы в словах.
VIII. Домашнее задание:
учебник с.112 правило, т. “П.” с.28 упр.1 (по вариантам)