Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме: "Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-"

Разделы: Начальная школа


Блок “Правописание”

Проблемный урок изучения нового материала.

Цели:

  • формировать знания;
  • развивать интеллект и творческие способности;
  • воспитывать активную личность.

Задачи урока: - организовать наблюдение за написанием суффиксов –ик- -ек-;

  • познакомить с правилом и алгоритмом его применения;
  • тренаж в применении правила.

Оборудование: учебник “Русский язык” для 2 класса (авт. С.Иванов), орфографическая тетрадь “Пишем грамотно”, таблица-опора “Алгоритм определения правописания суффиксов –ик- ,-ек-”.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Учитель проверяет подготовку учащихся к уроку, порядок на партах и правила посадки.

- Ребята, какой у нас сейчас урок?

- Чему мы учимся на уроках русского языка?

- Для чего мы этому учимся?

Обобщение: грамотность – показатель культуры человека. Значит, мы на уроках русского языка учимся быть грамотными, а значит культурными.

II. Чистописание.

(Упражнения, направленные на отработку написания буквы О и соединений он, ок, ор, ои)

Правило посадки за партой.

Запись числа и классной работы.

Задание:

- Посмотрите на ряд слов.

- Определите букву, которую мы будем сегодня писать на минутке чистописания.

- Она имеется в корне каждого из данных слов. Какая это буква? Покажите карточку.

- Верно – это буква О. Дайте характеристику звуку, который обозначается буквой О.

Исходные слова: . на, . кно, в . рона, ст . ит (она, окно, ворона, стоит)

Запишите, чередуя Оо – 3 раза.

- Прочитайте буквосочетания: он, ок, ор, ои.

- Что общего в их написании? (соединительный штрих).

- Вспомните, в каких словах встречаются эти буквосочетания.

он, ок, ор, ои (Антон, окорок, мои- стоит)

- Какое слово в этом ряду лишнее? (ворона) – Почему? (словарное)

- Какая орфограмма объединяет оставшиеся слова?

- Как проверить безударную гласную в корне слова? Правило.

- Назовите проверочные слова.

Задание: - спишите слова, вставляя пропущенные буквы зелёной пастой.

Обобщение: - Оцените свою работу – поставьте + под лучшей.

- С какой целью мы проводим минутки чистописания?

- Какие правила повторили?

- Согласитесь писать нужно не только аккуратно, чисто и красиво, но и … грамотно.

III. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

Цели:

  • проверить усвоение правописания суффиксов –онок; -ёнок (д/з);
  • актуализация ЗУН-ов, достаточных для открытия нового знания.

- В какой части слова находилась буква О?

- Какие ещё части слова вы знаете? (окончание и суффикс)

- Дайте определение суффиксу.

- Как найти в слове суффикс?

- Какие вы знаете суффиксы, и какое значение они придают вновь образованным словам?

- Правописание каких суффиксов мы изучали вчера на уроке? (–онок; -ёнок).

- Когда пишется суффикс –онок?

- Когда пишется суффикс –ёнок?

Проверка д/з (с.111 упр.3)

– Чему учились, выполняя упражнение?

- Прочитайте слова с суффиксом –онок. Волчонок, бельчонок, моржонок, барсучонок, мышонок.

- По какому алгоритму (правилу) вы определили, что в этих словах нужно писать суффикс -онок?

ОПОРА:

Определяю суффикс -онок- или -ёнок-
  1. Выделяю корень.
  2. Определяю, какой согласный звук перед суффиксом.
  3. Если мягкий согласный, кроме [ч'] – пишу -онок-

Если твёрдый согласный и [ч'] – пишу -ёнок-

- Прочитайте слова с суффиксом –ёнок. Слонёнок, лосёнок, лисёнок, тигрёнок, телёнок, львёнок, оленёнок, страусёнок, орлёнок.

- По какому алгоритму (правилу) вы определили, что в этих словах нужно писать суффикс -онок? ОПОРА

Обобщение:

  • Кто верно справился с домашней работой?
  • Кому было интересно и понятно, как выполнять это д/з? Почему?

IV. Сообщение темы урока. Постановка проблемы урока

- Сейчас мы проанализируем с вами два слова и выясним, нужно ли какое-то правило для их написания или нет.

Доска: ключик, замочек

- Спишите слова.

- Выделите в каждом слове суффикс и укажите, ударный или безударный гласный звук в нем. (-ик, -ек. В суффиксе -ик – безударный гласный звук, в суффиксе -ек – тоже безударный).

- Почему же мы в слове ключик пишем суффикс – ик?, а слове замочек – ек?)

- Почему возникло затруднение?

- Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме?

(В слове "ключик" – совпадает, а в слове "замочек" – расходится)

- Сделайте вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах

-ек, -ик? (Гласные в суффиксах -ек, -ик надо проверять)

- Молодцы! Вы правильно сделали вывод.

- Бережно откройте свои учебники на с.111 и прочитайте тему нашего урока: "Учимся писать суффиксы -ек, -ик”.

Обобщение: - Чему мы должны научиться сегодня на уроке?

Доска: Должны научиться писать суффиксы –ик и –ек.

IV. Знакомство с новым материалом. Открытие детьми нового знания.

Включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы

- Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.

Путь 1: взять готовое правило.

Путь 2: самим изобрести это правило.

- Каким путем мы пойдем и почему?

- Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его.

- Итак, мы сами изобретаем правило.

- Посмотрите внимательно на данный ряд слов.

- Какой частью речи они являются? (имена существительные)

На доске: в один ряд прикреплены карточки со словами:

кузнеч . к, сыноч . к, мяч . к, ореш . к, кузнечики, сыночки, мячики, орешки

– На какие две группы можно разделить эти слова? (Один – много)

- Разделите слова на два столбика: один много

Дети по одному выходят к доске и располагают карточки в два столбика.

На доске:

один много
кузнеч...к

сыноч...к

мяч...к

ореш...к

кузнечики

сыночки

мячики

орешки

2. Фиксирование нового правила.

Проблемный вопрос (с “затруднением” - невыполнимое задание)

– Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете?

Помощь учителя.

- Для этого проанализируйте слова второго столбика.

Что интересного вы заметили?

(Я думаю, что если при изменении формы слова гласный [и] остается, то его и надо писать в суффиксе -ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек).

- Итак, какое правило мы с вами изобрели?

- Прочитайте правило в учебнике на с.112. и сравните с нашим выводом.

- Верно ли мы сформулировали правило? (да)

- Послушайте сказку, которая поможет запомнить это правило.

“В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс -ик был прилежным учеником, а его друг, суффикс -ек, был самым настоящим прогульщиком – вернее, К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс -тель, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе -ек. И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом -ек, гласный Е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: (вернуться в таблицу).

V. Физкультминутка.

VI. Закрепление нового материала. Первичное закрепление.

1. Проговаривание способа решения в громкой речи

- Еще раз прочитайте внимательно правило в учебнике. "Свернем" его в инструкцию, алгоритм – предписание наших действий. (с опорой на учеб. с.112)

Дети с учителем составляют алгоритм написания суффиксов -ек, -ик и записывают его на доске и в тетрадях.

Алгоритм правописания гласных в суффиксах -ек, -ик

Выделяю корень, если [ик] - ?

Изменяю форму слова (нет, много)

Если [и] > -ик.

Если [-] > -ек.

Рассматривание примеров с.112 – 113.

2. Решение детьми типовых заданий.

- Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного нами правила, выполним упражнение 2 (Упражнение выполняется с комментированием по алгоритму).

Упражнение 3 (работа в парах): подбор и запись в каждый столбик по 3 слова, но так, чтобы слова у работающих в одной паре не повторялись.

VI. Закрепление нового материала. Оперативный контроль.

Самостоятельная работа

Работа в тетради “Пишем грамотно” (с.28)

Упражнение 1 (по вариантам) –

I вариант – первый столбик

II вариант – второй столбик.

VII. Итог урока:

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Мы достигли цели урока – научились писать суффиксы –ик и –ек?

Анонс: - На следующем уроке мы продолжим учиться писать эти суффиксы в словах.

VIII. Домашнее задание:

учебник с.112 правило, т. “П.” с.28 упр.1 (по вариантам)