Образовательная цель:
- Знать сущность степени окисления, окислительно-восстановительных процессов, происходящих с веществами, окислительно-восстановительных процессов в природе, изменение окислительно-восстановительных свойств элементов в периодах и группах в ПСХЭ Д И. Менделеева, основные окислители и восстановители.
- Уметь определять степени окисления элементов в простых и сложных веществах, различать понятия: степень окисления, валентность и заряд иона, составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса, определять окислительно-восстановительные свойства веществ, предсказывать продукты реакций, раскрывать сущность окислительно- восстановительных процессов, происходящих в природе и жизни человека.
ОУУН: Уметь сравнивать, находить причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы, работать с алгоритмами, наблюдать, работать в парах и группе.
Воспитательная цель:
Уметь слушать учителя и своих одноклассников, быть внимательным к себе и окружающим, оценивать себя и других, вести беседу, любить и охранять природу.
Этапы урока | Содержание | Методы и приемы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Средства обучения | Измерительный материал |
1 Этап Организационный этап |
Приветствие. фиксация присутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебным занятиям | Слова учителя “Добрый день. Хорошего вам настроения”. | Открывают тетради и учебники. Класс делится на группы. Определяется главный в группе. Группа в течение уроков получает задание и выполняет его. После каждого задания идет собеседование в группе, выполняется контрольное задание, подводятся итоги, выставляются оценки в оценочный лист. | Умеренная манера держаться. Приветствие. Наблюдение. Организация работы |
Журнал. Тетради. |
Добрый настрой, полная готовность к уроку. Деловой ритм |
2 Этап Подготовка учащихся к работе на основном этапе |
Сообщение темы, формулиров ка цели урока, показ значимости изучаемого материала. |
Написать уравнения реакций,
происходящих в природе: 1.Окисление железа кислородом воздуха. 2.Реакцию образования угольной кислоты из углекислого газа. Расставить степени окисления. Проблемный вопрос: Чем отличаются эти реакции?. Формулируется тема урока.
Создается проблемная ситуация на основании рассказа учителя: Ученица 8 класса, готовя раствор перманганата калия для обработки ран, испачкала свой любимый халат. Предложите вещество, с помощью которого можно очистить халат. |
Выполняют упражнения,
участвуют в дискуссии и на основании этого
формулируют цель урока: Определять степень окисления элементов Знать важнейшие окислители и восстановители и определять восстановительные и окислительные свойства веществ Знать как происходит изменение о-в. свойств элементов в периодах и группах. Научиться составлять уравнения о-в. Реакций. Научиться классифицировать о-в. Реакции Знать какое значение имеют о-в. реакции в природе и жизни человека.
Знакомятся со способами и методами обучения. Вносят предложения по очистке халата. Предполагают, что это могут быть окислительно – восствновительные реакции. Осознают недостаточность знаний в решении проблемы. Изучают маршрутный лист(приложение 1), который отражает взаимосвязь цели и задач урока и способов, методов и средств их достижения, а в итоге подскажет, как можно найти вещество, с помощью которого можно очистить халат ученицы. |
Демонстрация окисленного
железа и минеральной воды - газированной. Наводящие вопросы при формулировании цели урока.
Учитель советуется с ребятами о том, как они будут выполнять задачи по реализации цели, предлагает маршрутный лист - путеводитель урока.. |
Окисленное железо, минеральная
вода
Маршрутный лист |
Формулировка цели урока и
отражение ее в тетради в виде схемы. Представление учащимися основных этапов урока. |
3. Этап усвоения новых знаний. | А. Степень окисления. Сравнительный анализ степени окисления, заряда иона и валентности. | Поисковый. Работа с алгоритмами. Самостоятельная работа. |
Выполняют задание: Применить алгоритм определения степени окисления и определить степень окисления веществ. Задания по выбору. Оксид серы (IV , VI ), Оксид меди (II , I ), серная кислота, перманганат калия, оксид марганца (IV), сульфат-ион, пероксид водорода. Оксид калия, оксид марганца(II) ион аммония, Нитрат-ион, глюкоза C6 H12 O6 , пероксид калия. Опираясь на таблицу: “Сравнительный анализ признаков понятий: степень окисления, валентность, заряд иона”[1], определите валентность и заряд ионов в веществах предыдущего задания. |
Наблюдение, коррекция, оценка результатов, беседа. | Алгоритм “Степень окисления” [1] таблица “Сравнительный анализ признаков понятий: Степень окисления, валентность, заряд иона”[1] | Дать определение степени окисления, валентности, заряд иона. Определить их отличие. |
Б. Важнейшие окислители и восстановители. | Проблемный метод. Самостоятельная работа. |
Выполняют задания в группах.
Работа с алгоритмом “Важнейшие окислители и
восстановители”. Определить
окислительно-восстановительные свойства
веществ. Серная кислота, оксид фосфора, сульфит калия, хлор. Оксид азота (IV), азотная кислота, перманганат калия. Дихромат калия, оксид железа (III), магний, иодид калия. Объяснить причину окислительно–восстановительных свойств веществ. |
Организация самостоятельной
работы. Коррекция. Беседа по результатам задания. От чего зависит способность атомов окисляться и восстанавливаться. |
алгоритм “Важнейшие
окислители и восстановители” (приложение 2). Карточки с заданием. |
Тестирование Перечислите вещества – окислители 1.медь, серная кислота. |
|
В. Составление
окислительно-восстановительных реакций с
помощью электронного баланса. Определение продуктов реакции
Г. Окислительно-восстановительные реакции в природе и жизни человека |
Практический. Наглядный. Исследовательский.
Наблюдение. Практическая работа на компьютере. |
Проводят опыты по выбору: I.1К раствору перманганата калия прилить раствор сульфита калия и несколько капель серной кислоты . 2.К раствору перманганата калия прилить раствор сульфита калия и несколько капель гидроксида натрия. 3.К раствору перманганата калия прилить раствор сульфита калия и воду. II.1.К раствору дихромата калия прилить раствор сульфита калия и несколько капель серной кислоты. 2.К раствору дихромата калия прилить раствор сульфита калия и несколько капель гидроксида натрия. 3.К раствору дихромата калия прилить раствор сульфита калия и воду. Какие вещества применимы для очистки халата? Результаты оформить в виде таблицы со следующими столбцами: 1) уравнения реакций; 2) наблюдение; 3) вывод. ---------------------- Открывают файл “Подгруппа серы”. в программе: Виртуальная лаборатория. “Проводят” о-в. Реакции. Составить уравнения окислительно– восстановительных реакций методом электронного баланса. Сделать вывод о том, как эти процессы влияют на экологическую обстановку. Очистится ли халат ученицы на открытом воздухе? Дайте обоснованный ответ. |
Инструктаж. Наблюдение. Коррекция. Выявление пробелов. Обсуждение результатов.
----------------- Инструктаж. Беседа. |
Реактивы. Оборудование. Справочник. Карточки с заданием разного уровня.
----------- Электронная программ ма “Виртуальная лаборатория” |
Выполнить задание. Написать
уравнение реакции: 1,2,3 уровни. (карточки
прилагаются)
--------------- Привести примеры о-в. Реакций в природе |
|
4 Этап Обобщение и систематизация знаний |
Типы окислительно- восстановительных реакций | Поисковая работа. Работа с текстом справочника и учебника. |
Выполняют задание: Из написанных в тетрадях уравнений о-в. реакций определите, какие реакции относятся к межмолекулярным, какие к внутримолекулярным, а какие к реакциям диспрпорционирования. (обратитесь к справочникам) Составить схему: Классификация о-в. реакций. Учащиеся опять подбирают вещества, с помощью которых можно очистить халат ученицы. Пишут уравнение окислительно-восстановительной реакции. |
Коррекция, обобщение | Тетрадь, учебник, справочник. | Построение дерева темы. |
5 Этап Подведения итогов занятия. |
Подведение итогов учебного занятия | Подведение итогов самими учащимися. | Беседа о результатах
выполнения задач урока. Подведение итога урока. Учащиеся оценивают себя и других. Подводят итоги всего занятия. отмечают позитивные и негативные стороны проведения урока |
Учитель отмечает наиболее успешные ответы | Четкость и краткость этапа. | |
6 Этап Информация о домашнем задании |
Мотивирование домашнего задания | Три уровня домашнего задания | Запись Д/З Упр. 3.4.5 по выбору. Анализ заданий. Собеседование в паре о том как поняли Д.З. |
Инструктаж по домашнему
заданию. Оценка понимания домашнего задания |
Наличие возможности выбора. Контроль за записями. |
|
7 Этап Рефлексия
|
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения | Письмо самому себе | Учащиеся кратко записывают, как чувствовал себя, с каким настроением работал, в чем затруднения. | Беседа по письмам. | Тетрадь | Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества |
Литература:
- В.А. Шелонцев. Знаковые модели и задачи: окислительно-восстановительные реакции. ООИПКРО, Омск- 2002
- А.Г. Кульман. Общая химия, Москва-1989.
- А.М. Попов. Химия и охрана окружающей среды. Пособие для учителя. Омск. 1999 г.