Цели урока.
Обучающие:
- проверка знаний, умений и навыков работы в прикладной программе “Текстовый редактор”;
- применение полученных знаний и развитие творческих способностей учащихся при создании “Методического пособия по русскому языку”.
Воспитательные:
- воспитывать познавательную потребность, интерес к предмету;
- воспитывать ответственность за выполненную работу.
Развивающие:
- развивать логическое мышление;
- формировать навыки само и взаимооценки.
Оборудование: стенд “Сегодня на уроке”, компьютерный класс, кодоскоп, музыкальный диск “Классическая музыка”.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Добрый день! Я рада приветствовать Вас, дорогие ребята, в нашей мастерской - компьютерном зале, на обобщающем уроке по текстовому процессору “Методическое пособие по русскому языку: правописание чередующихся гласных в корне слова”. Эпиграфом нашего урока пусть станут слова В. Ф. Одоевского “Дети были моими лучшими учителями”. В ходе этого урока, используя современные информационные технологии, Вы должны будете подтвердить слова писателя, выполнив творческую работу - методическое пособие по русскому языку. С помощью прикладной программы “Текстовый редактор” Вы на своем рабочем столе - экране монитора, в увлекательной и занимательной форме должны сформировать теоретическое правило на тему “Правописание чередующихся гласных в конце слова” и разработать упражнение для закрепления, данного правила.
Повторение.
Итогом урока будет методическое руководство к правилам, но для этого Вы должны пройти теоретическую подготовку.
- При описании каких гласных требуется применять определенные правила?
- Что Вы должны помнить при этом?
- От чего зависит написание чередующейся гласной в корне слова?
- Но не все слова подчиняются этим правилам. Какие Вы помните слова исключения?
(Повторение теоретического материала по русскому языку осуществляет учитель русского языка).
Повторение теоретического материала по прикладной программе “Текстовый редактор”. Презентация “Текстовый редактор”.
Выполнение творческой работы.
Вы входите в мир, как в двери мастерской. Вы можете сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А часть радости творца обязательно передается его творению. Потом её почувствуют те, кто будет на это творение смотреть или слушать, читать. Выходит, что творчество - это передача по цепочке радости от того, что с тобой рядом мир прекрасен.
Давайте и мы сегодня, говоря о творчестве, постараемся сделать методическое пособие вдохновенно, учась у старших мастеров, по отношению к которым Вы пока подмастерья. Теперь, повторив правописание чередующихся гласных, теоретические основы по текстовому процессору, Вы должны создать методическое руководство.
Методическое руководство должно состоять из 3 блоков:
1 блок - теоретический материал, который можно сформулировать в виде лингвистической сказки, игры, загадки и т. д.
2 блок - слова-исключения или (если таковых нет) примеры написания слов на определенное правило.
3 блок - упражнение для закрепления, которое Вы сами должны составить. Это может быть текст с пропущенными буквами на нужное правило, словосочетания, кроссворды, игры и т. д.
Вместо традиционной нумерации, предложено вам каждый блок назвать пословицей или поговоркой, цитатами из сказок или подобными выражениями. И каждый блок оформить красочной заставкой, рисунком и т.д.
- Какие Вы можете предложить выражения к теоретическому блоку?
Например:
- Это интересно!
- Знаешь ли ты?
- Ко второму блоку?
Например:
- Запомни!
- Это нужно знать!
- К третьему блоку?
Например:
- Проверь себя!
- Какие можно использовать пословицы?
Например:
- Не учась, и лаптя не сплетешь.
- Всяк молодец на свой образец.
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Теперь Вы полностью готовы и можете приступать к выполнению творческой работы. Наш сегодняшний урок - мастерская, где Вы можете рисовать, писать, сочинять, пробуя свои силы и возможности. И пусть музыка, которая звучит у нас на уроке, вдохновляет Вас. Творческих Вам успехов.
(Выполнение работы рис. 1, рис. 2).
Презентация выполненных работ.
Хорошо, что нас ещё радуют полотна художников, мелодии музыкантов, плавные линии скульптуры. Давайте посмотрим, что получилось у Вас. Представьте экспертам свои творческие работы и в случае одобрения, передайте свою работу в издательский отдел (выполняется распечатка методического листа) (учащиеся выполняют презентацию своих работ).
Домашнее задание.
п. 14-16 (Информатика. Базовый курс. 7-9 классы / И. Г. Семакин и др.)
Подведение итогов.
Урок планировался творческим, и Вы доказали свои творческие способности, создав уникальное методическое пособие, а это значит, Вы сумели применить знания по русскому языку и информатике. Пособие получилось методически интересным, полезным и красочным. Каждый листок пособия оценен с точки зрения русского языка и информатики. Поэтому, в заключение, хотелось бы еще раз обратиться к эпиграфу нашего урока, и теперь мы можем подтвердить слова В. Ф. Одоевского “Дети были моими лучшими учителями”.