Цель: Развитие кругозора и познавательного интереса учащихся через исследование разных источников информации по одной теме.
Задачи:
- Систематизация знаний по теме и их адаптация к изучению проблемы.
- Развитие воображения и творческого мышления.
- Развитие коммуникативных способностей учащихся.
- Развитие навыков сотрудничества.
Этапы проекта.
“Погружение” в проблему.
Интерес к данной теме у ребят возник после прочтения книги Д. Брауна “Код да Винчи” (далее в скобках обозначены номера страниц из книги, которые зачитываются по ходу их возникновения).
Организация деятельности.
На этом этапе участники проекта определяют:
- Ключевые моменты (с математической точки зрения) книги.
- Основные математические понятия, описанные в книге.
- Понятия, сопутствующие теме золотого сечения.
- Исторические факты, связанные с золотым сечением.
- Составляют план работы, распределяют обязанности.
Осуществление деятельности.
Математика.
Участники подробно изучают понятие “золотое сечение”:
- Определение, математическая интерпретация.
- Историческая справка о возникновении понятия и чисел “фи” (с примерами: пентаграмма, Парфенон… (стр. 49 из книги Брауна).
- Определение и построение “золотого треугольника”.
В природе (стр. 114-115).
- Поиск закономерностей золотого сечения в природе.
- Заготовка чертежей и рисунков.
Золотое сечение и человек.
Исследование пропорций человеческого тела:
- Теоретическое (с использованием научных исследований Цейзинга). Пропорции золотого сечения проявляются в отношении тела точкой пупа и нижней точки кисти (в расслабленном состоянии), кисти и пальцев, лица линией брови и линией губы… К 21 году пропорции колеблются в пределах отношения 13:8=1, 625 или 5:8=0,625.
- Практическое (проверка этих данных на нескольких учащихся разного возраста).
Золотое сечение в живописи (стр. 117).
- - Обзор литературы, поиск примеров в искусстве
- - Жизнь и творчество Леонардо да Винчи: Витрувианский человек (стр. 59, 116) , Тайная вечерия…
- - “Джоконда” и золотое сечение (стр. 145).
Презентация результатов.
Участники проекта знакомят с работой всех желающих (приглашаются учителя, учащиеся 8-11-х классов). Приготовленные наглядные материалы заранее распределяются на доске по плану рассказа. Участники проекта знакомят с целью работы, этапами, рассказывают о своих исследованиях, обращаясь к наглядным материалам и цитатам из книги Брауна. По окончании рассказа отвечают на вопросы слушателей.
План мероприятия (презентации)
“Тайны золотого сечения”
“Золотое сечение”:
- - математическое определение
- - числа “фи”
- - золотой треугольник
- - история золотого сечения
Золотое сечение в природе.
Пропорция человеческого тела (золотое сечение и человек).
Золотое сечение в живописи:
- - обзор примеров
- - Леонардо да Винчи:
- - жизнь и творчество
- - тайна “Джоконды”
Заключение.
Наглядный материал:
Чертежи:
- - Отрезок в золотом сечении
- - Золотой треугольник
- - Пентаграмма
Рисунки:
- - Цикорий
- - Ящерица
- - Золотые пропорции в частях тела человека
- - Копия “Джоконды” в золотом треугольнике
- - Парфенон и число “фи”
- - Спираль Архимеда
Репродукция “Джоконды”
Репродукция “Тайная вечерия”
Список литературы:
- А.В. Волошинов Пифагор.- М: Просвещение, 1993 г.
- Г.И. Глейзер История математики в школе VII-VIII кл. Пособие для учителей.- М: Просвещение, 1982 г.
- Энциклопедия для детей. Т.11. Математика /Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 1999. – 688 с.
- Леонардо да Винчи: жизнь, творчество, произведения. ИДДК, DISC-0521, ООО “Бизнессофт”, Россия, 2004.
- www.abc-people.com