Цели урока:
обучающие: сформировать понятие о правилах умножения десятичных дробей;
развивающие: формировать у учащихся умения применять ранее полученные знания к умению использовать их в измененной ситуации, осознать проблему, делать выводы и обобщения, развивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля;
воспитательные: воспитывать культуру речи, активность, умение общаться, аккуратность.
Оборудование: плакат на котором написано правило умножения десятичных дробей, образцы
примеров; карточки для работы в парах; карточки с заданием теста.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний и умений.
Устно с классом.
Вычислить:
1) 21· 4 | 2) 8· 15 | 3) 17·3 | 4) 25· 4 | 5) 53· 3 | 6) 35· 5 | 7) 33· 4 |
Перевести обыкновенную дробь в десятичную:
1) | 2) | 3) |
Перевести десятичную дробь в обыкновенную:
1) 3,2 | 2) 1,6 | 3) 0, 24 |
Выполнить действие:
1) | 2) | 3) 28,3 : 100 | 4) 32,6 : 10 |
( После каждого задания необходимо подводить итог: спрашивать у учащихся как они выполняли задания, для того чтобы повторить все правила, которые необходимы будут на уроке).
II. Постановка учебной задачи.
Задача. Найти площадь прямоугольников, изображенных на рисунке:
а) б) в) г)
- Чему равна площадь первого прямоугольника? 12 * 8 = 96 (кв. см)
- А как найти площади остальных прямоугольников?
- Нужно перемножить смежные стороны.
- А сможем ли мы это сделать? Почему?
- Нет, так как не знаем, как умножить десятичные дроби.
- Как вы думаете, какая цель нашего урока?
- Вывести правило умножения десятичных дробей.
(Учащиеся открывают тетради и записывают: число, классная работа, тему урока).
III. Решение поставленной задачи.
А попробуйте предположить, как, опираясь на предыдущие знания, можно найти произведение десятичных дробей?
Перевести десятичные дроби в обыкновенные и выполнить умножение, а потом опять перейти к десятичной дроби.
В течении всего урока мы будем работать в парах. В конце урока я подведу итог и выберу самую лучшую пару, при этом буду учитывать: активность, аккуратность записи на доске и в тетрадях,
соблюдение дисциплины, умение общаться, знание правил и умение их применять.
Работа в парах.
I ряд находит площадь прямоугольника под б)
II ряд находит площадь прямоугольника под в)
III ряд находит площадь прямоугольника под г)
Какая пара сделает задание быстрее, выходит к доске и записывает свое решение на доске.
(В результате на доске появляются записи:
Как вы думаете, какой шаг в решении нужно выделить главным?
( Если ученики затрудняются, то им нужно помочь наводящими вопросами)
;
Как получили числа 33 * 9; 106 * 13; 23 * 47 ?
Они получились из данных путем отбрасывания запятых.
Как получились числа 100; 1000; 10000?
Нужно поставить 1 и столько нулей, сколько знаков после запятой в обоих множителях вместе.
Попробуйте сформулировать правило умножения десятичных дробей, не переводя их в обыкновенные.
( Ученики пытаются сформулировать правило, учитель при необходимости корректирует его.
На доске повесить плакат с формулировкой правила).
Чтобы умножить две десятичные дроби
нужно:
|
Задача – исследование.
А теперь нужно проверить, будет ли справедливо это правило в случае, если один из множителей – натуральное число?
Каждая пара выбирает один из примеров и убеждается в справедливости этого правила для данного случая:
1) 2,41· 12; | 2) 0,36· 15; | 3) 32,1· 13. |
Проверка осуществляется устно с места:
2,41· 12 = ;
0,36 ·15 =
32,1 ·13=
Теперь, давайте сравним правило, которое мы сформулировали с тем, которое предлагает нам автор учебника.
( Учащиеся открывают учебники и читают правило, сравнивают. При этом необходимо обратить внимание на образцы примеров, которые даны в учебнике).
IV. Первичное закрепление изученного.
Работа в тетрадях и у доски. Можно работать с опережением.
( Один ученик решает у доски и комментирует свое решение, ученики это делают в тетрадях, исправляют, дополняют по возможности и необходимости, обращают внимание на правильную запись).
1) 85,3 · 4,1; | 2) 27,2 ? 0,06; | 3) 0,065 · 0,34; | 4) 0,4 · 2,55. |
Обучающая самостоятельная работа.
Продолжаем работать парами. На каждой парте карточка с заданием. В столбик написаны примеры, а рядом в столбик несколько чисел, среди которых есть правильные ответы к этим примерам. Необходимо в тетради выполнить действия в столбик, а на листочке соединить стрелочками примеры с числом, соответствующим ответу этого примера.
0,02625 1,26 · 0,31 0,0852 5,315 · 8 2,52 0, 375 · 0,07 0,3906 0,071 · 1,2 1,8 3,6 · 0,2 + 1,08 0,2625 42,52 |
0,02625 1,26 · 0,31 0,0852 5,315 · 8 2,52 0, 375 · 0,07 0,3906 0,071 · 1,2 1,8 3,6 · 0,2 + 1,08 0,2625 42,52 |
После выполнения задания учащиеся меняются карточками и выставляют прямо на карточках оценки паре; затем карточки возвращают паре, а они, просмотрев их, потом сдают учителю.
“5” - все правильно
“4” - одна ошибка
“3” - две ошибки
нет оценки – три ошибки и более.
Подвести итог: кто получил “5”, “4”, “3”, не получил оценку?
С какими проблемами столкнулись при выполнении задания? ( Если были проблемы, необходимо разобрать их).
Устно. Известно, что 27 · 342 = 8748.
Чему тогда равно произведение:
а) 0,27 · 3,24 | б) 2,7 · 32,4 | в) 2,7 · 324 | г) 27 · 32,4 | д) 0,27 · 0,324 |
V. Проверка усвоения изученного.
Тест.
(У каждого ученика карточка с заданием, необходимо выполнить его и выбрать правильный ответ, буквы записать в строчку, чтобы получилось слово).
1. Если длина прямоугольника 3,2 см, а ширина 0,6 см, то площадь равна
а) 19,2 кв.см | б) 0,192 кв.см | в) 1,92 кв.см |
2. Если пешеход идет со скоростью 3,2 км/ч, то за 0,08 часа он пройдет
а) 0,256 км; | б) 2,56 км; | в) 0,0256 км |
3. Сколько времени составляет 0,4 от суток
а) 0,96 ч; | б) 9,6 ч; | в) 96 ч |
4. Пакет выдерживает 3 кг веса. В него положили 1,2 кг яблок, а груш в 1,5 раза больше. Порвется
ли пакет?
а) нет; | б) да |
5. Значение выражения ( 2,5 · 0,4 ) равно
е) 0,125; | б) 0,16; | к) 1 |
Проверка теста. Каждый проверяет себя. На доске ключ к проверке теста: НАВЫК
У кого получилось это слово?
Кто допустил ошибки в 1, 2, 3, 4, 5 заданиях.
( Выяснить причины по каждому заданию).
Что, по - вашему, означает это слово?
(Учащиеся предлагают свои варианты).
На следующем уроке мы будем отрабатывать навык умножения десятичных дробей при решении задач.
VI. Задание на дом.
п.4,3 № 353 (а, г, ж, б, д )
№ 366 ( б,в)
Оценка “3”: дополнительно № 358
Оценка “ 4, 5”: дополнительно составить одну из задач - на движение, стоимость, на процент, в
которой применялось бы умножение десятичных дробей.
VI. Подведение итога урока.
Вопросы:
Сформулируйте правила умножения десятичных дробей. Приведите пример.
Выразить: 2,35 руб = ….. коп; 0,35 см = … мм; 0,035 км = ……. м
Какое действие выполняли при переводе величин?
Умножение на 100, 1000 и т.д.
Сформулируйте это правило с помощью переноса запятой.
Объявляется лучшая пара урока - им ставятся оценки “5”, комментируются оценки учащихся, которые получили за урок.
Рефлексия.
А теперь оцените работу свою и соседа на уроке.
(Детям выдаются карточки, на которых изображен отрезок, каждому ученику нужно будет поставить точки Я и С, которую по его мнению он мог бы поставить себе и своему соседе по паре, карточки сдаются учителю, который обрабатывает их здесь же, на уроке)