ЦЕЛИ УРОКА:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- формировать их личностную позицию;
- воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА (СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ):
- 1.Запись на доске:
- тема урока;
- стихотворный текст для анализа;
- дополнительное задание. - 2. Таблицы орфограмм и пунктограмм (на вспомогательной доске).
- 3. Карточки с образцами заданий и правильными ответами для независимых экспертов (участников семинара).
- 4. На рабочем столе учащихся: Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А.Чешко.- 43-е изд. – М. : Просвещение, 2003.; тетради, ручки и карандаши.
СТРУКТУРА УРОКА:
- Организационный этап.
- Работа с эпиграфом к уроку.
- Сообщение темы урока и постановка целей.
- Работа с предложениями с опорой на домашнее задание.
- Подведение итогов урока.
- Запись текста под диктовку.
- Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ:
- Устный и письменный.
- Фронтальный, групповой, индивидуальный.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап.
- Подготовка учащихся к работе на уроке.
- Взаимное приветствие учителя и учащихся.
- Визуальный контроль готовности к уроку.
- Работа с журналом.
2. Работа с эпиграфом к уроку (эпиграф записан на доске).
- Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф.
Нет, не гибнет в жизни большой
Всё, на что сердце твоё откликается.
Живи беспокойно, живи с маетой:
С доброты человек начинается.
- Выразительное чтение эпиграфа учащимся.
- Все ли слова вам знакомы и понятны?
Маета - собственно русское образование от существительного мая –“тяжелая работа, мученье” посредством суффикса -ет-.
- Запись эпиграфа в тетрадях.
- Сформулируйте главную мысль стихотворной строфы.
(С доброты человек начинается)
- Настроимся на разговор о доброте.
- Проверка домашнего задания. Назовите синонимы к слову “доброта”. Запись слов в тетрадях и на доске.
(Добродушие, незлобивость, добросердечность, отзывчивость, душевность, сострадание, милосердие)
- Какой смысл заключает в себе слово “доброта”?
(Это отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим)
Выполните задание под номером один.
№1. Задание к эпиграфу
Задание для первого уровня: объясните правописание выделенных букв в словах, сформулируйте данную орфограмму.
(правописание безударных гласных в корне слова, проверяемые ударением)
-Задание для второго и для третьего уровней: найдите и сформулируйте известные вам орфограммы.
(правописание безударных гласных в корне слова, проверяемые ударением; правописание окончаний глаголов; непроизносимые согласные; правописание приставок; правописание гласных после шипящих)
-Слова какой части речи преобладают в стихотворной строфе? (глаголы)
- Какую роль играют глаголы в этом тексте? (побуждение к действию)
- Определите структуру предложений и объясните знаки препинания в них.
(1-ое предложение - сложное с разными видами связи: бессоюзной и союзной, где использовано сложноподчиненное предложение с придаточным местоименно-определительным)
(2-ое предложение - сложное бессоюзное: состоит из двух частей; между ними ставится двоеточие, так как второе предложение объясняет причину того, о чем говорится в первом )
-Прочитайте выразительно бессоюзное сложное предложение, соблюдая правильную интонацию.
(Конец первого предложения произносится с неспокойным понижением голоса, показывающим, что за этим предложением следует второе; между предложениями делается пауза)
3. Сообщение темы урока и постановка целей.
Бессоюзные сложные предложения.
(Тема урока записана на доске)
Как вы уже поняли, на уроке пойдет речь о бессоюзных предложениях. Сегодня мы должны с вами вспомнить все, что знаем об этих предложениях и знаках препинания в них.
- Актуализация уже имеющихся знаний.
1)Какое предложение называется бессоюзным?
(Это сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения)
2)Какие смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе бессоюзных?
(Перечисление, последовательность, сравнение, пояснение, условие, причина, следствие, врем,, дополнение, противопоставление)
3)Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения?
(Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире)
4.Работа с предложениями с опорой на домашнее задание.
Дома вы ознакомились с параграфом 85 и составили опорный конспект.
Используя свой конспект, вы должны выполнить задание под номером два.
(Самостоятельная письменная работа в разноуровневых группах)
№2. Самостоятельная работа, с последующей проверкой.
Задание для первого уровня: выпишите бессоюзные сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Какое предложение вы не выписали и почему? Во время проверки начертите схемы предложений.
- Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
- Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу.
- Желаешь себе добра – не делай зла другому.
- Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
- У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена.
Задание для второго уровня: выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
- Мы знаем ( ) главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
- Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу.
- Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому.
- Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
- У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.
- Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.
- Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
- Доброта – качество ( ) излишек доброты нам не вредит.
- Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.
Задание для третьего уровня: выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить тире; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
- Мы знаем ( ) главное предназначение человека ( ) оставить свой добрый след на земле.
- Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу.
- Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому.
- Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе ( ) а к людям ( ) ко всему окружающему.
- У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.
- Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.
- Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
- Доброта ( ) качество ( ) излишек доброты нам не вредит.
- Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.
5.Проверка самостоятельной работы.
Первый уровень. (проверка осуществляется учителем в индивидуальном порядке - 1-2-е работы)
У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена.
(это сложносочиненное предложение)
Второй уровень (учащийся работает у доски )
1.Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. [дополнение].
(вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя сказуемое –знаем)
2. Мудрость доброты в одном : она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. [пояснение].
(вторая часть поясняет, высказанную мысль первой части, перед второй частью можно поставить союз а именно)
3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. [причина].
(второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как)
-Выставление оценки-
Третий уровень. (учащийся работает у доски )
1.Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу.
[ ] - [сравнение].
(вторая часть предложения содержит сравнение; можно проверить союзом словно или как)
2.Желаешь себе добра – не делай зла другому. [условие] – [ ].
(первая часть содержит условие)
3. Будешь думать о хорошем – мысли созреют в добрые поступки.
[условие] – [ ].
(в первой части указывается условие, о чем говорится во второй части; проверочный союз – если)
4. Добрый человек оставляет добрую память – злой человек будет быстро забыт. [противопоставление].
(вторая часть предложения противопоставляется первой части; можно между частями вставить союз а)
-Выставление оценки-
6.Дополнительное задание. (на дополнительную оценку)
На доске:
- Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания.
- С детских лет постигаем мы истину…
- Держится мир на доброте…
- Хочешь изменить мир к лучшему…
Проверка задания будет осуществляться после урока (по желанию учащихся).
7.Подведение итогов урока.
1) Какую роль играют в нашей речи бессоюзные сложные предложения?
- Обратите внимание на эпиграф.
- Почему автор использует бессоюзное предложение?
(Подчинительный союз сделал бы его более громоздким, тяжеловесным. Сложное предложение потеряло бы свою легкость, стало бы менее выразительным)
8.Запись текста под диктовку.
№3. Подготовьте выразительное чтение текста, обращая внимание на интонацию и выбор знаков препинания в предложениях.
О доброте
Мы порой не ощущаем вечности добра, разменной монетой его живем:
ты – мне, я – тебе. А ведь мудрость щедрости только в одном: я – всем.
Память и доброта в человеке неотделимо живут и пожалованы ему природой, чтобы щедро одаривать других и тем крепить меж людьми связь человеческую. Беспамятливый и скупой что усохшее дерево: ни глубин прошлого корнями не ощутит, ни шумливой кроной в будущее не заглянет. Не человек, а сирота вселенская.
- Выразительное чтение текста учащимся.
- Запись текста под диктовку.
9.Домашнее задание.
№4. Задание по группам.
Задание для первого уровня.
Работа с текстом. Начертите схемы бессоюзных сложных предложений. Подчеркните грамматические основы в бессоюзных сложных предложениях. Укажите части речи в 1-2-м предложениях. Произведите словообразовательный разбор слова беспамятливый.
Задание для второго уровня.
Напишите сочинение-рассуждение по записанному вами тексту. Напишите, о чем этот текст, какова позиция автора. Разделяете ли вы точку зрения автора? Свой ответ аргументируйте.
Задание для третьего уровня.
Напишите небольшое сочинение с использованием БСП на тему “Добрый человек в моем понимании”.
10.Слово учителя.
Сегодня мы с вами говорили о таком качестве человека как доброта. Давайте, вспомним синонимы к этому слову (чтение слов с доски). Помните: с доброты человек начинается!
Безмерное богатство – доброта.
И пусть ее надолго хватит.
Человек настоящий всегда
Щедро добро свое тратит.