Все, что достигнуто дрессировкой,
нажимом, насилием,
- непрочно, неверно и ненадежно. (Януш
Корчак)
Важнейшей задачей современного процесса образования является развитие личностных качеств учащихся, общеучебных умений и навыков.
Необходимо не просто сообщить учащимся определенные знания по предмету, а подготовить их к дальнейшей учебе в вузах, службе по выбранной ими специальности. С этой целью нужно сформировать у них культуру учения. Культура учения – это стиль, образ жизни человека, главным содержанием которого является развитая потребность в образовании и индивидуальная система стратегии и тактики учения, обеспечивающих успех конкретного человека в решении задач формирования и воспроизводства самой личности. Культура учения позволяет эффективно добиваться оптимального результата в учении.
Современное общество отличает огромный объем информации, разнообразие методов ее получения и обработки. Умение ориентироваться в “информационном море”, выбирать наиболее существенные и важные сведения – непременное требование для учащегося, желающего соответствовать уровню развития общества, современной науки и техники, в том числе и военной.
Поэтому одной из составляющих культуры учения является информационная культура, включающая в себя умение работать с информацией: получать информацию из различных источников (рассказ преподавателя, учебник, программа, технологическая карта и т.д.), диалектически анализировать ее.
Урок информатики в 11 классе по теме “Построение диаграмм в Excel” благоприятен для развития у учащихся соответствующих умений и навыков. Он является заключительным в серии уроков изучения нового материала по теме “Технология обработки числовой информации. Excel”. Так как учебный материал – это порядок действий по выполнению диаграммы с помощью Мастера диаграмм, который не подлежит заучиванию, в качестве основного метода выбрана самостоятельная работа суворовцев по построению диаграмм с использованием технологических карт. По причине того, что каждый суворовец за время, отведенное на выполнение работы, успевает построить только одну диаграмму, подгруппа разбивается на пары, которые выполняют разные по характеру задания. За счет работы в парах ускоряется выполнение задания и достигается достаточно высокий результат при обсуждении вариантов. В конечном итоге пары защищают свою работу, объясняя целесообразность ее выполнения и суворовцы видят результаты работы всех пар, имея возможность анализировать свою работу и работу других групп, что приводит к большей эффективности процесса изучения нового материала.
Структура урока
1. Организационный этап, на котором объявляется тема урока, называется форма работы над новым материалом – парная самостоятельная работа в среде Excel по технологическим картам и защита выполненных работ.
2. Инструктаж по выполнению работ. На этом этапе объясняется цель работы и технология выполнения:
Ваша задача – выполнить задание, определенное вашей паре, которое включает в себя:
- Ввод чисел в ячейки базовой таблицы;
- Ввод и копирование формул;
- Построение диаграммы;
- Защиту работы, т.е. аргументация оптимальности выполнения задания;
- Анализ работ, представленных другими суворовцами.
Для выполнения предлагаются три разных задания, каждое из которых выполняют две пары. К заданиям разработаны технологические карты. Кроме них, можно при выполнении задания обращаться к вспомогательным картам “Ввод формулы в ячейку с использованием Мастера функций” и “Создание диаграммы”.
Самостоятельная работа на ЭВМ. Используя технологические и вспомогательные карты, суворовцы выполняют практические задания. В ходе выполнения от них требуется не только создать таблицу и построить диаграмму, но и продумать аргументы, доказывающие оптимальность выбора типа, вида, параметров и формата диаграммы.
Технологическая карта № 1
“Создание диаграммы, отражающей зависимость времени полета пули, выпущенной из автомата Калашникова от угла наклона автомата”
1) Пользуясь картой “Ввод формулы в ячейку с использованием Мастера функций” заполните ячейки недостающими данными в соответствии с таблицей:
A | B | C | D | E | |
1 | |||||
2 | Зависимость времени полета пули от угла наклона автомата |
||||
3 | g | 9,8 | |||
4 | v0 | 900 | |||
5 | угол в градусах | 15 | 30 | 45 | 60 |
6 | угол в радианах | =РАДИАНЫ(B5) | =РАДИАНЫ(C5) | =РАДИАНЫ(D5) | =РАДИАНЫ(E5) |
7 | время полета в секундах | =(2*$B$4*SIN(B6))/$B$3 | =(2*$B$4*SIN(C6))/$B$3 | =(2*$B$4*SIN(D6))/$B$3 | =(2*$B$4*SIN(E6))/$B$3 |
8 | время полета в минутах | =B7/60 | =C7/60 | =D7/60 | =E7/60 |
! Не забывайте копировать формулы из ячейки В5 в ячейки С5, D5, E5 и из ячейки В8 в ячейки С8, D8, E8.
2) Пользуясь картой “Создание диаграммы”, постройте диаграмму, отражающую зависимость времени полета пули в минутах. Используйте тип и вид диаграммы, наиболее соответствующие (на Ваш взгляд) данной зависимости.
! Диапазон ячеек для построения диаграммы B8:E8.
3) Отредактируйте диаграмму произвольным образом, если считаете нужным.
4) Продумайте аргументы в пользу Вашего выбора типа и вида диаграммы.
5) Продумайте причины редактирования диаграммы (если Вы редактировали диаграмму).
6) Если у Вас осталось время, оформите таблицу.
Технологическая карта № 2
“Создание диаграммы, отражающей качество обучения и успеваемость во взводах по итогам полугодия”
1) Пользуясь картой “Ввод формулы в ячейку с использованием Мастера функций” заполните ячейки недостающими данными в соответствии с таблицей:
A | B | C | D | E | |
1 | |||||
2 | Итоги учебы за полугодие |
||||
3 | 1 взвод | 2 взвод | 3 взвод | 4 взвод | |
4 | количество "5" | 10 | 12 | 11 | 14 |
5 | количество "4" | 5 | 3 | 2 | 5 |
6 | количество "3" | 3 | 7 | 6 | 2 |
7 | количество "2" | 1 | 4 | 0 | 1 |
8 | количество суворовцев | =B4+B5+B6+B7 | =C4+C5+C6+C7 | =D4+D5+D6+D7 | =E4+E5+E6+E7 |
9 | качество обучения | =(B4+B5)/B8 | =(C4+C5)/C8 | =(D4+D5)/D8 | =(E4+E5)/E8 |
10 | успеваемость | =(B4+B5+B6)/B8 | =(C4+C5+C6)/C8 | =(D4+D5+D6)/D8 | =(E4+E5+E6)/E8 |
! Не забывайте копировать формулы из ячейки В8 в ячейки С8, D8, E8, из ячейки В9 в ячейки С9, D9, E9, из ячейки В10 в ячейки С10, D10, E10. Данные в ячейках B9:E10 переведите в проценты.
2) Пользуясь картой “Создание диаграммы”, постройте диаграмму, отражающую успеваемость и качество обучения во взводах. Используйте тип и вид диаграммы, наиболее соответствующие (на Ваш взгляд) данной зависимости.
! Диапазон ячеек для построения диаграммы B9:E10
3) Отредактируйте диаграмму произвольным образом, если считаете нужным.
4) Продумайте аргументы в пользу Вашего выбора типа и вида диаграммы.
5) Продумайте причины редактирования диаграммы (если Вы редактировали диаграмму).
6) Если у Вас осталось время, оформите таблицу.
Технологическая карта № 3
“Создание диаграммы, отражающей результаты социального опроса “Нужна ли России армия”
1) Пользуясь картой “Ввод формулы в ячейку с использованием Мастера функций” заполните ячейки недостающими данными в соответствии с таблицей:
A | B | C | ||
1 | ||||
2 | Социальный опрос (КП, 2 ноября 2005) | |||
3 | "Надо ли России сокращать армию?" | |||
4 | количество опрошенных | 299 | ||
5 | Ответили: | человек | процентов опрошенных | |
6 | "Ни в коем случае, врагов еще хватает" | 126 | =B6/$B$4 | |
7 | "Придется, содержать не на что" | 105 | =B7/$B$4 | |
8 | "Да, воевать не с кем" | 57 | =B8/$B$4 | |
9 | "Мне все равно" | =B4-B6-B7-B8 | =B9/$B$4 |
! Не забывайте копировать формулу из ячейки С6 в ячейки С7, С8, С9. Данные в ячейках переведите в проценты.
2) Пользуясь картой “Создание диаграммы”, постройте диаграмму, отражающую соотношение групп опрошенных. Используйте тип и вид диаграммы, наиболее соответствующие (на Ваш взгляд) данной зависимости.
! Диапазон ячеек для построения диаграммы А6:А9 и С6:С9 (не забудьте, что второй диапазон выделяется при нажатой клавише Ctrl).
3) Отредактируйте диаграмму произвольным образом, если считаете нужным.
4) Продумайте аргументы в пользу Вашего выбора типа и вида диаграммы.
5) Продумайте причины редактирования диаграммы (если Вы редактировали диаграмму).
6) Если у Вас осталось время, оформите таблицу.
Вспомогательные карты
Карта “Ввод формулы в ячейку с использованием Мастера функций”
1) Ввести в ячейку знак “равно”.
2) Открыть диалоговое окно “Мастер функций” (щелчок на пиктограмме “Вставка функции на строке формул или команда Вставка —> Функция…).
3) Выбрать категорию функции в раскрывающемся списке “Категория”.
4) Выбрать функцию в списке “Выберите функцию”.
5) Щелкнуть по кнопке ОК.
6) Переместить диалоговое окно Аргументы функции за строку заголовка таким образом, чтобы оно не накрывало необходимые для расчетов ячейки.
7) Щелкнуть по ячейке, адрес которой должен войти в формулу.
8) Щелкнуть по кнопке ОК.
9) Если в формулу входит еще одна или более функций – дважды щелкнуть на строке формул, установить курсор в место вставки следующей функции и повторить действия 1 – 8.
10) Если в функции несколько аргументов, то нужно:
- Щелкнуть на строке аргумента – появится курсор;
- Щелкнуть на ячейке в таблице – ее адрес появится в строке.
Карта “Создание диаграммы”
1) Выделить диапазон ячеек, включающихся в диаграмму.
2) Открыть Мастер диаграмм – щелчок на пиктограмме “Мастер диаграмм” на панели инструментов “Стандартная” или команда Вставка —> Диаграмма…).
3) Определить тип диаграммы:
- Выбор формы в списке Тип на вкладке Стандартная или Нестандартная;
- Выбор типа диаграммы справа на палитре Вид;
- Щелчок на кнопке Далее.
4) Выбор данных.
- Если диапазон данных был выбран заранее (выделены ячейки таблицы), то в области предварительного просмотра в верхней части окна Мастера появится предварительное отображение будущей диаграммы. Если нет – задать диапазон на вкладке Диапазон данных;
- На вкладке Ряд задать имена рядов диаграммы;
- Щелчок на кнопке Далее.
5) Оформление диаграммы.
- Вкладка Заголовок – ввод названия диаграммы и подписи осей;
- Вкладка Оси – отображение и маркировка осей координат;
- Вкладка Линии сетки – отображение сетки линий, параллельных осям координат;
- Вкладка Легенда – описание построенных графиков;
- Вкладка Подписи данных – отображение надписей, соответствующих отдельным элементам данных на графике;
- Вкладка Таблица данных – представление данных, использованных при построении графика, в виде таблицы.
- Щелчок на кнопке Далее.
6) Размещение диаграммы.
- Выбор места размещения (новый рабочий лист или один из имеющихся);
- Щелчок на кнопке Готово.
7) Редактирование диаграммы.
- Выделение диаграммы – щелчок на ее элементе – рамка;
- Изменение размеров – перетаскивание границ рамки;
- Открытие диалогового окна для форматирования элемента – через меню Формат для выделенного элемента или через контекстное меню (команда Формат).
4. Обсуждение итогов. На этом этапе каждая группа представляет итог своей работы: почему выбран такой тип и вид диаграммы, чем объясняется подбор и оформление параметров, целесообразность редактирования диаграммы.
Остальные суворовцы участвуют в рецензировании работ, предлагая рекомендации по их улучшению.
Представляются работы суворовцев, выполненные на предыдущих уроках, представляющие интерес как наиболее соответствующие решаемым задачам, наиболее эстетично оформленные, наиболее интересные и нестандартные.
5. Подведение итогов, определение результатов.
Целесообразно закончить урок словами М. Твена: “Прекрасно, что мы все думаем по-разному. Именно благодаря этому мы и движемся вперед”.
Проведение урока в описанной форме позволило сделать следующие выводы:
- Выполнение практической работы в парах способствует созданию обстановки уверенности и комфортности для каждого суворовца – “Я не один”;
- Изучение нового материала в процессе выполнения практической работы помогает повысить эффективность учебного процесса: суворовцы лучше запоминают знания, которые получены самостоятельно, когда процесс получения знаний руководится и контролируется ими самими;
- Самостоятельный выбор формы, вида и параметров построения диаграммы способствует развитию творческих способностей суворовцев, а также выполнению задач эстетического воспитания личности;
- Выполнение и защита своей работы,
рецензирование работ других групп создает
благоприятные условия для развития личностных
качеств, необходимых для будущего военного
специалиста для успешной работы, таких как:
- Самостоятельность, умение брать ответственность на себя;
- Способность быстро ориентироваться в обстановке и принимать решение в нестандартных ситуациях;
- Независимость и самостоятельность мышления;
- Способность четко, лаконично формулировать сообщения, распоряжения;
- Инициатива и находчивость;
- Умение принимать решение в соответствии со сложившейся обстановкой;
- Способность анализа ситуации и принятия решения на основе наглядных образов;
- Умение выделить в информации существенное;
- Творческая самостоятельность;
- Использование заданий, связанных с военным делом, физикой и математикой, социальной жизнью страны и реальными ситуациями учебного процесса училища способствует повышению мотивации учения, более охотному и сознательному вовлечению суворовцев в учебный процесс.