“Обучать – значит вдвойне учиться.”
Ж.Жубер
"Национальная доктрина образования в Российской Федерации" является концептуальной основой для реформирования и дальнейшего развития системы образования в России на период до 2025 г. Именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в новой среде. Концепция модернизации образования, определила основные направления и этапы важного процесса развития нашего общества - "подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда", подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой с тем, чтобы они были готовы и умели применять новые информационные технологии в процессе обучения и управления образованием.
В ситуации изменений, происходящих в образовании, все более значимым для педагога становится повышение квалификации и профессиональной переподготовки. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркивается, что основная задача современного образования состоит в достижении соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовке разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, современной системе ценностей и потребностей современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования, самообразованию и самосовершенствованию. Реформирование современного образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий воспитательно-образовательный процесс педагог является гарантом решения поставленных задач. Приоритетной задачей системы повышения квалификации на современном этапе, согласно Концепции модернизации российского образования, становится повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированную, творчески работающую, социально активную и конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать социализированную личность в быстроменяющемся мире. Существуют определенные квалификационные характеристики учителя, общие требования к специалисту, должностные и функциональные обязанности педагога и т.д. А какие качества учителя могут указывать на то, что педагог является профессионально компетентным и уровень его компетентности соответствует требованиям инновационной педагогики. Какой труд учителя можно считать профессионально компетентным? Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям. От уровня профессионализма педагогов, их способности к непрерывному образованию напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития общества. В соответствии с этими требованиями можно определить основные подходы к развитию профессионализма педагога:
1 подход. Непрерывное научно-методическое
сопровождение развития профессионализма через
оказание помощи методическим объединениям,
отдельным педагогам в организации деятельности
на уровне школы, с учетом педагогического стажа,
уровня профессионализма и индивидуальных
запросов личности педагога. Главной целью
методической работы является – непрерывное
совершенствование квалификации педагога,
непрерывное содействие повышению его эрудиции и
компетентности в области методики преподавания,
в связи с корректировкой учебно–воспитательной
работы для перспективного развития процессов
обучения и воспитания их постоянного
саморазвития и самосовершенствования. Этот
вариант развития профессионализма реализуется
через следующие формы работы:
1. Повышение профессионального и культурного
уровня педагога;
2. Стимулирование его служебной и общественной
активности;
3. Обновление и совершенствование знаний в
области художественной педагогики;
4. Совершенствование педагогического и
методического мастерства на основе идей
педагогов новаторов и творческих работ
педагогов;
5. Совершенствование методов и стиля
взаимодействия с учащимися на принципах
гуманизации, демократизации, гласности;
6. Формирование умений и навыков анализа
образовательного процесса в целом и самоанализа
своей учебно – воспитательной деятельности в
частности ;
7. Приобщение педагогов к исследовательской
деятельности на основе доступных и понятных ему
методик;
Практические формы научно – методической
работы:
Лектории, конференции, научно – методические
семинары, научно – практические и проблемные
семинары, работа творческих лабораторий и
временных творческих групп формального и
неформального характера, дискуссии, круглые
столы, организационно – деятельные игры,
организация курсов повышения квалификации на
базе высших учебных заведений, организация и
проведение конкурсов профессионального
мастерства, работа МО, школы молодого педагога,
индивидуальные консультации, признание
потенциальных возможностей каждого педагога,
адресное планирование повышения квалификации,
обобщение опыта индивидуальной работы с каждым
педагогом.
2 подход. Развитие профессионализма через
курсы повышения квалификации без отрыва от
производства с получением документа
государственного образца. Данная форма
может быть реализована очно и заочно на
основании договоров с учреждениями, имеющими
лицензию на повышение квалификации. Такие курсы
решают проблему срыва учебного процесса.
Ежегодно с 1 апреля начинается прием на
дистанционные (заочные) курсы повышения
квалификации Педагогического университета
“Первое сентября”. В этом учебном году ведущие
специалисты предлагают учителям 56 курсов по 19
предметам. Обучение начинается с сентября и
проводится совместно с отделением
педагогического образования МГУ им. М.В.
Ломоносова. Возможность учиться у первоклассных
специалистов оказалась чрезвычайно
востребована учителями страны. В нашей школе в
прошлом учебном году на подобных курсах
обучались двое, в этом году такую форму повышения
квалификации выбрали уже четверо педагогов.
3 подход. Реализация накопительной системы повышения квалификации, учитывающей индивидуальную образовательную программу педагога. Вот уже второй год проводится фестиваль “Открытый урок”. Он сразу же стал самым массовым педагогическим форумом. В первый год было прислано и опубликовано 2 600 работ. В этом году – 4 700. Такая популярность связана с тем, что все присланные на фестиваль работы публикуются. Поэтому у всех участников появилась возможность поучиться друг у друга, т.к. сборник тезисов и диски с работами разосланы всем участникам фестиваля. В нашей школе эти диски с разработками участников фестиваля уже завоевали свою популярность, т.к. опыт коллег со всей страны представленный в виде разработок уроков, докладов, статей и т.д. помогает не только воспользоваться какой-то идеей или педагогическим приемом, но и сравнить свой педагогический опыт с опытом других учителей. В апреле 2005 года Издательский дом открыл новый фестиваль - фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”. Цель фестиваля: предоставить площадку для публикации работ учащихся, выполненных под руководством педагогов. По аналогии с фестивалем “Открытый урок” будут публиковаться все материалы. Сборник тезисов и диски с работами будут высылаться каждому участнику. В нашей школе пятеро учеников под руководством троих педагогов приняли участие в фестивале. Мне кажется, что представление открытой трибуны любому ученику так же важно, как и предоставление ее для учителя.
Результаты прогнозных исследований ученых, показывают, что в наступающем веке образование должно будет стать непрерывным процессом, который будет продолжаться в течение всей жизни человека. Ведь только таким образом он сможет адаптироваться к непрерывным технологическим инновациям, которые будут требовать не только постоянного совершенствования орудий труда, но также самого его содержания, способности овладевать новыми знаниями и специальностями профессиональной деятельности. Критерием оценки эффективности развития профессионализма будет являться положительная динамика в уровне профессионализма педагогов, а также уровень удовлетворенности учителей и востребованность предлагаемых услуг. В 2005 году наша страна отметила десятилетие Российского дистанционного обучения, приведу несколько цифр, взятых из аналитического доклада Всемирного банка “Готовность России к информационному обществу” (данные 2004 года):
Средняя школа | Вузы | |
Образовательные учреждения, имеющие
подключение к Интернету |
13% | 81% |
Образовательные учреждения, использующие Интернет в учебном процессе | 5% | 27% |
Преподаватели, имеющие компьютер дома | 24% | 93% |
Преподаватели, имеющие доступ в Интернет | 6% | 46% |
Преподаватели, прошедшие подготовку по использованию Интернета в обучении | 6% | Нет сведений |
Как видно из таблицы, в высших учебных заведениях дело обстоит несколько лучше, чем в средней школе. В нашей школе дома имеют компьютер 9 человек, что составляет 23% преподавательского состава, доступ к Интернету – 6 человек – это примерно 15%. Два преподавателя прошли профессиональную подготовку на курсах при Центре Федерации Интернет Образования. По результатам интернет - исследования, проведенного фондом “Общественное мнение” и сайтом www.strana.ru, выяснилось, что основную группу (25%) пользователей Интернета составляют подростки в возрасте 16-25 лет, средний возраст преподавателей вуза сейчас 60 лет. Средний возраст педагогов нашей школы – примерно 44 года. Есть повод для размышления. В течение пяти лет в нашей школе окончили областные курсы повышения квалификации 5% коллектива учителей, районные – 21%, курсы при Московском университете “Первое сентября” - 13%, заочное обучение – 10, 5%, компьютерное самообучение – 29%, самообразование учителей через методическую работу школы – 100%. (см. в приложении). Приведенные цифры свидетельствуют о том, что, не имея возможности повышать квалификацию через очные курсы, учителя школы чаще всего используют заочные формы дистанционного обучения.
При содействии Министерства образования РФ сегодня существуют постоянно действующие курсы повышения квалификации учителей с помощью Интернета. Из наиболее популярных можно перечислить следующие образовательные учреждения: Российский государственный институт открытого образования – www.openet.ru. Глобальный открытый университет – www.gou.ru. Федерация Интернет Образования – www.fio.ru. Организация учебного процесса сводится к изучению специально подготовленных учебных материалов, тестированию, возможности консультации с преподавателем. Учебный процесс включает в себя выполнение индивидуальных заданий, электронные семинары и занятия, кроме того, учебный материал дублируется на компакт-диске, который высылается слушателям обычной почтой.
Работа в Интернете может быть нескольких видов:
- Организация совместных исследовательских работ учащихся, учителей разных школ.
- Обеспечение консультационной помощи из научно-методических центров
- Создание сети дистанционного обучения и повышения квалификации педагогических кадров.
- Оперативный обмен информацией, расширение кругозора.
В ситуации изменений, происходящих в образовании, все более значимой для педагога становится адресная индивидуализированная помощь, которая оказывается ему оперативно и направлена не столько на преодоление дефицита, связанного с недостатком знаний по актуальным вопросам обучения и воспитания, сколько обеспечивает поддержку в поиске и мобилизации собственных ресурсов для решения возникающих профессиональных проблем. Таким характеристикам соответствует виртуальное консультирование, т.е. консультирование педагога по интересующим вопросам, осуществляемое на базе информационно-коммуникационных технологий при помощи технико-технологических и информационных ресурсов Интернета.
Структурные компоненты такого консультирования:
- запросы на консультирование, сформулированные от первого лица (затруднения в области обучения, воспитания учащихся, методической деятельности, непрерывного профессионального педагогического образования или по вопросам личностно-профессионального развития педагога);
- консультационный текст, составленный и оформленный в текстовом редакторе консультантом;
- список литературы или других источников, которые использовались для подготовки текста консультации.
Наиболее масштабно и целостно виртуальное (сетевое) консультирование педагогов осуществляется на консультационной линии портала “Auditorium” – http://www.auditorium.ru/consalt/pedagogics/line9/gb.php?step=view. Консультирование направлено главным образом на удовлетворение предъявленного педагогом (клиентом) информационного запроса. Это своеобразный брифинг специалистов, которые взаимодействуют посредством переписки в режиме on-line или off-line. Кроме “Auditorium” консультирование осуществляют образовательные порталы и сайты:
“Международное образование” - http://www.international.edu.ru,
“Единый государственный экзамен” - http://ege.edu.ru/PortalWeb/index.jsp,
“Российское образование” - http://www.edu.ru и другие.
Виртуальные консультации помогают решать сопутствующую задачу – формировать у педагогов грамотность в использовании Интернета как ресурса непрерывного профессионального педагогического образования – для нахождения информации, ее обработки и использования в целях генерации необходимого знания. Прогресс использования Интернета обусловлен следующими его дидактическими свойствами:
- публикацией учебно-методической информации в гипермедийном варианте;
- педагогическим общением в реальном и отложенном времени между субъектами и объектами учебного процесса;
- открытым во времени и пространстве дистанционным доступом к информационным ресурсам.
Для успешного внедрения Интернета в учебный процесс необходимо решить несколько задач:
- определить структуру в образовательном учреждении;
- разработать учебно-методическое обеспечение;
- спланировать Интернет - обучение;
- подготовить преподавателей;
- организовать материально-техническое и финансовое обеспечение;
- адаптировать документооборот.
Подготовка и повышение квалификации работников образования по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) является одной из важнейших задач информатизации образования. Без достижения учителями должной квалификации по использованию ИКТ в образовательном процессе и средства, вкладываемые в техническое оснащение школ, подключение их к компьютерным сетям, создание электронных учебных материалов не приносят должной отдачи. Учителю необходимо иметь возможность повысить квалификацию по компьютерным технологиям, уровень которых соответствует потребностям современной школы. В основном формы повышения квалификации учителей по ИКТ, используемые в настоящее время, достаточно традиционны. Несмотря на появление новых форм и технологий обучения, наиболее эффективной остается очная курсовая подготовка. Ее дополняет самообучение в коллективе учителей своей школы.
Можно выделить три этапа самообучения:
- первичное ознакомление с компьютером, операционной системой и офисными технологиями
- углубленное изучение отдельных информационных технологий (сетевых, создания презентаций и др.)
- освоение ИКТ применительно к профессии учителя.
Точка зрения, что учитель, умеющий работать с компьютером на уровне обычного пользователя, сам научится применять его на уроках, представляется чрезмерно оптимистичной. Успешность и эффективность применения компьютерной техники в преподавании общеобразовательных предметов можно гарантировать только в том случае, когда учитель мотивирован на использование компьютера, имеет широкий кругозор, владеет программными средствами, как общего, так и учебного назначения, может определить место информационно-коммуникационных технологий в методической системе преподавания предмета. В этой связи является чрезвычайно важным обучение учителей эффективно пользоваться имеющимся виртуальным инструментарием для самостоятельного проектирования учебного процесса. Информацию для разработки методических и дидактических материалов можно найти на сайтах российской информационно-образовательной сети:
- “Кирилл и Мефодий” - http://www.km.ru/,
-“Каталог образовательных интернет-ресурсов” - http://webshere.novsu.ac.ru,
-“Открытый Колледж” - http://www.college.ru/.
Необходимо подчеркнуть, что сами по себе информационно-коммуникационные технологии не оптимизируют обучение, а также ни в коей мере не вытесняют традиционные методы и приемы. Они лишь позволяют приблизить школьную методику к требованиям сегодняшнего дня. В настоящее время одной из наиболее актуальных задач системы непрерывного педагогического образования является формирование информационно-коммуникационной компетентности (ИКК) учителя. Такая компетентность учителя понимается как совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям, а также способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационных технологий.
Информационные технологии эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: если учитель мыслит прежними категориями, то использование технических средств не меняет сути образовательного процесса и традиционного репродуктивного метода подачи материала. Интеграция информационных технологий может осуществляться в трех основных аспектах:
- использование уроков информатики для закрепления знаний по другим предметам;
- проведение занятий по предметам в компьютерном кабинете;
- свободный доступ школьников и педагогов во внеурочное время для самостоятельного поиска и обработки значимой для них информации.
Участники образовательного процесса должны получить доступ к информационным ресурсам на различных носителях, в том числе и к сети Интернет. В связи с этим в каждой школе необходимо создать условия для повышения квалификации учителей, обеспечить их индивидуальную творческую деятельность, организовать работу по методической поддержке в области использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. Таким образом, необходимо сначала определить:
- задачи внутришкольной подготовки педкадров в области применения средств ИКТ в профессиональной деятельности;
- типологии целей обучения в условиях внутришкольной подготовки педкадров в области информатизации образования: получение новых знаний, новой информации; овладение информацией на новом уровне; выработка ИКТ -компетентности педкадров; удовлетворение познавательных интересов педкадров в области информатизации образования;
- цели внутришкольного обучения в области информатизации образования: консультирование, подготовка и переподготовка педкадров в области целенаправленного и осознанного использования средств ИКТ в профессиональной деятельности в условиях информационной образовательной среды школы для повышения эффективности образовательного процесса.
В Моральном кодексе Российского педагога записано: педагог должен быть самокритичным и одновременно оптимистом в своей профессиональной деятельности, должен постоянно расширять свою эрудицию, развивать профессиональную культуру и мастерство, стремиться к профессиональному совершенствованию и творческой самореализации, заботиться как о своем авторитете, так и об авторитете коллег. Поэтому необходимо постоянно самообразовываться. Мне, как школьному учителю информатики, нужна непрерывная квалификационная поддержка. Из-за высокого темпа обновления информационных технологий существует постоянный риск потери большинства методических накоплений. Обновляется программное обеспечение, компьютерная техника модернизируется почти каждые два года. В связи с этим я определила для себя личную программу повышения квалификации:
- в 2004-2005 учебном году окончила заочные курсы повышения квалификации при Московском педагогическом университете “Первое сентября” по темам: “ Методика преподавания современного курса информатики” и “Информационные системы в базовом и профильном курсах обучения информатике”;
- приняла участие в фестивале педагогических идей “Открытый урок”, получила диплом участника фестиваля и сертификат на факт публикации работы;
- в 2005-2006 учебном году прохожу курсы повышения квалификации по математике;
- участвую в методическом конкурсе “Как это делаю я”, который проводится по Интернету для учителей информатики;
- руковожу методическим объединением, распространяю свой опыт по повышению квалификации средствами информационных технологий.
“… то, что мы знаем – ограничено, а то, что не знаем – бесконечно”. Поэтому используйте возможность выписать или приобрести соответствующую методическую литературу, поступайте на курсы, изучайте компьютерную технику, идите в ногу со временем. “Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием”. (А.Дистервег)