Урок чтения во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Показать приёмы формирования у учащихся навыка беглого чтения.
  2. Учить, вслушиваясь и вчитываясь в стихотворение, определять чувства и настроение автора.
  3. Побуждать детей к овладению приёмами выразительного чтения: соблюдение пауз, постановка логического ударения.
  4. Воспитать любовь к своей Родине, русской природе, языку.
  5. Формировать умение выражать своё отношение к прочитанному.

Оборудование: портрет С. Есенина; иллюстрация зимней берёзки; книга стихотворений С. Есенина для детей “Черёмуха”; иллюстрация картины Грабаря “Февральская лазурь”; картинки – кисти, кайма, бахрома (или платок с бахромой); пластинка с записью стихотворения С. Есенина “Берёза”, книга для учащихся: В.С. Кузин “Изобразительное искусство” 1-2 класс.

Ход урока

I. Организация класса (проверяю наличие учебников 1 и 2 части; линейки; простого карандаша; рабочей тетради по чтению.)

II. Упражнения для развития артикуляционного аппарата (цель: развитие чёткости и правильности речи.)

А) речевая гимнастика:

  1. “Забей гол”. Рот закрыт, губы без движения. Кончик языка задевает щёки.
  2. “Почисти зубки”. Кончиком языка при закрытом рте чистим зубы.
  3. “Дворник”. Высунутым языком облизать верхнюю и нижнюю губы.
  4. “Качели”. Водить нижнюю челюсть из стороны в сторону, затем вперёд – назад.
  5. “Лошадка”. Цоканье.
  6. “Задуй свечу”. Щёки должны быть втянуты.

Б) скороговорка (на доске):

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба
Говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.

  • Чтение детьми медленно (чётко [Р]);
  • Средний темп с чётким выделением звука [Р];
  • Быстро, но звук слышится отчётливо, форма слов сохранена.

Дежурная буква “Р”.

В) зрительный диктант (развитие кратковременной памяти):

У нас каждый человек должен трудиться. (32 буквы).

Засверкали снежинки на ветвях деревьев. (34 буквы).

(На доске)

Открывается каждое предложение на 4-5 секунд. Затем закрывается, а дети записывают его в тетрадь. (Взаимопроверка – “работа в парах”).

III. Проверка домашнего задания.

1) Игра “Разведчик”. Задание: в домашнем рассказе с.166 (2 часть) В. Бианки “Любитель холодных ванн” считайте, сколько встретилось слов с буквой “Р” (до слова “прорубь”). Запишите карандашом на странице. (Прохожу по рядам, ставлю “+” тем, у кого близко к правильному). Правильно – 24 слова. Затем дети поднимают руки, кому поставила “+”. Хвалю за внимательность.

2) Выборочное чтение.

  • Прочитайте, что вас удивило в рассказе В. Бианки “Любитель холодных ванн”.
  • Почему водяной воробей может нырять и плавать даже в ледяной воде?
  • Каких ещё птиц, зимующих в нашем крае, вы знаете? (в виде игры “Аукцион”).

3) Чтение с линейкой (способствует развитию зрения, расширению поля чтения, умению адаптироваться, т.е. угадывать последующий текст).

  • Закройте текст на ширину линейки. Читаем цепочкой, догадываясь о последних словах и называем их. Для этого быстро заглядываем на начало следующей строки. (Читаем сначала текст – 9 строк до слов … “руками” – 9 человек).

4) Упражнение “Диктор”. (Продолжаем читать текст – 8 строк до слов … “водяного жука”). Читаем дальше хором. По команде: “Экран” дети отрывают глаза от книги и смотрят на доску (на счёт 1-2). Затем продолжают читать и т.д. Цель: умение быстро ориентироваться на странице за счёт расширения угла зрения и умения распределять внимание.

IV. Гимнастика для глаз (развивать оперативное поле, т.е. широкое поле для одновременного восприятия).

1) Откинуться назад на спинку стула, прикрыть веки, крепко, как только можно зажмурить глаза – открыть глаза. (5-6 раз).

2) Руки вытянуть вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Сделать вдох. Следить за руками глазами, не поднимая головы. Руки опустить, сделать выдох.

3) Смотреть на доску 2-3 секунды, затем перевести взгляд на кончик носа 3-5 секунды.

4) Закрыть веки, в течение 10-30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев.

V. Сообщение темы урока, предварительная беседа, сведения о С. Есенине.

1. Сергей Александрович Есенин (1895-1925 г.г.) родился в Рязанской губернии, в селе Константиново. Родители его были бедными крестьянами. В два года мальчика отдали в зажиточную семью деда. Целые дни проводил он на воле. Мальчик любил бескрайние поля и луга своего родного села, радовался и белой берёзке, и душистой черёмухе… В осенние и зимние вечера любил слушать бабушкины сказки и песни. Хотелось самому сочинять. И свои первые стихи создал в 9 лет. В 1916 г. вышла первая книга стихов Есенина. (Рассказывает заранее подготовленный ученик. Дети одновременно рассматривают портрет С. Есенина.)

2. Беседа.

Мы с вами читали стихотворения о зиме разных авторов. Вспомните, какой показана зима у Н.А. Некрасова в стихотворении “Мороз-воевода”? (Красивая, волшебная, величественная, т.к. царство Мороза не просто большое, а “великое”. Но и суровая и холодная.)

А у А. Пушкина “Опрятней модного паркета”? (Красивая, весёлая, радостная.)

А у С. Есенина “Пороша”? (Тоже красивая, но спокойная, снежная.)

И сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением С. Есенина “Белая берёза”. Послушайте его внимательно и постарайтесь представить себе нарисованные в нём картины и почувствовать настроение автора.

VI. Первоначальное знакомство с текстом (читает учитель).

VII. Беседа.

- Что вы представляли, слушая стихотворение?

А почувствовали, какое настроение? (Восторженное.)

Почему берёза привлекла внимание поэта, вызвала удивление, восхищение, ведь поэт часто видел её из окна?

Какой нарисована берёза в этом стихотворении, нам и предстоит выяснить.

VIII. Дыхательные упражнения.

a) И.П. – основная стойка, руки на затылке, локти вперёд.

1-2 – подняться на носки, отведя локти в сторону, медленный глубокий вдох через нос.

3-4 – глубокий выдох через рот, возвращаясь в исходное положение (3-4 раза).

b) “Гуси шипят”. И.П. – стойка ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс.

1-4 – наклониться вперёд и, вытягивая шею, произнести на удлинённом выдохе: ш-ш-ш-ш-ш (4 раза).

c) “Косарь”. И.П. - стойка ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперёд, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движение косаря, делать размашистые движения руками и произносить: ух, ух! (4 раза).

d) “Дровосек”. И.П. – широкая стойка ноги врозь, кисти рук в замок.

1 – поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице, глубокий вдох через нос.

2 – наклоняясь вперёд, руки опустить резко вниз между ног: ах, ах! – выдох через рот.

3 – И.П. (4 раза).

IX. Чтение учащихся (самостоятельно).

Прочитайте стихотворение про себя и определите, чем создаётся такое восторженное настроение?

X. Работа над стихотворением.

1. Ответы на поставленный вопрос (автор любуется родной природой, берёзкой).

2. В каких строчках говорится о цвете? (белая берёза; принакрылась снегом; горят снежинки в золотом огне).

3. – Какая зима?

А берёза?

Какие бы краски понадобились, чтобы нарисовать заснеженную берёзу?

4. Прочитайте, как автор описывает иней (2 строфа).

Где вы видели кайму, бахрому, кисти? (Слова напечатаны на доске. Учитель показывает картинки или платок).

5. Прочитайте и ответьте на 3 вопрос в конце стихотворения.

6. Прочитайте ещё раз и представьте себе эту берёзу.

Почему автор подобрал слово принакрылась, а не укрылась, накрылась? (Укрылась – закрылась снегом со всех сторон. Принакрылась – слегка накрылась).

7. Прочитайте то четверостишие, которое вам особенно понравилось. Почему оно показалось вам особенно интересным?

8. А кто прочитает всё стихотворение, передавая настроение автора и своё? (2 человека).

Что передал 1 ученик? Какой представил нам зиму? Берёзу?

А что хорошо представил себе 2 ученик?

Хорошо, что дети передали каждый своё, то, что лучше понял и почувствовал в стихотворении.

XI. Беседа по картине Грабаря “Февральская лазурь” (с.94 “Изобразительное искусство”. 1-2 класс. В.С. Кузин…)

Рассмотрите внимательно иллюстрацию к картине Грабаря “Февральская лазурь”. Какое настроение она у вас вызывает? Почему? (Цвет передаёт настроение).

Да, ваше настроение совпало с настроением художника. Он восхищался могучим великолепием ветвистой берёзы. Он изобразил её чистыми несмешанными цветами: белым, синим, зелёным, красным. А небо – переливчатое – пишет резкими синими полосами по белому фону. Ветви берёз устремляются вверх, словно в радостном шумном порыве приветствуют солнечное морозное утро. Сам художник вот что рассказывал о создании своей картины: “В то необычное утро природа праздновала какой-то небывалый праздник. Я стоял около дивной берёзы, у которой было редкостное построение ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы поднять её. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической картины: Какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, Объединённые голубой эмалью неба… Если бы десятую долю этой красоты передать”.

Похожи ли берёзы, изображённые художником на картине Грабаря и в стихотворении Есенина?

XII. Итог урока.

Кто хочет прочитать стихотворение Есенина, передавая своё настроение?

Стихотворение музыкально. Вам слышится мелодия? Кто-нибудь хочет напеть это стихотворение на какой-нибудь мотив?

XIII. Домашнее задание.

Если стихотворение понравилось, то выучи, если не очень – читай по книге выразительно, целыми словами.