Цель урока:
- Закрепить умение и навыки в вычислении периметра многоугольника, познакомить с формулой вычисления периметра прямоугольника, учить пользоваться этой формулой.
- Развитие познавательного интереса, творческих способностей.
- Воспитание трудолюбия.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Математическая разминка.
1. Вычислите в уме и запишите ответ:
I. | II. |
14 + 9 | 9 + 12 |
8 + 13 | 15 + 16 |
60 – 23 | 31 – 13 |
50 – 38 | 15 + 16 |
80 – 21 | 62 – 17 |
15 + 18 | 70 – 37 |
23 + 28 | 40 – 25 |
15 + 38 | 14 + 17 |
2.
а) Найдите сумму чисел каждой строки и запишите ответ в свободную клетку.
б) Найдите сумму чисел каждого столбца и запишите ответ в свободную клетку.
в) Как найти число, которое надо записать в правую нижнюю клетку? Почему в каждом из двух возможных способов получится один и тот же результат?
12 | 13 | 18 | |
14 | 15 | 16 | |
26 | 17 | 4 | |
3) Букашка за 1 мин. проползет расстояние равное отрезку ОК. Хватит ли ей 11 мин., чтобы проползти расстояние, равное отрезку АМ (рис.1)?
Рис. 1
Как изобразить путь, который проползет букашка за 7 мин.?
4)
“Задали детям в школе урок
Прыгают в поле сорок сорок.
Десять взлетели, сели на ели.
Сколько осталось в поле сорок?”
III. Преобразовать величины.
1) На уроках математики вы изучали единицы длины, массы, времени. Назовите, какие единицы длины вы знаете.
2) Выразите название единицы в более мелких единицах:
1 км = … м = … см;
1 м = … дм = … см = … мм;
1 дм = … см = … мм;
16 м 50 см = … см;
2 дм 4 мм = … мм;
6 м 2 см = … см;
9 км 15 м = … м.
Назовите еще раз единицы длины.
Какими единицами длины люди пользовались раньше? (Ребята называют версту и сажень). Да, но это не все. Сейчас нам о старинных единицах длины сообщат ребята.
1-й ученик. В каждом доме есть измерительные приборы: это сантиметровая лента, линейка. Есть и другие измерительные приборы: часы, счетчик, термометр, счетчик электроэнергии и другие. Приборы на щитке автомобиля показывают, сколько в баке бензина, сколько километров автомобиль прошел. В магазине главный измерительный прибор – весы. Огромное количество приборов измерительных можно встретить на заводах, химических предприятиях, фабриках. Сельское хозяйство тоже невозможно без измерений. Агроном должен знать температуру почвы, количество семян, высеянных на участке, количество удобрений и так далее. Измерения – важнейшее дело в современной жизни. Но не всегда было так. Необходимость производить какие-либо измерения появилась позднее, когда люди стали жить большими группами и, когда начался обмен товарами. И, конечно, не могли обойтись без измерений древние строители пирамид, храмов и дворцов.
2-й ученик. Первые единицы для измерения величин были не слишком точными. Расстояния измерялись шагами. У разных людей они различны. Для измерения больших расстояний в Древнем Риме служила миля – 1000 двойных (и правой, и левой ногой) шагов. А у некоторых народов расстояние измерялось переходами. В рассказе Джека Лондона “Белое безмолвие” индеец на вопрос о том, сколько осталось ехать, отвечает: “Едешь 10 снов, 20 снов, 40 снов”, то есть суток. У многих народов мерой измерения расстояния была стрела – дальность полета стрелы.
Однако, ни рост человека, ни материю шагами, стрелами не измеришь. И стали применять “измерительные приборы”, которые всегда при себе – длину сустава пальца, расстояние от локтя до кончика среднего пальца, размах руки и так далее. Но локти у разных людей имеют разную длину. Поэтому в каждом городе издавался указ, каким локтем следует пользоваться при измерениях.
3-й ученик. На Руси были сажени. Косая сажень – расстояние от пальцев ноги до кончиков пальцев поднятой вверх руки. Маховая сажень – расстояние между кончиками пальцев разведенных в сторону рук. Для измерения малых длин существовала ладонь. Еще меньшей единицей был дюйм (Дюйм – название сустава большого пальца в Голландии). В русский быт дюйм и фут (ступня) ввел Петр I.
В XVIII веке Петр I указом ввел некоторые изменения русских мер длины, дополняя их новыми, и прежняя система мер получила окончательный вид (таблицу можно записать на доске):
Миля = 7 верстам (= 7 км 47 м);
Верста = 500 саженей (= 1 км 7 м);
Сажень = 3 аршинам 7 футам (= 2 м 13 см);
Аршин = 16 вершкам = 28 дюймов (= 71 см 1–2 мм);
Фут = 12 дюймам (= 30 см 5 мм);
Дюйм = 10 линиям (= 2 см 5 мм);
Линия = 10 точкам (= 2,5 мм).
Некоторые из этих единиц используются и сейчас. Например, в Англии: фут и дюйм, у нас, в России дюйм используется при нарезании резьбы для газовых труб. Это одна из мелких единиц. В переводе дюйм означает сустав большого пальца руки. Вы знаете сказку Андерсена “Дюймовочка” и теперь можете объяснить, откуда девочка получила свое имя.
Но сейчас во всем мире пользуются общепринятыми единицами измерений. В России единая система мер была введена постановлением Совета Народных Комиссаров в 1918 году. Сегодня мы с вами повторим единицы длины, которые понадобятся при работе по теме урока.
IV. Повторение.
1. Что называется периметром многоугольника?
2. Как высчитать периметр квадрата, прямоугольника, треугольника?
3. Как называется треугольник, у которого все стороны равны? Как можно вычислить его периметр?
4. Решить устно:
а) Вычислить периметр треугольника со сторонами 12 см, 16 см и 19 см.
б) Вычислить периметр квадрата со стороной 10 см 5 мм.
в) Вычислить периметр пятиугольника со сторонами 3 см, 5 см, 9 см, 11 см, 14 см.
г) вычислить периметр прямоугольника. Сколькими способами можно вычислить периметр прямоугольника?
а = 60 см; в = 30 см.
1-й: 60 + 60 + 30 + 30 = 180 (см);
2-й: 60х2 + 30х2 = 180 (см);
3-й: (60 + 30)х2 = 180 (см).
V. Самостоятельная работа.
Начертите прямоугольник, у которого длина 6 см, а ширина на 2 см короче. Вычислите периметр прямоугольника тремя способами.
Проверка в парах.
1) 6 + 6 + 4 + 4 = 20 см | а + а + в + в |
2) 6х2 + 4х2 = 20 см | ах2 + вх2 |
3) (6 + 4)х2 = 20 | (а + в)х2 |
Какие еще прямоугольники можно начертить с периметром 20 см? Чему могут быть равны длина и ширина?
Составьте и заполните I-ю графу таблицы.
Таблица 1.
I | II | III | IV | V | VI | VII | |
Длина | 6 | 7 | 8 | 9 | 5 | а | в |
Ширина | 4 | 3 | 2 | 1 | 5 | а | в |
Периметр | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | (а + в)х2 | 4а |
VI. Изучение нового материала.
Подумайте, что мы сегодня изучаем? Как назвать тему урока?
1. Запишите, чему равен периметр прямоугольника, у которого длина а см, ширина в см?
Р = (а + в)х2
2. Запишите формулу периметра квадрата со стороной а.
Р = 4а.
3. А теперь заполните остальные графы таблицы 1 (II–VII).
VII. Закрепление нового материала.
1. Подумайте и ответьте на вопрос: Где в окружающей жизни применяется вычисление периметра прямоугольника и квадрата? Приведите примеры.
2. Задача. Вычислите длину стороны квадрата, если его периметр равен 36 см.
Р = 4а.
а = Р:4 = 36:4 = 9 (см).
Ответ: сторона квадрата равна 9 см.
3. Вычислите периметр прямоугольника, заполнив таблицу:
А | 14 см | 23 см | 11 см 5 мм | 7 см | 5 дм | 20 м | 3 дм 5 см |
В | 12 см | 9 см | 2 см 5 мм | 3 см | 6 см | 10 м | 6 дм 5 см |
Р | 52 см | 64 см | 28 см | 20 см | 22 см | 60 м | 20 дм |
4. Придумайте задачу на вычисление периметра из окружающей обстановки.
5. Начертите прямоугольник, у которого периметр равен длине отрезка АВ.
6. Начертите в тетради прямоугольник, длина которого а) в 3 раза больше ширины; б) на 3 см больше ширины.
7. Сколько прямоугольников вы видите на рисунке 2. Запишите их.
Рис. 2
8. Начертите несколько прямоугольников, у которых отрезок АВ является одной из сторон.
Обозначьте один из этих прямоугольников и найдите его периметр. Обозначьте еще один из построенных прямоугольников и найдите его периметр.
9. Задача (самостоятельно).
Для осушения прямоугольного участка земли по его периметру выкопали канаву. Какова длина канавы, если стороны участка равны 1250 м и 750 м?
Р = (1250 + 750)х2 = 2000 м.
Ответ: длина канавы 2000 м.
10. Периметр двух прямоугольников равны. Можно ли утверждать, что стороны одного прямоугольника равны сторонам другого. Привести примеры.
11. Периметр прямоугольника 120 см, а одна из его сторон равна а см. Составь формулу для вычисления другой стороны. Вычисли ее, если: 1) а = 35; 2) а = 40; 3) а = 52. Может ли быть сторона равной 59 см, 3 см, 70 см? Почему?
12. Сделайте необходимые измерения и вычислите периметр фигур, изображенных на рисунке 3.
Рис. 3
Итог урока, оценки.
Задание на дом.
Стр. 133, № 24 (а, б), 25, 29.
Придумать задачу на вычисление периметра из окружающей жизни.